г. Ессентуки |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А22-2122/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.10.2013 по делу N А22-2122/2013,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс - Тур",
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением
транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, (судья Конторова Д.Г.),
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Тур" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2013 N 770/07-12/13 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением суда от 18 октября 2013 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Альянс - Тур" удовлетворено.
Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу от 23.08.2013 N 770/07-12/13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альянс - Тур" к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в сумме 20 000 рублей признано незаконным и отменено.
Решение мотивированно тем, что общество не является субъектом транспортной инфраструктуры, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым решением, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что общество является объектом транспортной инфраструктуры.
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс - Тур" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.10.2013 по делу N А22-2122/2013, следует отменить.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной проверки деятельности общества по соблюдению законодательства об обеспечении транспортной безопасности управлением вынесено предписание от 20.03.2013 со сроком исполнения до 20.06.2013 и представлении информации к 21.06.2013, в котором отмечено, что обществом не обеспечено проведение оценки уязвимости ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и эксплуатируемых ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении общества в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ТС в нарушение подпункта 5.7 пункта 5 Требований N 42 (л.д.21).
14.08.2013 управлением проведена внеплановая проверка и вынесено предписание со сроком исполнения до 16.09.2013 и представлением информации об исполнении до 15.11.2013 (л.д.15).
Протоколом об административном правонарушении от 14.08.2013 зафиксировано невыполнение предписания от 20.03.2013 с квалификацией бездействия общества по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.7-8).
Протокол составлен в присутствии представителя общества, в нем содержатся сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, копия вручена представителю, о чем имеется соответствующая роспись представителя общества.
Постановлением от 01.04.2013 N 03/2013 общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением штрафа в сумме 20 000 рублей (л.д.5-6).
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Управлением вменено обществу невыполнение в установленный срок предписания от 20.03.2013, так как обществом не обеспечено проведение оценки уязвимости ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и эксплуатируемых ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении общества в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ТС в нарушение подпункта 5.7 пункта 5 Требований N 42
Подпунктом 5.7 пункта 5 раздела 2 Требований N 42 обусловлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В статье 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 Закона N 16-ФЗ раскрываются понятия терминов: акт незаконного вмешательства (пункт 1), объекты транспортной инфраструктуры (пункт 5), оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 6), субъекты транспортной инфраструктуры (пункт 9), транспортные средства (пункт 11), транспортный комплекс (пункт 12).
Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
Из приведенных норм закона следует, что предмет обеспечения безопасности -транспортный комплекс, а также защита интересов личности, общества и государства именно в сфере транспортного комплекса.
Транспортный комплекс - это объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства (пункт 12 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
По Закону N 16-ФЗ транспортные средства должны входить в транспортный комплекс, в составе которого обязательно присутствуют объекты и субъекты транспортной инфраструктуры.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что общество неправомерно оценено управлением как субъект транспортной инфраструктуры, не учел следующего:
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - ФЗ-16), субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ФЗ-16, транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ-16, ОТИ - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ-16, транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ-16 обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Инспекторское предписание от 20.03.2013 N 000192 было выдано только в отношение транспортных средств (далее - ТС) общества которым присвоены категории, и они внесены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и ТС автомобильного транспорта.
Общество арендует по договору аренды от 15.06.2006 г. здание (нежилое помещение), находящееся по адресу: г. Элиста, ул. Горького 13 использующее для продажи билетов пассажирам по маршруту Элиста - Москва; по договору N 18 - 01 в с ГУП "Мосгортранс" пользуется услугами филиала 18-го автобусного парка ГУП "Мосгортранс", а именно: стоянкой ТС в автобусном парке; техническим обслуживанием и ремонтом ТС; мойкой ТС; профилактикой медицинских предрейсовых (послерейсовых) осмотров водителей Общества; по договору с ОАО "Калмавтовокзал" пользуется перронами для посадки и высадки пассажиров, местами отстоя ТС, а также осуществляется продажа билетов на ТС Общества по маршруту Элиста - Москва.
Общество является субъектом транспортной инфраструктуры, так как является обладателем и пользуется как ТС так и ОТИ, а также взаимодействует и соприкасается в своей деятельности с другими ОТИ и является неотъемлемой частью всего транспортного комплекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 12 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с участившимися актами незаконного вмешательства, а так же террористическими актами в Российской Федерации на уровне государства вышел ряд законов и подзаконных актов для защиты объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта от актов незаконного вмешательства, а так же террористических актов. Принимаемые меры по недопущению актов незаконного вмешательства, а так же террористических актов являются делом государственной важности.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах происходят террористические акты - создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции не учел, что 10.06.2012 общество получило уведомление от 08.06.2012 о том, что приказом Федерального дорожного агентства от 07.06.2012 N 140 "О присвоении категорий транспортным средствам" транспортным средствам ООО "Альянс-Тур" присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (том 1 л.д. 49-56). В своих объяснениях зам. руководителя общества сообщил о заключении договоров на оценку уязвимости транспортных средств (том 1л.д.47) и подтвердил отсутствие результатов
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы права, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.10.2013 по делу N А22-2122/2013.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.10.2013 по делу N А22-2122/2013 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Альянс - Тур" о признании незаконным и отменить постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу от 23.08.2013 N 770/07-12/13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альянс - Тур" к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в сумме 20 000 рублей - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2122/2013
Истец: ООО "Альянс-Тур"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО
Третье лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта