г. Ессентуки |
|
13 декабря 2013 г. |
А18-1128/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г., судей: Баканова А.П., Марченко О.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело по заявлению администрации Малгобекского муниципального района к администрации "Городского округа г. Малгобек", федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Ингушетия; третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, производственный кооператив "Терек", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, Ахриев Башир Ахмедович; о признании незаконными действий по снятию земельного участка с кадастрового учета и возложении обязанности восстановить кадастровый учет земельного участка; при участии представителей: от администрации Малгобекского муниципального района - Даурбеков Х.Б. (доверенность N 89 от 24.01.2013), от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия Вышегуров И.М. (доверенность N 24 от 11.12.2012), от производственного кооператива "Терек" - Мамилов Х.Б. (доверенность от 02.09.2013), Танкиев М.Ю. (доверенность от 26.07.2012),
УСТАНОВИЛ
администрация Малгобекского муниципального района Республики Ингушетия (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к администрации "Городской округ г. Малгобек" (далее - администрация города), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Ингушетия (далее - учреждение) о признании незаконными действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 06:01:0100004:1115 и возложении на учреждение обязанности по восстановлению кадастрового учета земельного участка.
Определением от 15.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство).
Решением от 18.09.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, суд признал незаконными действия администрации города и учреждения и обязал учреждение восстановить кадастровый учет земельного участка.
Производственный кооператив "Терек" (далее - кооператив) в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Жалоба мотивирована тем, что земельный участок с кадастровым номером 06:01:0100004:1115 является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 06:01:0100004:1349, принадлежащему на праве постоянного (бессрочного) пользования кооперативу. При формировании земельного участка с кадастровым номером 06:01:0100004:1115 не было произведено согласование его границ со смежными землепользователями, следствием чего явилось наложение границ этого участка на земельный участок кооператива. С учетом этого, восстановление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 06:01:0100004:1115 затрагивает права кооператива, при этом последний не был привлечен к участию в деле.
Определением от 28.08.2013 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, поскольку пришел к выводу о вынесении судебного акта о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Тем же определением кооператив привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку обжалуемый судебный акт вынесен без участия в деле кооператива и непосредственно затрагивает его права, решение суда подлежит отмене по безусловным основаниям.
Определением апелляционного суда от 06.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия и Ахриев Б.А.
В судебном заседании представитель администрации района требования поддержал, ходатайствовал о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу конечного судебного акта по делу N А18-545/2013, в рамках которого кооперативом оспариваются распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия от 14.10.2009 N 233 и постановление администрации муниципального образования "Городской округ Малгобек" от 15.06.2010 N 62.
Представитель министерства полагал требования администрации района обоснованными и подлежащими удовлетворению, против приостановления производства по делу не возражал.
Представители кооператива просили в удовлетворении заявленных требований и ходатайства о приостановлении производства по делу отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев ходатайство о приостановлении производства по делу, апелляционная коллегия не усматривает оснований для его удовлетворении, ввиду отсутствия обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ. С учетом положений статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) оспаривание ненормативных правовых актов, послуживших основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, не может повлиять на разрешение спора об оспаривании действий уполномоченного органа по государственному кадастровому учету.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей, апелляционный суд пришел к следующему.
Коллегией установлено, что распоряжением администрации Малгобекского района N 49 от 06.02.2003 на основании данных обмера в натуре и в соответствии с межевым делом N 48, за зданием администрации Малгобекского района закреплен земельный участок, общей площадью 47 016,28 кв.м., расположенный по адресу: г. Малгобек, ул. Оксанова.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия N 233 от 14.10.2009 утвержден перечень юридических лиц и имущества, передаваемых в муниципальную собственность Малгобекского района, в который среди прочих объектов, вошло здание администрации Малгобекского района по улице Оксанова, 1 площадью 1500 кв.м. с земельным участком площадью 47 016,28 кв.м.
Передача имущества оформлена актом N 42 от 05.02.2010.
