Комментарий к письму Минфина РФ
от 4 марта 2008 г. N 03-05-05-03/07
В данном письме специалисты финансового ведомства разъяснили, что уплата госпошлины иностранными организациями, иностранными гражданами или лицами без гражданства, находящимися за пределами РФ и не имеющими счетов в российских банках, может быть произведена через их представителей.
Доводы "за"
В выводах опубликованного письма Минфин использовал позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 22.01.2004 N 41-О. Согласно ей, на факт признания того, что обязанность плательщика по уплате налога исполнена, не влияет, в какой именно форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что данная сумма фискального платежа уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных средств.
При этом Конституционный Суд придерживается следующей логики. Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить установленные законом налоги и сборы. А согласно Налоговому кодексу, их плательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате данных платежей, если законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ) не предусмотрено иное. Это "иное" есть в главе 4 Налогового кодекса. Ее положения не препятствуют участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. То же относится и к плательщику сборов (п. 4 ст. 26 НК РФ).
Выводы о том, что в платежном документе должно быть указание на организацию, за счет денежных средств которой платится госпошлина и от имени которой действует лицо, предъявляющее этот документ, содержатся также в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2006 N А33-28139/05-Ф02-4529/06-С1, ФАС Дальневосточного округа от 31.10.2006, 24.10.2006 N Ф03-А24/06-1/3695.
Иная точка зрения
Ранее главное финансовое ведомство в своих письмах склонялось к иной точке зрения. Так, в письме Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-03-04/60 финансисты разъяснили, что уплата государственной пошлины через третьих лиц с указанием в назначении платежа плательщика сбора, за которого осуществляется уплата, противоречит положениям главы 25.3 Налогового кодекса. К аналогичным выводам Минфин России приходил в письмах от 15.03.2006 N 03-06-03-03/08, от 14.02.2006 N 03-06-03-04/32. При этом в своих разъяснениях специалисты опирались на совместное письмо Банка России N 151-Т и МНС России N ФС-18-10/2 от 12.11.2002. Этим документом предусмотрено, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе, минуя свои банковские счета, вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов.
Кроме того, финансисты ссылались на статью 5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1, которой предусмотрено, что для проведения банковских операций разрешается производить денежные переводы без открытия счетов только по волеизъявлению граждан. При этом осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их счетам в банках. В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от граждан. А письмом ФНС России N ММ-6-10/143 и Сбербанка России от 18.02.2005 N 07-125В введен бланк платежного документа (извещения) по форме N ПД (налог). Он предусмотрен для уплаты физическими лицами налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет РФ и предназначен только для плательщиков-граждан. А организациями он не применяется.
Однако глава 25.3 Налогового кодекса предусматривает право компании заплатить этот сбор в наличной или безналичной форме (п. 1 ст. 333.17 и п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Отсюда следует, что компания может самостоятельно выбрать удобный ей вариант. Кроме того, первая часть Налогового кодекса признает обязанность по уплате данного сбора исполненной со дня внесения в банк денег физическим лицом для данных целей. Из чего не следует, что оно не может при этом действовать от имени и за счет представляемой организации (подп. 3 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).
Е.И. Ильин,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.