г. Ессентуки |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А63-7901/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольский завод "Спутник" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2013 по делу N А63-7901/2013 (судья Л.В. Быкодорова)
по заявлению ОАО "Ставропольский завод "Спутник" (ИНН 2634011038 ОГРН 1022601932759, г. Ставрополь),
к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1127747288910, г. Ставрополь)
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителя ОАО "Ставропольский завод "Спутник" - Филиппченко В.В. по доверенности от 30.01.2013,
УСТАНОВИЛ
решением от 27.06.2013 Арбитражный суд Ставропольского края отказал в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Ставропольский завод "Спутник" (далее-заявитель, общество) к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 18.07.2013 N 1926 ВП-12.4. Суд указал на то, что осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности отнесено действующим законодательством к компетенции управления, оспариваемым распоряжением назначена соответствующая проверка и заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его законных интересов изданием распоряжения.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, заявитель утверждает, что технические характеристики имеющегося у него газопотребляющего оборудования и системы газоснабжения не позволяют отнести их категории опасных производственных объектов. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, исключает возможность контроля со стороны управления. В этой связи заявитель полагает, что распоряжение о проверке незаконно налагает обязанности по представлению документов и сведений на проверку.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие управления, уведомившего суд о возможности такого рассмотрения.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 16.07.2013 в управление поступило обращение открытого акционерного общества "Ставропольгоргаз" о нарушении порядка ввода в эксплуатацию газоиспользующих установок ОАО "Ставропольский завод "Спутник".
18.07.2013 управлением было принято распоряжение N 1926 вп-12.4 о проведении внеплановой выездной проверки. О дате и месте проведения внеплановой выездной проверки, общество уведомлено надлежащим образом, что подтверждается подпись директора Филиппченко В.В. и печатью предприятия (л.д.107).
Управлением получено решение от 19.07.2013 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с прокуратурой (л.д.99).
Не согласившись с указанным распоряжением от 18.07.2013 N 1926 вп-12.4, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность двух обстоятельств: несоответствие распоряжения управления 18.07.2013 N 1926 вп-12.4 законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждено наличие указанных оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным по следующим обстоятельствам.
Порядок организации внеплановой проверки, в том числе требования, предъявляемые к содержанию распоряжения о ее проведении содержатся в статье 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), согласно которой в распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).
Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).
В целях реализации Закона N 294-ФЗ Министерство экономического развития Российской Федерации Приказом от 30.04.2009 N 141 утвердило типовую форму распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (пункт 5.3.1.5 Положения).
Пунктом 5.3.8 Положения установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи основанием для проведения внеплановой проверки является:
а) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как установлено пунктом 8 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ, внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, без согласования с органом прокуратуры.
Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте "б" пункта 7 настоящей статьи, не допускается (пункт 9).
Как усматривается из материалов дела, 16.07.2013 в управление поступило письмо открытого акционерного общества "Ставропольгоргаз" о нарушении порядка ввода в эксплуатацию газоиспользующих установок ОАО "Ставропольский завод "Спутник".
Решением Прокуратуры Ставропольского края от 19.07.2013 проведение внеплановой проверки в отношении общества на основании распоряжения от 18.07.2013 было согласовано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение о проведении внеплановой проверки вынесено уполномоченным лицом в соответствии с требованиями закона N 294-ФЗ и Закона N 116-ФЗ.
Кроме того, вторым условием для признания недействительным ненормативного акта является нарушение прав и законных интересов заявителя, которое в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть доказано заявителем.
Между тем доказательств такого нарушения обществом не представлено.
Поскольку оспариваемое распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки вынесено в соответствии с действующим законодательством, а также не нарушает прав заявителя суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Указанное правило о бремени доказывания в совокупности с правилами статьи 65 АПК РФ означает, что общество обязано доказать свои возражения относительно законности оспариваемого распоряжение и нарушения его прав и законных интересов.
Суд первой инстанции обосновано указал на отсутствие таких доказательств и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании недействительным распоряжения.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2013 по делу N А63-7901/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7901/2013
Истец: ОАО "Ставропольский завод "Спутник"
Ответчик: Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Кавказское управление Ростехнадзора)