Формы и порядок реорганизации юридических лиц
Российское законодательство как в области бухгалтерского учета, так и в области налогообложения не содержит на сегодняшний день специальных норм, которые позволяли бы однозначно регулировать все многообразие хозяйственных ситуаций, возникающих при реорганизации юридических лиц. В связи с этим почти у каждого реорганизуемого юридического лица возникает множество вопросов.
Необходимость реорганизации того или иного предприятия все чаще и чаще встает перед собственниками предприятий. Она может возникнуть по производственной необходимости, а может и ввиду изменений в законодательстве. При этом формы реорганизации могут быть различными. Но какая бы причина ни была, необходимо учесть все операции реорганизации, предугадать все возможные налоговые последствия.
Как уже было сказано, формы реорганизации могут быть различными. Реорганизация предприятия может происходить в 5 формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Сам порядок реорганизации урегулирован п. 4 ст. 57 ГК РФ. Юридическое лицо по перечисленным формам реорганизации, за исключением формы присоединения, на основании данной статьи считается реорганизованным. Происходит это с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае присоединения одного юридического лица к другому в государственный реестр вносится запись о ликвидации присоединенного юридического лица. А предприятие, к которому оно присоединилось, с этого момента считается реорганизованным. В целях избежания налоговых последствий налогоплательщики должны сообщить в налоговый орган по месту нахождения о решении о реорганизации предприятия. При этом срок должен быть не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации предприятия (п. 2, 4 ст. 23 НК РФ).
Очень часто имеет место реорганизация юридического лица в виде преобразования в открытое акционерное общество (ОАО). Это происходит в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ. При этом происходит преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. К вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица на основании передаточного акта. При этом в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершению, а вместо реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо - правопреемник другой организационно-правовой формы. Правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному лицу и оформляется отдельным документом, так называемым передаточным актом. В ходе преобразования, в отличие от слияния, разделения, присоединения, участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Поэтому реорганизация юридического лица в форме преобразования считается самой простой формой реорганизации. Все варианты преобразования регулируются Федеральным законом. Закон определяет организационно-правовые формы преобразования юридических лиц. Так, например, п. 1 ст. 68 ГК РФ предусматривает, что по решению общего собрания участников хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или преобразовываться в производственные кооперативы. Это происходит в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. А ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п. 2 ст. 104 ГК РФ. В нем предусматривается для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью (ООО) или в производственный кооператив. Наряду с этим п. 2 ст. 104 ГК РФ расширяет формулировку ст. 68 ГК РФ, и акционерное общество уже вправе преобразоваться и в некоммерческую организацию в соответствии с законом (в ред. ФЗ от 08.07.1999 г. N 138-ФЗ).
Однако при этом порядок проведения такого преобразования должен быть обязательно установлен законом.
Преобразование акционерного общества регулируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". Именно этот закон вносит ясность в положение Гражданского кодекса РФ о преобразовании акционерного общества. Он устанавливает, что если общество акционеров единогласно примет решение, то оно вправе преобразоваться из одного типа ОАО в другое. И именно акционеры общества должны внести соответствующие изменения в устав общества и произвести государственную регистрацию их в установленном порядке. При этом требования, предусмотренные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 6 ст. 15 и ст. 20 Закона об акционерных обществах, о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, конечно же, если они голосовали против преобразования или совсем не участвовали в голосовании (ст. 75 Закона). Данный закон "Об акционерных обществах" определяет также, что термин "преобразование" применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации. Под преобразованием также понимается и изменение типа акционерного общества, например - с открытого в закрытое и наоборот. При этом, в случае превышения в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников, юридическое лицо обязано провести такое преобразование в течение года. А если этого не произойдет, то общество будет подлежать ликвидации, причем в судебном порядке.
Однако российским законодательством предусмотрены и случаи, когда изменение типа общества не может производиться или совсем запрещено. Это происходит в случаях, когда в ОАО все акции являются государственной (муниципальной) собственностью. В данном случае ОАО не может преобразоваться в ЗАО. Это оговорено в п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах.
Также нельзя изменять тип ОАО в случаях, когда в соответствии с законодательством они могут создаваться только в форме открытых, например инвестиционные фонды, либо только в форме закрытых - аудиторские организации.
Кроме того, ОАО не может быть преобразовано в ЗАО, если число его акционеров превышает 50 человек. Именно это количество является пределом, установленным для ЗАО (п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах). И, наоборот, ЗАО не может преобразоваться в ОАО в случае, когда размер уставного капитала создаваемого акционерного общества будет ниже минимального уровня, установленного для ОАО (ст. 26 Закона об акционерных обществах). "Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества".
Однако органы общества, к компетенции которых относится увеличение уставного капитала, вправе принять соответствующее решение и увеличить уставный капитал. Только тогда тип акционерного общества может быть уже изменен.
Сам процесс реорганизации ОАО в форме преобразования состоит из нескольких этапов. Их последовательность определена законом, органами управления реорганизуемого акционерного общества. Кроме того, она определена государственными органами, которые осуществляют государственную регистрацию всех юридических лиц.
На основании п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме присоединения, слияния или преобразования может быть проведена только лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Но в отличие от слияния и присоединения юридических лиц применительно к реорганизации в форме преобразования, действующее законодательство не предусматривает подобных требований. И процесс преобразования акционерного общества включает в себя следующие обязательные этапы.
Это, прежде всего, проведение заседания совета директоров для созыва общего собрания акционеров. На данном заседании должен рассмотреться вопрос о реорганизации общества.
