г. Красноярск |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А74-2096/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии: от индивидуального предпринимателя Семенова Александра Александровича (истца) - Кожевниковой Г.М., представителя по доверенности от 13 сентября 2011 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - индивидуального предпринимателя Семенова Александра Александровича
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" июля 2013 года по делу N А74-2096/2013, принятое судьей Лиходиенко А.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Семенов Александр Александрович (ИНН 190109110058, ОГРН 306190106000060; далее по тексту также истец, Семенов А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия (ИНН 1901022636, ОГРН 1021900518166; далее также ответчик) о взыскании 1 870 495 рублей убытков.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 7 мая 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (ИНН 1901065870, ОГРН 1051901003340).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих сумму заявленных требований. при том, что задолженность перед истцом по заключенному договору отсутствует, за период осуществления перевозок истец не предъявлял к ответчику претензий, требований и не представлял документов, подтверждающих факт наличия убытков, связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы.
Не согласившись с данным судебным актом, индивидуальный предприниматель Семенов А.А. обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Хакасия и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Факт определения заключённым сторонами договором предоставляемой субсидии в размере 2 970 000 рублей не является подтверждением полного возмещения истцу затрат на перевозку льготных категорий граждан. Подписывая договор, истец не мог предположить, что количество перевезенных пассажиров превысит сумму субсидий. Ответчиком не представлены доказательства того, что определенное истцом количество перевезённых пассажиров, имеющих льготу, завышено либо не соответствует действительности. У истца отсутствует право отказать в проезде на том основании, что денежных средств, предусмотренных договором, недостаточно.
Судом ошибочно сделан вывод о том, что истцом взыскиваются убытки, в данном случае речь идет о взыскании субсидий в размере суммы предоставленной льготы и не возмещённое ответчиком. Факт предоставления услуги доказан, ответчиком не доказано, что сумма субсидий выплачена в полном объеме в соответствии с количеством привезённых пассажиров-льготников. Возложение на истца обязанностей в отношении социально незащищенных граждан, являющихся по своей правовой природе публично-правовыми, незаконно и не соответствует разъяснениям, данным в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 2224/11.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2013 года апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Семенова А.А. принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 21 октября 2013 года.
Протокольными определениями от 21 октября 2013 года и от 20 ноября 2013 года судебное разбирательство откладывалось на 20 ноября 2013 года и на 16 декабря 2013 года соответственно.
В судебное заседание 16 декабря 2013 года представители Министерства труда и социального развития Республики Хакасия и Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан не прибыли. Отзывы на апелляционную жалобу от названных лиц суду апелляционной инстанции не поступали.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (т.1, л.д. 4, 7), их представители участвовали в судебных заседаниях суда первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 12 сентября 2013 года, 22 октября 2013 года и 21 ноября 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и представленных дополнений к ней, в которых истец указал, что оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан должно было соответствовать нормативным актам, поименованным в преамбуле к договору, из системного толкования которых следует, что предоставление льгот граждан, поименованным в законе, является расходными обязательствами Республики Хакасия; из договора не следует, что количество поездок чем-либо ограничено или перевозчик может кому-либо отказать в проезде; данные о перевезенных пассажирах фиксировались ежедневно.
Пояснил, что все суммы по договору на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия от 30 апреля 2012 года N 39, заключенном между индивидуальным предпринимателем Семеновым А.А. и Управлением социальной поддержки населения муниципального образования город Абакана, оплачены. Тариф определен муниципальным контрактом.
Кроме того, представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий талонов на право льготного проезда городским, пригородным транспортом в подтверждение факта отсутствия единого социального билета и отсутствия ограничений в количестве проездов.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство о приобщении документов.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
2 апреля 2012 года между Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана и индивидуальным предпринимателем Семеновым А.А. (исполнитель) по результатам торгов заключены следующие муниципальные контракты перевозки пассажиров на сезонных (дачных) автобусных маршрутах общего пользования N 8, N 9, N 10, N 11 по маршрутам N 56, N 8а, N 57; N 55, N 54; N 8, N 58 (т.14, л.д. 85-104).
30 апреля 2012 года Управлением социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Семеновым А.А. (исполнитель) заключён договор на оказание услуг для государственный нужд Республики Хакасия N 39 (т.1, л.д. 14), определяющий порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования на сезонных (дачных) автобусных маршрутах N 56, 8а, 57, 55, 54, 8, 58 в соответствии с Законами Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года N 84 "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", от 11 ноября 2004 года N 85 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", от 2 октября 2008 года N 43-3РХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия", от 30 сентября 2011 года N 72-ЗРХ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования", а также в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 года N 62 "Об утверждении Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия".
Согласно пункту 1.2 договора исполнитель обязуется оказывать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, а заказчик по мере его финансирования Министерством труда и социального развития Республики Хакасия на указанные цели, обязуется предоставить исполнителю субсидию за льготную перевозку граждан.
Исполнитель осуществляет перевозку граждан, имеющих льготы по тарифу за одну поездку в размере:
- 11 рублей для ветеранов труда, тружеников тыла, многодетных семей и реабилитированных граждан;
- 5 рублей 50 копеек для пенсионеров по возрасту не имеющих, федеральных и региональных льгот и федеральных льготников.
Пунктом 1.3 договора установлено, что сумма договора составляет 2 970 000 рублей.
В силу пункта 2.1.1 договора заказчик обязался перечислять исполнителю субсидию на основании предоставленных им заявок, счетов-фактур, справок о количестве выполненных и сорванных рейсов в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, установленной в пункте 1.3 договора цене.
В пункте 2.3.8 договора исполнитель обязался предоставлять ежемесячно заказчику не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным: заявки в произвольной форме, счет-фактуру на сумму в равны долях от сумму заключенного договора по каждой категории граждан в отдельности, справку о количестве выполненных и сорванных рейсов.
Расчёты за оказанные услуги производятся по мере финансирования Министерством труда и социального развития Республики Хакасия по безналичной форме, платёжными поручениями в равных долях от суммы заключённого договора по каждой категории граждан в отдельности (пункт 3.1 договора).
Пунктом 7.1 договора сторонами определён срок действия договора: с 1 мая 2012 года до исполнения взятых на себя обязательств. Период оказания услуг 1 мая 2012 года по 30 сентября 2012 года.
В материалы дела представлены заявки истца на предоставление субсидии по договору от 30 апреля 2012 года N 39 и составляемые им справки о количестве выполненных и сорванных рейсов по перевозке граждан на транспорте общего пользования сезонных маршрутов (т.14, л.д. 26-37, 114-115), а также платежные поручения о перечислении истцу денежных средств (т.14, л.д. 38-68).
В подтверждение осуществления в рамках договора от 30 апреля 2012 года N 39 перевозки граждан, имеющих льготы, по маршрутам N 8, 8А, 56, 55, 54, 58, 57, на спорную сумму, истцом представлены в материалы дела ведомости по учёту проданных билетов, а также билетные учетные листы (т.1, л.д. 21-167, т.2-13, т.14, л.д. 1-25).
Истец, полагая, что ему причинены убытки в виде неполучения причитающегося по договору финансирования за осуществление перевозок льготных категорий граждан, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно расчету истца, на основании договора от 30 апреля 2012 года N 39 им были получены 2 970 000 рублей (т.1, л.д. 20).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.
В рамках настоящего дела сторонам не оспаривается то обстоятельство, что на основании муниципальных контрактов о перевозке пассажиров на сезонных (дачных) автобусных маршрутах общего пользования от 2 апреля 2012 года N 8, N 9, N 10, N 11, заключенных между Управлением коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана и индивидуальным предпринимателем Семеновым А.А. (исполнитель), последний осуществлял перевозку пассажиров по маршрутам N 56, N 8а, N 57, N 55, N 54; N 8, N 58.
При этом, на основании договора от 30 апреля 2012 года N 39 индивидуальный предприниматель Семенов А.А. обязался оказывать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, в соответствии с Законами Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года N 84 "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", от 11 ноября 2004 года N 85 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", от 2 октября 2008 года N 43-3РХ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия", от 30 сентября 2011 года N 72-ЗРХ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования", на указанных выше маршрутах, а Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан обязалось предоставить исполнителю субсидию за льготную перевозку граждан в сумме 2 970 000 рублей за период с 1 мая 2012 года по 30 сентября 2012 года.
Сторонами также не оспаривается и представленными в дело документами подтверждается, что в связи с исполнением сторонами договора от 30 апреля 2012 года N 39 истцу были перечислены субсидии в размере, определенном договором, задолженность по договору отсутствует.
