г. Хабаровск |
|
31 октября 2007 г. |
Дело N А73-4873/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Тихоненко А.А.,
Судей: Головниной Е.Н., Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от ответчиков: 1) Комитет соцзащиты населения - Сенько С.В., по дов. N 913 от 24.07.2007; 2) МФ РФ - Ковалевой Т.С., по дов. N 27 от 09.01.2007
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 22 августа 2007 года по делу N А73-4873/2007-34 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Лесникова О.Н.
по иску индивидуального предпринимателя Левша Вячеслава Вячеславовича
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Комсомольскому муниципальному району в лице Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района, Администрации Комсомольского муниципального района, Комитету социальной защиты населения администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 205 466 руб.
Индивидуальный предприниматель Левша Вячеслав Вячеславович (далее - ИП Левша В.В.) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о взыскании убытков в размере 205 466 руб., возникших в 2005 году в результате предоставления льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан на основании договора N 8 от 28.02.2005.
Определением суда от 16.07.2007 к участию в деле привлечены в качестве ответчиков Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края и Комсомольский муниципальный район в лице Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Решением от 22.08.2007 исковые требования удовлетворены: на сумму 136 206 руб. - за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и на сумму 69 260 руб. - за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим доказательствам, и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по тем же основаниям.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.
Ответчик Комитет социальной защиты населения администрации Комсомольского муниципального района представленным отзывом и пояснениями представителя в заседании суда с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда от 22.08.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные ответчики явку представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили, отзывы на жалобу не представили. О
времени и месте суда извещены по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном ст.ст. 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, спор возник из договора N 8 от 28.01.2005, заключенного между ИП Левша В.В. (исполнитель) и Комитетом социальной защиты населения администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (заказчик), предметом которого является предоставление истцом бесплатного проезда по талонам в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края N 9 от 20.01.2005 по маршруту с. Новоильиновка - Ягодный - г. Комсомольск-на-Амуре отдельным категориям граждан на основании федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законов Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год" N 225 от 29.12.2004, "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной Войны, и семей, имеющих детей" N 254 от 26.01.2005.
Согласно п. 1.2 договора заказчик возмещает исполнителю затраты, связанные с предоставлением льгот указанным категориям граждан. При этом выпадающие доходы компенсируются при наличии финансирования из краевого бюджета.
Пунктом 4.2 срок действия договора установлен с 01.02.2005 по 30.06.2005.
В связи с невозмещением заказчиком исполнителю расходов, произведенных в январе-июне 2005 года на сумму 205 466 руб., последний обратился с настоящим иском в суд.
При рассмотрении дела арбитражным судом было установлено, что задолженность за оказанные в спорный период услуги составила: по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 136 206 руб.; по
ФЗ "О ветеранах" - 33 990 руб.; по Краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год" и закону Хабаровского края N 254 от 26.01.2005 "О мерах по социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей, имеющих детей" - 35 270 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал надлежащими доказательствами размера исковых требований реестры льготников, акты сверки с Комитетом социальной защиты населения района, учетные талоны, счета-фактуры, платежные поручения, согласно которым задолженность за оказанные в 2005 году услуги составила в общей сумме 205 466 руб.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Законом Хабаровского края N 225 от 29.12.2004 утверждена Краевая целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год". Предусмотрен бесплатный проезд в любом городе независимо от места проживания на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта, пригородного и международного (внутрирайонного и внутрикраевого) сообщения - по указу Президента РФ N 1235 от 15.10.1992, инвалидам, ветеранам ВОВ, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий; бесплатного проезда на муниципальных маршрутах, внутригородского и пригородного сообщения - детям из многодетных семей, обучающимся в образовательных школах; бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования - гражданам пожилого возраста, не имеющих льгот по другим основаниям; 50-процентной скидки на оплату проезда на автомобильном транспорте общего пользования внутрирайонного сообщения в пределах административного района - гражданам пожилого возраста, проживающим в городской местности (не более 18 поездок с 01.05 по 30 06. 2005); бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования в пределах
административного района - гражданам пожилого возраста, проживающих в сельской местности (не более 10 поездок в месяц).
Согласно действующему в спорный период Порядку предоставления льгот, возмещение выпадающих доходов предприятиям, предоставляющим услуги с учетом льгот определенным категориям граждан, производились на основании заключенных договоров между распорядителями бюджетных средств и предприятиями.
Все денежные средства, выделенные бюджету муниципального образования, были израсходованы целевым назначением.
Поскольку органы государственной власти Хабаровского края не обеспечили реализацию установленных краевым законом льгот, в результате чего ИП Левша В.В. понес дополнительные расходы, в соответствии со ст.ст. 15, 1069, 1071 ГК РФ исковые требования в размере 69 260 руб. правомерно взысканы за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств на финансирование расходов, нормативно-правовое регулирование, которое осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субсидий) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
На основании ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансирование мероприятий социальной защиты населения осуществляется совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и бюджетов муниципальных образований.
При этом ст.ст. 84, 86 БК РФ устанавливают правило о том, что исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (N 184-ФЗ, в редакции от 04.07.2003) предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию полномочий по представлению льгот должно осу-
ществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льготы по провозной плате в размере 136 206 руб. обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации, так как ответственность за невыполнение федерального закона, влекущее дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили субъект Российской Федерации (Хабаровский край) достаточными средствами для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", арбитражный суд в соответствии со ст. 1071, п. 3 ст. 125 ГК РФ правомерно возложил ответственность по исполнению обязательств перед истцом на казну Российской Федерации.
Таким образом, возражения Министерства финансов Российской Федерации о незаконном взыскании с него денежных средств являются необоснованными.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.08.2007 принято на основании представленных в дело доказательств, которым дана верная юридическая оценка в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ и с учетом условий договора N 8 от 28.01.2005 и норм материального права, применяемых к спорным правоотношениям.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене судебного акта и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе возложить на заявителя (ответчика) в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ее уплату в установленных законом порядке и размере.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.08.2007 по делу N А73-4873/2007-34 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А.Тихоненко |
Судьи |
Е.Н.Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4873/2007
Истец: ИП Левша В. В., ИП Левша Вячеслав Вячеславович
Ответчик: Администрация Комсомольского муниципального района, Комитет социальной защиты населения администрации Комсомольского муниципального района, Министерство финансов Российской Федерации, Министрество финансов Хабаровского края, Российская Федерация в лице Минфина РФ, Финансовое управление администрации Комсомольского муниципального района, Хабаровский край в лице Минфина Хабаровского края
Третье лицо: Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю