г. Вологда |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А13-8473/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от некоммерческого партнерства "Перевозчики пассажиров г. Вологда" Сурмачевой А.О. по доверенности от 19.06.2012, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области Колесниченко Н.С. по доверенности от 09.01.2013, от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды Красильниковой Е.В. по доверенности от 18.03.2013, Юхневич Е.Н. по доверенности от 25.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 октября 2013 года по делу N А13-8473/2013 (судья Алимова Е.А.),
установил:
некоммерческое партнерство "Перевозчики пассажиров г. Вологда" (ОГРН 1063500026072, далее - НП "Перевозчики пассажиров г. Вологда", Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654), Вологодской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (ОГРН 1093525019390), Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области (ОГРН 1033500037757) о взыскании 9 246 024 руб. 86 коп. по договору на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте от 01.08.2008 N 24.
Истец в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с надлежащего ответчика 9 246 024 руб. 86 коп., в том числе сумму затрат, связанных с предоставлением проезда по единым именным льготным месячным проездным билетам в августе-сентябре 2012 года федеральным категориям льготников, установленным пунктами 4-31 статьи 1 Закона Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-0З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ), в размере 1 951 657 руб. 79 коп.; сумму затрат, связанных с предоставлением проезда по единым именным льготным месячным проездным билетам в августе-сентябре 2012 года областным категориям льготников, установленным пунктами 1-3 статьи 1 Закона N 1704-03, в размере 7 294 367 руб. 07 коп.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2013 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Партнерства взыскано 1 951 657 руб. 79 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 14 613 руб. 15 коп. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины. С Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу Партнерства взыскано 7 294 367 руб. 07 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 54 616 руб. 97 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В иске к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды отказано.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, а также не предусмотрена обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
- указание в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год на наличие межбюджетных трансфертов на обеспечение равной транспортной доступности, а также в иных нормативных правовых актах федерального уровня на порядок распределения указанных межбюджетных трансфертов, не влечет возникновения расходных обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями;
- Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды неправильно применялись положения Порядка реализации Закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138. Нарушения данного Порядка при расчете доли транспортной работы всех перевозчиков области, в том числе и истца, были выявлены Контрольно-счетной палатой Вологодской области. Причиной возникновения исковых требований явилось именно неправильное применение Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды вышеуказанного Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по Единым именным льготным месячным проездным билетам (ЕИЛМПБ), что привело к неправильному расходованию Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды средств субвенций, предоставленных муниципальному образованию города Вологда в соответствии с законом области от 22.12.2005 N 1393-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области";
- неправильный расчет доли транспортной работы перевозчиков на городских и внутрирайонных маршрутах при расчете объема средств, подлежащих перечислению перевозчикам в возмещение затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан в соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-03 по ЕИЛМПБ, привел к перерасходу средств субвенции на покрытие затрат перевозчиков на городских маршрутах и, соответственно, к недостаточности средств для покрытия затрат перевозчиков на внутрирайонных маршрутах. Однако объем средств субвенции, передаваемой из областного бюджета органам местного самоуправления муниципальных образований области в соответствии с Законом Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-03 был рассчитан в соответствии с действующими нормативными правовыми актами области и покрывал затраты перевозчиков, связанные с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ.
Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области также не согласилась с решением суда и обратилась в суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- в ходе проверки Департаментом финансов установлено неправильное применение органами местного самоуправления города Вологды положений Порядка определения затрат в части определения долей транспортной работы перевозчиков, участвующих в реализации Закона N 1704-03. Указанное нарушение привело к выплате из областного бюджета субвенций в завышенном размере. Арифметический расчет завышения субвенции составляет 56 514 400 руб. и лицами, участвующими в деле не оспаривается. Разногласия между сторонами возникли в связи с разными подходами к пониманию и применению положений, установленных Порядком определения затрат;
- Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды при составлении сводной информации о выполненной перевозчиками транспортной работе определял долю перевозчика в процентном соотношении от объема выполненной транспортной работы на городских маршрутах, а не объема транспортной работы, выполненной всеми перевозчиками на городских и внутрирайонных маршрутах. При таком механизме расчета доля транспортной работы перевозчиков городских маршрутов увеличивается, следовательно, возрастают расчетные доходы (Др) Раздел I Порядка определения затрат), что приводит к увеличению затрат при перевозках по единым проездным билетам на городских маршрутах. Следовательно, при применении Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды не в полной мере учитывал положения Порядка распределения финансовых средств при определении доли транспортной работы перевозчиков городских маршрутов;
- Вологодской областью в 2012 году перечислено из областного бюджета муниципальному образованию города Вологды для расчетов с перевозчиками 171 090 900 руб., в том числе для расчетов по компенсации затрат в 2012 году 159 345 300 руб. С учетом фактически произведенных расчетов с перевозчиками объем неправомерно произведенных расходов по компенсации затрат за 2012 году превысил на 13 432 900 руб.;
- Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области не была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе и жалобе Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации
Партнерство и Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды в отзывах на жалобы и представители в судебном заседании возражали относительно их удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Партнерства, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 01.08.2008 Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (департамент) и Партнерство (перевозчик) заключили договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте N 24.