Вместе с тем, истец полагает, что полученные им суммы субсидий не покрывает размер предоставленных истцом при проезде льгот.
Оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований истца и соглашается с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу пункта 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексам.
При этом, пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что материально-правовым требованием по настоящему делу является требование взыскание убытков, возникших в связи с оказанием истцом транспортных услуг льготным категориям граждан.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из анализа указанных норм права, в предмет доказывания по данному делу входят: факт оказания истцом транспортных услуг по льготной перевозке граждан; стоимость оказанных услуг; размер расходов истца; факт и размер их возмещения. Недоказанность хотя бы одного из указанных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.
Следовательно, право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей компенсаторный характер. Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы. Поскольку в рамках настоящего дела услуги по льготному проезду предоставлены на основании нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, обязательства по компенсации перевозчикам причинённых им убыткам, являются обязательством последней. Главным распорядителем средств республиканского бюджета на реализацию мер социальной поддержки категорий граждан, указанных в договоре от 30 апреля 2012 года N 39, является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, что последним не оспаривается.
Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расчет истца и представленные им документы не позволяют достоверно определить размер убытков от перевозки льготников в части, превышающей сумму выплаченной компенсации.
В подтверждение факта наличия убытков, в материалы дела представлены ведомости по учёту проданных билетов, а также билетные учетные листы, составленные истцом в одностороннем порядке и не имеющие каких-либо персонифицированных данных в отношении лиц, которым оказывались услуги по перевозке по льготной цене.
При этом, исходя из содержания названных документов, количество льготников, в том числе ветеранов Великой Отечественной Войны, и лиц, реабилитированных, в несколько раз превышает количество пассажиров, не пользующихся льготами.
В свою очередь, в ходе исполнения договора от 30 апреля 2012 года N 39 справки и счета-фактуры на сумму, превышающую перечисленную истцу, а также документы, подтверждающие факт наличия заявленных в настоящем деле убытков, связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, истец не представлял. Доказательства обратного отсутствуют. Претензии и требования, связанные в частности с недостаточностью определенного договором размера субсидий для компенсации убытков истца, последний также не заявлял. Доводы истца о том, что Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан не принимало документы, ничем не подтверждены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции критически относится к представленным истом документам и не может принять их в качестве безусловных доказательств объемов оказанных истцом услуг по перевозке лицам, имеющим льготы.
Кроме того, проверив заполнение билетно-учетных листов, суд апелляционной инстанции установил множественные противоречия при заполнении граф "N билета" и "кол-во проданных билетов", а также наличие исправлений, никем не заверенных. Представитель истца в суде апелляционной инстанции подтвердил наличие неисправленных ошибок.
Таким образом, документы, содержащие недостоверные сведения не могут быть признаны надлежащим доказательством.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 23 июня 2009 года N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества судом возможно использовать расчетный метод исходя из конкретных обстоятельств дела.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлениях от 25 января 2011 года N 9621/10, от 15 декабря 2011 года N 8576/10, от 31 января 2012 года N 17097/10, от 21 февраля 2012 года N 2508/11, расходы транспортной организации могут быть определены исходя из числа выданных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода), а также исходя из количества льготной категории граждан, отнесенных к соответствующему регистру, и определяемой в связи с этим доли транспортной организации в перевозке, путем умножения полученной величины умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.
Вместе с тем, в материалы настоящего дела истцом не представлены какие-либо документы, позволяющие установить расчетным путем размер понесенных истцом расходов. Об истребовании данных документов истец не заявил. Из материалов дела также не следует, что истец принимал меры к установлению фактического объема перевозимых им на маршрутах N 56, N 8а, N 57, N 55, N 54; N 8, N 58 лиц, имеющих льготы на проезд, однако данные сведения не были установлены по вине ответчика либо Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан.
Следовательно, в связи с тем, что истцом не доказан реальный размер убытков от перевозки региональных льготников, а именно то обстоятельство, что он превышает полученную истцом компенсацию, и данное обстоятельство не может быть установлено судом из представленных в дело доказательств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца, заявленных в настоящем деле.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" июля 2013 года по делу N А74-2096/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2096/2013
Истец: и.п. Семенов Александр Александрович
Ответчик: Министерство труда и социального развития РХ
Третье лицо: Управление социальной поддержки населения МО г. Абакан, Управление социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана, Кожевникова Галина Михайловна - представитель