Затем обязательно должен быть составлен список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Законом установлен определенный срок (35 дней) для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, если при определении кворума на нем и в голосовании участвуют бюллетени, полученные обществом не позднее (абзац 3 п. 1 ст. 51, п. 1 ст. 58 Закона "Об Акционерных обществах") 2 дней до даты проведения общего собрания акционеров - при проведении собрания в очной форме - и установленной даты окончания приема бюллетеней - при проведении собрания в форме заочного голосования.
После этого акционеров уведомляют о проведении общего собрания, на котором будет рассмотрен вопрос о реорганизации юридического лица. На общем собрании акционеров принимается решение о реорганизации, определение условий ее проведения и утверждение документов, оформляющих правопреемство. После принятого решения происходит уведомление кредиторов общества о реорганизации. При этом может быть принято решение о досрочном исполнении обязанностей перед кредиторами и выкупе акций у акционеров, конечно же, если соответствующие требования были ими заявлены. Затем происходит утверждение учредительных документов создаваемого юридического лица и соответствующее формирование его органов управления. После всех этих процедур, производится государственная регистрация создаваемого при реорганизации юридического лица.
С 9 августа 2006 г., принимая решение о реорганизации юридического лица, учредители обязаны сразу же избрать ревизионную комиссию или ревизора (п. 2 ст. 9 Закона "Об Акционерных обществах"). Именно они в обязательном порядке должны будут проверять финансово-хозяйственную деятельность общества по итогам его работы за год. А, как известно, проводится она в целях установления достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках (п. 3 ст. 88 Закона "Об Акционерных обществах").
Кроме того, ревизионная комиссия или ревизор могут в любое время провести внеочередную ревизию определенной части или в целом финансово-хозяйственной деятельности общества. Данная проверка может производиться как по собственной инициативе, так и по решению общего собрания акционеров, совета директоров общества. Может она проводиться и по требованию акционеров общества, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона "Об Акционерных обществах"). Ревизионной комиссии устанавливается срок полномочий в период между двумя годовыми собраниями акционеров, то есть примерно год (п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54 Закона "Об Акционерных обществах"; Письмо ФКЦБ России от 28.02.2000 г. N ИК-07/883 "О сроках полномочий ревизионной комиссии").
Таким образом, ревизионная комиссия (ревизор) считается постоянно действующим контролирующим органом акционерного общества.
Ревизионная комиссия избирается большинством в 3/4 голосов учредителей общества, среди которых предлагается разместить акции АО (п. 4 ст. 9 Закона "Об Акционерных обществах").
Кроме состава ревизионной комиссии, на учредительном собрании учредители могут сразу утвердить и аудитора общества. Такое решение принимается также большинством в 3/4 голосов учредителей общества, среди которых будут размещены акции АО (п. 4 ст. 9 Закона "Об Акционерных обществах").
Но аудитора, в отличие от ревизионной комиссии, назначать в каждом АО нет необходимости.
Аудиторы должны проверять только те акционерные общества, которые подлежат аудиту. Прежде всего это относится к всем ОАО (ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Это относится и к ЗАО, если оно является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, средства которого являются предусмотренными законодательством РФ обязательными отчислениями, производимыми физическими и юридическими лицами, фондом, средства которого являются добровольными отчислениями физических и юридических лиц.
Это относится к ЗАО, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за 1 год превысит 50 млн руб. или сумма активов баланса превысит на конец отчетного года 20 млн руб. (ст. 5 ФЗ от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
Кроме перечисленного, обязательный аудит в отношении ЗАО предусмотрен федеральным законом, в частности, в случае размещения облигаций путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500 чел. (п. 2 ст. 92 Закона "Об Акционерных обществах"; п. 2 ст. 19, п. 9 ст. 22 ФЗ от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; п. 8.1.1, п. 8.3.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 16.03.2005 г. N 05-5/пз-н).
При реорганизации юридических лиц большую роль играют принятые решения общего собрания акционеров. Так, решение общего собрания по ряду вопросов может содержать в себе и указание о сроке, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению (п. 8 ст. 49, подп. 2, 6, 7, 14 п. 1 ст. 48 Закона "Об Акционерных обществах").
Это может касаться самой реорганизации, увеличения размера уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций. Но принятое решение в обязательном порядке должно быть определено уставом. Этот вопрос должен быть отнесен к компетенции совета директоров. Касаться это будет и уменьшения уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций. Кроме всего прочего, касается это дробления и консолидации акций.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что инициатором процесса реорганизации акционерного общества в форме преобразования выступает совет директоров общества.
В настоящее время полномочия совета директоров стали более конкретными. Теперь они могут предложить общему собранию акционеров уменьшить уставный капитал общества до величины, меньшей стоимости его чистых активов. Это можно будет сделать в том случае, если по результатам аудиторской проверки стоимость чистых активов общества действительно окажется меньше его уставного капитала.
Такое решение принимается всеми членами совета директоров. Соответственно общество обязано уменьшить уставный капитал в разумный срок после принятия общим собранием акционеров решения об уменьшении уставного капитала. Решение принимается большинством в 3/4 голосов акционеров (владельцев голосующих акций), принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 7 ст. 35 Закона "Об Акционерных обществах"). Однако, если АО в разумный срок не уменьшит свой уставный капитал, то налоговый орган на полном основании может предъявить в суд требование, которое будет обязывать АО уменьшить свой уставный капитал (п. 8 ст. 35 Закона "Об Акционерных обществах").
