Экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания
в общеобразовательных учреждениях
В 2008-2009 годах в ряде субъектов РФ в рамках приоритетного национального проекта "Образование" будут реализованы экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Цель данного направления нацпроекта - комплексная модернизация системы организации питания в российских школах. В статье рассмотрены основные моменты, связанные с порядком получения этих средств.
Главными задачами экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в образовательных учреждениях являются обеспечение доступности и качества питания, снижение производственных издержек, повышение эффективности системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, а также развитие сети школьно-базовых столовых и комбинатов школьного питания как наиболее эффективной системы организации школьного питания.
На реализацию задач по совершенствованию организации питания обучающихся в федеральном бюджете на 2008 и 2009 годы предусмотрено по 500 млн. рублей. Указанные средства должны быть направлены регионами-победителями конкурса на приобретение для школьных пищеблоков современного оборудования: гастроемкостей/термоконтейнеров, пароконвектоматов, холодильников и прочее.
В рамках экспериментальных проектов учащиеся будут обеспечены полноценным сбалансированным питанием, соответствующим физиологическим потребностям детей разных возрастных групп, разработанным НИИ питания РАМН и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, одобренным Роспотребнадзором.
При расчете стоимости одного рациона питания учитывается полная стоимость продуктов исходя из цен, сложившихся в регионе, а также затраты на обслуживание технологического оборудования, электроэнергию, заработную плату работников системы школьного питания.
Основным документом, регулирующим правила предоставления государственной поддержки, является Постановление N 799*(1). В целях реализации этого постановления Минобрнауки издан Приказ N 363*(2), устанавливающий порядок и критерии конкурсного отбора субъектов РФ. Кроме того, приказом утверждены форма соглашения с субъектом РФ о предоставлении субсидии на осуществление государственной поддержки и форма отчета о расходах бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, связанных с реализацией экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъекта РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Государственная поддержка реализации в субъектах РФ экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется на конкурсной основе.
Конкурсный отбор субъектов РФ проводится с целью оказания им государственной поддержки в реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Участники экспериментального проекта
Участником экспериментального проекта может стать регион (муниципальное образование) или часть региона (муниципального образования), численность обучающихся которого составляет не менее 40 тыс. человек, подавшее в установленном порядке заявку на участие в конкурсе.
Субъект РФ может быть не допущен к участию в конкурсе, если:
- им подано более одной заявки;
- представленная заявка не соответствует утвержденной форме;
- заявка поступила позже установленного срока окончания приема заявок.
Победители конкурса
На основании заявок конкурсная комиссия определяет победителей. Победители конкурса из числа его участников - субъектов РФ отбираются по следующим критериям:
- социально-экономические характеристики субъекта РФ. Принимаются во внимание численность населения, средний доход на душу населения, численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- качество программы совершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях и ожидаемая результативность, включая обеспечение горячим питанием 100% обучающихся;
- наличие комплекса мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей (законных представителей);
- наличие и качество плана мероприятий по реализации проекта;
- существующее состояние организации питания в общеобразовательных учреждениях (в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса);
- эффективность системы питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях (в том числе процент охвата обучающихся горячим питанием, объем средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ, местных бюджетов на совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях);
- показатели состояния здоровья обучающихся в субъекте РФ по основным группам заболеваний;
- использование современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов в организации питания в общеобразовательных учреждениях;
- софинансирование проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- объем финансирования из средств бюджета субъекта РФ;
- объем финансирования из средств местных бюджетов;
- объем финансирования за счет средств частных инвесторов, участвующих в реализации проекта.
Решения комиссии оформляются протоколами, составляемыми в двух экземплярах, и подписываются всеми членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в заседании.
На основании протоколов конкурсная комиссия направляет сформированный перечень субъектов РФ - победителей конкурса с указанием объемов государственной поддержки на утверждение в Федеральное агентство по образованию. Последний в 5-дневный срок с даты утверждения приказом перечня субъектов РФ - победителей конкурса направляет извещение, содержащее предложение о заключении соглашения о предоставлении субсидии на реализацию проекта.
Размер предоставляемой субсидии
На реализацию экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях предоставляется субсидия. Ее размер рассчитывается в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральному агентству по образованию, по следующей формуле:
S = N x Y, где:
S - размер субсидии;
N - расчетный подушевой норматив, составляющий не более 2500 рублей в год;
Y - количество обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъекта РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, реализующего указанный проект (не более 40 тыс. человек).
Правила выделения субсидий
Постановлением N 799 утверждены Правила предоставления в 2008-2010 годах из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - Правила). Согласно данным правилам субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральному агентству по образованию для реализации проекта в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии субъекту РФ - победителю конкурса.
В заключенном между Федеральным агентством по образованию и субъектом РФ соглашении отражаются сроки, цели и условия предоставления субсидии, варианты ее получения с указанием в качестве получателя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, обязательства субъекта РФ по софинансированию за счет средств бюджета субъекта РФ мероприятий в рамках проектов.
Из федерального бюджета субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъекта РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ.
Согласно п. 4 Правил высший орган исполнительной власти субъекта РФ вправе выбрать вариант получения субсидий:
- в порядке санкционирования кассовых расходов бюджета субъекта РФ;
- в виде компенсации произведенных кассовых расходов.
При выборе первого варианта операции по кассовым расходам бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия, учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства, а при передаче субсидии в местные бюджеты - на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства. В этих целях для санкционирования кассовых расходов бюджета субъектов РФ на реализацию проекта получатель средств бюджета субъекта РФ представляет в территориальный орган Федерального казначейства копию соглашения.
Выбрав второй вариант получения субсидий (в порядке компенсации произведенных кассовых расходов бюджета субъекта РФ), высший орган исполнительной власти субъекта РФ извещает об этом Федеральное агентство по образованию.
Федеральное агентство по образованию направляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство для доведения ее до его территориальных ОФК.
Компенсация произведенных кассовых расходов бюджета субъекта РФ производится получателем средств федерального бюджета на основании отчетов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. Данный отчет представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Причем для своевременного перечисления средств в текущем году отчет за IV квартал должен быть представлен не позднее первой половины декабря текущего финансового года.
Ответственность за своевременность и полноту финансового обеспечения расходов бюджета субъекта РФ за счет субсидии и их целевое использование возложена на высший орган исполнительной власти субъекта РФ.
Остаток не использованных в 2008 году субсидий, потребность бюджета субъекта РФ в которых сохраняется, используется в 2009 году. При отсутствии потребности остаток субсидий должен быть возвращен в доход федерального бюджета. В противном случае он подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Минфином.
И. Зернова,
зам. главного редактора журнала
"Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 21.11.2007 N 799 "О мерах государственной поддержки в 2008-2010 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях".
*(2) Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2007 N 363 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 N 799".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"