В соответствии с пунктом 1.1 договора перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым именным льготным месячным проездным билета (ЕИЛМПБ) в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.3 договора, а департамент возмещает перевозчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
В силу пункта 3.1 договора он заключен до 31.12.2008. На основании дополнительного соглашения от 12.01.2012 срок действия договора продлен до 31.12.2012.
Партнерство в период действия договора осуществляло перевозки, затраты за август и сентябрь 2012 года ему не возмещены.
В письме от 03.12.2012 Партнерство потребовало оплаты задолженности. В ответе от 11.12.2012 Департамент городского хозяйства администрации города Вологды сообщил о возможности возмещения затрат только после поступления в бюджет города Вологды средств областной субвенций в полном объеме.
Затраты за август, сентябрь 2012 года Партнерству не возмещены, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Законом N 122-ФЗ с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
В соответствии с законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ) лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Закон вступил в силу с 01.01.2008 и продолжал свое действие до 01.10.2012, когда был приостановлен.
Согласно статье 4 Закона N 1704-ОЗ порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, определяется Правительством области.
В соответствии с Законом N 1704-ОЗ нормы в части предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения затрат транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, действует до урегулирования вопроса федеральными нормативными правовыми актами.
Во исполнение данных положений постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок реализации закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Порядок N 138).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 138 финансирование расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единому проездному билету, производится органами местного самоуправления муниципальных образований области за счет субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с законом области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон области N 1393-ОЗ).
Законом области N 1393-ОЗ муниципальное образование "Город Вологда" наделено полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области. В свою очередь постановлением Главы города Вологды от 15.02.2008 N 628 "О принятии к исполнению отдельных государственных полномочий в соответствии с законом Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" приняты к исполнению государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки при проезде на транспорте отдельным категориям граждан и по возмещению затрат организациям, осуществляющим перевозки пассажиров по единому именному льготному месячному проездному билету.
Данным постановлением глава города исполнение функций администрации города Вологды по выполнению отдельных государственных полномочий в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте возложил на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды, в 2013 году сменившем наименование на Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды. В его полномочия входило: заключение договоров с перевозчиками на возмещение затрат, проверка ежемесячно представляемых перевозчиками отчетов о затратах, подготовке и обеспечению представления в Департамент дорожного хозяйства и транспорта отчетов о расходах перевозчиков, расходованию средств, поступающих на финансирование данных расходов. Департамент также был наделен полномочиями по изготовлению и продаже единых именных льготных месячных проездных билетов.
Исполняя пункты 3.5-3.7 Порядка N 138, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку отдельных категорий граждан на городских и внутрирайонных маршрутах транспорта общего пользования по единому проездному билету, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляли в Департамент градостроительства и инфраструктуры, отчеты о фактических затратах по форме согласно приложению к Порядку определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", по единому именному льготному месячному проездному билету, утвержденному приложением 2 данного постановления.
Департамент градостроительства и инфраструктуры, проверив отчеты всех перевозчиков, ежемесячно до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представлял в Департамент дорожного хозяйства и транспорта области отчеты о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при проезде отдельных категорий граждан на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района), по формам согласно приложениям 7, 8, утвержденным данным постановлением.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области на основании отчетов Департамента градостроительства и инфраструктуры в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, формировал и представлял в Департамент финансов области сводный отчет о предоставленных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области на основании отчетов органов местного самоуправления муниципальных образований области и в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования перечислял субвенции с лицевого счета, открытого в управлении областного казначейства Департамента финансов области, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего их перечисления в местные бюджеты.
