г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А56-16141/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: Шурупцев Д.А. доверенность от 24.04.2013 г., Манцина Н.А. доверенность от 18.04.2013 г.
от ответчиков: 1) Панаит С.Г. доверенность от 27.09.2013 г., Мосякина Ю.П. доверенность от 17.10.2012 г., 2) не явился, извещен, 3) Кошман С.С. доверенность от 29.10.2013 г.
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24151/2013) ООО "Элит-Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2013 г. по делу N А56-16141/2012 (судья Егорова Д.А.), принятое
по иску ООО "Элит-Транс"
к 1) ОАО "Российские железные дороги", 2) ОАО "Ленинградский электромеханический завод", 3) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге
3-е лицо: Открытое акционерное общество "Фонд имущества Санкт-Петербурга"
о признании права собственности на недвижимое имущество
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Элит-Транс" (далее - ООО "Элит-Транс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), Открытому акционерному обществу "Ленинградский электромеханический завод" (далее - Завод) о признании права собственности на недвижимое имущество - подъездной железнодорожный путь необщего пользования, общей протяженностью 6280 м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от ст. Лигово, сооружение 5, лит. А.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2012 г. суд признал право собственности ООО "Элит-Транс" на недвижимое имущество - подъездной железнодорожный путь необщего пользования, общей протяженностью 6280 м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от ст. Лигово, сооружение 5, лит. А. В удовлетворении иска к ОАО "РЖД" отказал.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 г. решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2012 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.04.2013 г. решение суда от 20.07.2012 г. и постановление апелляционного суда от 12.12.2012 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении определением от 30.04.2013 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ ФАУГИ), определением суда от 28.05.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Фонд имущества Санкт-Петербурга".
Решением суда от 24.09.2013 г. в иске отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой истец просит решение от 24.09.2013 г. отменить, иск удовлетворить, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии признака добросовестности приобретения Обществом спорного объекта. По мнению подателя апелляционной жалобы, Обществом представлены доказательства в подтверждение наличия всех предусмотренных статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для признания права собственности Общества на спорный объект в силу приобретательной давности.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика (ТУ ФАУГИ) согласился с решением суда.
ОАО "РЖД" возражений по существу доводов апелляционной жалобы не представило, однако, считает ОАО "РЖД" ненадлежащим ответчиком.
Ответчик - ОАО "Ленинградский электромеханический завод", извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
В обоснование своих требований истец сослался на то, что между АОЗТ "Элит-Транс" (правопредшественник истца) и правопредшественником Завода заключен договор о совместной деятельности от 01.08.1993 г. N 2, согласно которому стороны обязались взаимодействовать в обеспечении перевозок грузов автомобильным транспортом и железной дорогой. Окончанием срока договора установлен 1998 год.
В дальнейшем к указанному договору сторонами заключено дополнительное соглашение от 15.08.1993 г. N 2, которым АОЗТ "Элит-Транс" обязалось выкупить подъездной путь, примыкающий к станции Лигово по Ленинград-Балтийской дистанции пути, общей протяженностью 7,8 км, принять его на свой баланс от станции Лигово до ворот АО "ЛЭМЗ", а также эксплуатировать и обслуживать железнодорожные пути, заключать договоры со всеми организациями, примыкающими к железнодорожным путям, на подачу, уборку вагонов и их обслуживание.
Как пояснено истцом, перед своей приватизацией в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 завод передал спорный подъездной путь как объект железнодорожного транспорта Октябрьской железной дороге, о чем свидетельствует письмо ответчика от 19.04.1993 г. N 3604/-2590 начальнику Октябрьской железной дороги Зайцеву А.А. с просьбой о его принятии. Поэтому, как предположил истец, спорный путь не был включен в план приватизации завода.
По мнению истца, Октябрьская железная дорога собиралась данный путь демонтировать, договор о совместной деятельности от 01.08.1993 г. N 2, а также дополнительное соглашение от 15.08.1993 г. N 2 заключены заводом с АОЗТ "Элит-Транс" с целью сохранения этого объекта, поскольку на тот момент завод не располагал достаточными средствами для его выкупа.
