Новации по открытию и ведению лицевых счетов
по учету средств от приносящей доход деятельности
Федеральным законом от 26.04.07 N 63-ФЗ (далее - Закон N 63-ФЗ) были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) в части регулирования бюджетного процесса. В связи с этим возникла необходимость в приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов. Так, ст. 5 Закона N 63-ФЗ установлено, что с 1 января по 31 декабря 2008 г. открытие и ведение лицевых счетов органами Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов РФ (далее - Минфин РФ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.07 N 106н (далее - Порядок) были внесены изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов". Порядок работы со средствами от приносящей доход деятельности изложен в новой редакции.
О наименовании и основных понятиях, используемых в Порядке
Обращаем внимание, что изменилось наименование самого приказа. В частности, изменилась последняя часть наименования в части квалификации учитываемых на лицевых счетах средств: теперь они называются средствами "от приносящей доход деятельности".
Пунктом 2 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (далее - Инструкция), установлены понятия, используемые в ней. Отметим, что содержание этих понятий претерпело несущественные изменения.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, - это средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и использование которых установлено законодательными актами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а в отдельных случаях - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами (уставами) получателей средств федерального бюджета.
Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности - документ, составляемый клиентом на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств, и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду классификации операций сектора государственного управления.
Генеральные разрешения (разрешения) и дополнения к ним
Как и прежде, основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства (далее - генеральные разрешения). Генеральные разрешения выдаются главным распорядителем средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство в течение двух рабочих дней со дня регистрации генерального разрешения доводит генеральное разрешение, выданное главному распорядителю средств, до управлений Федерального казначейства по субъектам РФ в электронном виде.
Управления Федерального казначейства по субъектам РФ доводят в течение двух рабочих дней генеральные разрешения до отделений Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ.
Распорядители средств и получатели средств получают от главного распорядителя копии генеральных разрешений, выданных Федеральным казначейством.
Неизменным осталось и то, что на основании генеральных разрешений (дополнений к генеральным разрешениям) главные распорядители средств и распорядители средств оформляют и самостоятельно доводят до находящихся в их ведении получателей средств разрешения на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства (далее - ОФК, разрешения).
Как и ранее, главные распорядители средств в течение 20 дней со дня введения в действие законодательных актов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, учредительных документов (уставов) получателей средств, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления использования средств, оформляют дополнения к генеральным разрешениям. Главные распорядители средств и распорядители средств соответственно на основании генеральных разрешений или дополнений к генеральным разрешениям оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, дополнения к разрешениям.
Обращаем внимание, что формы дополнения к генеральным разрешениям и дополнениям к разрешениям изменились. В табличной части этих документов теперь наглядно видно, какие вносятся изменения в источники формирования и направления использования, а также указана новая редакция пункта (абзаца) разрешения.
Сведения об изменении источников формирования и направления
использования средств от приносящей доход деятельности
N п/п (абзаца) |
Наименование, дата и номер норматив- ных правовых актов |
N п/п (абзаца) разрешения |
Вносимые изменения |
Новая редакция пункта (абзаца) разрешения |
||
Источники фор- мирования |
Направления использования |
Источники фор- мирования |
Направления использова- ния |
Порядок дополнен новым п. 18, в соответствии с которым в случае изменения наименования получателя средств, находящегося в ведении главного распорядителя средств (распорядителя средств) или его юридического адреса, не связанных с его реорганизацией или ликвидацией, главный распорядитель средств (распорядитель средств) оформляет дополнение к разрешению.
Указанные изменения подлежат отражению в строках "Получатель" и "Юридический адрес" дополнения к разрешению.
При этом в строке "Получатель" указывается старое и новое наименование получателя средств, в строке "Юридический адрес" указывается старый и новый юридический адрес получателя средств.
Электронный обмен документами
Инструкция дополнена новым п. 5, предусматривающим, что информационный обмен между ОФК и клиентом осуществляется посредством обмена электронными документами с применением средств электронной цифровой подписи (далее - в электронном виде). При отсутствии соответствующей технической возможности информационного обмена в электронном виде обмен информацией осуществляется на бумажных носителях.
