Комментарий к письму Федерального казначейства
от 24.12.2007 N 42-7.1-15/15-434
В Письме от 24.12.2007 N 42-7.1-15/15-434 Федеральное казначейство дает разъяснения по вопросу правомерности использования бюджетными учреждениями средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Обратимся к положениям Бюджетного кодекса. В соответствии с п. 5 ст. 41 БК РФ в редакции Закона N 63-ФЗ*(1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ. Однако п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ определено, что п. 5 ст. 41 БК РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. До принятия такого закона применяются переходные положения, предусмотренные п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ, в частности следующие:
- бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения;
- бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными внебюджетными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения.
Кроме того, в соответствии с п. 13 Приказа N 46н*(2) главные распорядители средств в двадцатидневный срок со дня введения в действие законодательных актов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, учредительных документов (уставов) получателей средств, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления использования средств, оформляют дополнения к генеральным разрешениям. Главные распорядители средств и распорядители средств соответственно на основании генеральных разрешений или дополнений к генеральным разрешениям оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, дополнения к разрешениям.
На основании вышесказанного Минфином сделан вывод, что бюджетные учреждения вправе использовать средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средства от приносящей доход деятельности при выполнении следующих условий:
- если источник образования внебюджетных средств нашел отражение в законе (решении) о бюджете на соответствующий финансовый год;
- если в генеральном разрешении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств указаны источники образования и направления использования указанных средств, а также устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты);
- если положения устава бюджетного учреждения содержат соответствующий источник образования внебюджетных средств.
Кроме этого необходимо учитывать, что бюджетное учреждение осуществляет операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в порядке, установленном финансовым органом, в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Такая смета представляется получателем средств федерального бюджета в ОФК по форме, предусмотренной п. 9 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности, утвержденной Приказом N 46н.
Обратите внимание: перечисленные условия применяются бюджетными учреждениями только в переходном периоде до принятия федерального закона, определяющего особенности использования указанных внебюджетных средств.
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ".
*(2) Приказ Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности" в ред. Приказа Минфина РФ от 12.11.2007 N 106н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"