Налоговое администрирование: итоги и перспективы
В 2008 году работа налоговых органов по совершенствованию налогового администрирования продолжится, а деятельность по легализации налоговой базы будет сконцентрирована в отраслях оптовой и розничной торговли. Такие выводы можно сделать по результатам расширенной коллегии ФНС России, которая прошла в марте. Подробности - в репортаже Елены Тишиной.
Обсудить итоги 2007 года и поделиться опытом налогового администрирования в здании центрального аппарата ФНС России собрались руководители всех территориальных управлений службы. В работе коллегии также приняли участие представители Минфина России, Минэкономразвития России, ФСБ России, Росфинмониторинга, ВАС России, ФТС России и других ведомств.
Цифры и факты
Темпы роста налоговых поступлений в 2007 году значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики в целом. В результате работы налоговых органов в 2007 году в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн. руб. Это на 28% больше, чем в 2006 году. Такие данные обнародовал в своем выступлении руководитель ФНС России М.П. Мокрецов (интервью с ним см. на с. 10-12).
М.П. Мокрецов подчеркнул основополагающую роль налога на прибыль в формировании доходов консолидированного бюджета страны, озвучил проблемы возмещения НДС, рассказал об администрировании зарплатных налогов, росту поступлений которых во многом способствовала работа комиссии по легализации налоговой базы.
Глава ФНС России затронул и такой аспект работы налоговых органов, как досудебное урегулирование налоговых споров и рассказал о результатах работы подразделений налогового аудита.
Значительных успехов в прошлом году налоговая служба достигла и в контрольной работе. По данным ФНС России, за четыре последних года количество проверок снизилось в три раза, при этом их эффективность увеличилась в четыре раза. В 2007 году доначисления на одну проверку составили 3,7 млн. руб. Как отметила в содокладе заместитель руководителя ФНС России Т.В. Шевцова, рост эффективности и результативности налоговых проверок при одновременном снижении их количества свидетельствует не только о качестве планирования и аналитической работы, но и о возросшем качестве самих мероприятий налогового контроля.
По словам Т.В. Шевцовой, анализ налоговых поступлений, проведенный в 2007 году, привлек внимание налоговых органов к отрасли торговли. Среди налогоплательщиков, практикующих теневые выплаты, торговых компаний примерно 44%. В этой же отрасли экономики наблюдается и наибольшее количество убыточных фирм. Поэтому в 2008 году организации оптовой и розничной торговли будут в зоне особого контроля налоговых органов.
Реорганизация: быстрее и эффективнее
В своем выступлении руководитель ФНС России затронул и тему реорганизации, недавно прошедшей в центральном аппарате ФНС России. Напомним, что с февраля 2008 года в центральном аппарате службы вместо 22 управлений действует семь: аналитическое, контрольное, административное, правовое, управление налогообложения, управление обеспечения и управление информатизации.
По словам М.П. Мокрецова, изменения направлены на устранение чрезмерной централизации, дублирующих функций, повышение оперативности принимаемых решений.
Например, в аналитическом управлении сконцентрирована работа по учету и отчетности, урегулированию задолженности и банкротству. Расширены аналитические функции в части международного опыта, предпроверочного анализа, а также функции по оценке эффективности деятельности налоговой службы, ее территориальных органов и разработке методологии и организации работ по контролю территориальных налоговых органов.
Вопросы администрирования всех налогов и досудебное урегулирование теперь находятся в ведении управления налогообложения. Такая консолидация должна обеспечить единый методологический подход к налоговому администрированию по всем налогам, подчеркнул глава налоговой службы.
За управлениями центрального аппарата останутся выработка идеологии, стратегическое принятие решений, координирующие и контролирующие функции. Непосредственные функции администрирования переданы территориальным налоговым органам. В дальнейшем ФНС России планирует провести организационные изменения и в территориальных налоговых органах, сообщил М.П. Мокрецов.
Взгляд со стороны
Рост эффективности работы налоговых органов отметили и представители других ведомств. По словам заместителя министра экономического развития и торговли С.С. Воскресенского, за последние пять лет отношение налогоплательщиков к исполнению своих обязанностей изменилось кардинально, и это заслуга налоговых органов.
Вместе с тем представитель МЭРТ призвал сотрудников налоговых органов внимательнее относиться к новым компаниям, производствам и заводам. С.С. Воскресенский порекомендовал инспекторам строить взаимодействие с начинающими деятельность организациями таким образом, чтобы в будущем исключить налоговые претензии: вовремя корректировать, подсказывать и разъяснять налоговые последствия тех или иных сделок. Ведь рост производств и компаний новой формации - это залог дальнейшего социального и экономического развития страны.
Заместитель министра финансов С.Д. Шаталов также отметил положительные сдвиги в работе налоговых органов. По его словам, позитивным моментом является внедрение новой концепции налогового контроля. "Видно, что уменьшается количество налоговых проверок и увеличивается их эффективность, внедряется система управления рисками", - заметил он.
Тем не менее по-прежнему много проблем остается с налоговым администрированием. "К сожалению, не во всех случаях нормы законодательства о налоговом администрировании выполняются точно и аккуратно. Много претензий в отношении приостановления операций по счетам налогоплательщиков и соблюдения сроков, в течение которых проводятся те или иные процессуальные действия. Нужно максимально выдерживать все требования, установленные законом", - подчеркнул замминистра.
С.Д. Шаталов согласился с высказываниями руководителя налоговой службы на тему дальнейшего совершенствования налогового законодательства. Он считает, что перед Минфином России и налоговыми органами стоит задача сделать налоговое законодательство более понятным, "менее двусмысленным и не допускающим неоднозначного прочтения".
Замминистра С.Д. Шаталов сообщил, что в ближайшее время появятся новые правила, касающиеся трансфертного ценообразования и консолидации. "Это очень непростые инструменты, и очень многое зависит от того, как они будут применяться на практике, в том числе налоговыми органами", - подчеркнул он. По словам замминистра, понадобятся подготовленные кадры, которые смогут воспользоваться довольно сложным инструментарием.
Е.А. Тишина,
эксперт журнала "Российский Налоговый Курьер"
"Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99