г. Самара |
|
20 декабря 2013 г. |
Дело N А55-15244/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представителя Глуховой О.В. (доверенность от 17.12.2013 г.),
от прокуратуры Самарской области - Магометовой Е.Г. (удостоверение ТО N 160172), Амбарцумяна А.Г. (удостоверение ТО N 124785),
от Главы городского округа Самара - представителя Уваровой А.С. (доверенность от 25.12.2013 г.),
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Гусевой И.О. (доверенность от 19.02.2013 г.),
от Министерства здравоохранения Самарской области - представителя Шевыревой О.А. (доверенность от 05.07.2013 г.),
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская больница N 2" - представителя Дмитриевой Е.С. (доверенность от 09.10.2013 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главы городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2013 года по делу N А55-15244/2013 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению заместителя прокурора Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к Главе городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, Самарская область, г. Самара,
Министерство здравоохранения Самарской области, Самарская область, г. Самара,
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская больница N 2", Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской области (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Главы городского округа Самара (далее - Глава г.о. Самара, ответчик 1), Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик 2) по передаче в собственность Самарской области объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Самара, Третья просека, д. 150, литера внутренняя Т, об обязании Главы г.о. Самара, Департамента направить в Министерство имущественных отношений Самарской области предложение о передаче объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Самара, Третья Просека, д. 150, литера внутренняя Т, в собственность Самарской области с перечнем документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Глава г.о. Самара обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.10.2013, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований заместителю прокурора Самарской области в полном объеме.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.10.2013, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований заместителю прокурора Самарской области в полном объеме.
Податели апелляционных жалоб указывают на отсутствие оснований, предусмотренных ч.12. ст.100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", для передачи спорного здания в собственность Самарской области.
Заместителем прокурора Самарской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб Главы городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара отказать.
Министерством здравоохранения Самарской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская больница N 2" представлен отзыв апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы апелляционных жалоб, просили отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, свои требования прокурор обосновывает ссылками на часть 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2012 года и предусматривающей обязанность органов местного самоуправления по передаче собственность субъекта Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и другого имущества, используемого органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящихся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, указанием на невыполнение этой обязанности до настоящего времени в отношении спорного имущества- объекта недвижимости ( нежилого здания), расположенного по адресу: г. Самара, Третья просека, д. 150, литера внутренняя Т и нарушение прав субъекта Российской Федерации по осуществлению полномочий по организации и оказанию медицинской помощи населению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, нежилое здание площадью 1169,6 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул. Просека 3, дом 150, внутренняя литера Т, является муниципальной собственностью города Самары, и включен в реестр муниципального имущества 17.09.1992 за номером 014176 на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов N 222 от 17.09.1992.
Указанный объект решением комитета по управлению имуществом г.Самары от 09.09.1994 N 891 "О закреплении муниципального имущества за муниципальным учреждением санаторий "Волжские Зори" был закреплен на праве оперативного управления за данным учреждением название которого на основании приказа Управления здравоохранения Администрации города Самары от 17.01.2002 N 915 было изменено на "ММУ Городская детская больница восстановительного лечения г.Самары".
Спорный объект является частью имущественного комплекса больницы.
Приказом комитета по управлению имуществом города Самары (далее -Комитет) от 04.08.2004 N 818 "Об изъятии нежилого здания литера Т, расположенного по адресу: г.Самара, Третья просека, д. 150, из оперативного управления ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения г.Самары" (далее - Учреждение) данный объект муниципального имущества был изъят из оперативного управления указанного медицинского учреждения и в соответствии с договором аренды от 10.03.2005 N 004004А передан ООО "Островок здоровья" для размещения медицинских кабинетов.
Департаментом управления имуществом г.о. Самара с Учреждением 29.07.2009 заключено соглашение об уступке права требования (цессии) по договору аренды от 10.03.2005 N 004004А, согласно которому права арендодателя по договору перешли к Учреждению.
В соответствии с приказом департамента управления имуществом г.о.Самара от 30.10.2009 N 3666 "О закреплении на праве оперативного управления за муниципальным медицинским учреждением "Городская детская больница N 2" г.о.Самара нежилого здания литера Т, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, Третья просека, д. 150", данный объект недвижимости был закреплен за Учреждением.
На основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 02.09.2010 N 3125 спорный объект недвижимости был изъят из оперативного управления Учреждения, что подтверждается актом приема-передачи от 02.09.2010 и в настоящее время находится в муниципальной казне.
Договор аренды N 004004А от 10.03.2005 ООО "Островок здоровья" расторгнут 09.04.2013 на основании заявления ООО "Островок здоровья".
Согласно ч.12 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.101 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения статьи 100 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
Материалами дела подтверждено использование органами местного самоуправления г.о. Самара спорного имущества в целях охраны здоровья и нахождение данного имущества в муниципальной собственности до дня вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Доводы ответчиков о том, что спорное имущество не используется в целях охраны здоровья, опровергаются доказательствами имеющимися в деле, свидетельствующими о закреплении этого имущества за медицинским учреждением для осуществления его функций, а также о предоставлении этого объекта организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности и фактически ее осуществляющей в спорном помещении.
Согласно уставу ООО "Островок здоровья", предметом деятельности общества является: деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных; предоставление социальных услуг без обеспечения проживания; дневной уход за детьми с отклонениями в развитии и др.
На основании приказа N 383 от 12.03.2009 министерством здравоохранения Самарской области ООО "Островок здоровья" выдана лицензия N Л 0-63-01-000353 от 12.03.2009 на право осуществления медицинской деятельности по адресу: 443011, Самарская область г.Самара, Октябрьский район, ул. Просека 3, д. 150, литер Т, 1 этаж, к 1-33, 37-50, 2 этаж, к.1-10, 12-20, 22-40.
