Коммерческие обозначения
До вступления в силу части IV ГК РФ законодатель хотя и оперировал понятием "коммерческое обозначение", но существенных признаков данного объекта интеллектуальной собственности не называл. Из всех средств индивидуализации, по сути, регламентированы были только товарные знаки*(1). Последняя часть Гражданского кодекса не только указала, что есть право на коммерческое обозначение, разъяснила условия его возникновения и правовой режим, но и уравняла права на зарегистрированный товарный знак, фирменное наименование и коммерческое обозначение. Каковы последствия данного нововведения для торгового предприятия?
С чего начинается любой магазин? Что выделяет его в пестром ряду конкурентов? Название! Казалось бы, подобрали креативное название, повесили вывеску и начали работу. Однако все не так просто. Дело в том, что вывеска - это обозначение, индивидуализирующее торговое предприятие как имущественный комплекс, то есть это коммерческое обозначение, пользующееся правовой охраной (ст. 1225 ГК РФ). С этим средством индивидуализации следует обращаться весьма аккуратно. Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо пояснить, что такое коммерческое обозначение и как оно соотносится с другими средствами индивидуализации.
Чтобы получить общее представление о коммерческом обозначении, нужно заглянуть в § 4 "Право на коммерческое обозначение" гл. 76 ГК РФ. Итак, коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие (торговое, промышленное и другое) любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. Одно коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации нескольких предприятий (актуально для сети магазинов), при этом одно предприятие не вправе применять два и более коммерческих обозначения (только одно).
Виды коммерческих обозначений Гражданский кодекс не перечисляет, однако принято считать, что эти обозначения могут быть не только словесными (в отличие от фирменных наименований), но и изобразительными, звуковыми, комбинированными и другими - так же, как и товарные знаки (знаки обслуживания).
Коммерческое обозначение не нуждается в государственной регистрации. Необходимыми и достаточными условиями возникновения исключительного права на коммерческое обозначение являются (п. 1 ст. 1539 ГК РФ):
- наличие у обозначения достаточных отличительных признаков;
- известность обозначения, употребляемого для индивидуализации предприятия, в пределах определенной территории.
Конечно, такие условия вызывают массу вопросов. Почему? Да потому, что критериев различимости и известности коммерческих обозначений Гражданский кодекс не приводит. В законодательстве разъясняется только, что подразумевается под различительной способностью обозначений, регистрируемых в качестве товарных знаков (см. п. 2.3.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания*(2). Видимо, до разъяснений компетентных органов следует удовлетвориться тем, что есть.
Не менее интересный вопрос - что подразумевает законодатель под известностью? Как видим, нет необходимости признания коммерческого обозначения известным на всей территории РФ, статьей установлено лишь требование известности коммерческого обозначения в пределах определенной территории. На наш взгляд, под известностью здесь понимается только наличие сведений о коммерческом обозначении правообладателя, о котором знают другие участники коммерческого оборота. Соответственно, моментом возникновения исключительного права на коммерческое обозначение следует, по-видимому, считать момент, когда коммерческое обозначение начинает использоваться в гражданском обороте любым не противоречащим закону способом, то есть когда об этом обозначении впервые узнают другие участники оборота. Согласитесь, допущение, что исключительное право на коммерческое обозначение может быть приобретено по прошествии какого-то времени после начала использования обозначения, когда оно приобретает известность, выглядит абсурдно. Главное - неясно, какая в таком случае степень известности достаточна для возникновения исключительного права и как зафиксировать момент ее достижения?
В отношении коммерческого обозначения должны соблюдаться и некоторые иные требования. Так, в соответствии с п. 2 ст. 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Лицо, нарушившее данные правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.
Принцип преждепользования нашел свое отражение и в общей норме п. 6 ст. 1252 ГК РФ: если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Кроме того, данным пунктом установлено, что то лицо, чье право на средство индивидуализации возникло ранее, вправе требовать признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения. Причем частичный запрет подразумевает:
- в отношении фирменного наименования - запрет на использование в определенных видах деятельности;
- в отношении коммерческого обозначения - запрет на использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.
