г. Владивосток |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А51-26349/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Находкинского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-14108/2013
на решение от 11.10.2013
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-26349/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Восточная нефтехимическая компания" (ИНН 2508058205, ОГРН 1022500696888, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.08.2002)
к Администрации Находкинского городского округа (ИНН 2508020000, ОГРН 1022500699704, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.10.2002)
о признании незаконными действий,
при участии:
от администрации Находкинского городского округа - Михайлович И.Ю., представитель по доверенности от 01.11.2013 N 1-31-2572 сроком действия до 31.12.2013;
от ЗАО "Восточная нефтехимическая компания" - Лачинова Е.С., представитель по доверенности от 14.01.2013 N 225/17 сроком действия до 31.12.2013; Шаповалов А.Г., представитель по доверенности от 28.12.2012 N 225/73 сроком действия до 31.12.2013;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Восточная нефтехимическая компания" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации Находкинского городского округа Приморского края (далее по тексту - администрация) в части определения в пункте 3.1. постановления от 23.07.2012 N 1325 "О продаже земельного участка закрытому акционерному обществу "Восточная нефтехимическая компания" выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:392, площадью 381 кв.м, расположенного: Приморский край, п. Врангель, устье реки Хмыловка, в размере 549417,24 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и об обязании администрацию внести изменения в пункт 3.1 постановления от 23.07.2012 N 1325, определив выкупную стоимость спорного земельного участка в размере 13735,43 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2012 в удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации отказано на том основании, что право выкупа земельного участка по льготной цене обществом утрачено ввиду обращения в уполномоченный орган на пределе установленного законом срока, что привело к принятию администрацией решения о продаже земельного участка уже после 01.07.2012.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 26.03.2013 решение Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2012 по делу N А51-26349/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, но с иной мотивировочной частью. Суд апелляционной инстанции посчитал, что поскольку общество фактически оспаривает условия, связанные с договором купли-продажи, то сложившиеся между ним и администрацией отношения являются гражданско-правовыми, в связи с чем заявитель избрал неправильный способ защиты нарушенного права, обратившись с требованиями об оспаривании действий органа, осуществляющего публичные полномочия, в порядке главы 24 АПК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.07.2013 N Ф03-3005/2013 решение Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 по делу N А51-26349/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края. При этом суд кассационной инстанции посчитал ошибочными вывод суда первой инстанции о том, что право на выкуп земельного участка связано с датой его продажи, и вывод суда апелляционной инстанции об избрании неправильного способа защиты нарушенного права.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2013, принятым на новом рассмотрении, оспариваемые действия администрации признаны незаконными и на орган местного самоуправления возложена обязанность по внесению изменений в пункт 3.1 постановления от 23.07.2012 N 1325.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, сославшись на неправильное применение норм материального права. Считает, что судом первой инстанции безосновательно было оставлено без внимания то обстоятельство, что в нарушение пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) и приказа Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее по тексту - Приказ N 475, Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок) обществом при подаче заявления о предоставлении спорного земельного участка в собственность не были представлены документы, подтверждающие возможность выкупа земельного участка по льготной стоимости. На основании изложенных доводов администрация просит решение суда отменить.
Общество в судебном заседании возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество является собственником объекта недвижимости: здание - трансформаторная подстанция N 20 станции "Угольная", назначение: нежилое, общая площадь 76,30 кв.м (лит. 18), этажность: 1, адрес объекта: г. Находка, пос. Врангель, ул. Васяновича, 43, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 27.06.2012 N 25-25-18/034/2012-098.
29.06.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 381 кв.м с кадастровым номером 25:31:0700002:392, на котором расположена трансформаторная подстанция N 20 станции "Угольная".
23.07.2012 по результатам рассмотрения заявления общества администрация приняла постановление N 1325 "О продаже земельного участка ЗАО "ВНК", в пункте 3.1 которого выкупная стоимость земельного участка была установлена в размере 549417,24 руб.
Письмом от 23.07.2012 N 20.3.2/02990 заявителю был направлен проект договора купли-продажи от 23.07.2012 N 525.
