г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А56-21172/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Кашиной Т.А., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Панкратовой Е.В. (доверенность от 05.04.2013 г., паспорт)
от первого ответчика: Волковой В.В. (доверенность от 08.05.2013 г., паспорт), от второго ответчика: Рекеть В.А. (доверенность от 04.02.2013 г., паспорт)
от первого 3-го лица: Панкратовой Е.В. (доверенность от 14.01.2013 г., паспорт), от второго 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18386/2013) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2013 по делу N А56-21172/2012(судья Орлова Е.А.), принятое
по иску ОАО " Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" к 1) Военному комиссариату Ленинградской области, 2) Российская Федерация в лице Министерство обороны Российской Федерации
3-е лицо: 1) ООО "РКС-энерго", 2) ФГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания", место нахождения: Ленинградская обл., Кировский р-н, пгт. Приладожский, д. 23а, ОГРН 1044700565172 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Военному комиссариату Ленинградской области, место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 90, ОГРН 1037851036101 (далее - Комиссариат), и Министерству обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 (далее - Минобороны РФ), о взыскании 4 562 694 руб. 90 коп. стоимости бездоговорно потребленной электроэнергии призывным пунктом города Гатчины Ленинградской области (далее - призывной пункт) за период с 30.12.2009 по 31.08.2010, а при недостаточности денежных средств у Комиссариата в порядке субсидиарной ответственности взыскать денежные средства в Минобороны РФ за счет казны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", место нахождения: 187326, Ленинградская обл., Кировский р-н, Приладожский пгт., д. 23, лит. А, ОГРН 1023301459356 (далее - общество "РКС-энерго"), и Федеральное государственное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5. ОГРН 1027810323342.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2012 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2012, исковые требования удовлетворены, с Комиссариата в пользу Компании взыскано 4 532 694 руб. 60 коп. задолженности и 45 813 руб. 47 коп. судебных расходов. При этом указано, что при отсутствии денежных средств у Комиссариата взыскание произвести с Российской Федерации в лице Минобороны РФ.
Постановлением Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа от 13.03.2013 г. решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А56-21172/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2013 по делу N А56-21172/2012 с Военного комиссариата Ленинградской области, а при недостаточности денежных средств у Военного комиссариата Ленинградской области в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу Открытого акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" взыскано 4.562.694 руб. 60 коп. долга.
На указанное решение Министерством обороны Российской Федерации подана апелляционная жалоба, в которой указывает на нарушение норм процессуального и материального права при принятии судебного акта. Ответчик -2 указывает на то, что при рассмотрении исковых требований и применении субсидиарной ответственности суд неправомерно не привлек к участию в деле Российскую Федерацию. При расчете задолженности истцом неправомерно не применен одноставочный тариф, подлежащий применению в отношении комиссариата, что повлияло на величину иска. Доводом жалобы также является оказание истцом услуг по электроснабжению без размещения государственного заказа и заключения госконтракта.
Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменном отзыве на неё, полагает решение арбитражного суда первой инстанции правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела, 06.04.2009 г. Компания (сетевая организация) провела проверку расчетного узла учета электрической энергии, установленного на объекте: призывной пункт ОВК, г. Гатчина, ул. Красная, дом 26, о чем составила акт от 06.04.2009 N 172.
В акте указано, что призывной пункт переехал в указанный адрес, о чем Компания извещена письмом от 30.07.2007 N 1074; абонент произвел реконструкцию помещений и замену оборудования; документы для электроснабжения не представлены; акт на скрытые работы по прокладке кабеля от КР призывного пункта до щитка учета отсутствует; счетчик и автомат защиты рассчитаны на нагрузку 60 кВт, что значительно превышает потребляемую мощность на момент осмотра (8,9 кВт); счетчик не опломбирован, не принят к расчету. Установлен срок для устранения нарушений - до 06.05.2009. Акт подписан представителем потребителя - помощником начальника финансово-хозяйственного отдела военкомата Максимовым А.Н.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоконтроль", представляющее интересы общества "РКС-энерго" (гарантирующий поставщик), 01.12.2011 установило факт бездоговорного потребления энергии объектом: призывной пункт, г. Гатчина, ул. Красная, дом 24, о чем составило акт от 01.12.2011 N 8484Ю.
В названном акте указано, что обнаружено бездоговорное, самовольное подключение к электрическим сетям сетевой организации по названному адресу; произведен осмотр электроустановок потребителя и установлена присоединенная мощность - 55,2 кВт. Акт подписан представителем потребителя - помощником начальника военкомата Максимовым А.Н. без замечаний.
Истец произвел расчет стоимости бездоговорного потребления с даты предыдущей проверки - 06.04.2009 по 30.11.2011, по присоединенной мощности токоприемников - 55,2 кВт, установленной в акте от 01.12.2011 N 8484Ю.
Наличие долга за потребленную энергию послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктами 6 - 8 действовавших в спорный период Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), установлено, что реализация электроэнергии на розничном рынке производится на основании договоров, заключаемых субъектами розничного рынка с потребителями электрической энергии.
Согласно пункту 151 Правил под бездоговорным потреблением электроэнергии следует понимать потребление электроэнергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электроэнергии) и(или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Пунктом 152 Правил предусмотрен порядок оформления факта выявленного бездоговорного потребления электрической энергии. В частности, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
Из материалов дела следует, что исковые требования основаны на двух актах: инструментальной проверки от 06.04.2009 N 172 и бездоговорного потребления электроэнергии от 01.12.2011 N 8484Ю.
Исходя из пункта 152 Правил N 530, по факту выявленного бездоговорного потребления составляется соответствующий акт, на основании которого осуществляются расчеты за потребляемую таким образом электроэнергию.
