Плата за негативное воздействие на окружающую среду
и офисный бизнес
Плата за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении последних лет остается одним из самых сложных публичных платежей. Менялись органы, занимавшиеся администрированием платы, менялось ее название, менялась даже правовая позиция органов судебной власти по вопросу статуса платы, но актуальность проблем, связанных с ее исчислением и уплатой, по-прежнему высока.
Основная причина этого заключается в стремлении Ростехнадзора и его территориальных органов подчинить своим требованиям практически всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая и тех из них, чья деятельность не связана с промышленным производством - представителей так называемого офисного бизнеса. Поэтому уже давно никого не удивляет предъявление природоохранными органами претензий к торговым организациям, средствам массовой информации, образовательным учреждениям и даже к органам государственной власти. Рассмотрим эти претензии с точки зрения их обоснованности.
Обязаны ли плательщики вставать на учет в органах Ростехнадзора
Нетрудно догадаться, что Ростехнадзор настаивает на обязательном учете всех плательщиков "экологических" платежей. Так, в письме от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" утверждается:
"Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с Приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному:
...На основании вышеизложенного организация, имеющая передвижной объект негативного воздействия, становится на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора:"
Однако, по мнению автора, указанное утверждение несостоятельно. Первый из приказов Ростехнадзора, упомянутый в данном письме, - от 2 августа 2005 г., - не был официально опубликован и не прошел государственную регистрацию в Минюсте России. А, как известно, в силу п. 10 Указа N 763*(1) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Второй из приведенных приказов Ростехнадзора - от 24 ноября 2005 г. - устанавливает порядок учета объектов негативного воздействия, а не субъектов платы за негативное воздействие. Таким образом, обязанность плательщиков вставать на учет в органах Ростехнадзора ни одним действующим нормативным правовым актом не установлена.
Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на
окружающую среду
Обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду. Если исключить такие совершенно несвойственные представителям офисного бизнеса виды воздействия, как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, электромагнитные и радиационные воздействия, то обязанность по внесению платы, как правило, вытекает из следующих видов негативного воздействия:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
размещение отходов.
Рассмотрим деятельность среднестатистической фирмы с точки зрения возможного осуществления каждого из этих видов негативного воздействия.
Плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ
от передвижных источников
Данный вид платы актуален только для тех фирм, которые используют в своей деятельности транспортные средства*(2). При этом не имеет никакого значения, принадлежат эти средства плательщику на праве собственности, арендуются им либо находятся в безвозмездном пользовании. Решающим для взимания платы является факт расходования фирмой топлива при эксплуатации транспортного средства.
Сумма платы исчисляется, исходя из следующих показателей:
1 | Количество использованного топлива (т) | Определяет плательщик |
2 | Норматив платы | Бензин неэтилированный - 1 руб. 30 коп./т Дизельное топливо - 2 руб. 50 коп./т Керосин - 2 руб. 50 коп./т Сжатый природный газ - 70 коп./1000м3 Сжиженный газ - 90 коп./т |
3 | Коэффициент, учитывающий экологические факторы |
Экономические районы РФ Северный - 1,4 Северо-Западный - 1,5 Центральный - 1,9 Волго-Вятский - 1,1 Центрально-Черноземный - 1,5 Поволжский - 1,9 Северо-Кавказский - 1,6 Уральский - 2 Западно-Сибирский - 1,2 Восточно-Сибирский - 1,4 Дальневосточный - 1 Калининградская область - 1,5 |
4 | Дополнительный коэффициент для городов | 1,2 |
5 | Коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете |
2007 г. 1,4 - для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина 1,15 - для сжатого природного газа и сжиженного газа 2008 г. 1,48 - для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина 1,21 - для сжатого природного газа и сжиженного газа |
Сумма платы = графа 1 х графа 2 х графа 3 х графа 4 х графа 5
Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент 2.
Расчет не представляет никакой сложности. Однако при его составлении следует учитывать необходимость пересчета объемного показателя бензина в весовой (из литров в тонны). Для этого используются показатели плотности, приведенные в письме ФНС России от 24 марта 2005 г. N 03-3-09/0412/23@:
для бензина марки А-76 (АИ-80) - 0,715г/см3;
бензина марки АИ-92 - 0,735 г/ см3;
бензина марки АИ-95 - 0,750 г/ см3;
бензина марки АИ-98 - 0,735 г/ см3.