Постановлением администрации города N 62 от 15.06.2010 "Об утверждении фактически сложившихся границ земельных участков" площадь земельного участка, необходимого для использования здания администрации района определена в размере 41 527 кв.м. (п. 12 приложения).
На основании заявления министерства и решения учреждения от 16.07.2010 N 01/10930 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 06:01:0100004:1115.
На основании акта обмера от 11.10.2010 постановлением администрации города N 97 от 11.10.2010 "О внесении изменений" предписано исключить и признать утратившим силу пункт 12 приложения к постановлению N 62 от 15.06.2010, внести изменения в земельно-кадастровую документацию, снять с кадастрового учета земельный участок по ул. Оксанова, 1 в г. Малгобек.
На основании заявления администрации города от 12.10.2010 и решения учреждения от 27.10.2010 N 01/10-1335 земельный участок с кадастровым номером 06:01:0100004:1115 снят с государственного кадастрового учета.
Полагая, что действия администрации города и учреждения являются незаконными и нарушают права и законные интересы администрации района, последняя обратилась в арбитражный суд.
В соответствии счастью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела не усматривается и заинтересованными лицами не доказано, что о совершении оспариваемых действий, администрации района стало известно ранее, чем за три месяца до обращения в рассматриваемым заявлением в суд (16.08.2011).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости.
В силустатьи 1 названного Закона, правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращение существования объекта недвижимости.
В силучасти 4 статьи 24 ичасти 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости кадастровые сведения о земельных участках носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии счастью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При этомчастью 6 статьи 27 Закон о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Судом установлено и учреждением не оспаривается, что спорный земельный участок являлся вновь образованным из состава земель населенных пунктов и в соответствии счастью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о нем носят временный характер. Сведения о государственной регистрации вещных прав на указанный земельный участок в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не вносились. Участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.07.2010, снят с учета - 27.10.2010, то есть до истечения двухлетнего срока, предусмотренного законом для государственной регистрации прав на него.
При подаче администрацией города заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета и совершении кадастровым органом оспариваемых действий, предусмотренные статьей 25 Закона о кадастре основания для преобразования земельного участка как объекта недвижимости отсутствовали.
При таких обстоятельствах, действия учреждения по снятию земельного участка с кадастрового учета не соответствуют требованиям Закона о государственном кадастре недвижимости и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку в результате этих действий он лишен возможности зарегистрировать право на земельный участок, необходимый для использования расположенного на нем объекта недвижимости.
Следует также отметить, что постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А18-1520/2011 постановление администрации города N 97 от 11.10.2010, послужившее основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, признано недействительным.
С учетом изложенного требования администрации района к учреждению подлежат удовлетворению в полном объеме.
В то же время апелляционная коллегия не может признать обоснованными и подлежащими удовлетворению требования, предъявленные к администрации города, поскольку данное лицо не является органом государственного кадастрового учета и действий, подлежащих оспариванию в порядке части 1 статьи 198 АПК РФ, не совершало.
Изложенные в апелляционной жалобе кооператива доводы, свидетельствуют о наличии между землепользователями неурегулированного спора о границах смежных земельных участков, который как разъяснено впункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", не подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса.
При наличии нарушений прав и законных интересов кооператива в отношении находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования земельном участке, последние подлежат защите в исковом порядке.
С учетом результатов рассмотрения спора и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, понесенные кооперативом расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе, относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства администрации Малгобекского муниципального района о приостановления производства по делу отказать.
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.09.2012 по делу N А18-1128/2011 отменить, принять новый судебный акт.
Требования администрации Малгобекского муниципального района к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия" удовлетворить.
Признать незаконными действия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия" по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 06:01:0100004:1115.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия" восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 06:01:0100004:1115.
В удовлетворении требований к администрации "Городского округа Малгобек" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1128/2011
Истец: Администрация Малгобекского муниципального района, Администрация с. Пседах Малгобекского муниципального района
Ответчик: Администрация городского округа г. Малгобек, ФБУ "Кадастровая палата" по РИ
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, Администрация муниципального округа "Городской округ город Малгобек", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Ингушетия