Франчайзинг. Часть первая: предварительные процедуры
О преимуществах деловых взаимоотношений, построенных на основе франчайзинга, известно давно. Заключив такой договор, одна сторона сможет значительно расширить свой бизнес, другая - вести деятельность под известной торговой маркой, тем самым сильно снижая риски, связанные с выходом на рынок. В первой роли выступают крупные корпорации с весьма солидными доходами. Во второй - более скромные компании, которые вполне могут применять УСН
Суть франчайзинга состоит в передаче права на использование товарного знака, секрета производства (ноу-хау) и коммерческого обозначения, обычно допустимого в пределах определенной территории. Прежде чем говорить о налоговом и бухгалтерском учете, разберемся с юридическими тонкостями.
Договор франчайзинга
В гражданском законодательстве РФ понятие договора франчайзинга, столь распространенное на Западе, отсутствует. По сути под ним подразумевается договор коммерческой концессии, регулируемый главой 54 ГК РФ. Поэтому мы будем ссылаться на статьи именно этой главы.
Итак, согласно договору франчайзинга одна сторона (правообладатель) за вознаграждение разрешает другой (пользователю) использовать в предпринимательской деятельности комплекс своих исключительных прав (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). На практике правообладателя называют франчайзером, пользователя - франчайзи. Ими могут стать только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).
Согласно статье 1028 ГК РФ данный договор заключается только в письменной форме. Регистрация осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. До 1 января 2008 года ею занимался тот же налоговый орган, что регистрировал франчайзера, а в Роспатент документы отправляли только при передаче прав, охраняемых в соответствии с патентным законодательством. Пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ внесены изменения в пункт 2 статьи 1028 ГК РФ, и теперь отсутствие регистрации в уполномоченном федеральном органе по интеллектуальной собственности влечет ничтожность любого договора коммерческой концессии.
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ изменения, внесенные в пункт 2 статьи 1028, вступили в силу 1 января 2008 года.
Договорные условия
Предметом рассматриваемого договора является комплекс исключительных прав прежде всего на товарный знак и знак обслуживания, которые предлагается использовать в строго определенном объеме. Помимо указанного может передаваться право на охраняемую коммерческую информацию, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) и т.д. Обращаем особое внимание: по договору разрешается лишь использовать исключительные права, принадлежащие франчайзеру. Уступки (окончательной передачи) не происходит.
В основном права предоставляются на конкретный срок. Однако согласно действующему законодательству срок в договоре можно не указывать. В этом случае любая сторона вправе расторгнуть договор, уведомив другую за шесть месяцев, если договором не установлен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).
Еще одно существенное условие - цена. Вознаграждение выглядит как разовая (фиксированная) сумма или периодические платежи, отчисления от выручки, наценка на оптовую стоимость товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи, либо что-то иное, предусмотренное договором (ст. 1030 ГК РФ). Встречается и комбинированная форма. Например, определенную сумму франчайзи вносит при заключении договора, а в дальнейшем будет перечислять периодические платежи.
Среди исключительных прав, предоставляемых по договору, могут оказаться права, охраняемые согласно патентному законодательству (например, патент на изобретение). Франчайзер вправе обозначить территорию, на которой его контрагент будет вести предпринимательскую деятельность. Но такие условия уже не относятся к существенным (обязательным) и потому присутствуют не во всяком договоре.
На заметку. Табу на манипуляции с фирменным наименованием
До 1 января 2008 года по договору франчайзинга среди прочих могли передаваться права на использование фирменного наименования. Однако с 1 января вступила в действие часть четвертая ГК РФ, и теперь согласно пункту 2 статьи 1474 ГК РФ запрещено распоряжаться исключительным правом на фирменное наименование - нельзя ни отчуждать, ни позволять другому им пользоваться. Таким образом, теперь франчайзер не может передавать право работать под его фирменным наименованием.