Правомерность применения указанных показателей подтверждена Ростехнадзором в п. 26 Методических рекомендаций*(3). Плательщики, которые в своей деятельности используют другие виды топлива, для пересчета их объемных показателей в весовые должны использовать другие показатели плотности. К сожалению, в известных автору нормативных документах Ростехнадзора и ФНС России каких-либо рекомендаций на этот счет найти не удалось. Поэтому всем заинтересованным лицам рекомендуем обратиться к ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" (утвержден Госстандартом СССР 20 декабря 1985 г.).
Расчет платы плательщики составляют самостоятельно, никакого согласования его с органами Ростехнадзора не требуется, что подтверждено п. 34 Методических рекомендаций.
Плата за размещение отходов
Эта составляющая платы представляется, пожалуй, наиболее сложной. Причем сложность заключается не только в самой методике расчета платы, но и в решении вопроса о правомерности возложения указанного платежа на представителей офисного бизнеса.
Ростехнадзор и его территориальные органы исходят из безусловной обязанности практически всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносить плату за размещение отходов, мотивируя это тем, что даже непроизводственная деятельность ведет к образованию отходов (в частности, бытового мусора). Не вдаваясь в подробный анализ этой позиции*(4), отметим, что судебно-арбитражная практика разрешения соответствующих споров крайне противоречива. Приведем в качестве примера выдержки из двух Постановлений ФАС Северо-Западного округа, относящихся примерно к одному периоду времени.
Пример 1. Общество ведет предпринимательскую деятельность в арендуемых помещениях, в процессе такой деятельности образуются отходы производства и потребления. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ*(5) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Объем полученных обществом отходов и соответственно размер платы за их размещение определен Управлением на основании данных, полученных от самого общества (арендатора) и его арендодателя, услуги которому по вывозу мусора оказывает общество с ограниченной ответственностью.
Общество ошибочно полагает, что не размещает твердые бытовые отходы.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ к размещению отходов относится их хранение. Общество хранит отходы до момента их вывоза. Согласно договору аренды нежилого помещения арендатор самостоятельно производит платежи в бюджеты всех уровней. Поэтому обстоятельство, что вывоз мусора осуществляет арендодатель, не освобождает общество от платы за размещение принадлежащих ему отходов. Включение в арендную плату расходов арендодателя по вывозу мусора означает лишь то, что общество оплачивает услуги по такому вывозу. Данных, что арендодатель принял на себя и обязанность по уплате за общество как собственника образуемых отходов производства и потребления соответствующих платежей в бюджет, не представлено. Не представлено и данных, которые могли бы свидетельствовать, что отходы общества обращены в собственность арендодателя.
Постановление ФАС СЗО от 20 августа 2007 г. по делу N А56-49061/2006
Пример 2. Понятие такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, дано в ст. 1 Закона N 89-ФЗ - это хранение и захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства либо потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
В акте-предписании отражено, что общество ведет деятельность по оптовой торговле строительными материалами, сдаче в аренду помещений и автомобилей. На его балансе находится 15 единиц автотранспорта, которые сдаются в аренду. По договорам аренды ремонт и обслуживание техники производит арендатор. Штатная численность общества составляет 6 человек, его арендаторы самостоятельно несут ответственность за охрану окружающей среды и вносят плату за негативное воздействие.
На момент проверки образующиеся в результате хозяйственной деятельности общества твердые бытовые отходы собираются в контейнеры, принадлежащие арендатору, у которого имеется договор со специализированной организацией. В материалах проверки содержится отметка о том, что имеющиеся у общества отходы вывозились данной организацией. Судом установлено: деятельностью по оптовой торговле строительными материалами общество не занимается. Право заниматься данной деятельностью лишь следует из его учредительных документов.
Общество не оспаривает тот факт, что оно ведет хозяйственную деятельность (наличие офисного помещения и работающего персонала), в результате которой образуются отходы производства и потребления (твердые бытовые отходы), требующие размещения.
Оценивая приведенный в кассационной жалобе довод экологической инспекции о том, что на обществе как на собственнике твердых бытовых отходов лежит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, суд кассационной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства, приходит к выводу о его неправомерности.
В соответствии с позицией КС РФ, отраженной в Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О, платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Данные платежи дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права вести хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Указанные обстоятельства позволили судам сделать правильный вывод об отсутствии оснований для установления обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду в качестве формы возмещения вреда окружающей среде.
Постановление ФАС СЗО от 28 декабря 2007 г. по делу N А05-5798/2007
Итак, если в первом случае суд посчитал, что деятельность организации должна квалифицироваться как размещение твердых бытовых отходов, то во втором суд занял противоположную позицию. Подчеркнем, что в обоих случаях речь шла о плательщиках, относящихся к офисному бизнесу. Таким образом, природопользователям следует самостоятельно определять цену вопроса и уровень рисков, вытекающих из шаткости судебно-арбитражной практики.
Если организация или индивидуальный предприниматель предпочтет не подвергать себя риску, а вносить плату за размещение отходов, при ее расчете нужно учесть следующие показатели:
1 | Количество размещенных отходов произ- водства и потребления (т) |
Определяет плательщик |
2 | Норматив платы за отходы по классам опасности |
I класс (чрезвычайно опасные) - 1739,2 руб./т II класс (высокоопасные) - 745,4 руб./т III класс (умеренно опасные) - 497 руб./т IV класс (малоопасные) - 248,4 руб./т V класс (практически неопасные) - 8 руб./т*(1) |
3 | Коэффициент, учитывающий экологические факторы |
Экономические районы РФ Северный - 1,4 Северо-Западный - 1,3 Центральный - 1,6 Волго-Вятский - 1,5 Центрально-Черноземный - 2 Поволжский - 1,9 Северо-Кавказский - 1,9 Уральский - 1,7 Западно-Сибирский - 1,2 Восточно-Сибирский - 1,1 Дальневосточный - 1,1 Калининградская область - 1,3 |
4 | Коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете (для отходов по классам опасности) |
2007 г. I-IV классы - 1,4 V класс - 1,15 2008 г. I-IV классы - 1,48 V класс - 1,21 |
*(1) Приведен норматив, установленный для прочих отраслей, т.е. относящийся к офисному бизнесу. |
Сумма платы = графа 1 х графа 2 х графа 3 х графа 4
При отсутствии у плательщика оформленного в установленном порядке разрешения размещение отходов применяется дополнительный коэффициент 5. Известную сложность для плательщиков может представлять категорирование отходов по классам опасности и их учет. Тем не менее и эти проблемы не являются неразрешимыми.
Для определения класса опасности отходов следует руководствоваться прежде всего Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786), в котором 13-я цифра кода отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2- II класс, 3 - III класс, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс). Применительно к деятельности офисного бизнеса в указанном Каталоге можно выделить следующие позиции - "Твердые коммунальные отходы" (код 91000000 00 00 0) и "Электрическое оборудование, приборы, устройства и их части" (код 92100000 00 00 0). В состав этих отходов входят те, которые представляют:
IV класс опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
V класс опасности:
- мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный,
- пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные,
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений: объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; учебно-воспитательных учреждений; культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий,
- электрические лампы накаливания отработанные и брак.
Отметим, что обязанность плательщиков вести учет отходов установлена законодателем лишь в самом общем виде. Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся деятельностью в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. При этом порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Поскольку указанными федеральными органами исполнительной власти порядок учета отходов не установлен, плательщикам следует самим разработать его. Такая задача представляется несложной, поскольку в свете расчета платы за размещение отходов требуется учесть лишь массу отходов. Заметим также, что мотивированно оспорить заявленные плательщиком данные о массе отходов при проведении последующей проверки, на наш взгляд, практически нереально.
Пример 3. Фирма, расположенная в Москве, ведущая деятельность в сфере оптовой и розничной торговли и имеющая на балансе автомобиль, в течение I квартала 2008 г. списала 1000 л бензина марки А-95 и передала специализированной организации 100 кг твердых бытовых отходов (мусор от уборки помещений и использованные электрические лампы, относящиеся к V классу опасности). Разрешение на размещение отходов отсутствует.
Рассчитаем плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников исходя из следующих показателей:
количество использованного топлива - 1000л (0,75 т);
норматив платы - 1,3 руб./т;
коэффициент, учитывающий экологические факторы, - 1,9;
дополнительный коэффициент для городов - 1,2;
коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете, - 1,48.
Сумма платы составит 3 руб. 29 коп. (0,75 т. х 1,3 руб./т х 1,9 х 1,2 х 1,48).
Рассчитаем плату за размещение отходов исходя из следующих показателей:
количество отходов - 100 кг (0,1 т);
норматив платы - 8 руб./т;
коэффициент, учитывающий экологические факторы, - 1,6;
коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете, - 1,48.
Сумма платы составит 9 руб. 47 коп. (0,1 т х 8 руб./т х 1,6 х 1,48 х 5).
Всего к уплате за I квартал 2008 г. - 12 руб. 76 коп.
Сроки внесения платы и ответственность за их нарушение
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата вносится не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За нарушение указанных сроков ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа от 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц) и от 3000 до 6000 руб. (для должностных лиц). При этом следует иметь в виду, что согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Тем плательщикам, которые в течение определенного времени не вносили плату, посоветуем обратить внимание на следующие обстоятельства. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 8.41 Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 14 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, до 20 апреля 2008 г. риск административной ответственности существует для тех плательщиков, которые не внесли в бюджет плату за I квартал 2007 г. (по сроку 20 апреля 2007 г.). Лица, не внесшие плату за более ранние периоды, привлечению к административной ответственности не подлежат.
Представление плательщиками отчетности
Обязанность плательщиков представлять территориальным органам Ростехнадзора расчеты платы установлена п. 3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (утвержден приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204)*(6). Согласно данному пункту расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Важно подчеркнуть, что ответственность за непредставление (несвоевременное представление) расчетов законодательством не установлена. Представителям офисного бизнеса следует обратить особое внимание на порядок заполнения Раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" и Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" Расчета.
Ответственность за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Помимо обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду Ростехнадзор и его территориальные органы требуют от плательщиков разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанные требования основаны на положениях п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом в соответствии с п. 4 той же статьи порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ. Указанный порядок содержится в Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461.
Отсутствие у плательщика нормативов образования отходов и лимитов на их размещение чревато не только взиманием платы за размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента, но и административной ответственностью, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ: штрафом в размере от 10 000 до 100 000 руб. для юридических лиц и от 2000 до 5000 руб. для индивидуальных предпринимателей. Названная статья КоАП РФ предусматривает также санкцию в виде административного приостановления деятельности, однако, учитывая исключительный характер данной меры (ст. 3.12 Кодекса), вероятность ее применения к представителям офисного бизнеса ничтожна.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не относится к промышленному производству и строительству, возложены определенные обязанности, вытекающие из законодательства об охране окружающей среды. Однако при правильном выполнении этих обязанностей связанные с ними финансовые потери офисного бизнеса минимальны.
М.С. Мухин,
налоговый консультант, Санкт-Петербург
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
*(2) Строго говоря, понятия "передвижной источник негативного воздействия на окружающую среду" и "транспортное средство" не идентичны. Плательщики могут эксплуатировать самоходные механизмы, не относящиеся к транспортным средствам. Но для удобства восприятия материала будем использовать более привычную формулировку - "транспортное средство".
*(3) Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух утверждены приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. N 626.
*(4) Точка зрения автора по данному вопросу изложена в статье "Грязные" платежи: еще раз о правомерности взимания". - БУХ 1С. - 2004. - N 11.
*(5) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
*(6) Отметим, что Ростехнадзор в п. 33 Методических рекомендаций проявил неспособность разобраться в этом несложном вопросе - в качестве основания обязанности представлять расчеты им почему-то назван несуществующий приказ от 8 июля 2006 г. N 557. В действительности же приказ N 557 посвящен срокам внесения платы, а не представления расчетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru