г. Чита |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А78-6590/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ричес" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 октября 2013 года по делу N А78-6590/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ричес" (ИНН 7535014615, ОГРН 1047550012091) к Читинской таможне (ИНН 7536030497, ОГРН 1027501148553) о признании недействительным решения N 10612000/060712/61 от 06.07.2012 г. и требований NN 735, 736, 737, 738, 739 от 16.07.2012 г.
(суд первой инстанции судья Судакова Ю. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Давыдова Л. И. - представитель по доверенности N 5 от 10.01.2011 г.;
от заинтересованного лица: Шульгина Н. Б. - представитель по доверенности от 11.02.2013 г.;
от третьего лица - Федеральной таможенной службы России: Алыпова Е. В. - представитель по доверенности от 21.12.2012 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ричес" (далее заявитель, ООО "Ричес") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (далее таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения N 10612000/060712/61 от 06.07.2012 г. о предоставлении тарифных преференций в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины на основании сертификатов о происхождении товара формы "А" и требований от 16.07.2012 г. NN 735, 736, 737, 738, 739 об уплате доначисленных таможенных платежей и пеней.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 октября 2013 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, поскольку для подтверждения факта происхождения ввезенных товаров из Китая ООО "Ричес" обязано представить надлежащим образом оформленные сертификаты формы А (в том числе удостоверенные компетентными органами).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Ричес" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на субъективность решения таможенного органа и не подтверждение его объективными данными. Так, таможня не проводила надлежащую проверку, не зафиксировала обязанность по уплате таможенных платежей и механизм произведенного начисления, не привела доказательств предоставления преференций, а суммы, отраженные в требованиях, невозможно соотнести с решением таможенного органа. Таможней не учтено, что Общество уплачивало платежи на основании действительной обязанности без учета преференций.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган выражает согласие с решением суда первой инстанции.
Представитель таможни просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо - Федеральная таможенная служба России в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель третьего лица просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Ричес" зарегистрировано в качестве юридического лица 2 июня 2004 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1047550012091, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица и выпиской из Единого государственного реестра юридического лиц.
18 декабря 2008 года между ООО "Ричес" и Торгово-промышленной компанией корпорацией с ограниченной ответственностью "ЦЗИ СИНЬ" (продавец) заключен внешнеторговый контракт N HLDN-400, по условиям которого продавец обязался поставить и передать в собственность Общества, а Общество обязалось принять и оплатить переданную ему продукцию (фрукты овощи) на условиях FCA-Маньчжурия.
20 августа 2010 года между ООО "Ричес" и Инкоуской фруктовой компанией с ограниченной ответственностью "ЛУНСИНЬ" (продавец) заключен внешнеторговый контракт N YKLX-09-03, по условиям которого продавец обязался поставить и передать в собственность Общества, а Общество обязался принять и оплатить переданную ему продукцию (фрукты овощи) на условиях FCA-Маньчжурия.
В рамках исполнения условий названных контрактов в адрес ООО "Ричес" поступили товары - овощи (свекла, лук, морковь, перец, картофель), фрукты (яблоки, сливы), оформленные по 6 декларациям на товары N N : 10612050/110710/П004039, 10612050/130810/0004852, 10612050/180810/0004935, 10612050/230810/0005016, 10612050/230810/0005017, 10612050/171010/0006156.
В графе 36 данных деклараций Обществом была заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде тарифной преференции по снижению ставки ввозной таможенной пошлины, в обоснование которой были представлены сертификаты о происхождении товаров по форме "А" N :
На основании указанных сертификатов о происхождении товара по форме "А" таможней принято решение о выпуске товара с предоставлением тарифной преференции, о чем свидетельствуют данные в графе 36 "Преференция", в графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы/сертификаты и разрешения", в графе 47 "Исчисление платежей" названных деклараций на товары.
После выпуска товара таможней была проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения условий предоставления тарифных преференций по товарам (овощи, фрукты), оформленным ООО "Ричес" по таможенным декларациям за 2010 год, о чем составлен акт камеральной таможенной проверки N 10602000/110712/0000085.
В ходе проведенной камеральной таможенной проверки было установлено, что при декларировании товаров по декларациям на товары N N :10612050/110710/П004039, 10612050/130810/0004852, 10612050/180810/0004935, 10612050/230810/0005016, 10612050/230810/0005017, 10612050/171010/0006156 Обществу были необоснованно предоставлены тарифные преференции на основании сертификатов о происхождении товаров формы "А", не соответствующих требованиям пункта 4 статьи 21 ТК Таможенного союза, главы VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятых Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (далее - Правила).