Именно совет директоров и назначает дату проведения общего собрания акционеров. Именно он формирует его повестку дня и выносит на решение общего собрания вопрос о преобразовании общества. Он определяет порядок и условия осуществления преобразования, порядок обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. Поскольку голосование на общем собрании по вопросу о реорганизации может повлечь за собой возникновение права акционеров требовать выкупа обществом принадлежащих им акций (п. 1 ст. 75 Закона об акционерных обществах), то согласно п. 3 ст. 75 Закона совет директоров, принимая решение о созыве общего собрания акционеров для рассмотрения вопроса о реорганизации общества, должен определить их цену. И именно по этой цене общество будет выкупать акции. Однако надо учесть, что она не может быть ниже рыночной стоимости акций, определяемой независимым оценщиком без учета ее изменения в результате реорганизации. Устанавливая дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, совет директоров должен учесть, что указанная дата не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения общего собрания акционеров (п. 1 ст. 51 Закона). В голосовании по вопросу о реорганизации на основании ст. 31 и 32 Закона участвовать могут все акционеры общества, все владельцы обыкновенных и привилегированных акций. Совет директоров также должен составить список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Причем каждый акционер вправе в любое время, в том числе и после составления списка акционеров, требовать выкупа обществом принадлежащих ему акций. А также каждый акционер вправе до проведения общего собрания акционеров уступить свои акции другому лицу. Если это произойдет, то, согласно п. 2 ст. 57 Закона об акционерных обществах, новый акционер уже будет иметь право голосовать на общем собрании на основании доверенности. Доверенность ему должна быть выдана прежним акционером. Но вот реализовать свое право требования выкупа акций новый акционер может только при непосредственном участии лица, у которого он приобрел акции. Это основано на том, что именно указанное лицо (прежний акционер) было включено в список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Следовательно, аналогично реализации права на участие в общем собрании лицо, уступившее акции, обязано выдать новому акционеру доверенность. Он на основании ее вправе будет предъявить требования о выкупе акций. Однако он может заявить эти требования и самостоятельно. Условием при этом будет то, что указанное лицо не принимало совсем участия в голосовании по вопросу о реорганизации или же голосовало против ее проведения (п. 1 ст. 75 Закона). На основании ст. 52 Закона "Об акционерных обществах" сообщение о проведении общего собрания акционеров, на котором будет рассматриваться вопрос о реорганизации юридического лица, должно быть сделано в срок не позднее чем за 30 дней до соответствующей даты. Акционеры должны при этом иметь возможность ознакомиться со всеми документами, касающимися повестки дня общего собрания. Все это установлено Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г., ред. 07.02.2003 г.). Так, п. 2 ст. 20 Закона об акционерных обществах дает право общему собранию акционеров преобразуемого лица принимать решение о преобразовании, определять порядок и условия его осуществления, порядок обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. Для принятия такого решения на общем собрании акционеров должно пройти голосование. При этом для его утверждения должно быть не менее трех четвертей голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании. Если рассматривать п. 1 ст. 58 Закона "Об акционерных обществах", то общее собрание акционеров признается правомерным, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры либо их представители, которые в совокупности обладают более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. А вот в соответствии с п. 1 ст. 20 данного Закона преобразование акционерного общества в некоммерческое партнерство должно проводиться по единогласному решению всех акционеров. Таким образом, в этом случае требуется присутствие на общем собрании всех акционеров или их представителей.
На общем собрании при реорганизации любого юридического лица главным вопросом встает утверждение документов, дающих право на правопреемство. При реорганизации в форме преобразования таким документом считается передаточный акт. Данный передаточный акт, согласно п. 2 ст. 59 ГК РФ, утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Может он утверждаться и органом, принявшим решение о его реорганизации.
А вот решение о реорганизации в форме преобразования может принимать только общее собрание акционеров. Именно акционеры реализуют свое право на участие в управлении обществом. И, принимая во внимание тот факт, что в соответствии с Законом "Об акционерных обществах" документы о правопреемстве при слиянии, присоединении, разделении и выделении утверждаются общим собранием акционеров, можно сделать вывод о том, что таким же образом происходит и утверждение передаточного акта при преобразовании. Главное, не забыть при реорганизации акционерного общества уведомить об этом своих кредиторов. Срок уведомления установлен в ст. 15 Закона "Об акционерных обществах". Он не может быть позднее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации общества. При этом реорганизованное общество должно письменно уведомить об этом своих кредиторов. Оно также должно опубликовать в соответствующем печатном издании сообщение о принятом решении. В свою очередь кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении могут письменно потребовать от реорганизуемого общества досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков. Закон "Об акционерных обществах" устанавливает, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при наличии доказательств уведомления кредиторов общества. А вот, акционеры, имеющие право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, могут предъявить свое требование в течение 45 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества. В свою очередь, общество обязано осуществить выкуп акций акционеров общества в течение 30 дней с момента предъявления указанного требования. Следовательно, это тоже влияет на регистрацию вновь образованного общества. Реорганизуемое общество имеет право обратиться в орган регистрации с заявлением о регистрации создаваемого в результате преобразования общества только после истечения сроков для выкупа акций и предъявления требований о досрочном исполнении или прекращении обязательств. При преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство у общества отсутствуют обязанности, связанные с выкупом акций у акционеров. Здесь решение о проведении такой реорганизации принимается всеми акционерами единогласно.
Этап реорганизации акционерного общества включает в себя утверждение учредительных документов его правопреемников и формирование их органов управления. Решения по указанным вопросам принимаются соответствующим органом создаваемого юридического лица. Это может быть общее собрание членов производственного кооператива или некоммерческого партнерства. В ходе преобразования ОАО в ООО или производственный кооператив необходимо учитывать ограничение числа их участников. Это установлено законодательством (50 участников в обществе с ограниченной ответственностью, не менее пяти членов в производственном кооперативе). Необходимо также учесть, что при объединении лиц в производственный кооператив необходимо объединить не только имущественные паевые взносы, но и личное трудовое или иное участие членов кооператива в его деятельности.
