город Воронеж |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А64-1772/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор": Соловей К.Н., представитель по доверенности N 3юр от 09.01.2013, паспорт РФ;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области): представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления лесами Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от администрации города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2013 по делу N А64-1772/2013 (судья Пряхина Л.И.) по заявлению открытого акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор" (ОГРН 1026801225296) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области), третьи лица: Управление лесами Тамбовской области, администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовский завод "Электроприбор" (далее - ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением (с учетом уточнений), в котором просил признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУФА УГИ, Территориальное управление), выраженный в письме от 22.02.2013 N 969/970, в предоставлении ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" земельного участка площадью 24804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:005 по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Рассказовское шоссе, д. 5, в собственность путем его продажи; обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу вышеназванного земельного участка на праве собственности путем его продажи; обязать ТУ Росимущества в Тамбовской области с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка (подписанный и удостоверенный печатью) и направить его в адрес ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" с предложением о заключении договора.
Определениями Арбитражного суда Тамбовской области от 28.03.2013, от 10.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами Тамбовской области, администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова.
Решением от 29.08.2013 заявленное требование удовлетворено. Принимая решение суд исходил из наличия совокупности оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что земельный участок является территорией общего пользования, передача его собственнику, по мнению заявителя апелляционной жалобы, исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель открытого акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор" возражал против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление, Управление лесами Тамбовской области, администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" на основании постановления мэра г. Тамбова N 4777 от 10.09.2001 выдано 13.09.2002 свидетельство N 68 АА 125644 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 24 804 м2, категория: земли поселений, адрес (местоположение объекта): Тамбовская область, г. Тамбов, Рассказовское шоссе, д. 5, кадастровый номер: 68:29:0104044:0005.
Согласно письму Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации города Тамбова от 19.07.2013 N 1-8-1918 (л.д. 132), в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 г. N 472 с изменениями, внесенными решением от 28.06.2013 N 986, земельный участок площадью 24804т кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:5 по Рассказовскому шоссе, входит в состав территориальной зоны природно-рекреационных объектов Р-5.
Обществу на праве собственности принадлежат нежилое здание площадью 1894,3 кв.м, кадастровый (или условный) номер 68-68-01/143/2010-306 и сарай с ледником площадью 114,5 кв.м, кадастровый (или условный) номер 68-68-01/003/2012-954, расположенные на спорном земельном участке.
На основании плана приватизации Тамбовского государственного завода "Электроприбор", утвержденного комитетом по имуществу Тамбовской области 10.11.1992, распоряжения Территориального Управления по Тамбовской области Федерального агентства по управлению федеральный имуществом N 142-р от 12.07.2005 ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" выданы свидетельства:
о государственной регистрации права собственности от 16.02.2011 АБ N 291431 на нежилое здание площадью 1 894,3 кв.м, инвентарный номер 19886/329, литер А, этажность 2, адрес (местоположение): Тамбовская обл., г. Тамбов, шоссе Рассказовское, дом N 5, условный номер 68-68-01/143/2010-306;
о государственной регистрации права собственности от 31.05.2011 N 68-АБ 480545 на сарай с ледником,, назначение нежилое, общая площадь 114,5 кв.м, инвентарный номер 19886/Г/329, литер Г, этажность 3, подземная этажность 1, адрес (местоположение): Тамбовская обл., г. Тамбов, ш. Рассказовское, дом N 5, условный номер: 68-68-01/003/2012-954.
По результатам рассмотрения обращения ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор", администрацией города Тамбова 23.01.2012 принято постановление N 359, которым уточнен вид разрешенного использования земельного участка по Рассказовскому шоссе, 5 площадью 24 804 кв.м с кадастровым номером 68:29:0104044:5 под детский сад "Малыш" - под базу отдыха "Электроприбор" (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 14.02.2013 N 41-1034 о предоставлении ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" на праве собственности земельного участка площадью 24 804 кв.м, кадастровый номер 68:29:0104044:5, расположенного по адресу Тамбовская область, Рассказовское шоссе, д. 5, с приложением документов.
Письмом от 22.02.2013 N 969/970 Территориальное управление отказало в предоставлении указанного земельного участка в собственность Общества. В обоснование отказа указало, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 N 472, участок находится в зоне городских лесов и является территорией общего пользования; в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2011 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", земельные участки в составе земель общего пользования отчуждению не подлежат.
В Федеральное агентство за поручением Теруправление не обращалось.
Посчитав данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пункт 4 статьи 27 ЗК РФ содержит перечень изъятых из оборота земельных участков.
В пункте 5 статьи 27 ЗК РФ определены находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, ограниченные в обороте.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" исключительное право на приватизацию земельных участков означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно части 5 статьи 50 решения Тамбовской городской Думы N 472 зона Р-5 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечение их рационального использования.
При этом основными видами разрешенного использования в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 50 указанного решения являются:
а) лесные массивы;
б) лесопарки;
в) санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма;
г) детские оздоровительные лагеря и дошкольные учреждения;
д) летние театры и эстрады;
е) физкультурно-оздоровительные сооружения, комплексы спортивных объектов;
ж) велосипедные дорожки;
з) библиотеки, информационные центры, лектории;
вспомогательными видами разрешенного использования в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 50 указанного решения являются:
а) базы проката игрового и спортивного инвентаря;
б) детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий;
в) общественные туалеты;
г) объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны.
Капитальное строительство в городских лесах, расположенных в зоне Р-5 допускается только в случаях, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, определяющей состав земель в Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 12.03.2012 N 6800/201/2012-23758, земельный участок с кадастровым номером 68:29:0104044:5 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, в состав которых согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к рекреационным территориальным зонам.
Постановлением Администрации города Тамбова от 23.01.2012 N 359 уточнен вид разрешенного использования спорного земельного участка - под базу отдыха "Электроприбор" (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
Таким образом, в настоящее время спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения, в отношении которых статьей 27 ЗК РФ не установлены ограничения в обороте. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в зоне городских лесов, а также отнесения участка к землям общего пользования, земельным участкам, не подлежащим приватизации.
Кроме того, общество, обладающее спорными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на приобретение их в собственность на основании пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса.
Ограничения оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, установленные статьей 27 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отсутствуют.
Поскольку отказ был дан Территориальным управлением, наличия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности продажи в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка, в материалы дела не представлено, судом не установлено, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок, суд правомерно указал на обязанность Территориального управления подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес Общества.
На основании изложенного, требования заявителя обоснованно удовлетворены.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, поэтому удовлетворению не подлежит.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2013 по делу N А64-1772/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1772/2013
Истец: ОАО Тамбовский завод "Электроприбор"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ТУФА по УГИ в Тамбовской области
Третье лицо: Администрация г. Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова, Администрация города Тамбова в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова, Управление лесами Тамбовской области