Открытие и закрытие счетов
Как и ранее, Инструкцией установлено, что если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, то ОФК открывает клиенту сначала лицевой счет получателя средств федерального бюджета. Однако к этому пункту сделано существенное дополнение: эта норма не распространяется на лицевые счета по коду 07, то есть на лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета, направляемыми для осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Для проведения операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиент представляет в ОФК смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год. Смета утверждается в порядке, установленном главным распорядителем средств. Напомним, что приказом Минфина РФ от 20.11.07 N 112н утверждены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений. Каждый главный распорядитель средств федерального бюджета устанавливает свой Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в его в ведении. Поэтому формы смет, их содержание могут быть различны.
Смета предоставляется в ОФК на бумажном носителе. Одновременно предоставляется информация о смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности. Это новый документ, форма которого дана в приложении N 10 к приказу. Информация о смете предоставляется в электронном виде (например, на магнитном носителе - дискете - или по системе электронного документооборота).
Если получатель средств наделен правом самостоятельного утверждения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности и внесению изменений, то в ОФК представляется в электронном виде только информация о смете и информация об изменениях к смете. Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на бумажном носителе в этом случае не представляется.
Новый документ - информация о смете - очень удобен в применении (см. приложение ф. 10). Информация в нем сгруппирована по кодам бюджетной классификации и по суммам отдельно по разделам: поступление и выбытие. Также отдельно указаны неклассифицируемые операции: поступления и выбытия вышестоящему (нижестоящему) получателю средств федерального бюджета, которые ни в смете, ни на лицевых счетах по кодам бюджетной классификации не учитываются.
Лицевые счета закрываются ОФК при отсутствии на них показателей:
- по заявлению на закрытие лицевого счета, представленному клиентом в связи с реорганизацией, изменением подчиненности главному распорядителю средств, завершением работы ликвидационной комиссии, переходом клиента на обслуживание в другой ОФК и его убытием с места временной дислокации на место постоянного нахождения;
- без заявления клиента в связи с исключением распорядителя, получателя, иного получателя средств из Сводного реестра в случаях, предусмотренных Правительством РФ и Минфином РФ;
- при отзыве ранее выданного разрешения;
- при передаче клиента на обслуживание в другой орган Федерального казначейства;
- в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Минфина РФ.
Приложение N 10
к приказу Минфина РФ
от 21 июня 2001 г. N 46н
Информация о смете доходов и расходов
по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета
от приносящей доход деятельности на 200__ г.
/---------------------\
N | |
\---------------------/ /------------\
| Коды |
|------------|
Форма по КФД | 05ХХХХХ |
|------------|
| |
|------------|
| |
|------------|
" " 200 г. Дата | |
--- ------------------- |------------|
| |
|------------|
Главный распорядитель ____________________________________________________ по ППП | |
|------------|
Распорядитель ____________________________________________________________ по РПБС | |
|------------|
Получатель _______________________________________________________________ по РПБС | |
|------------|
Единица измерения: руб. по ОКЕИ | 383 |
\------------/
/------------\
Остаток на начало года:| |
\------------/
Раздел 1. Поступления
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N п/п | Наименование показателя |Код бюджетной классификации | Сумма на год |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| 1 | | | |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| | | | |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| |Поступило средств от выщестоя-| | |
| |щего (нижестоящего) получателя| x | |
| |средств федерального бюджета | | |
| | | | |
\-------------------------------------------------------------------+------------------------------|
Всего поступлений:| |
\------------------------------/
Раздел 2. Выбытия
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N п/п | Наименование показателя |Код бюджетной классификации | Сумма на год |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| 1 | | | |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| | | | |
|------+-------------------------------+----------------------------+------------------------------|
| |Поступило средств вышестоящему| | |
| |(нижестоящему) получателю| x | |
| |средств федерального бюджета | | |
\-------------------------------------------------------------------+------------------------------|
Всего выбытий:| |
\------------------------------/
Руководитель
--------------- -------------------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер
--------------- -------------------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
/------------\
Номер страницы | |
|------------|
Всего страниц | |
\------------/
"____" ___________ ____ г.