Так, ООО может легко преобразовываться в ЗАО. А для того чтобы преобразоваться в ОАО, им необходимо сначала уменьшить число акционеров. Сделать это можно с помощью выкупа акций у некоторых его участников с их непосредственного согласия. А обществу с числом участников менее пяти нужно добрать необходимое число акционеров для возможности проведения преобразования в производственный кооператив. При этом надо учесть, что из каждых пяти членов кооператива четверо должны участвовать в его деятельности личным трудом (п. 2 ст. 7 Федерального закона "О производственных кооперативах").
После всех перечисленных процедур реорганизация в форме преобразования подлежит государственной регистрации на основании требований гл. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Так, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида происходит изменение организационно-правовой формы. В результате к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица. Происходит это по передаточному акту и разделительному балансу, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти два документа представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Они также представляются для внесения каких-либо изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Об этом гласит п. 2 ст. 59 ГК РФ. И если эти два документа не будут приложены к другим учредительным документам либо в них будут отсутствовать положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, то это повлечет за собой отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в соответствии со ст. 14 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. 01.12.2007 г.), должны быть представлены необходимые документы. Это прежде всего заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации строго по установленной форме. Данное заявление должно обязательно подтверждать, что все учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы. Заявление подтверждает достоверность всех сведений в предъявленных документах. В нем указано, что передаточный акт или разделительный баланс содержит в себе положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов. В заявлении должно быть указано, что все кредиторы уведомлены о реорганизации. И, конечно же, заявление должно содержать в себе согласование с соответствующими государственными органами.
Кроме заявления представляются учредительные документы-подлинники или заверенные нотариусом копии. Представляется также и решение общего собрания о реорганизации юридического лица.
Если будет необходимо, то надо представить еще и договор о слиянии. Кроме всего перечисленного представляется передаточный акт или разделительный баланс и, конечно же, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Все эти перечисленные документы будут являться основанием для оформления государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (ст. 59 ГК РФ).
На основании ст. 3 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке должна уплачиваться государственная пошлина. Размер ее, на основании п. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, установлен в сумме 2000 руб. Однако это не относится к ликвидации юридических лиц или государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий.
В п. 3 ст. 333.33 указано на то, что за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, уплачивается также государственная пошлина. При этом размер ее составляет 20 процентов государственной пошлины, установленной подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (400 руб.).
А в каком же размере определяется государственная пошлина за регистрацию двух юридических лиц, созданных путем реорганизации по форме выделения, при одновременном внесении необходимых изменений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица?
На основании ст. 14 Закона N 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в формах преобразования, слияния, разделения, выделения, в регистрирующий орган в обязательном порядке должен представляться перечень документов. В этот перечень входит подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию, - обратите внимание! - каждого вновь возникшего юридического лица.
В п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ сказано, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган должны представляться определенные документы. К ним, в частности относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также документ об уплате государственной пошлины.
На основании этого делаем вывод, что если в результате реорганизации юридического лица путем выделения возникают два новых юридических лица, то за государственную регистрацию каждого из них должна уплачиваться государственная пошлина. Размер ее будет составлять 2000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). А если при этом будет взиматься пошлина за внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, то размер ее будет определяться на основании размера, установленного в подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Реорганизованному юридическому лицу в форме преобразования, слияния необходима для деятельности лицензия. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в соответствии со ст. 11 Закона "О лицензировании" (N 128-ФЗ от 08.08.2001 г., ред. от 01.12.2007 г.).
При реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии необходимо, если на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица имеются лицензии на один и тот же вид деятельности. Переоформление также необходимо, если имеют место изменения наименования юридического лица или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя. Или, например, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. Ст. 8 Закона "О лицензировании" устанавливает и переоформление документов при продлении срока действия лицензии.
Лицензиат подает в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. При этом срок установлен следующий: не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей. или со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. Заявление включает в себя новые сведения о лицензиате или его правопреемнике. Заявление отражает факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ или индивидуальных предпринимателей. Если будет иметь место продление срока действия лицензии, то заявление должно быть подано до истечения срока действия лицензии. Если в этот срок не уложиться, то не исключена вероятность получения лицензии заново. В некоторых положениях о лицензировании содержится срок, в течение которого должно быть подано такое заявление, и, следовательно, его надо придерживаться.
Федеральный закон N 80-ФЗ предусматривает, что лицензиатору в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть и отказано. Это может произойти в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. В законе ничего не сказано о мотивах пропуска сроков, поэтому если вы не уложились в установленные сроки, можно и поспорить с лицензирующими органами.
И если лицензиату отказали в выдаче лицензии, то в уведомлении об отказе, направленном ему или его правопреемнику, должны быть обязательно указаны причины отказа. При этом такой отказ может быть обжалован.
Предполагается, что непереоформление лицензии (за исключением продления действия лицензии) не является основанием для прекращения права заниматься данным лицензируемым видом деятельности. Однако непереоформление лицензии может служить основанием для приостановления действия лицензии в соответствии со ст. 13 Закона "О лицензировании". За это могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП. А штрафы при этом немалые. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет за собой наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч руб. (в ред. ФЗ от 22.06.2007 г. N 116-ФЗ).
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Что касается юридических лиц, то на них накладывается административный штраф в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 г. N 116-ФЗ).
Если предпринимательская деятельность осуществлялась с нарушениями условий, предусмотренных лицензией, то это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч руб.; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч руб.; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч руб. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 г. N 116-ФЗ).
И, наконец, если предпринимательская деятельность осуществляется с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то это влечет за собой наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч руб.; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. ФЗ от 22.06.2007 г. N 116-ФЗ).
За переоформление лицензии взимается государственная пошлина 1000 руб. (ст. 333.33 п. 71 НК РФ), а за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, сумма составляет 100 руб. Само переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
При реорганизации юридических лиц могут возникнуть и следующее обстоятельства, которые рассмотрим на примере реорганизации предприятия, осуществляющего оптовую торговлю нефтепродуктов.
Для осуществления такого вида деятельности предприятию необходимо иметь свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов. Предположим, что предприятие реорганизовано в форме слияния, что тогда будет с этим свидетельством? Может ли оно действовать и дальше или его надо аннулировать?
На основании п. 4 ст. 50 НК РФ при слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
А в подп. 2 п. 4 ст. 179.1 НК РФ сказано, что "свидетельство на оптовую реализацию (если иное не установлено данным пунктом) выдается при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 процентов)".
А потому, если в результате реорганизации предприятие утратило право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства, то налоговые органы аннулируют данное свидетельство. Основываться при этом они будут на абз. 8 и 11 п. 5 ст. 179.1 НК РФ.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них, в том числе и в части исполнения обязанности по уплате налогов, переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании передаточного акта (п. 1 ст. 58 ГК РФ и п. 4 ст. 50 НК РФ). Переходит к нему и право собственности на имущество, которое ранее принадлежало реорганизованному в форме слияния юридическому лицу (абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Значит, свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов после завершения процесса реорганизации подлежит аннулированию (абз. 8 и 11 п. 5 ст. 179.1 НК РФ), ведь в результате реорганизации реорганизованное юридическое лицо утратило право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства.
Налоговый орган, выдавший свидетельство, обязан уведомить предприятие об его аннулировании. Сделать это он должен в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения (п. 7 ст. 179.1 НК РФ). При этом вновь возникшее юридическое лицо вправе подать заявление о получении нового свидетельства. Сделать это оно может в порядке, предусмотренном в ст. 179.1 НК РФ (п. 6 ст. 179.1 НК РФ).
Мы рассмотрели реорганизацию юридических лиц по добровольному решению, но бывают случаи, когда реорганизация юридических лиц происходит и в принудительном порядке. Происходит это в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Данное законодательство действует с 1991 г. В нем содержится норма, которая предусматривает при определенных условиях возможность принудительного разделения хозяйствующих субъектов. При этом данное положение устанавливает столь серьезные последствия без привлечения к этому судебных органов.
На основании п. 2 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов. Именно такой случай и предусмотрен ст. 19 Закона "О конкуренции". А потому можно сделать соответствующий вывод, что принудительная реорганизация юридического лица представляет собой действие в целях развития конкуренции, согласно предписанию антимонопольного органа, по разделению хозяйствующего субъекта - юридического лица, занимающего доминирующее положение, в случае систематического осуществления им монополистической деятельности.
Что такое монополистическая деятельность?
Определение этому можно найти в ст. 4 Закона "О конкуренции". Данная статья Закона трактует это как противоправное деяние субъекта антимонопольного регулирования, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Монополистическая деятельность считается систематической, если в течение трех лет в установленном порядке выявлено более двух таких фактов.
Так, ст. 4 Закона "О конкуренции" определяет доминирующее положение как "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам".
Считается, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если его доля составляет 65 и более процентов. При этом хозяйствующему субъекту дано право доказывать обратное, ведь считается, что хозяйствующий субъект, обладающий долей на рынке определенного товара от 35% до 65%, не имеет доминирующего положения.
Но положение субъекта, обладающего долей на рынке определенного товара менее 35% не может быть признано доминирующим.
На основании п. 2 ст. 19 Закона "О конкуренции" для принудительной реорганизации доминирующего субъекта требуется совокупность следующих условий.
Это прежде всего развитие конкуренции как последствие принудительного разделения. Ведь при решении вопроса о том, приведет ли реорганизация к развитию конкуренции, необходимо принимать во внимание и интересы потребителей. Необходимо выяснить, а снизятся ли в результате таких структурных преобразований цены, расширится ли при этом ассортимент товаров, улучшится ли качество обслуживания.
При принудительной реорганизации необходимо учесть возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений хозяйствующего субъекта. Так, с наименьшими потерями может быть осуществлена реорганизация хозяйствующих субъектов, которые действуют на одном уровне рынка, хотя при этом они могут быть и территориально раздроблены. А вот разделение субъектов, действующих на разных уровнях рынка, возможно, если разделению поддается один или несколько горизонтальных уровней. Однако надо учесть, что при разделении таких субъектов необходимо учитывать также и связи между объектами собственности. Ведь бывает, что при зависимости одного объекта от другого их разделение совсем не целесообразно.
Необходимо также учитывать и отсутствие между структурными подразделениями организации тесной технологической взаимосвязи.
И, конечно же, рассматривая вопрос о принудительной реорганизации, нельзя обойти следующее условие реорганизации, - это возможность юридических лиц, созданных в результате реорганизации, самостоятельно работать на рынке определенного товара. Перед реорганизацией необходимо выяснить, будет ли их продукция конкурентоспособной, каким образом появление новых субъектов повлияет на состояние конкуренции на данном товарном рынке. Необходимо также и учесть такое обстоятельство, как способность нового хозяйствующего субъекта сохранить уже сложившиеся связи с поставщиками, покупателями прежнего доминирующего субъекта.
Решая вопрос о принудительной реорганизации, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предписание. Это специфическая форма реагирования на нарушения антимонопольного законодательства. При этом правом выносить такое предписание обладают только указанные органы, ведь это рассматривается как вид административного регулирования.
Предписание содержит в себе указание на форму реорганизации - разделение или выделение. Кроме этого в предписании может содержаться и обязанность хозяйствующего субъекта представить план проведения реорганизации, а также в предписании должен быть указан окончательный срок проведения реорганизации.
Встречаются случаи, когда реорганизация компаний, а именно их дробление самим предприятием обусловлено только минимизацией налогов и это никак не преследует иную деловую цель. В таком случае суд может признать выгоду налогоплательщика необоснованной, так как налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому во избежание налоговых рисков любое дробление бизнеса должно быть связано с реализацией управленческих целей.
Принятые решения о реорганизации юридического лица в форме разделения, выделения, преобразования, слияния должны соответствовать обязательным требованиям Закона "Об Акционерных обществах" к их содержанию.
Невозможно слияние АО с юридическими лицами других организационно-правовых форм, к примеру, производственные кооперативы с ООО. Невозможно также присоединение к ним, а также разделение АО или выделение из АО юридических лиц других организационно-правовых форм, к примеру, ООО, производственного кооператива и т.д. (ст. 16-19 Закона "Об Акционерных обществах"; п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 г. N 19).
Договор о слиянии, присоединении, решения о разделении, выделении, преобразовании, в соответствии с п. 7 ст. 15, п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19 Закона об АО, должен содержать в себе:
1) наименование, сведения о месте нахождения каждого АО, создаваемого путем реорганизации;
2) порядок и условия реорганизации (слияния, разделения, выделения, преобразования);
3) порядок конвертации акций реорганизуемого (реорганизуемых) АО в акции создаваемого (создаваемых) АО (их обмена на доли участия в уставном капитале ООО или паи производственного кооператива) либо способ размещения акций каждого создаваемого АО при выделении, а также соотношение (коэффициент) конвертации акций реорганизуемого (реорганизуемых) АО в акции создаваемого АО.
Также, на основании п. 7 ст. 15, п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19 Закона об АО, договоры о слиянии, решения о разделении, выделении, преобразовании должны содержать в себе в обязательном порядке:
1) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого АО (ООО, производственного кооператива, некоммерческого партнерства). Делается это, если законом или их учредительными документами предусмотрено избрание ревизионной комиссии (п. 6 ст. 32 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; п. 1 ст. 18 ФЗ от 08.05.1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"; ст. 8 ФЗ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 85 Закона "Об Акционерных обществах");
2) список членов коллегиального исполнительного органа (правления) создаваемого АО в том случае, если его уставом предусмотрено наличие этого органа и при этом его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
3) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа (директор) создаваемого АО;
4) наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого общества, если, конечно, ведение реестра акционеров создаваемого общества должно осуществляться регистратором.
В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона "Об Акционерных обществах" в отношении членов ревизионной комиссии, членов правления АО, директора создаваемого АО договор о слиянии, решение о разделении, выделении, преобразовании должны содержать в себе:
1) имя, данные документа, удостоверяющего личность (в частности, паспорта, военного билета, паспорта моряка; далее - паспорт), - серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ, - для физических лиц;
2) наименование, сведения о месте нахождения - для управляющей организации в случае, если предусмотрена передача полномочий директора создаваемого АО управляющей организации;
3) наименование, сведения о месте нахождения - для аудиторской организации (если предусмотрено указание об аудиторе создаваемого общества) или имя, данные паспорта (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ) - для аудитора - индивидуального предпринимателя.
Решения о реорганизации наряду с обязательными могут содержать также другие положения о реорганизации, не противоречащие законодательству.
Совет директоров акционерных обществ, создаваемых путем реорганизации, и утверждение их устава имеет ряд особенностей. Это зависит от формы реорганизации (п. 1 ст. 66 Закона "Об Акционерных обществах").
Так, при реорганизации в форме слияния совет директоров АО, образуемый в результате слияния, избирается на общем собрании акционеров каждого из АО, которые участвуют в слиянии. Однако происходит это в том случае, если уставом создаваемого при слиянии АО не будет предусмотрено, что полномочия совета директоров выполняет общее собрание акционеров создаваемого общества (п. 2 ст. 16 Закона "Об Акционерных обществах"; п. 3 ст. 16 Закона "Об Акционерных обществах" (ред. от 07.08.2001 г.). А ведь раньше, до 8 августа 2006 г., совет директоров мог избираться только на совместном общем собрании реорганизуемых обществ.
Существуют и определенные правила расчета количества членов совета директоров, избираемых каждым обществом. Данное количество будет равным произведению количества членов совета директоров АО, создаваемого при слиянии общества, и количества акций, создаваемого при слиянии, подлежащих размещению среди акционеров АО, участвующих при слиянии, деленному на общее количество акций АО, создаваемого при слиянии.
При внесении в повестку дня общего собрания акционеров предложения о выдвижении кандидатов в органы управления АО недостаточно указать только имя каждого предлагаемого кандидата и наименование органа, для избрания в который он предлагается. Необходимо также указать и данные паспорта (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ) (п. 4 ст. 53 Закона "Об Акционерных обществах").
Если повестка дня общего собрания акционеров содержит в себе вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании совета директоров АО, создаваемого при слиянии, выделении или разделении, то акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 2% голосующих акций АО, вправе выдвинуть кандидатов в совет директоров создаваемого АО, в правление, ревизионную комиссию (или кандидата в ревизоры). Однако число их не может превышать количественный состав органа в соответствии с проектом устава создаваемого общества. Могут они выдвинуть и кандидата на должность директора создаваемого общества (п. 8 ст. 53 Закона "Об Акционерных обществах"). При этом предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое общество в срок не позднее чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества.
А решение о включении кандидатов, выдвинутых акционерами АО, в члены правления, в ревизионную комиссию (на должность ревизора) и об утверждении директора каждого АО, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, разделения или выделения, будет приниматься большинством в 3/4 голосов членов совета директоров реорганизуемого общества (п. 8 ст. 53 Закона "Об Акционерных обществах").