Названный принцип преждепользования имеет для торгового предприятия большое значение. Ранее предприятие, не озаботившееся защитой своего названия, могло его лишиться (плюс к этому понести денежные потери в виде выплаченной компенсации) в результате законных действий обладателя права на зарегистрированный товарный знак. Например, известный случай - владелец давно существующей и популярной в Перми сети магазинов детских игрушек и одежды "Розовый слон" вынужден был удалить данное обозначение с вывески и переименоваться в "Чудо Слон" (Постановление ФАС УО от 12.05.2006 N Ф09-3570/06-С5). Причина - другое предприятие, зарегистрировавшее на свое имя товарный знак "Розовый слон" (словесное обозначение) в отношении, среди прочего, 28-го класса МКТУ (игры, игрушки) и 42-го класса МКТУ (услуги магазинов, оптовая и розничная торговля промышленными товарами), через суд обязало магазин прекратить незаконное использование его товарного знака. Кроме того, магазин вынужден был выплатить компенсацию в размере 100 000 руб. - и это несмотря на то, что обозначение "Розовый слон" использовалось в названии магазина задолго до регистрации истцом товарного знака. Такой же подход продемонстрировал ФАС МО (Постановление от 27.09.2007 N КГ-А40/9606-07) в аналогичной ситуации, когда столкнулись интересы магазина "Ежик" и правообладателя товарного знака "Ежик" (защитившего, в частности, такие рубрики МКТУ, как реализация товаров, обеспечение пищевыми продуктами и напитками, снабжение продовольственными товарами, снабженческие услуги для третьих лиц, продвижение товаров (для третьих лиц), услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом, услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками). Правда, судьи отметили, что владелец магазина "Ежик" не представил доказательств использования им названия "Ежик" с 1994 года, задолго до регистрации истцом этого названия в качестве товарного знака.
Положения части IV ГК РФ ситуацию меняют. Сегодня владельцы фирменных наименований и товарных знаков не вынудят предприятие сменить название магазина, если его использование (например, на вывеске) началось ранее регистрации сходного до степени смешения товарного знака или фирменного наименования соответственно.
Как видим, предприятию, которому придется отстаивать свое коммерческое обозначение, важно указать момент начала его фактического использования. Как определяется приоритет исключительного права на коммерческое обозначение, использование которого начато до 2008 года? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с того, что несмотря на отсутствие норм, регулирующих правовой режим коммерческих обозначений, за последними, тем не менее, до появления части IV ГК РФ законодатель признавал исключительное право. Подтверждение тому - в ст. 1027 ГК РФ, где прямо говорилось, что в комплекс исключительных прав, предоставляемых пользователю по договору коммерческой концессии, входит также право на коммерческое обозначение. Этим законодатель фактически признал существование исключительного права на коммерческое обозначение. Кроме того, перечень охраняемых средств индивидуализации, приведенный в ст. 138 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 2008 года), был открытым. Здесь же было прописано, что использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
Из всего сказанного можно заключить, что охраняемое государством исключительное право на коммерческое обозначение признавалось, другое дело - механизм охраны не был прописан в законе. Кстати заметим, данный пробел несколько восполнил Президиум ВАС РФ, фактически указав, что при сходстве коммерческого обозначения с другими средствами индивидуализации (в данном деле речь шла о фирменном наименовании) для установления правомерности использования коммерческого обозначения необходимо выяснить, начато ли данное использование до регистрации сходного средства индивидуализации, совпадает ли деловая и территориальная сфера действия сторон, использующих сходные средства индивидуализации и, наконец, не имеет ли место акт недобросовестной конкуренции (Постановление от 05.03.2002 N 4193/01).
В статье 5 Закона N 231-ФЗ*(3) зафиксировано, что часть IV ГК РФ следует применять к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. При этом права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой Кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой Кодекса. Следовательно, если коммерческое обозначение использовалось предприятием до вступления в силу части IV ГК РФ, исключительное право на него должно быть признано с приоритетом от даты начала фактического использования (разумеется, если соблюдаются условия различимости и известности). Однако компенсация за незаконное использование коммерческого обозначения может быть взыскана только за время начиная с 2008 года, когда появилось специальное регулирование данного вопроса.
Возникновение права на коммерческое обозначение может быть подтверждено объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами и заключениями экспертов. Тем предприятиям, которые только планируют обзавестись названием магазина, мы порекомендуем более тщательно подойти к вопросу удостоверения создания и начала использования своего коммерческого обозначения - например, подумать о целесообразности внесения названия в учредительные документы предприятия (хотя законодатель и не считает это обязательным) или депонировании в Российском авторском обществе (для получения свидетельства, подтверждающего факт и дату регистрации).
Е.В. Преснякова
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О том, как обзавестись собственным товарным знаком, рассказано в статье Е.В. Пресняковой "Учет товарного знака" (N 11, 2007).
*(2) Утверждены Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32.
*(3) Федеральный закон от 08.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой ГК РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"