г. Красноярск |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А33-15841/2011к11 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2013 года по делу N А33-15841/2011к11, принятое судьей Вахитовым Р.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Первая торговая компания "Сибирь" (ИНН 2462210493, ОГРН 1102468003164) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании открытого акционерного общества "Вторцветмет" (ИНН 2466027330, ОГРН 1022402649840) (далее - ОАО "Вторцветмет", должник) банкротом как ликвидируемого должника.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13.12.2011 заявление принято к производству арбитражного суда.
Определением арбитражного суда от 17.12.2012 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Трубачев Максим Иванович.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.05.2013 ОАО "Вторцветмет" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 15.11.2013, конкурсным управляющим должника утвержден Трубачев Максим Иванович.
Сообщение конкурсного управляющего об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 01.06.2013 N 93.
26.07.2013 в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование Федеральной налоговой службы России о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 88 669 рублей 79 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.10.2013 во включении требования Федеральной налоговой службы России в размере 88 669 рублей 79 копеек - пени в реестр требований кредиторов должника отказано.
Не согласившись с указанным определением, Федеральная налоговая служба России (далее также уполномоченный орган) обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение арбитражного суда от 16.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Налоговым кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления либо прекращения начисления пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не погасил в установленный законом срок. Такое основание как введение в отношении должника процедуры наблюдения либо включение в указанной процедуре требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника не является основанием для приостановления либо прекращения начисления пени на сумму задолженности по обязательным платежам. Норма, изложенная в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", не может быть применена к публичным правоотношениям, связанным с исчислением и уплатой обязательных платежей в бюджет.
Уполномоченный орган полагает, что требование о включении в реестр требований кредиторов сумм пени, начисленных за период наблюдения на сумму основного долга, включенную в реестр требований кредиторов в процедуре конкурсного производства, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника, ввиду того, что указанные пени не являются текущими и подлежат включению в реестр в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетом о публикации судебных актов на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. От уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Уполномоченный орган заявил требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по пени в результате неуплаты сумм недоимки по налогам (сборам), включенным в реестр требований кредиторов должника в процедуре наблюдения по состоянию на 25.07.2013 за период процедуры наблюдения (с 11.12.2012 по 14.05.2013) в сумме 88 669 рублей 79 копеек (л.д. 5-7).
В качестве доказательства основания возникновения задолженности уполномоченным органом представлены расчет пени, а также требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (л.д. 10-34).
Поскольку задолженность по уплате обязательных платежей должником не погашена, Федеральная налоговая служба России обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по пени, начисленной на реестровую задолженность за период наблюдения.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 100 настоящего Федерального закона. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов должника.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Сведения конкурсного управляющего о признании должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 01.06.2013 N 93. Требование кредитора поступило в арбитражный суд нарочным 26.07.2013, что подтверждается входящим штампом канцелярии Арбитражного суда Красноярского края (л.д. 5).
Таким образом, установленный законом двухмесячный срок заявления требования кредитором соблюден, кредитор обратился в арбитражный суд до закрытия реестра требований кредиторов должника.
В силу статьи 100 Закона о банкротстве конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения требований кредитора и возмещения расходов на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований обязан уведомить кредиторов и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов, о получении требований кредитора и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами. В течение пяти дней с даты направления уведомлений конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд доказательства уведомления кредиторов о получении таких требований.
В течение тридцати дней с даты направления внешним управляющим кредиторам уведомлений о получении требований кредитора могут быть предъявлены возражения относительно требований кредиторов (внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов).
В подтверждение порядка, предусмотренного статьей 100 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим представлены доказательства направления уведомлений кредиторам должника (л.д. 80-84).
На основании статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Из содержания статей 1 и 2 Закона о банкротстве следует, что названный Закон регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Таким образом, для включения в реестр требований кредиторов должника кредитору необходимо доказать наличие у него денежного требования к должнику.
Возражения на требование уполномоченного органа от лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, не поступили.
