Камеральные налоговые проверки
С 2007 года законодателем определены всего лишь два вида налоговых проверок: выездные и камеральные (п. 1 ст. 87 НК РФ). Тема этой статьи - камеральные проверки.
Место и продолжительность проведения
Налоговый кодекс не дает понятия "камеральная проверка". В нем лишь указывается, что в процессе ее осуществления проверяется налоговая отчетность налогоплательщика. А именно: налоговая декларация (налоговые расчеты, расчеты авансовых платежей - далее налоговая декларация) и документы, представленные с ней (ними), служащие основанием для исчисления и уплаты налога. В ходе проверки упомянутые документы сопоставляются налоговиками с иной имеющейся у них информацией о деятельности налогоплательщика. При этом проводится она по местонахождению налогового органа в соответствии со специальными правилами, установленными НК РФ (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Напомним, что налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, плательщиком которого он является, в налоговый орган по месту своего учета по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Налогоплательщики, применяющие специальные режимы (ЕСХН, "упрощенку", ЕНВД), не заполняют декларации по тем налогам, от обязанности по уплате которых они освобождены.
При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик, у которого не возникает объектов обложения по налогам, подлежащим уплате, представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию (форма утверждена приказом Минфина России от 10.07.07 N 62н).
Проведение камеральной налоговой проверки при отсутствии документов, представленных налогоплательщиком в налоговую инспекцию, невозможно. К такому выводу пришли арбитры ФАС Волго-Вятского округа. Довод налоговиков о возможности осуществления налогового контроля в форме камеральной проверки вне зависимости от того, была ли представлена отчетность, они признали не соответствующим законодательству (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.07 N А43-1471/2007-30-27).
Проводят камеральную проверку уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Для ее осуществления не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа, как в случае с выездной налоговой проверкой. Срок же ее проведения - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки (ст. 88 НК РФ).
Исходя из этого началом камеральной проверки можно считать факт представления отчетности в инспекцию ФНС России.
Пример 1
Налогоплательщиком 29 апреля 2008 года представлена в налоговый орган декларация по налогу на имущество организаций за первый квартал текущего года.
Дата ее подачи - 29 апреля - является днем начала камеральной проверки. С этого дня начинает отсчитываться трехмесячный срок. Последним же днем камеральной проверки будет 28 июля 2008 года.
Минфин России в письме от 13.04.07 N 03-0207/2-69 уточнил, что исчисление срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня, когда выполнены одновременно два условия: в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из прилагаемых к ней документов, предусмотренных НК РФ.
С этим мнением соглашаются и арбитражные суды (постановление ФАС Московского округа от 10.01.02 N КА-А41/7839-01).
Пример 2
Уточним условие примера 1: организация при исчислении суммы налога воспользовалась предоставленной льготой. Документы, подтверждающие возможность ее применения, были представлены в налоговую инспекцию 6 мая.
Поскольку документы, подтверждающие возможность использования льготы по налогу на имущество, были представлены 6 мая, то именно эта дата признается днем начала камеральной проверки. Закончить эту проверку налоговики должны не позднее 5 августа 2008 года.
О начале камеральной проверки налогоплательщик не информируется.
Отметим, что Президиум ВАС России рекомендовал арбитражным судам при применении нормы абзаца 2 статьи 88 НК РФ (в нынешней редакции пункт 2 этой статьи) исходить из того, что установленный ею срок (три месяца) не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию (п. 9 информационного письма от 17.03.03 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Все вышесказанное в совокупности позволяет отнести камеральные налоговые проверки к наиболее часто встречающемуся их виду, периодичность проведения которых определяется законодательно установленными сроками представления отчетности по налогам, сборам и страховым взносам.
Порядок проведения
Налоговым ведомством в свое время были разработаны методические рекомендации по проведению камеральных проверок налоговых деклараций по различным налогам. Соответствующими приказами они доводились до нижестоящих налоговых органов, которым вменялось в обязанность использовать их в практической работе. В настоящее время по большинству налогов такие методические рекомендации идут под грифом "Для служебного пользования". Лишь Методические рекомендации по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (утв. приказом МНС России от 28.08.03 N БГ-3-03/478) остаются пока открытым документом, в том числе и для налогоплательщиков. Обратясь к этому документу, можно понять общие требования, которые должны выполнить проверяющие при осуществлении камеральной проверки.
Начинается камеральная налоговая проверка с уточнения факта и даты представления отчетности.
Как было сказано выше, налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета по установленным формам на бумажных носителях или в электронном виде. С 1 января 2008 года требование по представлению декларации в электронном виде распространяется на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за прошлый календарный год превышает 100 человек, а также на вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Налоговую декларацию можно:
- представить лично или через его представителя;
- направить в виде почтового отправления с описью вложения;
- передать по телекоммуникационным каналам связи.
Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на бумажных носителях от налогоплательщиков или их представителей производится сотрудниками налогового органа. Направленные же по почте отчетные документы после регистрации в качестве входящей корреспонденции передаются в соответствующий отдел для дальнейшей обработки.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается:
- дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях;
- дата отправки заказного письма с описью вложения;
- дата отправки их по телекоммуникационным каналам связи.
На титульном листе налоговой декларации проставляется дата ее представления в налоговый орган.
При представлении отчетной документации налогоплательщиком лично или через представителя все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие всех необходимых реквизитов сотрудником налогового органа. Если в представляемых налоговых декларациях:
- отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, не указан период, за который представлена декларация);
- нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение;
- встречаются исправления, не оговоренные подписью налогоплательщика или его представителя, - то работник налоговой инспекции должен указать на них и порекомендовать налогоплательщику внести уточнения. При этом он не вправе отказать в принятии документов. На остающихся у налогоплательщика копиях проставляется отметка о принятии декларации и дата ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде (п. 4 ст. 80 НК РФ).
При представлении отчетных документов в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности могут не представляться.
Напомним также, что при непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ. За представление декларации после установленного срока с налогоплательщика вправе взыскать штраф в размере:
- 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. - при представлении декларации не позднее 180 дней после установленного срока (п. 1 ст. 119 НК РФ);
- 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня - при представлении декларации через 181 день после установленного срока и позднее (п. 2 ст. 119 НК РФ).
Кроме того, за просрочку представления декларации на должностных лиц организации может налагаться административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ). Непредставление налоговой декларации налогоплательщиком может привести и к приостановлению операций по его счетам в банке. Принимать такое решение вправе руководитель налогового органа или его заместитель в случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока или же отказался от ее представления вовсе. Решение о приостановлении операций по счетам направляется в банк. Одновременно налоговый орган уведомляет о совершенном действии и налогоплательщика.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в упомянутом решении.
При представлении налоговой декларации приостановление операций по счетам отменяется новым решением, которое должно быть принято не позднее одного операционного дня, следующего за днем поступления декларации (подп. 5 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 76 НК РФ).
После уточнения даты представления налоговой декларации начинается ее непосредственная проверка. Вначале проверяется правильность заполнения декларации в соответствии с утвержденным распорядительным документом (порядком, инструкцией, рекомендациями и т.д.) по ее заполнению.
Следующий же шаг - проверка арифметического подсчета итоговых сумм налога. При этом проверяется правильность:
- исчисления налоговой базы;
- арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
- правильность примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
Если по налогу предусмотрены налоговые вычеты, то проверяется их обоснованность.
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится:
- анализ логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для ее исчисления;
- сопоставление отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
- взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным налогам;
- сопоставление данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с имеющимися в инспекции ФНС России данными о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученными из других источников.
Так, при использовании метода начисления при исчислении налога на прибыль величина доходов может коррелироваться с суммой выручки, отраженной в отчете о прибылях и убытках (форме N 2).
Как было сказано выше, налоговым ведомством разработаны методические рекомендации по проведению камеральных проверок налоговых деклараций по различным налогам. В них обычно и указываются коррелируемые параметры различных деклараций.
Если камеральной проверкой выявляются ошибки в расчетах или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо приведенные налогоплательщиком данные не коррелируются с теми, которые имеются у налогового органа (отчетность за предыдущие периоды, результаты налоговых проверок и др.), то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. На выполнение предлагаемых действий налогоплательщику дается пять рабочих дней.
Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации, то налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Составления акта по результатам камеральной проверки НК РФ не предусмотрено. Поэтому порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или нет.
Если ошибок или противоречий при заполнении налоговой декларации не обнаружено, то сотрудник налогового органа, проводящий камеральную проверку, на декларации указывает дату ее осуществления. При этом информация о завершении проверки налогоплательщику не поступает.
Как было сказано выше, если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации, то налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Непредоставление такой возможности налогоплательщику позволяет арбитражным судам признать недействительность решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.03 N А57-1246/03-7).
При невнесении исправлений в представленную декларацию налоговый орган собирает доказательства совершения налогового правонарушения. Для этого фискалы могут потребовать от налогоплательщика предоставления дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ст. 31, 88, 93 НК РФ). Интересуются они обычно бухгалтерскими регистрами (журналами-ордерами, ведомостями, главной книгой и др.), счетами-фактурами, заключенными договорами и т.д.
Налогоплательщик, давая пояснения по камеральной проверке, вправе представить в налоговый орган выписки из регистров налогового (бухгалтерского) учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
При направлении ему требования о представлении документов он обязан представить их в виде заверенных должным образом копий в пятидневный срок. Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок признается налоговым правонарушением, за которое взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). И арбитражные суды при указании в требовании о предоставлении сведений перечня конкретно запрашиваемых документов поддерживают налоговиков при взыскании штрафных санкций (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.04 N А82-4523/2004-А15, ФАС Уральского округа от 07.09.04 N Ф09-3665/04-АК).
До 2007 года, когда в статье 88 НК РФ не были прописаны четко случаи правомерности истребования налоговиками дополнительных сведений и документации, касающихся представленной налоговой декларации, некоторые арбитражные суды ограничивали их "аппетит" в части представления таких документов. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.03 N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1 указывается, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. Им могут быть истребованы только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.
Во многих случаях арбитражные суды поддерживали требования налоговых органов по представлению всех запрошенных ими документов независимо от их числа и взаимосвязи с обнаруженными ошибками (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.08.03 N А78-763/03-С2-2/248-Ф02-2566/ 03-С1, от 05.11.03 N А33-3965/03-С3-Ф02-3779/03-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 20.10.04 N А29-1094/2004а).
В конце концов законодатель внес ясность. С начала 2007 года налоговики при проведении камеральной проверки вправе истребовать в установленном порядке:
у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, - документы, подтверждающие их право на эти налоговые льготы;
у плательщиков НДС по декларации, в которой заявлено право на возмещение налога, - документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов;
у плательщиков налогов, связанных с использованием природных ресурсов, - иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).
Статьей 93.1 НК РФ должностному лицу налогового органа предоставлено право в случае проведения налоговой проверки (в том числе и камеральной) истребовать документы (информацию) у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Предусмотренное указанной статьей истребование налоговым органом документов является одним из мероприятий налогового контроля.
Налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку, в этом случае направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Приказом ФНС России от 25.12.06 N САЭ-3-06/892, изданным в соответствии с пунктом 7 статьи 93.1 НК РФ, утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением. В связи с этим на партнера по бизнесу могут налагаться штрафные санкции в размере 1000 руб. При повторном же непредставлении сведений в течение календарного года штрафные санкции возрастают до 5000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Однако ни статья 93.1 НК РФ, ни упомянутый порядок не содержат конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также документов о сделках.
Ранее арбитражные суды поддерживали предложения налоговиков, если истребуемые документы имели прямое отношение к деятельности лица, в отношении которого проводится камеральная проверка (постановление ФАС Поволжского округа от 10.08.04 N А55-16605/03-41).
Неясности и неконкретности требований налоговой инспекции в представлении документов позволяют арбитражным судам отменять штрафные санкции (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.03 N А-33-4927/03-С3н-Ф02-2680/03-С1).
Если же при камеральной проверке не выявлено противоречий, то оснований для истребования первичных документов не имеется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.04 N А66-9798-03В).
Помимо НК РФ ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена и статьей 15.6 КоАП РФ. Согласно этой статье, за упомянутые деяния на должностных лиц организации может налагаться штраф в размере от 300 до 500 руб., а на индивидуального предпринимателя - от 100 до 300 руб. Такие же санкции налагаются как за отказ от представления упомянутых документов и сведений, так и за их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Может налоговый орган обратиться и в банк с мотивированным запросом о предоставлении информации по счетам проверяемого налогоплательщика, об остатках денежных средств на них, а также осуществляемым операциям. Кредитная организация обязана выдать такую справку в течение пяти рабочих дней после получения данного запроса (ст. 86 НК РФ). В противном случае к банку могут быть применены штрафные санкции в размере 10 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ).