При этом, как пояснено истцом, данных средств у АОЗТ "Элит-Транс" также не нашлось, в связи с чем его учредитель - АО "Интерроуд" выкупило путь у железной дороги, по существу заключив соглашение в пользу третьего лица - АОЗТ "Элит-Транс". В результате выкупа данного объекта АО "Интерроуд" подъездной путь был передан ПЧ-11 Ленинград-Балтийской дистанцией пути Октябрьской железной дороги непосредственно правопредшественнику истца, что и подтверждается актом-накладной от 26.08.1993 г., копия которого представлена в материалы дела.
Также истец в обоснование своего требования представил письма Санкт-Петербург-Балтийской дистанции пути от 26.03.1997 г. N 31, Санкт-Петербургского филиала "Дорожной дирекции содержания пути" Октябрьской железной дороги от 18.07.1997 г. N ПЮ-13, которыми названные организации подтверждают, что АОЗТ "Элит-Транс" осуществило выкуп спорного подъездного пути.
В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В силу пункта 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Ссылаясь на то, что добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным имуществом - подъездным путем как своим собственным, на протяжении более чем 15 лет после истечения срока исковой давности по виндикационному иску, несет бремя его содержания, ООО "Элит-Транс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, в том числе обстоятельства, на необходимость исследования и установления которых указал суд кассационной инстанции в постановлении от 01.04.2013 г. по настоящему делу, а также доводы истца и ответчиков по делу, установил, что срок приобретательной давности на момент обращения Общества с настоящим иском наступил, в течение указанного срока истец открыто, непрерывно владел спорным имуществом как своим собственным и не по договору с Заводом, упомянутое имущество не было приватизировано Заводом и не учтено в реестре федерального имущества, а также не вошло в состав имущества ОАО "РЖД" при реорганизации железной дороги, однако отказал в признании давностного владения истца спорным объектом добросовестным, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Согласно разъяснениям в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Суд первой инстанции со ссылкой на неподтверждение материалами дела обстоятельства внесения спорного объекта в уставной капитал правопредшественника истца его учредителем, а также отсутствие доказательств совершения сторонами при передаче имущества по акту-накладной от 26.08.1993 г. каких-либо сделок (их исполнения) пришел к выводу о неподтверждении истцом его добросовестности при получении спорного железнодорожного пути во владение, поскольку, получая имущество во владение, общество "Элит-Транс" должно было проверить принадлежность имущества.
Апелляционный суд не соглашается с данным выводом суда первой инстанции. У апелляционного суда при оценке представленных в материалы дела доказательств не возникло сомнений в добросовестности приобретения истцом спорного объекта как подъездных путей ЛЭМЗ, переданных по акту-накладной от 26.08.1993 г. по указанному в акте основанию от Ленинград-Балтийской дистанции пути Октябрьской железной дороги, которые были выкуплены истцом, о чем последним получены неоднократные подтверждения со стороны Октябрьской железной дороги в письмах от 18.07.1997 г., от 15.04.1997 г. (л.д. 17-19 том 1).
Именно в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных документов в подтверждение совершения сделок в отношении спорного имущества в условиях действовавшего на момент их совершения законодательства ООО "Элит-Транс" обратилось с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности, а не по иным основаниям возникновения, поэтому указание суда первой инстанции на отсутствие доказательств в подтверждение приобретения объекта в результате внесения его в качестве взноса в уставный капитал истца его учредителем как основание непризнания добросовестности владения и основания к отказу в иске апелляционный суд находит ошибочным.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, иск - удовлетворению ввиду наличия и подтверждения истцом всех необходимых оснований, предусмотренных статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом апелляционный суд не находит оснований для признания ОАО "РЖД" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" ненадлежащим ответчиком, поскольку спорное имущество получено истцом во владение от дистанции пути Октябрьской железной дороги.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 сентября 2013 года по делу N А56-16141/2012 отменить.
Признать право собственности Общества с ограниченной ответственностью "Элит-Транс" на недвижимое имущество - подъездной железнодорожный путь необщего пользования, общей протяженностью 6280 м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от ст. Лигово, сооружение 5, лит. А.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16141/2012
Истец: ООО "Элит-Транс"
Ответчик: ОАО "Ленинградский электромеханический завод", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1001/13
17.12.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24151/13
24.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-16141/12
01.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1001/13
12.12.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17653/12
20.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-16141/12