г. Пермь |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А60-28743/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С. Н.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от истцаДепартамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658) -не явились
от ответчикаОАО "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1026601125308, ИНН 6615001962) - Кучин В.В. по доверенности от 29.08.2013 Куликова А.Г. по доверенности от 23.04.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ИстецДепартамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
на решение арбитражного суда Свердловской области от09 октября 2013 года по делу N А60-28743/2013,
принятое судьей Забоевым К.И.
по искуДепартамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
кОАО "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат"
о взыскании 52 226 367 руб. 00 коп.,
установил:
Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ОАО "ЕВРАЗ КГОК" о взыскании 52 226 367 руб. 00 коп., из которых: 46 324 667 руб. 65 коп. - задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства на промплощадке, расположенной на территории муниципального образования Качканарский городской округ, за 1 квартал 2011 года, и 5 901 699 руб. 35 коп. - задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства на промплощадке, расположенной на территории муниципального образования городской округ "город Лесной", за 1 квартал 2011 года.
Решением суда от 09.10.2013 в удовлетворении требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что имеются основания для удовлетворения иска. Технический отчет ответчика не соответствует установленным законодательством требованиям, при рассмотрении данного документа установлено превышение лимита на размещение 5 видов отходов. Тем самым Департаментом было принято решение, порождающее для ответчика определенные правовые последствия - приостановление срока действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с невыполнением ОАО "ЕВРАЗ КГОК" требований до момента их выполнения. В случае представления технического отчета позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение. Факт неверного определения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе ОАО "ЕВРАЗ КГОК", также был установлен в ходе проведенной в отношение Департамента проверки Счетной Палаты Российской Федерации, и отражен в представлении об устранении нарушений федерального законодательства, внесенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес начальника Департамента Б.Е. Леонтьева.
В отзыве ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, указывает, что к административной ответственности за несвоевременное предоставление технического отчета ОАО "ЕВРАЗ КГОК" не привлекалось, в установленном законом порядке деятельность его не приостанавливалась, что также подтверждает отсутствие сверхлимитного размещения отходов в период с 14.01.2011 по 01.04.2011.
Представитель истца в суд не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Представители общества с доводами апелляционной жалобы не согласны по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Уральского управления Ростехнадзора 24.12.2009 были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении ответчика, лимит на размещение отходов установлен на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреждиванию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОТ-54-001663(66) до 03.07.2014 при условии ежегодного представления технического отчета о подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья.
16.02.2011 ответчик обратился к истцу с письмом от 15.06.2011 N 4075-28 о принятии Технического отчета.
Истец письмом от 30.03.2011 N 02-01/1950 указал ответчику на то, что по форме и содержанию Технический отчет не соответствует требованиям приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, и представленные ответчиком документы не могут считаться Техническим отчетом.
Ответчик, исправив недостатки, повторно направил Технический отчет с письмом от 21.04.2011 N 4075-72.
Считая Технический отчет ответчиком не представленным, истец обратился в суд с иском о взыскании платы.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Выводы суда являются правильными, поскольку основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, нормы материального права применены верно.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ст. 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Частью 2 ст. 16 Закона определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно п. 2, 3 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В п. 5 данной статьи указано, что при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703, неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в ПНООЛР, подтверждаются хозяйствующими субъектами (их территориально обособленными подразделениями (филиалами)) в виде технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, оформляемого в соответствии с Приложением 3 к Методическим указаниям и ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.
Согласно п. 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Согласно п. 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Технический отчет был обществом представлен истцу, к административной ответственности за несвоевременное предоставление технического отчета ОАО "ЕВРАЗ КГОК" не привлекалось, в установленном законом порядке деятельность его не приостанавливалась, что также подтверждает отсутствие сверхлимитного размещения отходов в период с 14.01.2011 по 01.04.2011.
Таким образом, наличия оснований для взыскания платы истцом не подтверждено. Его ссылки на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068 "О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов", правильно отклонены судом первой инстанции в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации, так как письмо не было официально опубликовано.
Кроме того, ответчиком справедливо замечено, что апелляционная жалоба истца не содержит указания на основания для отмены решения суда.
Решение суда отмене не подлежит, апелляционная жалоба обоснованной не является.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Свердловской области от09 октября 2013 года по делу N А60-28743/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28743/2013
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
Ответчик: ОАО "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат"