г. Томск |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А27-12320/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области нарешение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2013 по делу N А27-12320/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Муниципального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг, г. Белово (ОГРН 1024200546314, ИНН 4202005111) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления по делу N 224/05-АДМ от 14.08.2013
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 224/05-АДМ от 14.08.2013 г.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2013 г. постановление признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Кемеровской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что исключительность обстоятельств, позволяющая применить ст. 2.9 КоАП РФ, заявителем не доказана.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2013 г.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 43/А-10-2012 возбужденного по признакам нарушения МУП по ОРУ пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) УФАС по Кемеровской области 24.06.2013 г. принято решение о признании данного хозяйствующего субъекта нарушившим требования указанной статьи, выразившихся в необоснованном установлении (введении) ограничения на беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино путем закрепления запрета (письмо исх. N50 от 04.05.2010) производить работы по копке могил, предоставлению услуг захоронения и погребения на кладбищах г. Белово, пос. Черта, Бабанаково, Старо-Белово, Инской, Бачатский, Грамотеино всем лицам, кроме работников МУП по ОРУ, без предоставления соответствующих документов.
30.07.2013 г. в отношении МУП по оказанию ритуальных услуг составлен протокол по делу N 224/05-АДМ-2013 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
16.08.2013 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому МУП по оказанию ритуальных услуг признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Предприятие обратилось в суд с заявлением, в котором просило постановление изменить в части наложения штрафа, ограничиться устным замечанием (ст.2.9 КоАП РФ).
Удовлетворяя требования МУП по оказанию ритуальных услуг, суд первой инстанции исходил из доказанности события, состава административного правонарушения, виновных действий заявителя, соблюдения порядка и сроков привлечения к ответственности, усмотрев основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласночасти 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласночасти 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии состатьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренногоКоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела(часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящимКодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении, постановлением о привлечении к административной ответственности, объяснениями Кукариной Т.И., сведениями из Реестра хозяйствующих субъектов и иными материалами административного производства, подтверждается факт совершения МУП по оказанию ритуальных услуг административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласночасти 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
МУП не представило каких-либо пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, напротив не отрицало неисполнение им требований закона.
Таким образом, в действиях МУП по оказанию ритуальных услуг содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотреннымКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положенийпункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно материалам дела, Предприятие добровольно устранило выявленные нарушения, ранее аналогичных нарушений не допускало, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не наступило.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно применил ст. 2.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2013 по делу N А27-12320/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12320/2013
Истец: Унитарное муниципальное предприятие по оказанию ритуальных услуг
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба по Кемеровской области