Объем бездоговорного потребления определяется одним из расчетных способов, предусмотренных указанными Правилами, при этом объем потребления определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных устройств.
Периодом бездоговорного потребления признается период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя либо, если указанная проверка не была проведена по вине сетевой организации - с даты, не позднее которой она должна быть проведена.
Пунктом 158 Постановления определено, что сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.
Факт потребления электрической энергии Ответчик не опроверг. Отсутствие заключенного между сторонами Договора не освобождает Ответчика от оплаты потребленной электрической энергии.
Согласно пояснениям истца, 01 января 2005 года к договору энергоснабжении N 6/11, действующему между МУП "Городская электросеть г. Гатчина" и Государственным учреждением Министерства обороны РФ Пушкинская Квартирно-эксплуатационное управление Ленинградского военного округа (далее но тексту - Пушкинская КЭЧ), подписано дополнительное соглашение N 1. Согласно указанному соглашению, в договор включен объект "Призывной пункт", расположенный по адресу: г. Гатчина, пр. Красноармейский, д. 5.
30.07.2007 письмом N 1074 ответчик указал, что здание призывного пункта по указанному выше адресу передано в ведение Государственного историко-художественного дворцово-паркового музея-заповедника "Гатчина", а сам призывной пункт Объединенного военного комиссариата г. Гатчины переехало но адресу: г. Гатчина, ул. Красная, д. 26.
01 августа 2007 года сотрудниками ОАО "ЛОЭСК" проведена контрольная проверка указанного объекта, по адресу: г. Гатчина, ул. Красная, д. 24 и составлен акт, которым было выявлено отсутствие документов на энергоснабжение, а также зафиксировано, что на объекте установлен счетчик тина СА4-И678 с заводским номером 0046150. Каких-либо замечаний к данным, содержащимся в акте относительно адреса объекта, от работника ответчика не поступало и в акте не зафиксировано.
При повторной проверке объекта "Призывной пункт", от "06" апреля 2009 года по адресу: г. Гатчина, ул. Красная, д. 26, также было установлено, что на объекте установлен тот же счетчик - типа СА4-1/678 с заводским номером 0046150. Замечаний к данным, содержащимся в акте относительно адреса объекта, в акте также не зафиксировано.
При проведении проверки от 01 декабря 2011 года сотрудниками истца также проверялся объект "Призывной пункт", расположенный по адресу: г. Гатчина, ул. Красная, д. 24. Замечаний относительно адреса акт N 8484Ю не содержит.
В акте 2009 года и в акте 2011. отражена одна и та же точка присоединении и источник питания, через которое осуществляется бездоговорное потребление - произведено самовольное подключение от TI1-80 до здания призывного пункта. ВРУ-0,4 кВ и идет к щитку учета.
Таким образом, объект, проверенный 06.04.2009 сотрудниками ОАО "ЛОЭСК", а также объект, проверенный 01.12.2011 сотрудниками ООО "Энергоконтроль", являются одним и тем же объектом.
В материалы дела приобщен ответ Комитета по управлению имуществом МО город Гатчина от 20.11.2013 г. за N 2594 на запрос ООО "РКС-Энерго", согласно которому "зданию, которое используется в качестве призывного пункта Военного комиссариата Ленинградской области в г. Гатчине, присвоен адрес Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Красная, дом 24".
Доказательством отсутствия энергоснабжаемого объекта "Призывной пункт" в договоре энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ООО "РКС-энерго", является приложение к договору энергоснабжения от "01" января 2007 года между гарантирующим поставщиком ООО "РКС-энерго" и Государственным учреждением Министерства обороны РФ Пушкинская Квартирно-эксплуатационное управление Ленинградского военного округа (далее по тексту - Пушкинская КЭЧ) N 89036.
В соответствии с положениями Постановления Правительства "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" N 530 от 31.08.2006 (далее - Постановление N 530), отправными точками при взыскании стоимости бездоговорного потребления являются 2 акта: акт о бездоговорном потреблении (для фиксации самого факта потребления электроэнергии без договора); акт Предыдущей проверки (для фиксации периода потребления электроэнергии без договора).
Согласно п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
В соответствии с п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
Координация и регулирование деятельности Ответчика осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, которое согласно положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному указом Президента Российской Федерации от 16.04.2004 N 1082, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, а также осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Учитывая изложенное, требование о взыскании основной задолженности в порядке субсидиарной ответственности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобы, признаны апелляционным судом несостоятельными и отклонены. Российская Федерация в лице Министерства обороны участвует в деле в качестве ответчика-2 согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ. Возражения, связанные с применением истцом двуставочных нерегулируемых цен являются несостоятельными и не подтверждаются материалами дела. Расчет стоимости бездоговорного потребления электрической энергии произведен истцом по одноставочному тарифу. Суд также согласен с позицией истца, который считает, что ссылка ответчика на ФЗ N 94 "О размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд" не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям, поскольку согласно законодательству в сфере электроснабжения сам ответчик должен после присоединения объекта в установленном порядке к сетям сетевой организации обратиться к гарантирующему поставщику за заключением договора энергоснабжения.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2013 г. по делу N А56-21172/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21172/2012
Истец: ОАО " Ленинградская областная управляющая электросетевая компания"
Ответчик: Военный комиссариат Ленинградской области, Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Общество с ограниченной ответстевнностью "РКС-энерго", ФГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений"Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18386/13
03.10.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18727/13
19.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21172/12
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-376/13
15.01.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-245/13
19.11.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18382/12
17.10.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18381/12
30.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21172/12