Расширена текстовая часть ст. 12 Инструкции, касающейся переоформления и закрытия внебюджетных счетов. Новый абзац содержит положение о том, что остатки средств на лицевых счетах по учету внебюджетных средств, когда ликвидационные мероприятия завершены, но лицевой счет по учету внебюджетных средств не закрыт, перечисляются платежным поручением ОФК в соответствии с указанием главного распорядителя средств, в ведении которого находился клиент, в отношении которого проводятся мероприятия по реорганизации, с отдельным указанием в отношении средств, учтенных без права расходования, в следующих случаях:
- при передаче клиента другому главному распорядителю;
- при передаче клиента из ведения Российской Федерации в ведение субъекта РФ или в ведение муниципального образования, государственного внебюджетного фонда;
- при присоединении клиента к другому клиенту.
Эта же статья дополнена нормой о том, что ОФК закрывает лицевой счет без заявления клиента в порядке, установленном для закрытия лицевых счетов получателей средств федерального бюджета, если клиент исключен из Сводного реестра и нет показателей на лицевом счете по учету внебюджетных средств.
Дополнено, что при реорганизации клиента передача показателей, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств, осуществляется на основании Акта приемки-передачи показателей, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств, при реорганизации получателя средств федерального бюджета. Форма Акта приведена в приложении N 12 к приказу.
Учет операций на счетах
Пунктом 13 Инструкции дополнен тем, что в поле "Назначение платежа" платежного поручения плательщиком дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения, выданного клиенту. В предыдущей редакции Инструкции (бывший п. 14) предусматривалось, что нужно указать наименование источника образования дохода в соответствии с разрешением.
В Инструкции расширен перечень случаев, когда суммы учитываются как невыясненные поступления:
- без указания (ошибочного указания) наименования получателя средств;
- без указания (ошибочного указания) реквизитов лицевого счета по учету внебюджетных средств;
- без указания (ошибочного указания) иной информации, подлежащей указанию в поле "Назначение платежа";
- при отсутствии клиента в Сводном реестре;
- при непредставлении клиентом в ОФК документов, необходимых для открытия лицевого счета.
Администратором этих невыясненных поступлений является Управление Федерального казначейства по субъекту РФ.
В течение 10 рабочих дней после поступления вышеуказанных средств бюджетное учреждение должно принять меры по устранению вышеуказанных замечаний:
- представить в казначейство дополнительную информацию, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера клиента (их заместителями), с указанием уточненного наименования получателя средств, реквизитов лицевого счета по учету внебюджетных средств, иной информации, подлежащей указанию в поле "Назначение платежа";
- произвести мероприятия по включению клиента в установленном порядке в Сводный реестр;
- предоставить необходимые для открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств документы и прочее.
В противном случае ОФК возвращает данные суммы плательщику.
Без права расходования зачисляются суммы в следующих случаях:
- если в платежном документе отсутствует ссылка на источник образования внебюджетных средств;
- если источник образования внебюджетных средств не соответствует источникам, отраженным в разрешении;
- если в платежном поручении дебитора нет ссылки на номер и дату платежного поручения клиента, на основании которого был осуществлен данный платеж либо указаны иные причины возврата средств.
Как и ранее, эти суммы имеют статус без права расходования до момента представления в установленном порядке соответствующего дополнения в разрешение или представления клиентом дополнительной информации об источнике образования внебюджетных средств, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера клиента.
Оплата исполнительных документов за счет внебюджетных средств
Пунктом 21 Инструкции дополнен новым абзацем. Указано, что при использовании суммы поступлений без права расходования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является клиент, размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.
Напомним, что письмом Казначейства РФ от 02.02.06 N 42-7.1-15/5.1-14 было дано разъяснение по вопросу исполнения исполнительных документов за счет средств от приносящей доход деятельности. В указанном письме было сказано, что средства, зачисленные ОФК на лицевой счет клиента без права расходования, также являются остатком средств, учтенном на его счете. Следовательно, такие средства могут перечисляться в установленном порядке на исполнение судебных решений.