В статье 1033 ГК РФ перечислены ограничения на права сторон. Допускается, чтобы в договоре франчайзинга было прописано:
- франчайзер не предоставляет другим лицам такой же комплекс исключительных прав и воздерживается от деятельности, связанной с договором, на территории, закрепленной по нему за франчайзи;
- франчайзи не конкурирует с партнером в деятельности, имеющей отношение к договору, на территории, где распространяется его действие;
- франчайзи не получает аналогичные права у конкурентов партнера;
- франчайзи согласует место расположения помещений, предназначенных для деятельности по договору франчайзинга, а также их внешнее и внутреннее оформление.
Обращаем внимание: если, учитывая состояние конкретного сектора рынка и экономическое положение сторон, приведенные условия противоречат антимонопольному законодательству, их могут признать недействительными по требованию антимонопольного органа или другого заинтересованного лица.
Франчайзер не вправе диктовать контрагенту продажную цену товара (работы, услуги) либо задавать ее интервал. Если в договоре есть такие условия, они признаются ничтожными. Нельзя указывать и то, с кем должен сотрудничать франчайзи.
Обязанности сторон
Согласно статье 1031 ГК РФ франчайзер обязан:
- предоставить техническую и коммерческую документацию;
- обеспечить другой информацией, необходимой для осуществления переданных прав;
- инструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с договором.
Кроме того, если в договоре не предусмотрено иное, он:
- отвечает за государственную регистрацию договора;
- оказывает партнеру постоянное техническое и консультативное содействие, включая помощь в обучении и повышении квалификации его работников;
- контролирует качество товаров (продукции, работ, услуг), продаваемых (производимых, выполняемых, предлагаемых) на основании договора.
Обязанности франчайзи указаны в статье 1032 ГК РФ. Главное, он должен помнить, что полученная от франчайзера информация является конфиденциальной. Совет: впишите в договор, какие именно сведения составляют коммерческую тайну. Тогда одна сторона будет точно знать, какие именно сведения не следует разглашать, а другой проще будет доказать, что ее интересы нарушены.
Одна из задач франчайзи - обеспечить необходимое качество выпускаемой продукции и уровень обслуживания, поэтому придется неукоснительно следовать полученным инструкциям.
Известные на рынке компании особо щепетильны в вопросах своего имиджа. Как отмечено в предыдущем разделе, закон разрешает франчайзеру выдвигать требования, касающиеся оформления коммерческого помещения партнера, и их нельзя проигнорировать.
Общаясь с покупателями (заказчиками), необходимо оказывать им все услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера. А чтобы никого не вводить в заблуждение, статья 1032 ГК РФ предписывает доходчиво осведомлять потребителей об использовании чужого коммерческого обозначения, товарного знака или другого средства индивидуализации по договору с владельцем.
Покупка прав на использование чужой торговой марки
Прежде чем начать работать по договору, придется выкупить право на использование определенного комплекса исключительных прав, принадлежащих франчайзеру. Уже на данном этапе компании-франчайзи, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, как правило, сомневаются в возможности признать понесенные затраты из-за отсутствия доходов. И зря - возможные сложности с учетом некоторых видов затрат обусловлены скорее скупостью законодателей, включивших в перечень пункта 1 статьи 346.16 НК РФ всего 39 видов расходов. Однако не будем забегать вперед. И для начала вспомним общие правила учета расходов при упрощенной системе.
Причины, по которым наличие или отсутствие выручки не влияет на возможность учета понесенных затрат, описаны на с. 36.
Во-первых, расходы должны отвечать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть быть экономически обоснованными, производиться для деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Во-вторых, согласно пункту 2 статьи 346.17 НК РФ налоговую базу по налогу при УСН уменьшают только оплаченные затраты и некоторые из них лишь после выполнения дополнительных условий.
В-третьих, как сказано выше, "упрощенцы" вправе списывать расходы строго по списку, приведенному в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Расходы на регистрацию договора
Принято, что регистрацией договора (в федеральном органе по интеллектуальной собственности) занимается франчайзер. Однако по соглашению сторон подобную обязанность можно возложить на франчайзи, и тогда соответствующие затраты будет нести он.
Госпошлина за регистрацию договора составляет 1000 руб. (подп. 5 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Кстати, если позже в него будут внесены изменения, их тоже придется регистрировать, уплатив 200 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Обе суммы можно учесть в налоговой базе при УСН согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 13 НК РФ госпошлины отнесены к федеральным налогам и сборам.
При передаче исключительных прав, охраняемых в соответствии с патентным законодательством, дополнительно взимаются патентные пошлины. Их размер установлен постановлением Правительства РФ от 12.08.93 N 793. Они уже не являются налогами и сборами, значит, списать их на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нельзя. В подпункте 2.2 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны расходы на патентование и (или) правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, но под этими операциями подразумеваются оформление и продление патента. Увы, этот пункт нам также не подходит. Таким образом, патентные пошлины налоговую базу по налогу при УСН не уменьшат.
Стоимость франшизы
Право на создание организации для работы под чьей-то торговой маркой называется франшизой. Другими словами, франшиза - это полная бизнес-система, передаваемая ее создателем (собственником) своему партнеру.
Согласно пункту 1 статьи 1027 ГК РФ договор франчайзинга является возмездным, то есть за пользование комплексом исключительных прав необходимо заплатить. Мы уже говорили о видах вознаграждения, установленных в статье 1030 ГК РФ. Сейчас речь идет о первоначальной единовременной сумме, предназначенной франчайзеру за право пользования его торговой маркой, - она именуется паушальным взносом. По взаимному согласию он может производиться в рассрочку. Размер паушального взноса зависит от популярности торговой марки и доходности покупаемого вида деятельности. Заметим, что если договором предусмотрены периодические отчисления в процессе деятельности франчайзи (роялти), то паушальный взнос относительно невелик. Иногда он вообще не требуется - цена установлена полностью в виде роялти.
Об учете роялти мы расскажем в следующем номере.
Сумма паушального взноса, как правило, колеблется от 5000 до 50 000 у.е. Естественно, возникает вопрос: можно ли учесть эту сумму в расходах? В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ "упрощенцы" вправе учесть стоимость прав на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау), приобретенных по лицензионному договору. С одной стороны, к договору коммерческой концессии, если это не противоречит его существу, применяются правила о лицензионном договоре, установленные разделом VII ГК РФ (п. 4 ст. 1027 ГК РФ). С другой - среди объектов, перечисленных в упомянутом выше подпункте 2.1, отсутствуют средства индивидуализации, к которым как раз и относятся товарный знак и знак обслуживания. Поэтому подпункт 2.1 здесь не подходит.
Обратимся к подпункту 32 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, согласно которому "упрощенцы" вправе уменьшить налоговую базу на периодические (текущие) платежи за пользование результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Вид договора здесь не указан, следовательно, допускается учитывать платежи по всем видам договоров. Паушальный взнос перечисляется за использование коммерческого обозначения, производственных секретов (ноу-хау), товарного знака и знака обслуживания, которые как раз относятся к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Но он не считается периодическим платежом. Так что, увы, вознаграждение, выплачиваемое франчайзеру в виде единовременной фиксированной суммы, расходом при УСН не признается.
Пример 1
ООО "Аниэль", применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, 18 марта 2008 года заключило договор франчайзинга с крупной компанией. По его условиям паушальный взнос составляет 520 000 руб., при этом 300 000 руб. нужно перечислить в течение 10 рабочих дней после подписания договора, а 220 000 руб. - до 18 апреля. Кроме того, организация должна зарегистрировать договор в установленном порядке.
Таблица. Фрагмент Книги учета доходов и расходов ООО "Аниэль" за I и
II кварталы 2008 года
N п/п |
Дата и номер первичного документа |
Содержание операции | Доходы, учитываемые при исчислении налоговой ба- зы |
Расходы, учитываемые при исчислении налого- вой базы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
... | ... | ... | ... | |
63 | Платежное поручение N 42 от 21.03.2008 |
Уплачена госпошли- на за регистрацию договора франчай- зинга |
- | 1000 |
... | ... | ... | ... |
21 марта была уплачена госпошлина за регистрацию договора (1000 руб.), 24 марта - первая часть паушального взноса (300 000 руб.), а 11 апреля - вторая (220 000 руб.).
Покажем налоговый учет расходов ООО "Аниэль" (см. таблицу).
Госпошлину, равную 1000 руб., можно учесть в расходах 21 марта согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, а паушальный взнос нельзя, потому как подобный вид затрат не упомянут в перечне пункта 1 указанной статьи.
Очевидно, для компании, применяющей упрощенную систему, целесообразнее искать коммерческие предложения о покупке франшизы на условиях уплаты роялти. Если таковых не окажется, можно добиться компромисса, изменив положения договора франчайзинга таким образом, чтобы стоимость франшизы погашалась исключительно (или большей частью) за счет уплаты роялти. Причем нужно понимать, что в зависимости от интересов франчайзера, который в последнем случае рассчитывает на определенный по весомости размер начального взноса, в сумму роялти за первый месяц (или I квартал) работы практически целиком войдет паушальный платеж, изначально заявленный в коммерческом предложении. Договорившись о подобной форме расчетов, "упрощенец" сможет без потерь списывать стоимость франшизы на основании подпункта 32 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Есть и другая возможность: воспользоваться упомянутым ранее подпунктом 2.1. Объясним подробнее. В состав договора франчайзинга включается лицензионное соглашение (в данном случае - неисключительная лицензия) на использование секретов производства (ноу-хау), принадлежащих франчайзеру. Согласно статье 1465 ГК РФ это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые способны приносить экономическую выгоду и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Итак, если франчайзер собирается передать свои ноу-хау компании-франчайзи, в лицензионном договоре нужно указать цену, приблизительно соответствующую паушальному взносу за право работы под его торговой маркой. Тем самым у франчайзи, применяющего УСН, появится возможность списать данную сумму на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (в качестве платы за приобретение прав на использование секретов производства по неисключительной лицензии). Что проще - судите сами.
Об учете расходов по лицензионному договору рассказано в статье "Новое в учете затрат на приобретение интеллектуальной собственности" // Упрощенка, 2008, N 3.
Открытие франшизы
Итак, договор франчайзинга заключили, право пользования торговой маркой выкупили. Но приступать к работе по-прежнему рано. Нужно выполнить ряд подготовительных работ: приобрести или арендовать рабочее помещение, оформить его, закупить оборудование, нанять и обучить персонал и т.д. В этот период деятельность также не ведется, соответственно доходов нет. Тем не менее повторим: на наш взгляд, все оплаченные расходы, накопленные на подготовительном этапе, при выполнении прочих требований могут быть учтены в налоговой базе.
Вопрос учета затрат до начала предпринимательской деятельности также разбирается в статье "Если расходы без доходов?" // Упрощенка, 2007, N 5
Расходы на приобретение, аренду и ремонт основных средств
Франчайзер, как мы знаем, вправе выставить условия, согласно которым коммерческие помещения партнера снаружи и внутри выглядели определенным образом. А это наверняка повлечет дополнительные покупки или ремонт оборудования.
Стоимость приобретенных основных средств можно включить в расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Кстати, если модернизировать или реконструировать имеющееся оборудование, затраты уменьшат налоговую базу на том же основании. Напомним, что к основным средствам относится амортизируемое имущество, то есть объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
При франчайзинге указанные расходы списывают в общем порядке. О нем мы не раз рассказывали и сейчас коснемся лишь некоторых моментов.
Оплаченная стоимость основных средств (их модернизация и реконструкция) отражается равными долями на последнее число каждого квартала, оставшегося до конца налогового периода после ввода объектов в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию, если таковая требуется (п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
См., например, статьи "Основные средства: ремонт, реконструкция или модернизация?" и "Учет основных средств в 2008 году: что изменилось" // Упрощенка, 2007, N 6 и 2008, N 2.
При покупке дорогостоящего имущества (например, здания) помните, что если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов налогоплательщика, определяемая по правилам бухгалтерского учета, превысит 100 млн. руб., упрощенный режим станет невозможен. Придется перейти на общую систему налогообложения с начала квартала, в котором нарушен указанный лимит (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Если первоначальная стоимость объектов не превышает 20 000 руб. или срок их полезного использования составляет до 12 месяцев включительно, они являются неамортизируемым имуществом. А затраты на их приобретение можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Указанные расходы можно учесть сразу после оплаты и ввода объектов в эксплуатацию.
Если имущество не приобретать в собственность, а арендовать или взять в лизинг, платежи учитываются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Условия - обычные.
Подробнее читайте в статьях "Внимательнее с лизингом!" и "Все о договоре аренды" // Упрощенка, 2006, N 12 и 2008, N 1.
Как и другие "упрощенцы", выбравшие объектом налогообложения доходы минус расходы, франчайзи вправе учесть стоимость ремонта основных средств (в том числе арендованных) согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Будьте внимательны: затраты на капитальный ремонт арендованного помещения признаются, только если по договору аренды такой ремонт - забота арендатора. Дело в том, что по общему правилу обязанность делать капитальный ремонт имущества лежит на арендодателе (п. 1 ст. 616 ГК РФ) и, если иное не предусмотрено в договоре, арендатору будет трудно доказать экономическую целесообразность произведенных затрат.
Расходы на обучение персонала
Франчайзер обязан обучить работников франчайзи своим технологиям. Стоимость такого обучения обычно включается в паушальный взнос и отражается в расходах в его составе согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Хотя бывает и так, что в договоре ее указывают отдельно и перечисляют независимо от стоимости франшизы. Появится ли она в налоговом учете?
В подпункте 33 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ обозначены расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате. Порядок учета предусмотрен в пункте 3 статьи 264 НК РФ: услуги должны быть получены по договору либо с российским образовательным учреждением, получившим государственную аккредитацию, либо с иностранным учреждением соответствующего статуса. Вряд ли франчайзер будет иметь аккредитацию, поэтому затраты на обучение, которое он проведет самостоятельно, учесть не удастся. Но если франчайзер привлечет для этого обучающий центр, то при наличии у того лицензии на образовательную деятельность франчайзи сможет учесть плату за обучение в соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Для этого нужно иметь в наличии следующие документы:
Об учете затрат на обучение читайте в статье "Расходы на обучение работников" // Упрощенка, 2006, N 2.
- договор, по которому образовательное учреждение обязуется провести семинар на определенную тему;
- акт об оказанных услугах и счет-фактуру (для включения в расходы НДС) с теми же формулировками, что и в договоре на обучение;
- нотариально заверенную копию лицензии образовательного учреждения;
- нотариально заверенную копию свидетельства (сертификата) о повышении квалификации, выданного слушателям семинара.
В плане налогообложения такая схема обучения сотрудников выгодна. Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ компенсационные выплаты, возмещающие расходы на повышение профессионального уровня работников, НДФЛ не облагаются. Поэтому удерживать этот налог со стоимости обучения своего персонала франчайзи не нужно.
Посмотрим, как обстоят дела со страховыми взносами. Налоговые базы по пенсионным взносам и ЕСН совпадают (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). В базе по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения в пользу работников независимо от формы. К ним относится и стоимость учебы в интересах работника (п. 1 ст. 237 НК РФ). Однако в рассматриваемом случае инициатива исходит от работодателя, поэтому ЕСН не начисляется (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Значит, пенсионные взносы тоже. По той же причине плата за учебный семинар не облагается взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев (п. 10 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765).
Учет кредитных средств
Как видим, открытие франшизы требует немалых затрат. И если своих денег недостаточно, выручить могут заемные средства. В настоящее время банки часто выдают кредиты франчайзи под начальные инвестиции. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ, на которую есть ссылка в статье 346.15 НК РФ, при "упрощенке" сумма полученного кредита не увеличивает доход. А так как в перечне пункта 1 статьи 346.16 НК РФ средства, возвращенные по кредитному договору, отсутствуют, они не считаются расходами. А вот суммы, уплаченные по процентам за пользование кредитом, в этом перечне есть (подп. 9), и их можно учесть в порядке, указанном в статье 269 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Заметим, что такие расходы являются нормируемыми.
Подробнее об учете процентов читайте в статьях "Договор займа: "учетные" вопросы" и "Берем кредит в банке" // Упрощенка, 2006, N 4 и 2007, N 9.
Пример 2
ООО "Герсилия", применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, 26 марта 2008 года заключило договор на покупку франшизы. Чтобы начать деятельность, организация должна выполнить ряд подготовительных работ, предполагающих немалые затраты. Так как собственных денежных средств оказалось недостаточно, 7 апреля она получила банковский кредит на 800 000 руб. под 18% годовых. Других долговых обязательств в II квартале не было.
По условиям лицензионного договора, являющегося частью договора франчайзинга, франчайзер передал в пользование обществу два ноу-хау за 500 000 руб., которые оно перечислило 11 апреля. В эту же сумму включена стоимость обучения работников ООО "Герсилия". Более того, за пользование своим торговым знаком с шестого месяца работы общество будет перечислять франчайзеру роялти в сумме 5% от выручки.
Согласно договору франчайзинга 14 апреля был приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию новый компьютер. Его цена составила 39 000 руб. Следуя требованиям франчайзера, организация произвела текущий ремонт в арендованном офисе. Акт выполненных работ подписан 25 апреля.
В тот же день оплачен ремонт, стоимость которого равна 240 000 руб. 7 мая погашены проценты за 30 дней пользования кредитом на сумму 14 426 руб. (800 000 руб. х 22% : 366 дн. х 30 дн.).
Отразим данные операции в налоговом учете ООО "Герсилия".
При "упрощенке" не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ). Среди них денежные средства, полученные по договору кредита (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому 800 000 руб. не увеличат налоговую базу организации.
Плата за приобретение прав на ноу-хау в размере 500 000 руб. учитывается в расходах согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в день перечисления. В данном случае это 11 апреля (учет сумм роялти - предмет будущего разговора).
Затраты на приобретение основных средств положено списывать равными долями в последний день кварталов, оставшихся до конца налогового периода после оплаты и ввода в эксплуатацию. Условия по принятию к учету компьютера выполнены в II квартале 2008 года. Значит, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря нужно показать в расходах по 13 000 руб. (39 000 руб. : 3 квартала).
240 000 руб., уплаченные за текущий ремонт арендованного помещения, общество сможет учесть в расходах 25 апреля 2008 года на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Проценты за пользование кредитом относятся к нормируемым расходам. Других кредитов на сопоставимых условиях у организации не было, поэтому учесть в расходах можно только сумму процентов, не больше рассчитанной исходя из 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Предельная сумма процентов равна 7 393 руб. (800 000 руб. х 10,25% х 1,1 : 366 дн. х 30 дн.). Именно ее можно учесть в расходах. Сделать это нужно в день уплаты процентов банку, то есть 7 мая. Оставшуюся часть уплаченных процентов - 7033 руб. (14 426 руб. - 7393 руб.), к сожалению, в налоговую базу включить не получится.
Согласно Указанию ЦБ РФ от 01.02.2008 N 1975-У с 4 февраля 2008 года ставка рефинансирования равна 10,25%.
Как оказалось, расходов, которые несет франчайзи даже на этапе открытия франшизы, достаточно. И их объем по мере работы под чужой торговой маркой будет только расти. Затраты на закупку сырья, материалов, товаров (причем некоторые из них нужно приобретать у поставщиков, рекомендованных франчайзером), уплату роялти, оплату стоимости периодического обучения персонала, а также на иные расходы, типичные для любого бизнеса (на оплату труда, аренды, связи, коммунальных платежей и т.п.). Об их учете мы поговорим в следующем номере. А пока отметим: из-за большого объема расходов компаниям-франчайзи выгоднее применять упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы.
Н.А. Теплова,
эксперт журнала "Упрощенка"
"Упрощенка", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.