г. Киров |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А82-2665/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Кобелевой О.П., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей истца Орнадской В.Б., действующей на основании доверенности от 01.08.2013, Антоновой Е.Н., действующей на основании доверенности от 05.06.2013,
представителя ответчика Ишхановой И.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АЛЬФА СЕТЬ" (ОГРН 1027600690270; ИНН 7606033487)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.08.2013 по делу N А82-2665/2013, принятое судом в составе судьи Лапочкиной И.М.,
по иску закрытого акционерного общества "Чистый город" (ОГРН 1027600690270; ИНН 7604059176)
к закрытому акционерному обществу "АЛЬФА СЕТЬ" (ОГРН 1027600855303; ИНН 7606033487)
о взыскании 6 215 920 руб. 99 коп.,
установил:
закрытое акционерное общество "Чистый город" (далее - истец, ЗАО "Чистый город") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "АЛЬФА СЕТЬ" (далее - ответчик, ЗАО "АЛЬФА СЕТЬ", заявитель жалобы) о взыскании (с учетом уточнения) 5 478 316 руб. 87 коп. - основного долга, 308 461 руб. 30 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.08.2013 исковые требования удовлетворены.
ЗАО "АЛЬФА СЕТЬ" с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, пункт 1.7 договоров в части определения объема ТБО, доставленных подрядчику-2, исходя из веса и плотности, является ничтожным, поскольку его содержание противоречит пункту 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, использование соотношение веса и плотности не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами. Направление ответчиком истцу гарантийных писем, частичная оплата задолженности, подписание актов сверки, наличие других договоров с аналогичными условиями не лишает права ответчика ссылаться на ничтожность указанного условия договора. Способ, используемый истцом, является расчетным и не определяет фактический объем отходов. Объем отходов, доставляемых подрядчиком-1 подрядчику-2 должен определяться из вместимости объема кузовов транспортных средств, на которых доставляются ТБО. Соотношение веса и плотности перевозимых отходов не влияет на объем кузова машины. То, что тариф на услуги истца определен Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области исходя из объема ТБО по насыпной плотности 0,1017 тонн/куб.м, то есть в соответствии с объемами неуплотненного ТБО, не говорит о правомерности использования истцом при расчете стоимости услуг соотношения веса и плотности ТБО, так как Департамент при установлении тарифа на данные услуги руководствовался производственной программой, в которой организация отражает объем реализации услуг. Несмотря на то, что истец в производственной программе информационно указывал об использовании такого показателя как насыпная плотность, в компетенцию Департамента не входит определение правильности ведения учета ТБО, соответственно, при установлении тарифа Департамент делит расходы организации на объем ТБО, заявленный организацией и исчисляет стоимость услуги по утилизации за 1 куб.м, не проверяя порядок определения (учета) фактически доставленного ТБО, определения его объема. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что довод суда о том, что после разгрузки ТБО разуплотняется и приобретает объем, который был до погрузки в мусоровоз, не подтверждены доказательствами по делу. Нормативно-правовые акты не устанавливают коэффициент разуплотнения. Расчетный способ, используемый истцом, не позволяет определить фактический объем доставленных твердых бытовых отходов. Достоверным способом определения фактического объема ТБО, доставленного на полигон, является объемный замер с применением мерной линейки и рулетки согласно Рекомендациям по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР, утвержденным Министерством ЖКХ 09.03.1982, однако истец этого не делает. Также заявитель жалобы не согласен с доводом истца о противоречии способа определения объема доставляемого ТБО, предложенного ответчиком, Федеральному закону N 210-ФЗ, так как включение Департаментом в тариф тех или иных затрат организации, понесенных в связи с осуществлением деятельности по утилизации ТБО, происходит не в зависимости от объема, а исходя из принципа обоснованности затрат. Кроме того, истец не представил доказательства определения объема ТБО, фактически доставленных ответчиком, а определил его расчетным способом. Тариф для истца, установленный Департаментом не предусматривает зависимость величины тарифа за утилизацию одного куб.м ТБО от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортных средств, доставляющих ТБО. Заявитель жалобы считает, что объем отходов, доставленных им истцу, в спорный период составил 97 878 куб.м, данный расчет произведен исходя из объема кузова транспортных средств, используемых ответчиком для доставки ТБО на полигон и количества рейсов, осуществленных за спорный период. С учетом договорного объема ТБО по договору N 96, договору от 01.02.2011 и трехсторонним договорам с иными лицами, который составил 223066,52 куб.м, сверхнормативный объем отсутствует.
