г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А42-4220/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: Михальчук О.В. по доверенности от 06.05.2013 г.,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25353/2013) Правительства Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2013 по делу N А42-4220/2013 (судья Востряков К.А.), принятое
по иску Марсакова Артема Георгиевича
ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений г. Мурманска,
2) Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Марсаков Артем Георгиевич (далее - истец, Марсаков А.Г.) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (ОГРН 1027700485757; местонахождение: г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; адрес филиала: г.Мурманск, ул. Полярные Зори, 44 далее - Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001150:23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) и Правительство Мурманской области (далее - Правительство).
Решением от 07.10.2013 г. суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001150:23, площадью 933кв.м., расположенного по адресу: город Мурманск, Первомайский административный округ, улица Фрунзе, на земельном участке расположено здание N 39, равную его рыночной стоимости в размере 1478000 (один миллион четыреста семьдесят восемь тысяч) рублей.
Правительство Мурманской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Податель жалобы ссылается на то, что у арендатора отсутствует право на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве на апелляционную жалобу не поддерживает ее доводы, но и возражает против ее удовлетворения.
Марсаков А.Г. в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 27.11.2012 г. между истцом (арендатор) и Комитетом имущественных отношений г.Мурманска (арендодатель) заключен договор N 11226 аренды земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001150:23 с целью эксплуатации административного здания.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 г. N 425-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области по состоянию на 01.01.2011 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001150:23 составила 7836761 рублей.
По заказу истца, на основании договора от 02.04.2013 г. N 9/з оценщиком Вовк И.И., членом НП Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", подготовлен отчет N25/13-М от 28.05.2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка (объекта оценки), определенной по состоянию на 01.01.2011 г., которая для земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001150:23, составила 1478000 рублей. Экспертами НП Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" также была проведена экспертиза отчета об оценке, согласно экспертному заключению N130621-643-78 от 27.06.2013 г., отчет оценщика Вовк И.И. N25/13-М от 28.05.2013 г., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Марсаков А.Г. ссылается на то, что кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001150:23 не соответствует рыночной оценке.
Суд первой инстанции пришел к выводу том, что заявленные требования являются обоснованными.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как обоснованно указал суд, истец не оспаривает отчет по государственной кадастровой оценке спорного земельного участка, а просит установить его рыночную стоимость.
С учетом позиции, изложенной в изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 суд первой инстанции оценил представленные истцом отчет в порядке статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о том, что отчет соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиями ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности РОО.
В связи с этим суд правомерно принял решение об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001150:23 в соответствии с отчетом N 25/13-М от 28.05.2013 г.
Доводы Правительства о том, что у арендатора отсутствует право на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не принимается апелляционным судом. В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся и по дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. При этом в пункте 7 указанной статьи Кодекса указано, что новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции. Доводы Правительства о том, что у арендатора отсутствует право на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка не заявлялись им в суде первой инстанции не рассматривались, в связи с чем апелляционный суд также не рассматривает данный довод.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции дана всесторонняя и надлежащая оценка представленным доказательствам, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2013 г. по делу N А42-4220/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4220/2013
Истец: Марсаков Артем Георгиевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО