город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2013 г. |
дело N А32-155/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2013 г года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей М.В.Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарановой Д.П.
при участии:
от истца: явка представителя не обеспечена, извещен надлежаще;
от ответчика: явка представителя не обеспечена, извещен надлежаще;
от третьих лиц: явка представителей не обеспечена, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз Сочинский", на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.12.2012 по делу N А32-155/2012
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к администрации муниципального образования город-курорт Сочи, при участии третьих лиц:
федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз Сочинский", государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ГК "Олимстрой", МССО "Спортивные инициативы", открытого акционерного общества "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы", Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края
о признании отсутствующим права муниципальной собственности, признании права собственности на земельные участки,
принятое судьей Савиным Р.Ю.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее ТУФАУГИ) обратилось в суд с иском к администрации города Сочи о признании отсутствующим зарегистрированное право муниципальной собственности города-курорта Сочи на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402053:1022, 23:49:0402050:1018, 23:49:0402049:1260, 23:49:0402049:1259, 23:49:0402049:1258, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1021, 23:49:0402050:1026, 23:49:0402050:1027 (далее - спорные земельные участки), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район и признать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки (уточненные требования том 2,лист дела 1,2).
Исковые требования основаны на том, что спорные земельные участки образованы путем раздела земельного участка кадастровый номер 23:49:0000000:93, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз Сочинский", на котором располагаются объекты недвижимости федерального уровня собственности, в связи с чем, земельный участок кадастровый номер 23:49:0000000:93 в силу закона является федеральной собственностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз Сочинский" (далее предприятие,совхоз), ГК "Олимпстрой", МССО "Спортивные инициативы", открытое акционерное общество "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края, от 03.12.2012 в иске отказано. Суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права и указал, что поскольку истец, считающий себя собственником спорных земельных участков, фактически ими не владеет, право собственности на это имущество зарегистрировано за ответчиком, который является их фактическими владельцем, то вопрос о праве собственности на такое имущество может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных ст.ст.223 и 302 ГК РФ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз Сочинский" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просили судебный акт отменить, иск удовлетворить.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что спорные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:93, предоставленного ФГУП "Совхоз "Сочинский" на праве бессрочного (постоянного) пользования согласно государственному акту. Указанный земельный участок в силу п.2 ч.1 ст.3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ отнесен к федеральной собственности в силу закона. Судом не приведено никаких оснований для отказа в требованиях. Решение о прекращении права ФГУП в отношении земельного участка не принималось, на спорном земельном участке расположен 31 объект недвижимости федеральной собственности, что подтверждено актом обследования от 12.08.2011 г.
Выводы суда о том, что акт обследования от 12.08.2011 не подтверждает нахождение объектов недвижимости на спорных участках, не обоснован. Суд также не учел, что право собственности на объекты недвижимости, переданные собственником во владение предприятию, является ранее возникшим, не требовало регистрации, в тоже время правовая регистрация была произведена органами БТИ 12.10.1995. Данное имущество подлежит включению в конкурсную массу предприятия, поэтому регистрация права муниципальной собственности на спорные участки после введения конкурсного производства неправомерна в силу ст.126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Заявители жалоб просят решение отменить, исковые требования удовлетворить.
По ходатайству конкурсного управляющего ФГУП "Совхоз "Сочинский" с целью исследования вопроса об образовании спорных земельных участков, наличия на них объектов недвижимости, определением апелляционной инстанции от 28.02.2013 г. назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Независимая экспертно-оценочная организация "ЭКСПЕРТ", экспертам: Головневу И.Е. Киселеву Д.А. (том 6,лист дела 147)
После проведения экспертизы по делу в адрес Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда поступили материалы дела N А32-155/2012 и экспертное заключение N 2327-Э от 17.05.2013.
В судебном заседании был допрошен эксперт Головнев И.Е., кроме того, экспертом представлены письменные пояснения о том, что результате осмотра 16.05.2013 г.при проведении экспертизы установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:49:0402050:1027, 23:49:00000000854 располагались объекты недвижимости.