ЗАО "Чистый город" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что пункт 1.7 договоров соответствует действующему законодательству. Распоряжением N 118 утверждены объемы накопления отходов потребления в куб.м в неуплотненном состоянии. В течении спорного периода истец применял расчет за оказанные услуги тариф, установленный за 1 куб.м неуплотненных ТБО, с учетом средней насыпной плотности ТБО для г.Ярославля 101,7 кг/куб.м. Департамент не имеет возможности установить тариф за объем уплотненных ТБО, так как разные мусоровозы имеют разные коэффициенты уплотнения, которые зависят в каждом индивидуальном случае от наполнения кузова. Кроме того, управляющие организации собирают денежные средства за утилизацию ТБО с населения за объем неуплотненных ТБО. ЗАО "Чистый город" указывает, что оно применяет для определения объема ТБО расчетный способ: доставленные ТБО взвешиваются на весах и полученный вес делится на среднюю насыпную плотность ТБО - 101,7 кг/куб.м, утвержденную в соответствии с действующим законодательством и признаваемую всеми сторонами договоров. Доставляемый объем неуплотненных ТБО должен соответствовать договорному объему ТБО, образовавшемуся у природопользователя и доставленному от последнего на утилизацию по весу и плотности. Этот расчетный способ соответствует требованиям законодательства о нормах накопления ТБО, о тарифе на услуги утилизации и договорным отношениям. Таким образом, истец считает, что пункт 1.7 договоров соответствует требованиям законодательства, в том числе и пункту 8 Постановления N 520. Кроме того, пункт 8 указанного постановления определяет только единицы измерения, за которые устанавливается тариф на услуги утилизации ТБО и не устанавливает порядок определения объема доставленного ТБО. Включение в договоры условия об определении доставленного объема ТБО расчетным способом не противоречит действующему законодательству. Департамент, утвердив производственную программу истца, признал, что учет ТБО, определение количества ТБО, исходя из веса и плотности, соответствуют законодательству. Доставленный неуплотненный объем получается больше договорного в силу доставки ответчиком в адрес ЗАО "Чистый город" ТБО от природопользователей, с которыми последний не имеет договорных отношений. Указанный ответчиком способ применения мерной линейки не относится к спорной ситуации, поскольку данный метод применяется перед погрузкой ТБО в мусоровоз в целях определения норм накопления ТБО (для чего также выясняется масса ТБО и вычисляется их средняя насыпная плотность). Объем ТБО, рассчитанный по объему кузова в размере 97878 куб.м не может достоверно указать, какой именно объем вывезен от природопользователей, а какой объем привезен истцу сверх трехсторонних договоров.
До рассмотрения апелляционной жалобы ЗАО "АЛЬФА СЕТЬ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители сторон в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) участвовали в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи; в судебном заседании поддержали изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу требования и возражения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Чистый город" (подрядчик 2) и ЗАО "АЛЬФА СЕТЬ" (подрядчик 1), а также ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (заказчик) 01.02.2011 подписали договор N 96 на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (Т.1, л.д.-20-21).
01.02.2011 ЗАО "Чистый город" (подрядчик 2) и ЗАО "АЛЬФА СЕТЬ" (подрядчик 1), а также ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (заказчик) подписали договор б/н на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (Т.1, л.д.-22-30).
По пункту 1.2 договоров заказчик поручил, подрядчик 1 принял на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов от заказчика, а подрядчик 2 принял на себя обязательства по оказанию услуг по приему на утилизацию, включающую в себя обеспечение захоронение ТБО, доставленных подрядчиком 1.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 договоров объем ТБО, подлежащих сбору, вывозу и утилизации определяется нормами накопления твердых бытовых отходов, установленными в соответствии с распоряжением заместителя мэра - Директора департамента городского хозяйства от 03.06.2008 N 118 "Об утверждении рекомендуемых объемов накопления отходов потребления в г.Ярославле и на момент заключения договора составляет 6700 куб.м/мес. Тариф на оказание услуги по утилизации определен приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 09.11.2010 N 130 и составляет 117,85 руб. за 1 куб.м ТБО.
Пунктами 1.7 договоров установлено, что объем ТБО, доставленных подрядчиком 1 для утилизации подрядчику 2 определяется исходя из их веса и плотности ТБО 0,1017 т/куб.м. Вес ТБО, ввезенных на территорию подрядчика 2 фиксируется в журнале движения ТБО и подтверждается подписью водителей подрядчика 1. Сверхнормативный объем ТБО, доставленных подрядчиком 1 подрядчику 2 определяется как разница между объемом доставленных ТБО и объемом ТБО, подлежащих утилизации на основании данного договора (пункт 1.3) и по заключенным трехсторонним договорам между подрядчиком 1, подрядчиком 2 и иными лицами. На момент заключения договора объем ТБО, подлежащих утилизации по трехсторонним договорам составляет 2000 куб.м/мес.
По пунктам 2.2.5 договоров подрядчик 1 обязуется оплачивать сверхнормативный объем ТБО, доставленных подрядчику 2.
Пунктами 3.5 договоров оплата за услуги, оказываемые подрядчиком 2 подрядчику 1 по утилизации сверхнормативного объема ТБО, производится подрядчиком 1 до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта выполненных работ.
Как следует из пунктов 2.5.4 договоров подрядчик 2 вправе взыскать пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки в случае невыполнения подрядчиком 1 своих обязательств по оплате оказанных услуг.
В подтверждение оказания услуг истцом ответчику, в материалы дела представлены счета-фактуры, акты выполненных работ за период с 01.10.2011 по 31.01.2013, справки об объеме и стоимости вывоза и утилизации ТБО за спорный период, сопроводительные письма о направлении актов выполненных работ с отметками о получении ответчиком, письма ответчика, журналы движения ТБО, акты сверки расчетов.
Сумма задолженности ответчика перед истцом за оказанные услуги, по данным ЗАО "Чистый город", составила 5 478 316 руб. 87 коп.
В связи с неоплатой ЗАО "АЛЬФА СЕТЬ" указанной задолженности в добровольном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, и отзыва на нее, и, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, принимающих участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление N 520) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.
Как усматривается из пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ и пункта 2 Положения о Департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации области от 25.08.2004 N 141 "Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием" департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области были согласованы производственные программы ЗАО "Чистый город" и утверждены тарифы на услуги утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые ЗАО "Чистый город" на 2011, 2012 и 2013 годы.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как установлено пунктом 6.1.1 решения муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 N 306 "Об утверждении правил благоустройства территории города Ярославля" порядок организации вывоза и утилизации отходов определяется мэрией города.
Согласно пунктам 3.3.1, 3.4, 4.2.3.5 постановления мэрии города Ярославля от 18.03.2004 N 998 "Об организации деятельности в области обращения с отходами в городе Ярославле" Департамент городского хозяйства разрабатывает рекомендуемые объемы накопления отходов потребления. Функционирование системы обращения с отходами, определение объемов накопления отходов на территории города основывается на нормировании. Рекомендуемые объемы накопления отходов потребления утверждаются департаментом городского хозяйства. Накопление отходов рассчитывается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами накопления бытовых отходов.
Заместитель мэра-директор департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля распоряжением от 03.06.2008 N 118 "Об утверждении рекомендуемых объемов накопления отходов потребления в г.Ярославле" (далее - Распоряжение N 118) (Т.5, л.д.-73-77) утвердил рекомендуемые объемы накопления отходов потребления, образующихся в городе Ярославле в куб.м в неуплотненном состоянии.
В соответствии с пунктом 3 Примечания к Распоряжению N 118 определена средняя насыпная плотность ТБО для города Ярославля в размере 101,7 кг/куб.м.
По пункту 2.1 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденной Минстроем России при участии Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова от 02.11.1996, учет принимаемых ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии.
Из пункта 2.4 Методических рекомендаций по определению тарифов на захоронение твердых бытовых отходов, утвержденных Центром муниципальной экономики и права при участии Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, следует, что при учете фактического объема принимаемых ТБО на полигоне используются средства измерения - весы. Объем принимаемых ТБО определяется исходя из массы отходов, полученных за счет разницы массы веса загруженного и пустого транспортного средства, и средней плотности отходов.