При обнаружении в ходе камеральной проверки нарушений, за которые предусмотрена налоговая ответственность, налоговики должны оформить акт камеральной проверки. При его оформлении используется порядок, установленный статьей 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Должностные лица налогового органа, проводящие указанную проверку, такой акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки по установленной форме.
Пример 3
Используем условия примера 2.
Последним днем камеральной проверки было 5 августа 2008 года. Исходя из этого, проверяющие должны оформить акт налоговой проверки не позднее 19 августа.
Перечень реквизитов акта налоговой проверки установлен пунктом 3 статьи 100 НК РФ. И он обязателен для налоговиков. Однако несоблюдение реквизитов акта не отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Поэтому представление несоблюдения реквизитов акта в качестве главного аргумента при обжаловании решения о привлечении к налоговой ответственности, вынесенного на основе такого акта, не является безусловным основанием для его отмены (п. 14 ст. 101 НК РФ) (форма акта камеральной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 25.12.06 N САЭ-3-06/892).
Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта, этот факт отражается в акте налоговой проверки. После этого данный акт направляется по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае же направления этого акта по почте датой его вручения считается шестой рабочий день, если считать с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение 15 рабочих дней со дня его получения представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом не возбраняется представление с письменными возражениями и документов (их заверенных копий), подтверждающих их обоснованность (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Этот срок не является пресекательным, но он напрямую влияет на конечную дату принятия решения по результатам рассмотрения проверки. Время на принятие решения - 10 рабочих дней после истечения упомянутых 15 дней, в течение которых налогоплательщик имеет право представить возражения по акту (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Пример 4
Уточним условия примера 3: в последний день, отведенный для оформления акта налоговой проверки - 19 августа, руководитель организации был приглашен для его вручения, однако он не явился. На следующий день акт был направлен по почте.
При направлении акта налоговой проверки по почте датой его вручения признается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма. Таковым в нашем случае будет 27 августа.
До 17 сентября организация может представить возражения по данному акту, поскольку именно этот день будет 15-м рабочим после вручения акта проверки.
Исходя из этого, руководитель налоговой инспекции должен вынести решение по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки не позднее 1 октября 2008 года, так как отсчет 10 рабочих дней, отводимых для его принятия, начинается 18 сентября.
Принятие решения
Если письменные возражения по акту не представлены, то это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.
Ссылки выше на отдельные нормы статьи 101 НК РФ объясняются тем, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном этой статьей (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).
О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает налогоплательщика заблаговременно вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Если нужно получить дополнительные доказательства, то налоговый орган на стадии рассмотрения материалов проверки может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Максимальный срок проведения этих мероприятий - один месяц. В решении об их проведении налоговый орган обязательно должен указать обстоятельства, в соответствии с которыми проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, конкретный срок и форму их проведения.
Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику. Если же налогоплательщик обжалует это решение в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня его утверждения данным органом (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом установлено, что лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его исполнить (полностью или в части) и до вступления решения в силу, это не влияет на право подать апелляционную жалобу. Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов. Таковыми признаются обеспечение возможности проверяемого лица:
участвовать в процессе рассмотрения материалов и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Остальные нарушения в процедуре рассмотрения материалов могут быть основанием для отмены решения только в том случае, если они привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения.
После вынесения решения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Этими мерами могут быть:
запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.
В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.
Лицу, в отношении которого вынесено указанное решение (его представителю), может быть вручена копия решения:
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к такой ответственности;
о принятии обеспечительных мер;
об отмене обеспечительных мер.
Копия решения передается под расписку или иным способом, который может свидетельствовать о дате по лучения документа.
По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку должностное лицо налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа с налогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные статьями 69, 101.3 НК РФ. В соответствии со статьей 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа с организаций (за исключением организаций, у которых открыт лицевой счет) и индивидуальных предпринимателей в полном объеме осуществляется по решению налогового органа.
И. Огудин,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 4, 5, апрель, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455