Лицевые счета по учету внебюджетных средств
Средства, полученные бюджетными учреждениями от осуществления приносящей доход деятельности, учитываются на отдельных лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. Порядок открытия и ведения данных лицевых счетов федеральных бюджетных учреждений рассмотрен в Инструкции, утвержденной Приказом Минфина от 21.06.2001 N 46н (далее - Инструкция). С 01.01.2008 данная инструкция действует в новой редакции. Изменения в нее были внесены Приказом N 106н*(1), который привел ее в соответствие с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
Операции со средствами, полученными бюджетными учреждениями от осуществления приносящей доход деятельности, отражаются на лицевых счетах, открытых для учета соответствующих операций. Для учета этих средств органы Федерального казначейства (ОФК) открывают в установленном ЦБ РФ порядке в подразделениях расчетной сети Банка России, а в случае отсутствия подразделений расчетной сети Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством РФ, - лицевые счета на балансовом счете N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "1" в 14-м разряде номера лицевого счета.
Генеральные разрешения на открытие лицевого счета
Основанием для открытия счета является генеральное разрешение, выдаваемое главным распорядителем средств. То есть для открытия счета первоначально оформляется генеральное разрешение, а затем путем предоставления определенного перечня документов открывается сам счет. Для оформления генерального разрешения главный распорядитель поочередно представляет в соответствующие департаменты Минфина следующие документы:
а) заявление на выдачу генерального разрешения, которое оформляется на бланке главного распорядителя средств;
б) заполненный в установленном порядке в двух экземплярах бланк генерального разрешения;
в) копии законодательных актов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а в отдельных случаях нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и учредительных документов (уставов) бюджетных учреждений, являющихся основанием для образования и использования внебюджетных средств.
Данные документы рассматриваются в течение 5 рабочих дней департаментами главного распорядителя, а затем они направляются для согласования в Правовой департамент Минфина РФ, который рассматривает их в течение 7 рабочих дней. При отсутствии замечаний первый (визовой) экземпляр генерального разрешения визируется директором Правового департамента Минфина РФ и передается главному распорядителю средств, который представляет два экземпляра генерального разрешения в Федеральное казначейство.
Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней проверяет правильность оформления документов, представленных главным распорядителем средств. Если замечаний нет, то после визирования документы возвращаются главному распорядителю. При наличии замечаний соответствующих департаментов или Федерального казначейства (в части правильности оформления генерального разрешения) представленные генеральные разрешения не позднее срока, установленного для их согласования и подписания, возвращаются главному распорядителю средств с указанием причин возврата соответствующим департаментом, имеющим замечания.
Впоследствии копии генеральных разрешений главные распорядители средств доводят до подведомственных распорядителей и получателей средств.
На основании генеральных разрешений главные распорядители (распорядители) средств оформляют и самостоятельно доводят до находящихся в их ведении получателей средств разрешения на открытие лицевого счета.
Немного забегая вперед, отметим, что в платежных поручениях на зачисление или списание средств со счета, открытого для отражения операций по приносящей доход деятельности, обязательно указывается код источника образования и (или) использования внебюджетных средств. Данный код соответствует коду, указанному в генеральном разрешении. В случае если код не указан или не соответствует коду генерального разрешения, денежные средства зачисляют на счет без права их расходования, а впоследствии перечисляют отправителю. Списание денежных средств со счета на основании платежного поручения, в котором не указан код источника образования внебюджетных средств или указан код, по которому нет генерального разрешения, не производится.
Если нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, учредительные документы (уставы) получателей средств упраздняют или создают новые источники образования и (или) направления использования внебюджетных средств, то главные распорядители оформляют дополнения к генеральному разрешению.
При оформлении генерального разрешения у бюджетных организаций, имеющих филиалы, нередко возникает следующий вопрос.
Должны ли быть предусмотрены операции по перечислению денежных средств между головной организацией, являющейся получателем средств федерального бюджета, и ее обособленными подразделениями в разрешениях на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности?
В случае распределения и доведения головной организацией до обособленных подразделений средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, указанный источник образования внебюджетных средств должен быть отражен в разрешении со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты и (или) учредительные документы (уставы) учреждений, а также включен в сметы доходов и расходов учреждения и его обособленного подразделения.
Порядок открытия лицевых счетов по учету внебюджетных средств
Лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются бюджетным учреждениям в ОФК по месту открытия им лицевых счетов получателей средств бюджета. Если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств бюджетному учреждению не открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, ОФК открывает в установленном порядке ему сначала лицевой счет получателя средств федерального бюджета. При этом неважно, получает ли бюджетное учреждение - бюджетополучатель финансирование из бюджета. Наличие у бюджетного учреждения лицевого счета получателя средств бюджета, открытого в ОФК, обязательно. По этому поводу приняты судебные решения, например Постановление ФАС ДВО от 13.02.2007, 06.02.2007 N Ф03-А37/06-1/5651.
Бюджетному учреждению может быть открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств (п. 6 Инструкции).
Для открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиент представляет в ОФК следующие документы:
а) подлинник разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности;
б) заявление на открытие лицевого счета по установленной форме;
в) карточку образцов подписей, оформленную и заверенную в порядке, установленном для карточки образцов подписей, представляемой для открытия лицевого счета получателя средств федерального бюджета.
Для совершения операций по лицевому счету бюджетное учреждение должно представить в ОФК смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, утвержденную в порядке, установленном главным распорядителем средств, на бумажном носителе и в электронном виде. Если в течение финансового года смета меняется, то в ОФК представляется ее бумажный и электронный вариант.
Если бюджетным учреждением составляются раздельные сметы доходов и расходов по видам внебюджетной деятельности, то в ОФК представляется сводная смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденная в порядке, установленном главным распорядителем средств.