ФГУП "Совхоз Сочинский" представил письменное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - МУП Сочинские электрические сети, Управление автомобильных дорог администрации города Сочи.
Учитывая, что ФГУП "Совхоз Сочинский" не обосновало необходимость привлечения к участию в деле указанных лиц, ходатайство судом апелляционной инстанции отклонено.
Определением апелляционной инстанции от 30.08.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени дате рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание 11.12. 2013 г. не обеспечили.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке ст. 156 АПК РФ.
В составе суда произведена замена судьи Попова А.А. на судью Ильину М.В., в связи с отпуском судьи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации г. Сочи от 09.01.1997 N 5/1 совхозу "Сочинский" выдан государственный акт серии КК-2 N 426001765 на право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 59,42 га. (том 1 лист дела 124,127).Согласно списка земельных участков с особым режимом совхоза "Сочинский" в первой зоне санитарной охраны города Сочи расположены 1,88 га, во 2-й зоне- 57,54 га. (том 1 лист дела 126, 129,168-170)
Согласно кадастровой выписке от 21.07.2011 г. N 2343/12/11-286766, от 05.04.2012 N 2343/12/12-178141 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:93 площадью 462602 кв.м. для сельскохозяйственного использования принадлежал совхозу "Сочинский" на праве постоянного бессрочного пользования. Права на указанный земельный участок зарегистрированы в органах Росреестра не были, что следует из уведомления от 13.04.2012 Управления Росреестра.
Согласно части 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) разграничение государственной собственности на землю является специальным основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки наряду с основаниями, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с положениями ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Как утверждает ТУ ФАУГИ на земельном участке расположено имущество федеральной собственности (31 объект), в подтверждение представлены выписки из реестра федеральной собственности. Основанием возникновения права федеральной собственности указано Постановление Верховного Совета от 27.121991 г. N 3020-1. Согласно указанных выписок правообладателем федерального имущества является ФГУП "Совхоз "Сочинский" (том 1, лист дела 55-83).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 октября 20109 г. в отношении ФГУП "Совхоз "Сочинский" открыто конкурсное производство (дело N А32-24821/2008).
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решения от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи", земельный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Сочи заявила о наличии у нее полномочий на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 23:49:0000000:93, сославшись на пункт 11 статьи 1 ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Единственным критерием применения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244) для целей решения вопроса о передаче (разграничении) права на земельный участок является критерий нахождения земельного участка в границах курорта федерального значения.
Как установлено земельный участок кадастровый номер 23:49:0000000:93 расположен в первой и второй зонах санитарной охраны города Сочи.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
В силу пункта 1 части 8 статьи 1 названного Федерального закона к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:93 согласно приведенным нормам права относится к федеральному уровню собственности.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 30.08.2011 N 1158-р, в котором, кроме прочего содержалось указание о включении нижеперечисленных земельных участков в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи, был осуществлён раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:93, в результате которого были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:763, 23:49:0000000:764, 23:49:0402053:1022, 23:49:0402049:1062, 23:49:0402050:1018. (том 1,лист дела 150)
На указанные земельные участки было зарегистрировано право собственности муниципального образования города-курорта Сочи.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 27.03.2012 N 699-р осуществлён раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402049:1062. В результате раздела на основании указанного распоряжения были образованы и включены в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402049:1258, 23:49:0402049:1259, 23:49:0402049:1260. (том 1,лист дела 158)
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 27.03.2012 N 699-р Управлением Росреестра были проведены следующие регистрационные действия: 1) государственная регистрация прекращения права собственности МО г. Сочи на ликвидированный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402049:1062; 2) государственная регистрация прав собственности МО г. Сочи на образовавшиеся земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402049:1258, 23:49:0402049:1259, 23:49:0402049:1260.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 13.10.2011 N 3151-р осуществлён раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:764. На основании этого распоряжения в результате раздела были образованы и включены в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1021, а Управлением Росреестра проведена государственная регистрация прекращения права собственности МО г. Сочи на ликвидированный в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:764, а также зарегистрировано право собственности МО г. Сочи на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1021.