Не согласившись с действиями администрации по установлению выкупной цены спорного участка, посчитав, что они нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее по тексту - Постановление Пленума ВАС от 24.03.2005 N 11), следует, что указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Как установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ), до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В целях реализации указанной нормы права постановлением Администрации Приморского края от 24.07.2008 N 162-па "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 162-па) в пункте 1 установлена до 1 июля 2012 года выкупная стоимость земельных участков в размере двух с половиной процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела усматривается, что общество является собственником здания - трансформаторная подстанция N 20 станции "Угольная", назначение: нежилое, общая площадь 76,30 кв.м (лит. 18), этажность: 1, адрес объекта: г. Находка, пос. Врангель, ул. Васяновича, 43, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:31:070002:392.
Указанный объект недвижимости был приобретен заявителем на основании договора купли-продажи имущества от 13.06.2012 N 509/2012/Д, заключенного с ОАО "Восточный порт".
В свою очередь ОАО "Восточный порт" приобрело указанное здание в собственность в результате приватизации государственного предприятия морской торговый порт "Восточный порт", что нашло отражение в свидетельстве о государственной регистрации права серии 25-АА N 646913 (л.д. 40) и справке по приватизации от 01.04.2005 N ОГЭ-192 (л.д. 115-116).
Анализ указанных обстоятельств показывает, что заявитель относится к лицам, имеющим право на приобретение спорного земельного участка в собственность по льготной выкупной стоимости и указанным в пункте 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пункте 1 Постановления N 162-па.
Как установлено судебной коллегией с заявлением о выкупе спорного земельного участка общество обратилось в администрацию 29.06.2013, то есть до 01.07.2012.
Соответственно при вынесении постановления от 23.07.2012 N 1325 администрации следовало определить выкупную цену спорного земельного участка по правилам, установленным пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пунктом 1 Постановления N 162-па, то есть в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:392 составляет 549417,24 руб.
В этой связи при применении положений пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и пункта 1 Постановления N 162-па размер выкупной стоимости спорного земельного участка должен был составить 13735,43 руб.
Принимая во внимание, что администрация при вынесении постановления от 23.07.2012 N 1325 в пункте 3.1 установила выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:392 в размере 549417,24 руб., что равно кадастровой стоимости данного земельного участка, вывод суда первой инстанции о том, что указанные действия не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, является правильным.
Довод заявителя жалобы о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления у администрации отсутствовали основания для установления льготной выкупной стоимости спорного земельного участка, поскольку общество в нарушение Приказа N 475 вместе с заявлением не представила документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка в собственность в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, судебной коллегией отклоняется.
Действительно, по правилам пункта 7 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, для приобретения прав на земельный участок представляет копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
Как справедливо заметило общество, по тексту своего заявления о приобретении спорного земельного участка в собственность оно указало, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, был приобретен у ОАО "Восточный порт", которое приобрело право собственности на трансформаторную подстанцию в результате приватизации. В обоснование изложенных по тексту своего заявления сведений общество представило копию свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Восточный порт" серии 25-АА N 646913, на что имеется ссылка в перечне приложенных документов.
Соответственно довод администрации о непредставлении обществом документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка в собственность в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, является необоснованным.
То обстоятельство, что общество к своему заявлению от 29.06.2012 в нарушение пункта 4 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не приложило выписку из ЕГРП о правах на здание, находящееся на испрашиваемом земельном участке, не свидетельствует об утрате заявителем права на приобретение земельного участка по льготной стоимости, поскольку указанный документ был запрошен и получен администрацией самостоятельно, что полностью соответствует порядку, закрепленному в пункте 2 Приказа N 475, вступившему в действие с 01.07.2012.
На основании изложенного апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание администрацию внести изменения в пункт 3.1 постановления от 23.07.2012 N 1325 в части размера выкупной стоимости спорного земельного участка.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2013 по делу N А51-26349/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26349/2012
Истец: ЗАО Восточная нефтехимическая компания
Ответчик: Администрация Находкинского городского округа
Третье лицо: Управления Росреестра по ПК
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-14108/13
11.10.2013 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-26349/12
24.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3005/13
07.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3005/13
26.03.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1999/13
28.01.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1161/13
25.12.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-26349/12