Учитывая данные положения нормативных актов и то, что конкретные сроки перечисления Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области органам местного самоуправления финансовых средств на возмещение расходов перевозчиков Порядком реализации закона области не установлены, Департамент градостроительства и инфраструктуры города при поступлении областных средств распределял их между всеми перевозчиками, погашая при этом более ранние по календарной очередности их расходы.
В соответствии с отчетами в 2011 году сумма фактических затрат при предоставлении проезда по единому именному льготному месячному проездному билету за 2011 год составила 210 377 225 руб. 75 коп.
Получено в 2011 году средств из областного бюджета 181 056 121 руб. 27 коп., в том числе:
2 419 633 руб. 35 коп. на возмещение фактических затрат 2010 года;
178 636 487 руб. 92 коп. на возмещение фактических затрат 2011 года.
Таким образом, в 2011 году не профинансированы фактические затраты, понесенные в 2011 году, на сумму 31 740 737 руб. 78 коп.
Данные средств были перечислены из областного бюджета в 2012 году платежными поручениями N 45 от 13.01.2012 на сумму 16 078 671 руб. 78 коп., N 307 от 30.01.2012 на сумму 13 242 432 руб. 65 коп., N 342 от 03.02.2012 на сумму 2 419 633 руб. 35 коп.
В соответствии с отчетами в 2012 году сумма фактических затрат при предоставлении проезда по единому именному льготному месячному проездному билету за 2012 год составила 159 259 400 руб. 84 коп.
Получено в 2012 году средств из областного бюджета 163 000 000 руб. Департамент градостроительства и инфраструктуры распределил их следующим образом:
31 740 737 руб. 78 коп. на возмещение фактических затрат 2011 года,
131 259 262 руб. 22 коп. на возмещение фактических затрат 2012 года.
В соответствии с отчетами, представленными НП "Перевозчики пассажиров г. Вологда" в 2012 году о фактических затратах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, и субвенциями, поступившим из областного бюджета, фактические затраты, подлежащие возмещению из бюджета за 2012 года, составили 40 650 160 руб. 99 коп., в 2012 году возмещено затрат на общую сумму 39 879 082 руб. 65 коп., в том числе за ноябрь и декабрь 2011 года - 8 474 946 руб. 52 коп., за январь-июль 2012 года - 31 404 136 руб. 13 коп.
Таким образом, поскольку бюджетом не профинансированы фактические затраты перевозчиков, понесенные в 2012 году, на сумму 28 000 138 руб. 62 коп., Департамент градостроительства и инфраструктуры города, как конечное звено в цепочке получателей бюджетных средств, не имел возможности исполнить свои обязательства по договору и не возместил Партнерству затраты за август, сентябрь 2012 года в общей сумме 9 246 024 руб. 86 коп.
Как следует из представленных в материалы дела платежных поручений, перечисление денежных средств осуществлялось без указания на конкретный месяц возмещения затрат, поэтому Департаментом градостроительства возмещались расходы перевозчикам в календарной последовательности (исполнялись более ранние обязательства).
Судом первой инстанции установлено, что в связи с непоступлением из областного бюджета достаточных денежных средств на возмещение расходов перевозчиков не смогли исполнить свои обязательства Департамент дорожного хозяйства и транспорта области и Департамент градостроительства и инфраструктуры города.
В данном случае Департамент градостроительства и инфраструктуры города правильно определял долю транспортной работы каждого перевозчика раздельно по видам маршрутов: по городским маршрутам (включая пригородные) и по внутрирайонным маршрутам, поскольку именно так Порядок N 138 требовал от перевозчиков заполнять Отчеты о выполненной транспортной работе: по городским маршрутам и по внутрирайонным маршрутам.
Механизм расчета затрат по каждому из видов маршрутов совершенно отличается друг от друга в связи с различными составляющими утвержденных в Порядке формул.
На протяжении всего периода действия Закона N 1704-ОЗ (более 5 лет) Департамент градостроительства и инфраструктуры города и перевозчики применяли положения данного Порядка единообразно, в соответствии с юридической техникой его написания и буквальным прочтением. Каких-либо претензий или замечаний к деятельности данного Департамента по определению им доли транспортной работы перевозчиков у Вологодской области не имелось.