Теперь в новой редакции Инструкции установлено важное ограничение. Даже при перечислении средств со статусом без права расходования на исполнение требований судебного решения размер остатка таких средств не изменяется. То есть при последующем поступлении на внебюджетный счет каких-либо средств (несмотря на то, что в обычной ситуации они не были бы зачислены без права расходования) им присваивается статус без права расходования, пока не восстановится ранее числящийся на внебюджетном счете остаток таких средств. Далее уже эти средства направляются на использование в установленном порядке.
Уточнение кодов бюджетной классификации
Инструкция дополнена новым п. 22, которым закреплено право ОФК осуществлять уточнение кодов бюджетной классификации РФ по кассовым операциям, отраженным на лицевых счетах по учету внебюджетных средств.
Уточнение кодов осуществляется в порядке, закрепленном п. 79 Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (приказ Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н).
Для уточнения операции получатель средств представляет в ОФК Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам (далее - Уведомление). Форма Уведомления дана в приложение N 7 к Инструкции N 142н.
Внесение изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным получателем средств кассовым расходам возможно только в следующих случаях:
- при изменении принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ Бюджетным кодексом РФ, федеральным законом о федеральном бюджете, Минфином РФ в соответствии с установленными БК РФ полномочиями;
- при ошибочном указании получателем средств в платежном документе кода бюджетной классификации РФ, на основании которого был отражен кассовый расход на его лицевом счете.
При этом указанные изменения осуществляются при наличии соответствующего направления использования внебюджетных средств по коду бюджетной классификации РФ, на который кассовые выплаты должны быть отнесены в представленных клиентом в ОФК:
- смете доходов и расходов по внебюджетным средствам;
- разрешении.
О сверке операций по движению средств на внебюджетном счете
Ежемесячно, в течение трех первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, ОФК осуществляют сверку с клиентом остатков, а также операций по движению средств, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиента.
Сверка производится путем предоставления ОФК под расписку клиенту информации по операциям, отраженным на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиента, сформированной нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным, "Лицевой счет по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности" (далее - форма "Лицевой счет"), на бумажном носителе или в электронном виде.
При отсутствии возражений клиента в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты вручения ему формы "Лицевой счет" совершенные операции и остатки, отраженные в этой форме, считаются подтвержденными. При поступлении от клиента в указанные сроки информации в письменной форме о неподтверждении показателей формы "Лицевой счет", ОФК и клиент предпринимают меры по устранению несоответствия.
Инструкцией утверждена новая форма "Лицевой счет", а также дано подробное описание порядка формирования этой формы.
О выписках из лицевых счетов
Впервые самим приказом утверждена форма Выписки, а также введена новая форма - приложение к выписке.
Формирование выписки осуществляется ОФК по мере совершения операций по данному лицевому счету.
По требованию клиента ОФК формируется и представляется клиенту Приложение к выписке из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Благодаря новой форме выписки из лицевого счета по учету внебюджетных средств, клиент имеет право в одном платежном документе указывать сразу несколько кодов бюджетной классификации, поскольку операции привязаны только к документу и сумме. В выписке нет привязки к коду бюджетной классификации, а информация в разрезе кодов бюджетной классификации указана в приложении к выписке из лицевого счета по учету внебюджетных средств.
В приложении к выписке из лицевого счета в последнем разделе "Движение средств без права расходования" указываются суммы, которые поступают на лицевой счет по учету внебюджетных средств на основании документов, в которых отсутствуют какие-либо необходимые для их использования реквизиты (нет ссылки на источник образования) или эти поступления не соответствуют разрешению на открытие лицевого счета. Такие суммы учитываются в разделе поступления со знаком "+". После того как клиент представляет дополнение к разрешению или письменную информацию по уточнению недостающих реквизитов, эти суммы указываются (со ссылкой на эти документы) со знаком "-".
Е.А. Король,
советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса,
кандидат экономических наук
"Ваш бюджетный учет", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998