Испытательный срок при условном осуждении военнослужащих:
проблемные вопросы исчисления и продления
Как показывает статистика, условное осуждение по интенсивности применения в последние годы практически не уступает назначению реального отбывания наказания. Активно применяется данный институт и в отношении военнослужащих: в настоящее время среди лиц, проходящих военную службу по контракту, насчитывается 2 455 условно осужденных, из них 1 087 младших и 612 старших офицеров, а также 456 военнослужащих, проходящих военную службу на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами*(1).
Однако, несмотря на широкое применение условного осуждения военными судами, открытыми остаются ряд вопросов, носящих как общий, так и специальный характер и обусловленных особенностями правовой регламентации военной службы.
Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых проблемных вопросов исчисления и продления испытательного срока при условном осуждении военнослужащих.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 73 УК РФ при назначении условного осуждения суд обязан установить испытательный срок, в течение которого осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
По своей правовой природе испытательный срок является материально-правовым сроком и играет важную роль в процессе исправления осужденного, который должен показать положительную динамику формирования у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития именно в течение этого срока.
2. Продолжительность испытательного срока зависит от вида и размера назначенного наказания. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет (ч. 3 ст. 73 УК РФ).
3. В зависимости от поведения осужденного в течение испытательного срока данный срок в процессе исполнения приговора может быть сокращен или, наоборот, продлен по основаниям, предусмотренным ст. 74 УК РФ.
4. Отличием испытательного срока от иных материально-правовых сроков, предусмотренных в действующем законодательстве, является то, что УК РФ не допускает возможности приостановления испытательного срока (в отличие, например, от предусмотренного в ст. 83 УК РФ срока давности обвинительного приговора суда) или перерыва испытательного срока (в отличие, например, от срока исковой давности в гражданском праве, который при определенных в ст. 203 ГК РФ обстоятельствах прерывается и начинает течь заново, без зачета истекшего до перерыва времени в новый срок).
Исчисление испытательного срока при условном осуждении
Установление момента исчисления испытательного срока при условном осуждении имеет важное правовое значение, так как позволяет правильно определить момент истечения указанного срока, с которым законодатель связывает момент погашения судимости ("а" ч. 1 ст. 86 УК РФ).
Действующее уголовное законодательство не указывает, с какого момента следует исчислять испытательный срок при условном осуждении. Данный юридически значимый момент определен в ч. 1 ст. 189 УИК РФ, согласно которой испытательный срок должен исчисляться с момента вступления приговора суда в законную силу. Это положение продублировано в п. 135 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 38), а также в п. 105 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302).
Казалось бы, рассматриваемый момент определен достаточно четко и не должен вызывать возражений. В основе указанного подхода лежит идея о том, что возложение на лицо обязанности своим поведением доказать свое исправление возможно только с момента установления его виновности в совершении преступления вступившим в законную силу приговором суда. Это в полной мере согласуется со ст. 49 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, данный подход порождает правовые коллизии, связанные с назначением наказания условно осужденным лицам в случае совершения ими нового преступления после провозглашения приговора суда и до его вступления в законную силу. Совершенно очевидно, что предусмотренных чч. 4 и 5 ст. 74 УК РФ оснований для отмены условного осуждения по первому приговору с назначением наказания по совокупности приговоров в данном случае не имеется, так как новое преступление совершено до начала течения испытательного срока, указанного в ч. 1 ст. 189 УИК РФ.
Назначить такому лицу наказание по совокупности преступлений также не представляется возможным, поскольку за первое преступление оно уже осуждено: согласно чч. 2 ст. 47 УПК РФ осужденным именуется обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.
По нашему мнению, указанная ситуация противоречит уголовно-правовому принципу справедливости, так как совершение лицом нового преступления (возможно даже тяжкого или особо тяжкого) не влечет для него наступление негативных последствий в виде отмены условного осуждения по первому приговору.
В связи с вышесказанным следует отметить правовую позицию, занятую по рассматриваемому вопросу Верховным судом Российской Федерации. Согласно п. 44 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" от 11 января 2007 г. N 2 испытательный срок, назначаемый при условном осуждении, должен исчисляться не с момента вступления приговора суда в законную силу, а с момента его провозглашения (ст. 310 УПК РФ). При этом, высший судебный орган указал, что обязанность своим поведением доказать свое исправление возлагается на осужденного приговором суда, независимо от его обжалования в апелляционном или кассационном порядке. Оставление приговора без изменения означает подтверждение его законности с указанного в приговоре срока*(2). Тем самым Верховный суд Российской Федерации на уровне постановления Пленума закрепил позицию, сформированную Президиумом Верховного суда Российской Федерации при рассмотрении ряда уголовных дел*(3). По указанным делам на момент совершения лицом нового преступления испытательный срок был окончен, если исчислять его с момента провозглашения приговора, и не окончен, если исчислять его с момента вступления приговора суда в законную силу. Соответственно в первом случае лицо на момент совершения нового преступления в силу п. "а" ч. 1 ст. 86 УК РФ не считалось судимым за ранее совершенное преступление, в последнем же случае оно таковым признавалось. Принимая решение по конкретным делам, Президиум Верховного суда Российской Федерации пришел к выводу об истечении испытательного срока на момент совершения нового преступления, исчислив его с момента провозглашения приговора, что исключало возможность назначения осужденным наказания по совокупности приговоров.
Однако, несмотря на имеющиеся руководящие разъяснения по рассматриваемому вопросу, представляется, что указанная проблемная ситуация должна быть разрешена не путем судебного толкования, а внесением соответствующих изменений в действующее законодательство. Причем, исходя из особенностей предмета регулирования*(4), с учетом того, что в соответствии со ст. 3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия должны определяться только УК РФ, начало исчисления испытательного срока, по нашему мнению, целесообразно определить не в УИК РФ, а в УК РФ, связав его с моментом провозглашения приговора суда*(5).
Продление испытательного срока при условном осуждении
1. Часть 2 ст. 74 УК РФ предусматривает следующие основания продления испытательного срока:
а) уклонение условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей;
б) совершение нарушения общественного порядка, за которое на условно осужденного было наложено*(6) административное взыскание.
Следует отметить, что продление испытательного срока по первому основанию возможно только в случае, если на осужденного судом были возложены определенные обязанности и он уклонился от их исполнения. Уклонение от исполнения обязанностей может выражаться как в совершении осужденным запрещенных действий (например, в смене постоянного места жительства; посещении указанных в приговоре суда мест), так и в бездействии (например, не осуществлении материальной поддержки семьи).
Применение второго основания, в том числе в отношении военнослужащих, на практике может вызвать определенные вопросы, связанные с недостатками правовой регламентации и несогласованностью некоторых норм уголовного, уголовно-исполнительного и административного законодательства.
Во-первых, приведенная норма в качестве объекта административного правонарушения, в случае совершения которого возможно продление испытательного срока, указывает только общественный порядок. Вместе с тем, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка (выделено авторами) и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ). Из содержания приведенной нормы усматривается, что общественный порядок является лишь частью общего объекта административно-правовой охраны. Рассматриваемые посягательства предусмотрены гл. 20 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность". К ним, в частности, относятся: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ). Составы административных правонарушений, закрепленных в иных главах КоАП РФ, не включают общественный порядок в качестве объекта правонарушения. Например, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.7 КоАП РФ "Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством", являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.
В связи с вышесказанным буквальное толкование ч. 2 ст. 74 УК РФ позволяет сделать вывод, что правовым основанием для продления испытательного срока является совершение условно осужденным не любых, а только строго определенных административных правонарушений, а именно против общественного порядка. Совершение условно осужденными лицами административных правонарушений, посягающих на иные, не указанные в ст. 74 УК РФ, объекты административно-правовой охраны (например, безопасность дорожного движения), не должно влечь продление испытательного срока. Представляется, что продление испытательного срока условно осужденным лицам за совершение любых административных правонарушений будет означать расширительное толкование рассматриваемой нормы, в соответствии с которым под нарушением общественного порядка будут пониматься абсолютно все случаи совершения административных правонарушений, что, на наш взгляд, является недопустимым. По мнению авторов, необходимо в ч. 2 ст. 74 УК РФ слова "совершил нарушение общественного порядка" заменить словами "совершил административное правонарушение".
Во-вторых, одним из необходимых условий для продления испытательного срока является наложение на условно осужденного административного взыскания. Однако следует отметить, что КоАП РФ в отличие от КоАП РСФСР не употребляет понятие "административные взыскания". В действующем административном законодательстве, в частности в гл. 3 КоАП РФ, используется понятие "административные наказания". Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ (например, предупреждение, административный штраф, административный арест и др.). В связи с этим требуется привести нормы УК РФ и УИК РФ в соответствие с административным законодательством.
2. При рассмотрении вопроса о возможности продления испытательного срока в отношении условно осужденных военнослужащих в случае совершения ими административных правонарушений необходимо проанализировать нормы действующего уголовного, административного и военного законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, т.е. с назначением им административного наказания*(7), только за совершение определенных административных правонарушений, исчерпывающий перечень которых содержится в этой же норме. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст.ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ), в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ) и иные правонарушения. Причем в указанный перечень не входит ни одно из предусмотренных гл. 20 КоАП РФ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. Таким образом, за нарушение общественного порядка военнослужащие несут ответственность не на общих основаниях.
Специфика привлечения к ответственности военнослужащих заключается в том, что согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 той же статьи, они несут не административную, а дисциплинарную ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 28.5 Федерального закона от "О статусе военнослужащих" 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ административные правонарушения, за которые военнослужащие в соответствии с КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность, являются одним из видов грубого дисциплинарного проступка. Причем за совершение данных грубых дисциплинарных проступков на военнослужащих налагаются не установленные КоАП РФ административные наказания, а предусмотренные п. 2 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дисциплинарные взыскания (например, выговор, снижение в воинской должности, дисциплинарный арест). При всей схожести некоторых административных наказаний с дисциплинарными взысканиями военнослужащих*(8) их нельзя отождествлять, так как административное наказание и дисциплинарное взыскание являются мерами самостоятельных видов юридической ответственности военнослужащих - административной и дисциплинарной. Самостоятельность этих видов, а следовательно, и мер ответственности подтверждается, в частности, действующим военным законодательством. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащий привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Согласно ст. 28.2 названного Закона военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Таким образом, нарушение общественного порядка, совершенное военнослужащим, должно квалифицироваться как грубый дисциплинарный проступок, влекущий наложение на виновного дисциплинарного взыскания.
Возвращаясь к анализу ч. 2 ст. 74 УК РФ, напомним, что продление испытательного срока возможно, если условно осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное наказание. Но поскольку, как было установлено выше, на военнослужащих за нарушение общественного порядка и большинство иных административных правонарушений налагается не административное наказание, а дисциплинарное взыскание, то распространение на них ч. 2 ст. 74 УК РФ в части продления испытательного срока за совершение нарушения общественного порядка являлось бы расширительным толкованием указанной нормы. По мнению авторов, рассматриваемая норма нуждается в незначительной корректировке: достаточно заменить слова "за которое на него было наложено административное взыскание" словами "за которое на него было наложено административное наказание или дисциплинарное взыскание".
3. В соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ испытательный срок может быть продлен судом не более чем на один год. Согласно разъяснениям, данным в п. 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 2, с учетом поведения осужденного и других данных, характеризующих его личность, суд, продлевая условное осуждение, может выйти за пределы максимальных сроков, установленных в ч. 3 ст. 73 УК РФ (три года и пять лет), но не более чем на один год. Данное разъяснение не вызывает возражений, поскольку ч. 2 ст. 74 УК РФ не содержит каких-либо ограничений в возможности превышения максимальных сроков. В итоге, с учетом продления, испытательный срок не может превышать четырех лет или шести лет, в зависимости от вида и размера назначенного наказания.
4. При наличии законных оснований право инициирования процедуры продления испытательного срока предоставлено органу, осуществляющему контроль за поведением условно осужденного, и реализуется оно путем внесения в суд соответствующего представления (ч. 3 ст. 190 УИК РФ). Согласно п. 127 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в случае положительного решения суда о продлении осужденному испытательного срока уголовно-исполнительной инспекцией делаются соответствующие отметки в учетно-контрольной документации, информируются администрация организации, в которой он работает (учится), участковый уполномоченный милиции, подразделение по делам несовершеннолетних и паспортно-визовая служба органа внутренних дел. Относительно условно осужденных военнослужащих Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими не регламентируют порядок действий командования воинской части при продлении испытательного срока, что, по мнению авторов, является пробелом, требующим восполнения.
Таким образом, проведенный анализ содержания уголовно-правовых и иных норм действующего законодательства по вопросам исчисления и продления испытательного срока при условном осуждении, в том числе в отношении осужденных военнослужащих, свидетельствует о необходимости их совершенствования.
Я.В. Лобов,
профессор кафедры уголовного права Военного университета,
кандидат юридических наук, доцент, подполковник юстиции
Д.Ю. Мананников,
курсант военно-юридического факультета Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Плугатарев И. Грядет "зачистка" Вооруженных сил // Независимая газета. 2007. 14 сентября.
*(2) Отметим, что подобный подход к определению момента исчисления испытательного срока сформировался в судебной практике достаточно давно и содержался еще в постановлении Пленума Верховного Суда СССР "О порядке исчисления испытательного срока при применении условного осуждения кассационной (надзорной) инстанцией" от 7 июля 1971 г. N 5 (СПС "Гарант").
*(3) См., например; постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации от 13 сентября 2000 г. по делу С.; постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации N 86-П06 по делу К. (СПС "Гарант").
*(4) На недопустимость вмешательства смежных отраслей права в несвойственные для них пределы правового регулирования, в том числе в исключительную предметность уголовного законодательства в части, касающейся вопросов наказуемости деяний, неоднократно обращал внимание Конституционный суд Российской Федерации (см., например постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П).
*(5) Другое дело, что основанием для осуществления контроля за поведением условно осужденных действительно может являться только вступивший в законную силу приговор суда. Однако данное положение также нуждается в более четком закреплении в уголовно-исполнительном законодательстве. Подобные предложения уже высказывались научными и практическими работниками (см., например: Чернова Ч., Малков В. Назначение наказания по совокупности приговоров // Российская юстиция. 2001. N 8).
*(6) Анализ ч. 2 ст. 74 УК РФ позволяет сделать вывод, что в случае совершения условно осужденным административного правонарушения, за которое на него по каким-либо причинам не налагалось административное наказание (например, вследствие малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) или истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), продление испытательного срока в отношении такого лица недопустимо.
*(7) При этом, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусмотрены ограничения в назначении некоторых видов административных наказаний военнослужащим. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 3.3 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Помимо этого, согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться ко всем категориям военнослужащих.
*(8) Например, согласно п. 4 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. При этом, если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Испытательный срок при условном осуждении военнослужащих: проблемные вопросы исчисления и продления
Авторы
Я.В. Лобов - профессор кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, подполковник юстиции
Д.Ю. Мананников - курсант военно-юридического факультета Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2008, N 2