Довод апеллянта о неправильном применении Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды положений Порядка N 138 суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
В соответствии с Порядком N 138 расчет затрат, связанных с обеспечением проезда по единому проездному билету, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров по единому проездному билету (далее - перевозчики).
Расчет затрат при проезде по единому проездному билету на городских маршрутах определен разделом I Порядка определения затрат и предусматривает:
1. Определение расчетной стоимости единого проездного билета:
Ср (расчетная стоимость) = Т (утвержд. тариф) х50 (кол-во поездок), где: Т - утвержденный тариф на проезд в рублях (тариф на 1 поездку на городских маршрутах без учета стоимости поездок на внутрирайонных маршрутах); 50 - количество поездок.
2. Определение расчетных доходов от перевозки пассажиров в соответствии с количеством реализованных единых проездных билетов и долей перевозчика (TP) по транспортной работе (показатель (TP) применяется при работе на маршрутах нескольких перевозчиков или же при работе одного перевозчика на городских и внутрирайонных маршрутах).
Расчетные доходы рассчитываются по следующей формуле:
Др = N хCрхТР: 100, где:
N - фактическое количество единых проездных билетов;
TP - доля Перевозчика в соответствии с фактически выполненной транспортной работой в процентах.
Поскольку расчетная стоимость единого проездного билета определяется с учетом тарифа на городских маршрутах, то и доля Перевозчика (на городских маршрутах работает несколько перевозчиков) определялась в соответствии с фактически выполненной транспортной работой на городских маршрутах.
3. Фактические доходы определяются по следующей формуле:
Дф гор = N х Сф х TP: 100, где:
Сф - фактическая стоимость единого проездного билета (300 рублей).
TP - доля Перевозчика в соответствии с фактически выполненной транспортной работой в процентах.
Поскольку законом Вологодской области от 10 декабря 2007 года N 1704-03 определено, что для граждан, проживающих в г. Вологде, действие единого именного льготного месячного проездного билета распространяется на внутрирайонные автобусные маршруты соответственно Вологодского района, средства, полученные от реализации проездных билетов (средства граждан) должны распределяться между всеми перевозчиками, обслуживающими как городские, так и внутрирайонные маршруты.
С учетом положений Порядка определения затрат, регламентирующего определение фактических доходов, как на городских, так и на внутрирайонные маршрутах, иной порядок, кроме как по доле перевозчика в выполненной транспортной работе, не может быть установлен, и в данном случае применяется доля перевозчиков в фактически выполненной транспортной работе на городских и внутрирайонных маршрутах.
Порядок определения затрат состоит из двух разделов:
I Определение затрат при проезде по единому проездному билету на городских маршрутах;
II Определение затрат при проезде по единому проездному билету на внутрирайонных маршрутах.
Поскольку на территории многих муниципальных образований (районов) Вологодской области имеются один перевозчик, осуществляющий перевозки как на городских так и внутрирайонных маршрутах, в Порядке N 138 имеется Примечание для осуществления расчета по определению затрат, которые определяются как доля перевозчика, приходящаяся на городские и внутрирайонные перевозки, и рассчитываемая пропорционально выполненной транспортной работе. Каких-либо ссылок, указывающих на то, что примечание, содержащееся в конце раздела II Порядка N 138, распространяется на раздел I Порядка, в тексте не имеется.
Таким образом, применение при определении расчетных доходов на городских маршрутах доли перевозчика с учетом фактически выполненной транспортной работы на городских маршрутах не противоречит положениям Порядка N 138.
Довод Департамента финансов Вологодской области о том, что Вологодская область не была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела.
Определение Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2013 о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству получено Департаментов финансов, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 16000965072433 (т. 1, л.д. 59).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Вологодской областью в лице Департамента финансов Вологодской области в федеральный бюджет и Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 октября 2013 года по делу N А13-8473/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8473/2013
Истец: Некоммерческое партнерство "Перевозчики пассажиров г. Вологда"
Ответчик: Вологодская область в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области, Департамент градостроительства и ифраструктуры Администрации города Вологды, Министерство Финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области
Третье лицо: МО "Город Вологда" в лице Администрации г. Вологды
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4705/15
16.02.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10249/14
06.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5030/14
31.07.2014 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-8473/13
14.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1527/14
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1527/14
27.12.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10736/13
18.10.2013 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-8473/13