Распоряжением департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 16.04.2012 N 980-р произведён раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:763. В результате раздела на основании данного распоряжения были образованы и включены в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402050:1026,23:49:0402050:1027,зарегистрировано право собственности
право собственности МО г. Сочи.
На основании постановления администрации города Сочи от 04.10.2011 N 2073 "О предоставлении Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта в аренду земельного участка для строительства олимпийского объекта федерального значения Подстанция "Веселое" (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство" в редакции Постановления администрации города Сочи от 31.10.2011 N2236 муниципальное образование город-курорт Сочи заключило с ГК "Олимпстрой" договор аренды N 4900007077 от 11.11.2011 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1342 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402050:1021, предназначенного для строительства олимпийского объекта.
На основании пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ГК "Олимпстрой" передала ОАО "ФСК ЕЭС" свои права и обязанности по договору аренды N 4900007077 от 11.11.2011, заключив договор N13-1/5-3336 от 16.11.2011 года о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Разрешённое использование земельного участка: Подстанция "Веселое" (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.09.2011 N 2343/12/11-362571.
Согласно документации по планировке (межеванию) территории для размещения олимпийских объектов, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2012 N 25-ОИ, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402049:1258, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, предназначен для размещения олимпийского объекта федерального значения, определенного п. 207 (3) Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 991 (далее - Программа строительства): "Спортивно-оздоровительный комплекс с площадками для пляжного волейбола, гостиница категории 3 звезды на 50 номеров (80 мест)" (проектные и изыскательские работы, строительство)".
Ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта является МСОО "Спортивные инициативы".
На основании постановления главы администрации города Сочи от 26.03.2012 N 569, договором от 20.04.2012 N 07-1/3-3960 о переуступке прав по договору аренды от 29.03.2012 N 4900007376 земельный участок N1 предоставлен в аренду сроком на 49 лет ответственному исполнителю по строительству олимпийского объекта N1 -МСОО "Спортивные инициативы".
Согласно документации по планировке (межеванию) территории для размещения олимпийских объектов, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.01.2012 N 5-OИ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402050:1026, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, предназначен для размещения олимпийского объекта федерального значения, определенного н. 54 Программы строительства: "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)". В соответствии с договором безвозмездного срочного пользования от 11.04.2012 N 4900007389 земельный участок передан ответственному исполнителю по строительству олимпийского объекта ГК "Олимпстрой".
Вышеуказанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в исковых требованиях, исходил из того, что на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности МО г. Сочи, при этом, истец спорными земельными участками не владеет, а, значит, использует ненадлежащий способ защиты права.
Однако, суд не исследовал доводы ТУ ФАУГИ о наличии на спорных участках объектов недвижимости федеральной собственности. Необходимость выяснения данного обстоятельства определяется предметом иска.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера. Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 16975/07.
В силу статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", подлежащего применению к спорным правоотношениям, в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Иск заявлен территориальным управлением с целью изменения данных, содержащихся в системе учета прав на недвижимое имущество, приведения их в соответствие с фактическими обстоятельствами, с которыми закон связывает прекращение права собственности одного лица (возникновение такого права у другого участника гражданских правоотношений).
Определением суда апелляционной инстанции от 28.02.2013 была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертному учреждению ООО "Эксперт" Головневу И.Е., Киселеву Д.А., на разрешение экспертов поставлены вопросы:
1.Образованы ли земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402053:1022, 23:49:0402050:1018, 23:49:0402049:1260, 23:49:0402049:1259, 23:49:0402049:1258, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1021, 23:49:0402050:1026, 23:49:0402050:1027 (далее - спорные земельные участки), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район путем раздела земельного участка кадастровый номер 23:49:0000000:93.