Расходование средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, производится в пределах утвержденных смет доходов и расходов по данной деятельности (Постановление ФАС ДВО от 23.10.2007 N Ф03-А73/07-1/3131*(2)).
Лицевые счета закрываются:
а) при отзыве в установленном Инструкцией порядке ранее выданного разрешения;
б) при передаче клиента на обслуживание в другой ОФК;
в) в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Минфина РФ.
Учет операций на лицевых счетах
Поступление и расходование средств от ведения приносящей доход деятельности отражаются органом территориального казначейства на лицевых счетах бюджетного учреждения, осуществляющего данную деятельность. При оплате приобретаемых у бюджетного учреждения товаров, работ, услуг оформляется платежное поручение в порядке, установленном Положением ЦБ РФ и Минфина РФ от 13.12.2006 N 298-П/173н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства" (далее - Положение N 298-П/173н). При этом плательщиком при составлении платежного поручения в поле "Назначение платежа" дополнительно должно быть указано наименование источника образования дохода или пункт разрешения, выданного клиенту.
Инструкцией установлены случаи, когда ОФК вправе отказать в приеме платежного документа и оформлении чека на получение наличных денег и при этом не несет ответственности за отказ. Перечислим их:
- недостаточность средств, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств;
- несоответствие подписей на платежном документе образцам подписей в карточке образцов подписей;
- непредставление бюджетным учреждением - клиентом утвержденной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год;
- несоответствие представленной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности разрешению по источникам образования внебюджетных средств либо направлениям их использования.
Органы Федерального казначейства отражают поступление и списание денежных средств с лицевого счета на основании платежных поручений, которые представляются в двух экземплярах. Нередко встречаются случаи, когда дата платежного поручения не соответствует дате его фактического представления в ОФК более чем на один день. В этой ситуации представитель бюджетного учреждения, которым, как правило, является кассир, обязан на втором экземпляре платежного поручения указать дату его фактического представления (п. 15 Инструкции).
Платежное поручение должно быть оформлено в соответствии с Положением N 298-П/173н. В случае если в нем не указана вся необходимая информация в поле "Назначение платежа" либо если бюджетное учреждение - клиент отсутствует в Сводном реестре, данные суммы учитываются ОФК как невыясненные поступления (п. 20 Инструкции).
Если в течение 10 рабочих дней после поступления средств вышеуказанные основания не устранены (клиент не представил дополнительную информацию, заверенную подписями его руководителя и главного бухгалтера (их заместителями), по уточнению наименования получателя средств, реквизитов лицевого счета по учету внебюджетных средств, иной информации, подлежащей указанию в поле "Назначение платежа", при включении клиента в установленном порядке в Сводный реестр, при открытии в установленном порядке лицевого счета по учету внебюджетных средств), то ОФК возвращает данные суммы плательщику.
Также в платежном поручении обязательно указывается источник образования внебюджетных средств. Если он не указан или указан тот, который не соответствует источникам, отраженным в разрешении, поступающие по платежному поручению денежные средства зачисляются на счет без права их расходования. Их использование будет возможно только после представления в установленном порядке соответствующего дополнения в разрешение или представления дополнительной информации об источнике образования внебюджетных средств, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения - клиента.
При использовании суммы поступлений без права расходования в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является бюджетное учреждение - клиент, размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется (п. 21 Инструкции).
Данные по лицевому счету отражаются в выписке, которая представляется бюджетному учреждению - клиенту за прошедший операционный день. Помимо выписки по запросу клиента ОФК представляет приложение к выписке из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Клиент не позднее трех рабочих дней после получения выписки и приложения к ней обязан письменно сообщить ОФК о суммах, ошибочно отраженных на его лицевом счете по учету внебюджетных средств. При отсутствии возражений в указанный срок операции, отраженные на лицевом счете по учету внебюджетных средств, и остатки на этом счете считаются подтвержденными.
В случае утери бюджетным учреждением - клиентом выписки, приложения к ней их дубликаты могут быть выданы ОФК клиенту по его письменному заявлению с разрешения главного бухгалтера ОФК или другого уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства работника. Выписка со счета является важным документом, который всегда проверяется контролирующими органами.
В случае если в конце отчетного финансового года по лицевому счету сформировался остаток, он подлежит учету на данном лицевом счете в текущем финансовом году как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.
Сверка остатков по лицевым счетам по учету
внебюджетных средств
Ежемесячно в течение трех первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, ОФК осуществляется сверка с бюджетным учреждением остатков, а также операций по движению средств, отраженных на лицевом счете.
Сверка производится путем представления ОФК под расписку бюджетному учреждению - клиенту:
- информации по операциям, отраженным на лицевом счете по учету внебюджетных средств, сформированной нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным;
- формы "Лицевой счет по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности" на бумажном носителе или в электронном виде.
Бюджетное учреждение - клиент сверяет представленные ОФК сведения со своими показателями по счету. Если есть какие-то расхождения, то бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней с даты вручения ему формы "Лицевой счет по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности" письменно обязано сообщить об этом. При отсутствии возражений клиента в указанный срок совершенные операции и остатки, отраженные в упомянутой форме, считаются подтвержденными. При поступлении в указанный срок информации в письменном виде о неподтверждении показателей данной формы ОФК и клиент принимают меры по устранению несоответствий.
Т. Сильвестрова,
зам.главного редактора журнала "Бюджетные
организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 N 106н "О внесении изменений в Приказ Минфина РФ от 21.06.2001 г. N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов".
*(2) Постановление суда вынесено с учетом норм ст. 106 Федерального закона РФ от 25.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год". Статья 6 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" содержит подобную норму.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"