Согласно приказу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 09.11.2010 N 130 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 02.11.2010 N ППР-130-ТБО "Об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые закрытым акционерным обществом "Чистый город" установлен тариф на утилизацию ТБО для ЗАО "Чистый город" на 2011 год в размере 99,87 руб. за 1 куб.м без НДС (НДС облагается), и утверждена производственная программа на 2011 год, в соответствии с которой прогнозируемый объем реализации услуг на 2011 год определен в количестве 1286,3 тыс.куб.м. Указанный объем утилизации определен "на уровне показателя, предусмотренного в действующем тарифе", что следует из пункта 1 Расчета финансовых потребностей на реализацию производственной программы по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов по ЗАО "Чистый город" на 2011 год (Приложение N 1 к Экспертному заключению Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25.10.2010 N 1-82-э/тбо по уровню тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемых ЗАО "Чистый город" (г.Ярославль), на 2011 год). Учитывая, что плановый объем оказываемых услуг на 2011 год был взят на уровне показателя 2010 года, который определен в соответствии с объемами неуплотненных ТБО, то, соответственно, и плановый объем оказываемых услуг на 2011 год принят в соответствии с объемами неуплотненных ТБО. С учетом положений пункта 5 части 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, тариф на 2011 год установлен за 1 куб.м неуплотненных ТБО.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области 80/тбо от 30.11.2011 (в редакции Приказа N 147-ви от 30.12.2011) "Об установлении тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, на 2012 год" установлен тариф на утилизацию ТБО для ЗАО "Чистый город" в размере 99,87 руб. на 1-е полугодие 2012 года и в размере 115,27 руб. на 2-е полугодие 2012 года - за 1 куб.м без НДС (НДС облагается). Плановый объем утилизации в количестве 1182,12 тыс.куб.м определен в соответствии с "показателем в среднем за 3 предшествующих года", что следует из пункта 1 Расчета финансовых потребностей на реализацию производственной программы по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов по ЗАО "Чистый город" на 2012 год (Приложение N 2 к Экспертному заключению Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25.11.2011 N 1-73-э/тбо по уровню тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемых ЗАО "Чистый город" (г.Ярославль), на 2012 год). Поскольку плановый объем оказываемых услуг на 2012 год взят по показателям за 3 предшествующих года, которые определены в соответствии с объемами неуплотненных ТБО, то, соответственно, и плановый объем оказываемых услуг на 2012 год принят в соответствии с объемами неуплотненных ТБО. С учетом положений пункта 5 части 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, тариф на 2012 год установлен за 1 куб.м неуплотненных ТБО.
По приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов N 123-тбо от 30.10.2012 "Об установлении тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемых организациями коммунального комплекса, на 2013 год" установлен тариф на утилизацию ТБО для ЗАО "Чистый город" в размере 115,27 руб. на 1-е полугодие 2013 года и в размере 113,45 руб. на 2-е полугодие 2013 года - за 1 куб.м без НДС (НДС облагается). При этом в целях анализа финансовых потребностей на реализацию производственной программы и расчета тарифа на услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемую ЗАО "Чистый город", на 2013 год (Приложение N 2 к Экспертному заключению Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25.09.2012 N 1-24-э/тбо по уровню тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемых ЗАО "Чистый город" (г.Ярославль), на 2013 год), принят плановый объем утилизации на основании объемных показателей производственной программы ЗАО "Чистый город" на 2013 год (Приложение N 1 к указанному экспертному заключению), который определен в соответствии с заключенными договорами. Объем оказываемых услуг в заключенных договорах определен в соответствии с нормами накопления ТБО, определенными Распоряжением заместителя мэра-директора Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля от 03.06.2008 N 118 "Об утверждении рекомендуемых объемов накопления отходов потребления в г.Ярославле" с учетом средней насыпной плотности ТБО в г.Ярославле 101,7 кг/куб.м. С учетом положений пункта 5 части 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, тариф на 2013 год установлен за 1 куб.м неуплотненных ТБО.
В письме от 14.07.2013 N 01-07/1298 Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области сообщил о том, что расчет тарифа на услуги утилизации (захоронения), оказываемые ЗАО "Чистый город", произведен исходя из объемов ТБО, определенных с учетом насыпной плотности 101,7 кг/куб.м.
