г. Хабаровск |
|
11 февраля 2010 г. |
Дело N А37-3044/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов": не явился
от отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Росприроднадзора по ДФО: Обуховой И.Я. по доверенности от 18.01.2010 N 7-04/64; Чаптыковой М.И. по доверенности от 02.02.2010 37-13/262
рассмотрел апелляционную жалобу отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу на решение Арбитражного суда Магаданской области от 16.12.2009 по делу N А37-3044/2009 дело рассматривал судья Кушниренко А.В.
по заявлению отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
к открытому акционерному обществу "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов"
о признании незаконным и отмене постановления
Открытое акционерное общество "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" (далее - ОАО "МПДПМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2008 N 13/151/13-422, вынесенного Отделом по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган), которым заявитель привлечён к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 75 000 рублей по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением суда от 16.12.2009 признано незаконным и отменено оспариваемое постановление административного органа:
-в части привлечения к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за размещение отходов за 4 квартал 2008 года, 1 и 2 квартал 2009 года в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП ввиду отсутствия события административного правонарушения и вины заявителя;
-в части привлечения к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 года в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности;
-в части привлечения к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 4 квартал 2008 года и 2 квартал 2009 года ввиду признания нарушения малозначительным в соответствии со статьёй 2.9 КоАП, в связи с чем объявлено акционерному обществу устное замечание.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части применения судом статьи 2.9 КоАП РФ к правонарушению по несвоевременному внесению платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. По мнению заявителя, у судебной инстанции отсутствовали основания для квалификации совершенного правонарушения как малозначительного, поскольку имеется угроза охраняемым общественным отношениям.
Представители заявителя жалобы в заседании суда апелляционной инстанции доводы и требования поддержали в полном объеме.
ОАО "МПДПМ", извещенное надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своих представителей не направило; в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность решения суда.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей административного органа, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения решения суда от 16.12.2009 в обжалуемой части по нижеследующему.
Из материалов дела видно, что Отделом по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу проведена плановая выездная проверка заявителя на предмет соблюдения им обязательных требований природоохранного законодательства, по результатам которой 14.10.2009 составлен протокол об административном правонарушении.
Административный орган посчитал, что заявителем допущено нарушение требований части 3 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002, приказа Ростехнадзора N 557 от 08.06.2006 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", и 28.10.2009 вынес постановление N 13/151/13-422, которым заявитель привлечён к ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение в срок платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2008 года, а также за 1, 2 кварталы 2009 года.
Не согласившись с данным ненормативным актом, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В силу пункта 2 данной нормы к видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ и размещение отходов производства и потребления.
Отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; плата за их размещение взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 08.06.2006 издан Приказ N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", согласно пунктам 1 и 2 которого установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с данным Приказом плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 г. должна быть внесена заявителем не позднее 20.10.2008; за 4 квартал 2008 г. - 20.01.2009; за 1 квартал 2009 г. - 20.04.2009; за 2 квартал 2009 г. - 20.07.2009. Вместе с тем, согласно представленным в дело платежным поручениям N N1339 и 1340, оплата обществом произведена 23.09.2009.
Установив данный факт, суд первой инстанции посчитал, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП, по эпизоду за не своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 года имеется, но в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности признал незаконным постановление N 13/151/13-422 28.10.2008. Судебное решение в данной части не оспаривается.
При рассмотрении спора в части привлечения к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за размещение отходов за 4 квартал 2008 года, 1 и 2 квартал 2009 года арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения и вины заявителя, в связи с чем, в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП, требования общества удовлетворил. Данный вывод основан на том, что ОАО "МПДПМ" не осуществляло деятельность по размещению отходов, которые у нее образовались, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, следовательно, оно и не должно было осуществлять спорные платежи. В этой части судебный акт также не обжалуется.
Довод заявителя жалобы сводится к тому, что судом неправильно применена статья 2.9 КоАП РФ к правонарушению по несвоевременному внесению платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно данной норме Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, но не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, и принимая во внимание то, что вмененное правонарушение за несвоевременность уплаты в размере 2 590 руб. свидетельствует о низкой степени общественной опасности, о не нанесении значительного ущерба государству и охраняемым общественным отношениям, суд первой инстанции обоснованно признал его малозначительным. Заявителем апелляционной жалобы не представлено доказательств, опровергающих данный вывод, и судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для переоценки данного вывода.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 16.12.2009 по делу N А37-3044/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-3044/2009
Истец: ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов"
Ответчик: Отдел по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-38/10