Лицензия ООО "Островок здоровья" была выдана на следующие виды деятельности: доврачебная медицинская помощь; медицинский массаж; сестринское дело в педиатрии; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе, специализированная медицинская помощь по неврологии, педиатрии.
Согласно материалам инвентарного дела Самарского городского отделения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", здание построено в 1978-1979 г.г., техническая инвентаризация строения по адресу: г.Самара, Третья просека, 150, литера Т проводилась в 2003 и в 2006 годах.
При проведении технической инвентаризации установлено, что данное строение используется как лечебный корпус больницы, то есть использовалось исключительно для осуществления медицинской деятельности.
После изъятия из оперативного управления больницы данного объекта уполномоченный орган местного самоуправления по договору аренды N 004004А от 10.03.2005 предоставлял арендатору (ООО "Островок здоровья) за плату во временное пользование объект муниципальной собственности - нежилое здание литера Т по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул. Просека 3, дом N 150 в целях размещения медицинских кабинетов для осуществления медицинской деятельности.
То есть использование данного помещения в целях охраны здоровья подтверждено материалами дела.
Суд также отмечает, что ответчиками не доказана правомерность изъятия спорного имущества, находившегося в оперативном управлении учреждения, как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению.
В настоящее время в спорном здании на основании договора безвозмездного пользования от 05.07.2013 также располагается Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская больница N 2", что дополнительно подтверждает нуждаемость указанного учреждения Самарской области в данном помещении.
При этом, суд апелляционной инстанции также отмечает, что на основании Акта от 29.12.2012 приема-передачи муниципального учреждения, находящегося в собственности городского округа Самара Самарской области, в собственность Самарской области (т.1 л.д.133-151), составленного в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 N 3440 (т.1 л.д.114) муниципальное учреждение "Городская детская больница N 2" г.о.Самара как имущественный комплекс передано в собственность Самарской области, в приложении к акту указан и земельный участок по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, ул. Просека 3, д. 150, площадью 48781 кв.м. с кадастровым номером 63:01:064:0001:201, на котором расположено в том числе и спорное строение (литера внутренняя Т). На данном земельном участке также расположены объекты недвижимости, используемые больницей, переданные в собственность Самарской области.
Суд также отмечает, что с 01.01.2012 полномочия по организации оказания любого вида медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации отнесены к компетенции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом N 184-ФЗ, Законом N 323-ФЗ. Статья 100 Закона N 323-ФЗ предусматривающая обязанность органов местного самоуправления по передаче в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации до 01.01.2013 зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и другого имущества, используемого в целях охраны здоровья, направлена на обеспечение возможности реализации указанных полномочий субъектом Российской Федерации.
Спорное строение использовалось учреждением здравоохранения, организацией, осуществлявшей в нем медицинскую деятельность и до настоящего времени используется медицинским учреждением по назначению в целях оказания медицинской помощи населению.
С учетом изложенного, ссылки ответчиков на то, что спорное имущество не используется в целях охраны здоровья, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В рамках настоящего дела ответчиками не представлено суду доказательств выполнения ими требований ч.12 ст.100 Закона N 323 и передачи спорного объекта в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации- Самарской области, в связи с чем ими допущено бездействие по выполнению указанных требований закона и передаче имущества.
Порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, установлен п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Статьей 45 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 определено, что городской округ Самара самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара.
От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют глава городского округа Самара и департамент управления имуществом городского округа Самара.
Указанное нежилое здание находится в муниципальной собственности городского округа Самара и использовалось в целях охраны здоровья, в связи с чем глава городского округа Самара, департамент управления имуществом г.о.Самара обязаны были до 01.01.2013 в соответствии с действующим законодательством направить предложение в министерство имущественных отношений Самарской области о передаче объекта недвижимости по адресу: г.Самара, Третья Просека, д. 150, литера внутренняя Т в собственность Самарской области.
До 01.01.2013 глава городского округа Самара, департамент управления имуществом г.о.Самара указанное предложение не направили, в связи с чем 19.02.2013 (исх. N 30/376) и 19.04.2013 (исх. N 30/927) министром здравоохранения Самарской области в адрес главы городского округа Самара было направлены письма, в которых указывалось на необходимость передачи в собственность субъекта РФ объекта недвижимости по адресу: г.Самара, Третья Просека, д. 150, литера внутренняя Т.
Письмами за подписью первого заместителя главы городского округа Самара от 19.03.2013 (исх. N 39-15-06/2359) и 23.05.2013 (исх. N 39-15-06/4583) министерству здравоохранения области было отказано в передаче указанного здания из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ.
Согласно подп.21 п.2 ст.26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Невыполнение ответчиками вышеуказанных требований закона создает препятствия осуществлению субъектом Российской Федерации государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, нарушает права органов государственной власти Самарской области и граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Принимая во внимание вышеизложенное, требование прокуратуры Самарской области обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Департамента о том, что суд вышел за рамки предоставленных полномочий и изменил требования прокурора, отклоняются апелляционным судом, поскольку изложение судом резолютивной части решения в том виде как оно произведено, не изменило сути требований прокурора и не свидетельствует о выходе суда за их пределы.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются. Материалами дела подтверждено использование органами местного самоуправления г.о. Самара спорного имущества в целях охраны здоровья и нахождение данного имущества в муниципальной собственности до дня вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Доказательств выполнения ответчиками требований ч.12 ст.100 Закона N 323-ФЗ и передачи спорного объекта в собственность Самарской области суду не представлено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2013 года по делу N А55-15244/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15244/2013
Истец: Заместитель прокурора Самарской области, Заместитель прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчик: Глава г. о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: ГБУЗ Самарской области "Самарская городская детская больница N2", Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области