Данный факт привел к занижению уплаты таможенных платежей по указанным декларациям на товары.
Принятым решением таможни от 6 июля 2012 года N 10612000/060712/61 решения Читинского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций при выпуске товаров, оформленных по вышеуказанным декларациям на товары, признаны несоответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Не согласившись с решением таможни N 10612000/060712/61 от 06.07.2012 г. об отмене решений таможенного поста по предоставлению тарифных преференций на товары, ООО "Ричес" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Общества, в силу следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10 и от 5 июля 2011 года N 651/11.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требование ООО "Ричес" может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения таможни закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подп. 6 п. 2 статьи 181 ТК Таможенного союза, в декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также применение льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно подп. 1 п. 1 статьи 74 ТК Таможенного союза к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
В соответствии с п. 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерациейзону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с ч. 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 58 ТК Таможенного союза, установлено, что определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В соответствии с п. 1, 2 статьи 59 ТК Таможенного союза в подтверждение страны происхождения товаров, таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу п. 1 статьи 62 ТК Таможенного союза, при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 1 статьи 61 ТК Таможенного союза, сертификат о происхождении товара это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
В соответствии со статьей VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (приложение к Соглашению от 12 декабря 2008 года) в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А"(приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А"(приложение 2).
Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
Согласно пункту 3, 4 статьи 61 ТК Таможенного союза сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 ТК Таможенного союза При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Пунктом 1 статьи 62 ТК Таможенного союза установлено, что при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что наличие оснований для предоставления льготы по уплате таможенных платежей (в виде тарифной преференции) должно доказать заинтересованное лицо, то есть ООО "Ричес".
При этом допустимым доказательством данного обстоятельства является надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара по форме "А".
Китай (под номером 41) включен в Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 29.11.2009 N 130.
Следовательно, для подтверждения факта происхождения ввезенных товаров из Китая предприниматель обязана представить надлежащим образом оформленные сертификаты формы "А" (в том числе удостоверенные компетентными органами).
В соответствии со статьей VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (приложение к Соглашению от 12 декабря 2008 года) Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Из Требований к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров по форме "А" (приложением N 2 к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран) следует, что графа 11 сертификата содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Судом первой инстанции установлено, что для подтверждения наличия права на тарифную преференцию ООО "Ричес" при таможенном оформлении были предъявлены сертификаты о происхождении товара по форме "А":
В графе 11 названных сертификатов указано наименование органа, его их выдавшего: "Manzhouli Entry-Exit Inspection and Quarantine Bureau of the Peoples Republic of China".
Между тем, в письме Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России от 13 апреля 2012 года N 05-91/18214 "О сертификатах о происхождении товара по форме "А" сообщено, что информации о том, что орган "Manzhouli Entry-Exit Inspection and Quarantine Bureau of the Peoples Republic of China" уполномочен выдавать сертификаты происхождения товара формы "А" от китайской стороны не поступало. ФТС России не получало ни от Комиссии Таможенного союза, ни от китайской стороны сведений об адресе указанного органа и его печати.
Как уже отмечалось, в силу пункта 4 статьи 61 ТК Таможенного союза, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
На основании статьи 110 Закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров (часть 1). По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (часть 2). Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (часть 3).
Частью 1 статьи 24 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
При изложенных выше обстоятельствах судом первой инстанции постановлен обоснованный и правомерный вывод о законности решения таможни N 10612000/060712/61 от 06.07.2012 г. о предоставлении тарифных преференций в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины на основании сертификатов о происхождении товара формы "А".
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делам N N : А10-1200/2012, А78-5836/2012, А78-6001/2012.
При указанных обстоятельствах таможней правомерно доначислены Обществу таможенные платежи и выставлены в адрес заявителя требования от 16.07.2012 г. N N 735, 736, 737, 738, 739 об уплате таможенных платежей и пеней.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 октября 2013 года по делу N А78-6590/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 октября 2013 года по делу N А78-6590/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6590/2012
Истец: ООО "Ричес"
Ответчик: Читинская таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5265/14
17.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5265/14
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-379/14
11.12.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5599/13
08.10.2013 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6590/12
25.09.2012 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6590/12