Пример определения количества членов совета директоров, избираемых каждым АО, участвующим в слиянии: АО-1 и АО-2 реорганизуются в форме слияния. В результате образуется АО-3, при этом у него общее количество обыкновенных акций составит 1500.
Данные акции будут размещены среди акционеров АО-1 и АО-2 следующим образом: 900 акций АО-3 размещены среди акционеров АО-1, 600 акций - среди акционеров АО-2.
Предположим, что совет директоров избирается в количестве 5 человек.
Давайте определим, какое же количество членов совета директоров должно быть избрано на общих собраниях АО-1 и АО-2.
Сначала определим количество членов совета директоров, которые должны быть избраны на общем собрании АО-1:
5 человек х 900 акций / 1500 акций = 3 человека.
Общее собрание АО-1 должно избрать 3 из 5 членов совета директоров АО-3.
Теперь определим количество членов совета директоров, которые должны быть избраны на общем собрании АО-2: 5 - 3 = 2 чел.
Общее собрание АО-2 должно избрать 2 из 5 членов совета директоров АО-3.
При реорганизации предприятий в форме присоединения общее собрание акционеров общества, к которому происходит присоединение, и присоединяемого общества может помимо утверждения договора о присоединении принимать решения и по другим вопросам, связанным с реорганизацией. Сюда же будет включаться и вопрос о внесении изменений и дополнений в устав общества. Однако это должно быть предусмотрено договором о присоединении (п. 2 ст. 17 Закона "Об Акционерных обществах"). Кроме того, на основании п. 2 ст. 17 Закона "Об Акционерных обществах" (ред. от 07.08.2001 г.), обязательного проведения совместного общего собрания акционеров не требуется.
При реорганизации предприятия в форме разделения, на основании п. 2 ст. 18 Закона "Об Акционерных обществах", совет директоров каждого разделяемого общества избирается общим собранием акционеров реорганизуемого общества, если, конечно же, уставом создаваемых обществ не предусмотрено осуществление функций совета директоров общим собранием акционеров. До 8 августа 2006 г. совет директоров избирался общим собранием каждого образованного в результате разделения общества.
При избрании совета директоров каждого общества, создаваемого в результате разделения, должны участвовать только те акционеры реорганизуемого общества, среди которых размещены голосующие, в том числе и привилегированные, акции создаваемого общества (п. 3.2 ст. 18 Закона "Об Акционерных обществах"). При этом привилегированные акции будут являться голосующими, если собранием акционеров не было принято решение о выплате по ним дивидендов или было принято решение о неполной их выплате. Такие акции, в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона "Об Акционерных обществах", будут являться голосующими до момента первой выплаты по ним дивидендов в полном размере.
Общим собранием реорганизуемого общества утверждается Устав каждого создаваемого общества в форме разделения (п. 3 ст. 18 Закона "Об Акционерных обществах" (ред. от 07.08.2001 г.)).
При реорганизации общества в форме выделения совет директоров выделяемого общества должен избираться на общем собрании реорганизуемого общества, если, конечно же, уставом создаваемого общества не предусматривается осуществление функций совета директоров общим собранием акционеров (п. 2, 3.2 ст. 19 Закона "Об Акционерных обществах"). А вот до 8 августа 2006 г. совет директоров создаваемого общества избирался общим собранием акционеров созданного общества (п. 3 ст. 19 Закона "Об Акционерных обществах" (ред. от 07.08.2001 г.)).
Совет директоров каждого создаваемого в результате выделения общества избирают акционеры реорганизуемого общества. Именно среди них размещаются голосующие, в том числе и привилегированные, акции создаваемого общества. И если при этом единственным акционером создаваемого общества будет являться само реорганизуемое общество, то избрание совета директоров создаваемого общества должно осуществляться всеми акционерами реорганизуемого общества (п. 3.2 ст. 19 Закона "Об Акционерных обществах").
При этом Устав создаваемого общества также утверждается общим собранием акционеров реорганизуемого общества.
Закон "Об Акционерных обществах" позволяет проведение реорганизации предприятий в форме разделения или выделения одновременно со слиянием или присоединением. Также данный закон определяет порядок такой реорганизации (ст. 19.1 Закона "Об Акционерных обществах").
Порядок в принципе тот же, за исключением некоторых оговоренных ст. 19 Закона.
При этом общее собрание акционеров АО, реорганизуемого в результате разделения (выделения), должно определить лицо, которое должно будет подписывать договор о слиянии (присоединении). Действовать оно будет от имени АО, создаваемого в результате разделения (выделения) (п. 2 ст. 19.1 Закона "Об Акционерных обществах"). Общему собранию акционеров придется принять сразу два решения. Это решение о разделении (выделении) и решение о слиянии (присоединении) АО, созданных при разделении (выделении) (п. 4, 5 ст. 19.1 Закона "Об Акционерных обществах"). При этом именно общее собрание акционеров АО, реорганизуемого путем разделения (выделения), может поставить вступление в силу решения о разделении (выделении) в зависимость от того, примет ли это собрание или общее собрание акционеров других АО, участвующих в слиянии (присоединении), решение о слиянии (присоединении) АО, созданных путем разделения (выделения). Изберет ли собрание совет директоров и утвердит ли собрание созданный передаточный акт.
А в случае, если этого не произойдет, то и реорганизации в форме разделения (выделения) не произойдет (п. 6 ст. 19.1 Закона "Об Акционерных обществах").
Эмиссия ценных бумаг АО, создаваемого в результате разделения (выделения) одновременно со слиянием (присоединением), производится без государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Без регистрации проводится и отчет об итогах их выпуска.
При этом присвоение государственного регистрационного или идентификационного номера таким выпускам ценных бумаг осуществляется ФСФР. Это происходит одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, которые размещаются при слиянии (присоединении) (п. 7 ст. 19.1 Закона "Об Акционерных обществах").