2.Находятся ли (находились ли) на указанных участках объекты недвижимости, внесенные в реестр федерального имущества, имеющие характеристики согласно техническим паспортам, представленным в материалы дела ФГУП "Совхоз "Сочинский".
3.Если да, то - являются ли указанные объекты капитальными либо нет.
Согласно экспертному заключению N 2327-Э от 17.05.2013 г. земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402053:1022, 23:49:0402050:1018, 23:49:0402049:1260, 23:49:0402049:1259, 23:49:0402049:1258, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1021, 23:49:0402050:1026, 23:49:0402050:1027,расположенные по адресу: г. Сочи, Адлеровский район были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:00000000:93.
Экспертом установлено, что в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером : 23:49:00000000:93 находятся объекты недвижимости. (том 7,лист дела 22); установлено отсутствие ряда объектов.
На третий вопрос эксперт указал, что объекты исследования, за исключением навеса литер Г13, общей площадью 106,8 кв.м., забора, литер 1, пруда, павильона, хозкорпуса, забора из металлической сетки являлись объектами капитального строительства.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:93 в силу части 7, пункта 1 части 8 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ и ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ относится к федеральной собственности, следовательно, Администрация г. Сочи не вправе была распоряжаться указанным земельным участком.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. На этом основании довод об отсутствии регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:93 подлежит отклонению.
ГК "Олимпстрой" в дополнении от 30.08.2013 г. к отзыву на жалобы сообщила, что согласно документации по планировке территории, утвержденной приказами Минрегиона России, земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402050:1018, 23:49:0402049:1258, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1021, 23:49:0402050:1026, 23:49:0402050:1027 предназначены для размещения олимпийских объектов.
Фактическими владельцами земельных участков с кадастровыми номерами являются:
23:49:0402050:1021 -ОАО "ФСК ВЭС";
23:49:0402049:1258 МСОО "Спортивные инициативы";
23:49:0402050:1026- ГУ "Олимпстрой";
23:49:0402050:1032, образованного путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:854- ОАО "Нефтяная компания "Роснефть". В отношении указанных земельных участков администрацией г. Сочи заключены договоры аренды, ведется строительство олимпийских объектов, участки переданы свободными от прав третьих лиц.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027, согласно документации по планировке территории, утвержденной приказами Минрегиона России от 27.12.2012 N 229-ОИ,15.02.2013 г. N 25-ОИ,от 27.090.2013 г. N 127-ОИ предусмотрено установление сервитутов для строительства олимпийских объектов, представлены копии соглашений об установлении срочного сервитута на земельный участок для строительства олимпийского объекта N 07-1/3-4732 от 03.04.2013 г., N 07-1,3-5050 от 20.08.2013 г.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402050:1037, образованный из земельного участка КН 23:49:0402050:1027 предназначен для строительства олимпийского объекта.
Сведений о наличии либо отсутствии объектов недвижимого имущества на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:49:0402053:1022, 23:49:0402050:1018, 23:49:0402049:1260, 23:49:0402049:1259, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027, у ГК "Олимпстрой" не имеется.
Определением от 30.08.2013 г. суд апелляционной инстанции обязал ФГУП "Совхоз Сочинский",Администрацию МО г. Сочи и ГК "Олимпийский" обследовать все спорные участки, отразить в акте, на каких участках (указать кадастровый номер) расположены объекты недвижимости, какие участки изъяты под олимпийские объекты.
Суду апелляционной инстанции представлен акт от 12.11.2013 г., составленный представителями ФГУП "Совхоз Сочинский",ГК "Олимпстрой", представителем отдела градостроительного проектирования г. Сочи.