Пунктом 5 статьи 100 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов, по которым не поступили возражения, при наличии доказательств уведомления кредиторов о получении таких требований рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Как следует из материалов дела, в процедуре наблюдения определением Арбитражного суда Красноярского края от 26.04.2013 по делу N А33-15841/2011к3 требование Федеральной налоговой службы России включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника ОАО "Вторцветмет" в размере 3 466 857 рублей 67 копеек, в том числе 2 049 346 рублей 66 копеек основного долга, 1 417 511 рублей 01 копейки пени, штрафы (в том числе исполнительский сбор). Указанное определение вступило в законную силу (копия л.д. 85-90).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Из названной нормы права следует, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм неустойки.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", состав и размер требований кредиторов определяются по правилам пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве, при этом в реестр требований кредиторов подлежит включению сумма, определенная на дату принятия заявления о признании должника банкротом, либо на дату введения процедуры банкротства, в которой заявлено кредитором требование, при этом размер данной суммы впоследствии изменению не подлежит.
Таким образом, как следует из указанных разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также исходя из единства правового положения конкурсных кредиторов и уполномоченного органа как кредитора в деле о банкротстве, после включения в реестр требования, в том числе и по уплате налогов и иных обязательных платежей (в состав которого входят сумма основного долга и начисленных пеней), кредитор может получить начисленные финансовые санкции только в том размере, в котором они начислены соответственно либо на дату подачи им заявления о признании должника банкротом, либо на дату введения соответствующей процедуры банкротства (в зависимости от того, когда было предъявлено соответствующее требование к должнику). То есть требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм пени.
В разъяснениях, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения, определяются на день введения наблюдения.
Из указанных норм права следует, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться один раз и в том объеме, который был определен на дату введения наблюдения, размер установленного судом требования не подлежит последующему изменению в связи с доначислением заявителем сумм пени в процедуре наблюдения.
Требование уполномоченного органа в сумме 88 669 рублей 79 копеек является задолженностью по уплате пени, начисленной за период процедуры наблюдения, введенной в отношении должника.
При этом как сумма недоимки за спорный период начисления взносов, так и пени за просрочку оплаты, исчисленные до введения процедуры наблюдения, - включены в реестр требований кредиторов должника определением от 26.04.2013 по делу N А33-15841/2011к3.
Поскольку Федеральная налоговая служба России реализовала в процедуре наблюдения свое право на предъявление к должнику требования, составляющего сумму основного долга и пени, и суд, установив размер этого требования, включил его в реестр требований кредиторов должника, размер установленного требования впоследствии изменению не подлежит.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности предъявленного требования, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно отказал во включении требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника (по пени, рассчитанной за период наблюдения), поскольку в силу прямого указания статьи 4 Закона о банкротстве доначисление сумм пени на сумму уже включенной задолженности за процедуру наблюдения по состоянию на дату конкурсного производства и включение их в реестр требований кредиторов должника недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, поскольку нормы Налогового кодекса Российской Федерации при предъявлении требований кредиторов (уполномоченного органа) в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника применяются с учетом специальных норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 1 статьи 4 которого предусматривает, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Таким образом, поскольку требование уполномоченного органа о доначислении суммы пени за период наблюдения противоречит положениям статьи 4 Закона о банкротстве, фактически направлено на увеличение требования уполномоченного органа, уже установленного в определенном размере в рамках дела N А33-15841/2011к3, по которому уполномоченный орган реализовал свои права в процедуре наблюдения, следовательно, правовых оснований для удовлетворения его требования, заявленного в процедуре конкурсного производства не имеется.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2013 года по делу N А33-15841/2011к11 не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2013 года по делу N А33-15841/2011к11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий судья |
О.В. Магда |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15841/2011
Должник: ОАО "Вторцветмет"
Кредитор: Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк" ) в лице Красноярского филиала ОАО АКБ "Связь-Банк", ООО Первая торговая компания Сибирь
Третье лицо: ИФНС по Центральному р-ну г. Краноярска, к/у Трубачев М. И., Конкурсный управляющий Трубачев Максим Иванович, НП Сибирская СОАУ, ОАО "Вторцветмет" Тпрубачев М. И, ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", ОАО АКБ "Связь Банк", ООО Красняорский цемент, Смирнова С. Г. (представитель собрания кредиторов), Трубачев М. И.(ОАО Вторцветмет), Управление Росреестра по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы безопасности по Красноярскому краю, ФГБОУ ВПО "СибГАУ", ИФНС России по Центральному району г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2015 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1502/15
20.11.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5081/14
05.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-463/14
18.12.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6136/13
31.07.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3105/13
22.05.2013 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/11
21.03.2013 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/11
11.03.2013 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/11