г. Самара |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А72-10093/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Котельников Д.А., доверенность от 9 января 2013 г. N УНП-02/13,
от ответчика - Фомина Е.Л., доверенность от 28 ноября 2013 г. N 03-09/5637,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Ульяновскнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2013 года по делу N А72-10093/2013 (судья Семенова М.А.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ульяновскнефтепродукт" (ОГРН 1027301163251, ИНН 7300000036), город Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (ОГРН 1047301011559, ИНН 7325049499), город Ульяновск,
о признании незаконным и отмене о наложении наказания,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ульяновскнефтепродукт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановление N 141 от 01 августа 2013 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела, и считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении Общества установлено, что указанное юридическое лицо осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, в том числе с нарушением законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. N 80, п. 3, 5, 6, 8, 9, 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721.
По данным фактам составлен акт проверки от 22.07.2013 г. N 127, Обществу выданы предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 22.07.2013 г. N 243 и N 244, и, в тот же день составлен протокол N 164 об административном правонарушении по ст. 8.2. КоАП РФ.
01.08.2013 г. постановлением N 141 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей.
Считая постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки установлено и подтверждено материалами дела, что в результате деятельности Общества образуются отходы производства и потребления I-V класса опасности, а именно: I класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; II класса опасности - кислота аккумуляторная серная отработанная; III класса опасности - масла моторные отработанные; всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей); шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти; IV класса опасности - обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); песок, загрязненный бензином (содержание бензина менее 15%); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие пункты; сорбенты, не вошедшие в другие пункты; фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами; прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа; V класса опасности - отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; отходы резины, включая старые шины; обрезки и обрывки тканей смешанных; отходы кухонь и предприятий общественного питания; отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.
Это подтверждается сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2011 - 2012 г. (форма N 2-ТП (отходы), сведениями учета отходов, Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Документами об утверждении нормативов образования отходов, паспортами опасных отходов, свидетельствами о классе опасности отходов на окружающую среду, объяснениями представителя юридического лица Ивановой Л.Г. от 19.07.2013 г., актом проверки от 22.07.2013 г. N 127, фотографиями, протоколом от 22.07.2013 г. N 164 об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица, при эксплуатации предприятий, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. N 80, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
Во исполнение указанного пункта Общество разработало Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" МАЗК N 23 (далее - Проект), в котором установило и определило условия сбора и накопления отходов с учетом их класса опасности, способа упаковки, агрегатного состояния и надежности тары.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г., предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Однако в ходе проведенной проверки установлено и подтверждено материалами дела, что Общество в ходе своей деятельности вышеуказанные требования не соблюдает.
При проведении проверки выявлено, что места накопления указанных отходов в Обществе на МАЗК N 23 не оборудованы должным образом, что подтверждается фотографиями N 1 - 4, сделанными в ходе проведения проверки.
Так, песок и обтирочный материал хранятся не в каменном помещении, а на улице под открытым небом; место накопления отходов IV-V класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; отходы от уборки территории) на МАЗК N 23 Общества не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), что подтверждается фотографиями N 1 - 2, сделанными в ходе проведения проверки.
Таким образом, Общество не соблюдает экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека при обращении (накоплении) с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Пунктами 3, 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721, установлено, что материалы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов являются информацией в области обращения с отходами и используется при подготовке технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах и при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду. Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшиеся, использованные, обезвреженные, переданные другим лицам или полученные от других лиц, а также размещенные юридическим лицом за учетный период.
Пункты 6, 8 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721, устанавливают, что данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами оформляются в письменном и/ или электронном виде в соответствии с приложениями 1-4 к данному Порядку.
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов Листы таблицы данных учета один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, брошюруются, с приложением к ним титульного листа, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью руководителя юридического лица и лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от Других лиц, а также размещенных отходов.
Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова в документах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не допускаются. Все исправления должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов) и печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Согласно п. 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721, юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
На момент проведения проверки Обществом представлены документы, подтверждающие учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов I- V класса опасности.
Однако, в строках 010, 101 графы "образование отходов" журнала "Данные учета в области обращения с отходами по АЗК N 23 за март 2013 г." Общества имеются исправления, приписки, зачеркнутые цифры, которые не заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов) и печатью юридического лица.
Кроме этого, на момент проверки не были представлены листы таблицы данных учета в области обращения с отходами по АЗК N 23 ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" за май, июнь 2013 г. Данные документы за апрель, май, июнь, июль 2013 г., 2 квартал 2013 г. представлены Обществом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что учтено в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства.
Таким образом, в Обществе учет в области обращения с отходами ведется не в полном объеме, что свидетельствует о несоблюдении требований природоохранного законодательства и ведет к тому, что Общество не обеспечивает полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, который является информацией в области обращения с отходами и используется при подготовке технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах и при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании вышеизложенного наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, следует считать установленным и доказанным.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Вина данного юридического лица заключается в его бездействии, выразившемся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. У Общества имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и принятия необходимых мер, однако оно не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения обязательных требований.
Довод заявителя о том, что требования вышеуказанного СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г., на его деятельность не распространяются, так как, по мнению заявителя, они устанавливают требования к размещению и обезвреживанию отходов, не соответствует действующему законодательству, судебной практике и по этой причине не могут быть приняты во внимание.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 12 июля 2011 г. N 709/11 определено, что Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Таким образом, Общество является субъектом, на которого распространяются требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, установленные Законом об отходах, поскольку в процессе своей деятельности осуществляет накопление образовавшихся отходов, что подпадает под понятие "обращение с отходами".
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, определенной ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.04.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В п. 18.1 вышеназванного Постановления определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление Управления Росприроднадзора N 141 от 01.08.2013 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей является законным и обоснованным.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2013 года по делу N А72-10093/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10093/2013
Истец: ЗАО "Ульяновскнефтепродукт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области