Реестр владельцев эмиссионных ценных бумаг общества, создаваемый путем реорганизации в форме разделения (выделения) с одновременным его слиянием (присоединением), ведет держатель реестра акционеров АО, создаваемого путем реорганизации в форме слияния (присоединения) (п. 7 ст. 19.1 Закона "Об Акционерных обществах").
При всем этом разделительный баланс АО, создаваемого в форме разделения (выделения), является одновременно и передаточным актом, по которому переходят права и обязанности этого АО к АО, создаваемому при слиянии (присоединении) (п. 8 ст. 19.1 Закона "Об Акционерных обществах").
Теперь рассмотрим вопрос изменения уставного капитала реорганизованного юридического лица. Акционерное общество вправе его уменьшить с целью выплаты акционерам денежных средств или передачи принадлежащих АО ценных бумаг. Еще совсем недавно такой возможности у АО не было. Но такое решение обязательно должно быть принято общим собранием большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, которые принимают участие в общем собрании. И, что важно, акционеры не могут совместно инициировать рассмотрение такого вопроса общим собранием акционеров, так как в повестку дня общего собрания этот вопрос может быть внесен только советом директоров (п. 3 ст. 29 Закона "Об Акционерных обществах").
Но соблюдаться должно обязательно одно требование: "Отношение величины, на которую уменьшается уставный капитал общества, к размеру уставного капитала общества до его уменьшения не может быть меньше отношения получаемых акционерами общества денежных средств и (или) совокупной стоимости приобретаемых акционерами общества эмиссионных ценных бумаг к размеру чистых активов общества. Стоимость эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих обществу, и размер чистых активов общества определяются по данным бухгалтерского учета общества на отчетную дату за последний квартал, предшествующий кварталу, в течение которого советом директоров (наблюдательным советом) общества принято решение о созыве общего собрания акционеров общества, повестка дня которого содержит вопрос об уменьшении уставного капитала общества".
Что касается стоимости эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих АО и передаваемых акционерам, и размера чистых активов, то они определяются по данным бухгалтерского учета АО. Происходит это на отчетную дату за последний квартал, которая предшествуют кварталу, в течение которого советом директоров принято было решение о созыве общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос об уменьшении уставного капитала общества (п. 3 ст. 29 Закона "Об Акционерных обществах"). Уменьшение же уставного капитала производится путем уменьшения номинальной стоимости акций. Должна быть определена величина, на которую уменьшается уставный капитал общества. Должны быть определены категории (типы) акций, номинальная стоимость которых уменьшается, и величина, на которую уменьшается номинальная стоимость каждой акции. Кроме этого должна быть определена номинальная стоимость акции каждой категории (типа) после ее уменьшения и сумма денежных средств, выплачиваемая акционерам общества, и (или) количество, вид, категория (тип) эмиссионных ценных бумаг, передаваемых акционерам общества при уменьшении номинальной стоимости каждой акции.
Однако решение общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала с передачей акционерам ценных бумаг не будет подлежать исполнению в случае, если при передаче акционерам ценных бумаг при уменьшении уставного капитала каждому акционеру не могут быть переданы ценные бумаги одинаковой категории (типа), выпущенные одним и тем же эмитентом. Не будет подлежать исполнению решение общего собрания и в случае, если количество передаваемых ценных бумаг не составит целое число и оно не будет пропорционально сумме, на которую уменьшается номинальная стоимость принадлежащих акционеру акций.
Изменения и дополнения в устав АО, связанные с уменьшением уставного капитала, подлежат государственной регистрации. Так вот, документы на регистрацию могут быть поданы в налоговый орган не ранее чем через 90 дней с момента принятия общим собранием решения об уменьшении уставного капитала
Документы для государственной регистрации изменений и дополнений в устав АО, связанные с уменьшением его уставного капитала в рассматриваемом случае, могут быть представлены в налоговый орган не ранее чем через 90 дней с момента принятия общим собранием решения об уменьшении уставного капитала (п. 3 ст. 29 Закона "Об Акционерных обществах").
Но есть ряд определенных случаев, когда АО нельзя уменьшить свой уставный капитал для выплаты акционерам денежных средств или ценных бумаг (п. 4 ст. 29 Закона "Об Акционерных обществах"). Это нельзя сделать до момента полной оплаты всего его уставного капитала, до момента выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены у акционеров (ст. 75 Закона "Об Акционерных обществах").
Это нельзя сделать и до момента полной выплаты объявленных, но невыплаченных дивидендов, в том числе невыплаченных накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям.
А также в случаях, если на день принятия такого решения АО отвечает признакам банкротства или если эти признаки появятся у АО в результате выплаты денежных средств или отчуждения эмиссионных ценных бумаг при уменьшении уставного капитала с этой целью. Кроме всего прочего, это нельзя сделать, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов АО меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций или станет меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций в результате выплаты денежных средств или отчуждения эмиссионных ценных бумаг при уменьшении уставного капитала с этой целью.
При этом, если на момент принятия АО решения об уменьшении уставного капитала, предусматривающего выплату денежных средств или передачу ценных бумаг, обстоятельства, названные в двух последних случаях, отсутствовали, а возникли они лишь на момент выплаты денег или передачи ценных бумаг, то АО также не может выплачивать денежные средства или передавать ценные бумаги (п. 5 ст. 29 Закона "Об Акционерных обществах"). А когда эти обстоятельства исчезнут, АО обязано будет выплатить акционерам общества денежные средства или передать им эмиссионные ценные бумаги (п. 5 ст. 29 Закона "Об Акционерных обществах").
"Горячая линия бухгалтера", N 7-8, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.