Факт оказания услуг истцом подтверждается материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается.
Заявитель жалобы выражает свое несогласие с методикой определения объема оказанных услуг.
Пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статья 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как ранее указывалось, в пункте 1.7 договоров стороны согласовали, что объем ТБО, доставленных подрядчиком 1 для утилизации подрядчику 2 определяется исходя из их веса и плотности ТБО 0,1017 т/куб.м.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Чистый город" для установления объема ТБО, доставленных ответчиком, применяло расчетный способ, определяющий фактический объем ТБО образованный у потребителя и доставленный от последнего, заключающийся в следующем: доставленные ТБО взвешивались на весах, и полученный вес ТБО делился на среднюю насыпную плотность ТБО - 101,7 кг/м.куб. для города Ярославля, утвержденную Распоряжением N 118.
Данное распоряжение в установленном законом порядке не обжаловалось и не признано незаконным.
Пункт 8 Постановления N 520 не содержит методики расчета объема доставленных ТБО. Данный пункт лишь определяет единицу измерения (1 куб.м или 1 тонна) за которую устанавливается одноставочный тариф.
Действующим законодательством не установлено запрета на применение расчетного метода определения объема ТБО, который согласован сторонами в спорных договорах и применялся истцом.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция полагает вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие нормативной регламентации отношений по определению объема ТБО, доставленных на утилизацию, само по себе не означает наличие запрета на использование расчетного способа с использованием веса доставленных ТБО, и утвержденной в установленном порядке плотности ТБО 101,7 кг/м.куб. обоснованным.
Спорные договоры также не содержат условия о том, что объем привезенных ООО "АЛЬФА СЕТЬ" ТБО в спрессованном состоянии определяется по геометрическому объему кузова.
Объем оказанных услуг, за который истцом взыскивается задолженность, подтверждается представленными актами сверок, журналами "Движения ТБО, доставленных ООО "АЛЬФА СЕТЬ" на весовую МСС ЗАО "Чистый город", в которых указан вес автомобилей с грузом, без груза, чистый вес, объем в куб.м, а также имеются подписи водителей автомобилей.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость применения в рассматриваемом случае способа измерения объема ТБО, предусмотренного в "Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР" (утв. Минжилкомхозом РСФСР 09.03.1982) (далее - Рекомендации) не принимается апелляционной инстанцией.
В пункте 20 Рекомендаций указано, что определение массы и объема накапливающихся отходов производится следующим образом. Перед установкой контейнера на машину в нем разравниваются отходы и мерной линейкой (выполнена из дерева, окрашена масляной краской; объемные деления нанесены на одной стороне, нуль совпадает с верхом контейнера) определяется объем отходов (рисунок не приводится). Масса накапливающихся отходов определяется путем взвешивания заполненных контейнеров при помощи динамометра и последующего вычитания массы порожнего контейнера. В случае заполнения всех восьми контейнеров в одном домовладении допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженной и порожней машины на автомобильных весах (цена деления 10 кг). Таким образом, этот метод определения объема ТБО применяется при определении объемов и массы ТБО в контейнерах перед их загрузкой в автомобиль, а не при определении объема ТБО доставленного на полигон в мусоровозе. Кроме того, при данном способе определения объемов ТБО также не предусмотрено спрессовывание ТБО.
При изложенных выше обстоятельствах, а также с учетом положений пункта 2 статьи 1 и статьи 421 ГК РФ, которыми установлен принцип свободы договора, включение сторонами в договор условия об определении доставленного объема ТБО расчетным способом не может быть признано противоречащим нормам действующего законодательства.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как ранее указывалось, ответственность ответчика за просрочку оплаты оказанных услуг установлена в пункте 2.5.4 договоров.
Контррасчет ответчиком не представлялся.
Исходя из того, что факт оказания истцом услуг, их объем подтверждаются материалами дела, доказательств оплаты данных услуг в полном объеме в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.08.2013 по делу N А82-2665/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АЛЬФА СЕТЬ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2665/2013
Истец: ЗАО "Чистый город"
Ответчик: ЗАО "АЛЬФА СЕТЬ"
Третье лицо: ЗАО "Чистый город"
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2014 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1052/14
06.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2638/14
04.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1052/14
04.04.2014 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-2665/13
18.12.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8369/13
13.08.2013 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-2665/13