Из акта обследования следует, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402053:1022 расположены: здание мазутонасосной литер Ц, приемная литер Г15, сооружение-эстакада литер ХХХ1Х, участок не входит в границы размещения олимпийских объектов;
на участке КН 23:49:0402050:1018 сооружения отсутствуют, участок предназначен для размещения олимпийских объектов;
на участках 23:49:0402049:1260, 23:49:0402049:1259, объекты отсутствуют, не входят в границы размещения олимпийских объектов;
на участке 23:49:0402049:1258, расположено берегоукрепительное сооружение, осуществляется строительство олимпийского объекта;
на участке 23:49:0000000:854 расположены: здание управления литер П, здание столовой литер Н, теплица литер К, теплица литер М, склад строительный литер Т. На участке предусмотрено установление сервитутов для олимпийских объектов п. 152 Программы строительства,98 кв.м., п. 235 Программы строительства - 1069 кв.м., п. 163 Программы строительства - 396 кв.м.
на 23:49:0402050:1021 объекты отсутствуют, осуществляется строительство олимпийского объекта (п.118 Программы строительства, исполнитель ОАО "ФСК ЕЭС);
на 23:49:0402050:1026 объекты отсутствуют, предусмотрено размещение олимпийского объекта. (п. 54 Программы строительства ),предусмотрено установление сервитутов;
на 23:49:0402050:1027расположены объекты: часть здания машинотракторных мастерских литер И,И1,И2, лукохранилище- литер В,В1, две насосных станции, водонапорная башня литер ХУ, резервуар литер Х, гараж литер Д, склад ядохимикатов литер А,А1, резервуары литер ХУ1,ХУП, на участке предусмотрено установление сервитутов для олимпийских объектов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что администрация г. Сочи является фактическим владельцем участков с кадастровыми номерами 23:49:0402053:1022, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027 опровергается экспертным заключением и актом от 12.11.2013 г., поскольку на земельном участке находятся объекты федеральной собственности.
Право собственности на объекты недвижимости подтверждается выпиской из реестра федеральной собственности от 18.11.2011 N 9354 (том 1 лист дела 53-83).
На участках 23:49:0402049:1260, 23:49:0402049:1259 как следует из акта от 12.11.2013 г.объекты отсутствуют.
На определение суда апелляционной инстанции от 13.11.2013 г. о предоставлении информации, в чьем владении и пользовании находятся указанные земельные участки ТУ ФАУГИ, администрация г. Сочи, ФГУП "Совхоз "Сочинский" не отреагировали. Таким образом, суд апелляционной инстанции исчерпал возможности. предоставленные АПК РФ для установления фактических обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Истцом в нарушение статьи 65 Кодекса не представлено относимых доказательств в обоснование заявленного требования в отношении земельных участков КН 23:49:0402049:1260, 23:49:0402049:1259.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности требований ТУ ФАУГИ только в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402053:1022, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027, на которых расположены объекты федеральной собственности, однако, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи.
В соответствии с абз. 4 п. 52 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, если запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Следовательно, решение арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2012 г. подлежит отмене в части отказа в иске о признании отсутствующим зарегистрированного права муниципальной собственности г- к Сочи и признании права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402053:1022, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адеровский район. Исковые требования ТУ ФАУГИ в отношении названных земельных участков подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2012 г. по делу N А32-155/2012 в части отказа в иске в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402053:1022, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлеровский район отменить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право муниципальной собственности город-курорт Сочи на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402053:1022, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлеровский район.
Признать право собственности Российской Федерации на земельные участки с с кадастровыми номерами: 23:49:0402053:1022, 23:49:0000000:854, 23:49:0402050:1027, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлеровский район.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2012 г. по делу N А32-155/2012 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В.Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-155/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ по КК
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Третье лицо: "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"), Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Конкурсный управляющий "ФГУП "Совхоз Сочинский" Токарев А. А., МРСО Спортивные инициативы, МССО "Спортивные инициативы", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "ФСК ЕЭС", Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУП "Совхоз Сочинский", ФГУП "Совхоз Сочинский" Токарев А. А., СЭУ Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт"