Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и
технопарках: особенности налогообложения
Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. постановление Правительства России от 24.07.1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы").
Практические шаги по развитию экономического и научного потенциала страны связаны, как правило, с созданием специальных территорий (зон, центров), где предоставляются наиболее благоприятные условия (в том числе налоговые) для ведения соответствующей хозяйственной деятельности.
О первом этапе создания экономических зон в России. Первые шаги по созданию экономических зон в России были сделаны в начале 90-х годов прошлого века. Предполагалось, что это будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Правовое регулирование функционирования конкретных зон осуществлялось в основном подзаконными актами, поэтому не был обеспечен надлежащий уровень правовой защиты инвестиций.
В результате созданные в России СЭЗ трансформировались, по сути, в оффшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство.
Таким образом, цели, поставленные при создании этих СЭЗ, не были достигнуты, вследствие чего они и были ликвидированы.
Лишь учрежденные на законодательном уровне особые экономические зоны в Калининградской (1996 год) и Магаданской областях (1999 год) сохранили свое действие до сих пор, хотя и в сильно измененном виде.
Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, многие специалисты, в частности, эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особыми экономическими режимами, создаваемых, естественно, уже на иных подходах, чем это было ранее.
Можно также отменить, что ошибки, допущенные в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон в России, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Экономическая ситуация в России потребовала выработки более прагматичных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания ОЭЗ и технопарков, исходящих из конкретных задач реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт.
Мировая практика создания и функционирования экономических зон. В настоящее время создано около 3 тысяч особых экономических зон (по международной терминологии - "свободные зоны") в 120 странах мира, внутри них работает 50 миллионов человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд. долларов.
Таким образом, во многих государствах создание особых экономических зон (ОЭЗ) уже давно стало одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития своего экономического и научного потенциала. При этом в мировой практике выделяют 4 типа свободных зон:
- зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах (Нидерланды, Латвия, Италия);
- производственные или промышленно - производственные зоны (Южная Корея, Бразилия и Мексика);
- технико-внедренческие зоны или технополисы, технопарки (Япония, США, многие страны Западной Европы, Индия, страны Юго-Восточной Азии);
- сервисные зоны или зоны услуг (страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и страны Карибского бассейна, Кипр).
Следует также отметить, что в различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще), свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.
Мировой опыт также подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства, привлекать частные капиталы. В свою очередь, выращенные в этих "теплицах" предприятия дают более скорую и большую отдачу, в том числе и в виде налоговых отчислений. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах. В этом - наше отличие от Китая, накопившего огромный опыт в формировании подобных анклавов. Так, изначально выбор территорий для ОЭЗ в КНР обусловливался их географическим положением - практически все они отделены от других частей страны горными массивами или находятся на полуостровах и островах. Большое значение для успешной деятельности свободных зон в Китае имело предоставление государством налоговых и других льгот их резидентам.
О современном этапе развития экономических зон в России. Федеральный закон от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (см. в ред. от 30.10.2007 г. N 240-ФЗ) разрабатывался и принимался в целях создания такого механизма функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), который содержал бы преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.
Кроме указанного законодательного акта, в настоящее время действуют и другие федеральные законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации.
Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Закон об ОЭЗ) предусмотрено, что со дня вступления его в силу прекращается существование ранее созданных особых экономических зон и свободных экономических зон (за исключением ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях).
Этим Законом установлено следующее понятие особой экономической зоны: это определяемая Правительством России часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. При этом на территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
1) промышленно-производственные;
2) технико-внедренческие;
3) туристско-рекреационные. На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.
Такое разнообразие организационных форм позволяет оказывать государственную поддержку широкому спектру экономических субъектов. Такой подход позволяет рассчитывать на то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий. Это является значительным позитивным отличием от предыдущих попыток создания особых зон в России.
Следует также отметить, что Законом об ОЭЗ не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, установлены единые правила создания и функционирования зон. То есть, данный Закон прямого действия, не допускающий индивидуализма, а также никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов. Так, уже в 2005 году в ходе конкурса, проведенного на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Затем, из шести указанных проектов Правительством России было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и г. Липецк) и четырех - технико-внедренческого типа Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск (см. постановления от 21.12.2005 г. NN 779-784).
Основная цель концепции развития территории ОЭЗ - определение стратегии, предусматривающей ее финансово-маркетинговую привлекательность, оптимальные современные архитектурные (градостроительные) решения, учитывающие социальные, функциональные, инженерные, технические, экономические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к территории ОЭЗ. Например, при создании в Томске ТВЗ исходили не из формирования новой инновационной структуры вместо существующей или параллельно ей, а наоборот, опирались на имеющиеся достижения вузов, НИИ, с целью их существенного развития с учетом новых возможностей.
В июне 2006 года в Закон об ОЭЗ были внесены поправки в целях развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа (см. Федеральный закон от 03.06.06 г. N 76-ФЗ).
Следует отметить, что ОЭЗ туристско-рекреационного типа создаются в целях стимулирования, развития и эффективного использования в Российской Федерации туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также оказанию услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.
Туристско-рекреационные ОЭЗ (ТРЗ) являются эффективным инструментом для обеспечения:
- благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России;
- создания конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного российского продукта;
- содействия переводу туристской и санаторно-курортной индустрии Российской Федерации на инновационный путь развития;
- улучшения качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов;
- стимулирования развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
- развития инновационной и транспортной инфраструктуры;
- прироста объема экспорта туристских и санаторно-курортных услуг;
- повышение качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование ОЭЗ.
Очевидно также, что улучшение предпринимательского климата должно привести к увеличению соответствующих налоговых поступлений в бюджеты разного уровня.
Создание ТРЗ планируется осуществить в 4 этапа:
2007 год - формирование системы управления, определение границ и разработка концепций туристических зон;
2008 год - разработка главных градостроительных документов - проектов планировки;
2009-2011 годы - проектирование и строительство инфраструктурных и туристических объектов;
2012 год - начало эксплуатации ТРЗ.
Особенности порядка налогообложения в ОЭЗ России. Согласно статье 36 Закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На основе указанной нормы этого закона были внесены несколько изменений в НК РФ.
Так Федеральным законом от 22.07.2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" было установлено, что особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в НК РФ (см. статьи 241, 259, 381 и 395 НК РФ).
В соответствии с внесенными изменениями статья 241 НК РФ была дополнена таблицей ставок единого социального налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, причем в отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки единого социального налога только в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:
до 280 000 руб. | 14,0%; |
от 280 001 руб. до 600 000 руб. | 39 200 + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
свыше 600 000 руб. | 57 120 + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
По налогу на прибыль предусмотрены следующие льготы.
Организации-резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 НК РФ).
Кроме этого, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. Так, абзацем 4 пункта 2 статьи 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Таким образом, налогоплательщики, имеющие статус резидента ОЭЗ, в том числе промышленно-производственной ОЭЗ, учитывают расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат, т.е. в полном размере вне зависимости от результата (положительного или отрицательного) исследований, и включают в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. Указанный порядок распространяется не только на резидентов ОЭЗ, но и на организации, зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ.
Для более ясного понимания указанной нормы, рассмотрим ее в сравнении с порядком ведения учета затрат на НИОКР хозяйствующими субъектами, не являющимися резидентами ОЭЗ, с использованием нескольких ситуаций (вариантов).
Вариант 1:
ООО "Альфа", не являющаяся резидентом ОЭЗ, с января по июль 2007 года затратило 120,0 тыс. руб. на выполнение конкретных опытно-конструкторских разработок. В августе 2007 г. был подписан соответствующий акт сдачи-приемки указанных работ. С сентября 2007 года по август 2008 г. ООО "Альфа" будет равномерно списывать указанную сумму затрат в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль - по 10,0 тыс. руб. ежемесячно.
Вариант 2:
Предположим, что ООО "Альфа" осуществляла свою деятельность в ОЭЗ. В этом случае стоимость проведенных работ в размере 120,0 тыс. руб. за указанный выше период времени списывалась бы в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль в течение января - июля 2007 года ежемесячно в размере фактических затрат, произведенных в соответствующем месяце.
При этом никакого акта сдачи-приемки работ для списания затрат не требуется.
Вариант 3:
ООО "Альфа", осуществляющая свою деятельность в ОЭЗ, заключило договор в январе 2007 года на выполнение опытно-конструкторских разработок с целью изготовления образца нового изделия. В июле 2007 года было решено прекратить работы в связи с их бесперспективностью. Фактическая стоимость таких работ, которые не дали положительного результата, составила те же 120,0 тыс. руб. В данном случае ООО "Альфа" так же, как и в варианте 2, ежемесячно списывала бы в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль фактические затраты на НИОКР, произведенных в соответствующем месяце.
От обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества (ст. 381 НК РФ). Только при соблюдении всех этих условий организации-резиденты ОЭЗ вправе будут пользоваться в отношении имущества льготой по налогу.
Рассмотрим порядок исчисления налога на имущество и применения льгот по этому налогу на конкретном примере с использованием нескольких ситуаций (вариантов).
Вариант 1:
ООО "Бета" имеет головной офис и филиал, расположенные на территории разных субъектов Российской Федерации. При этом головной офис находится на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая промышленно-производственной экономическая зона.
Несмотря на то, что эта организация ведет промышленно-производственную деятельность на территории ОЭЗ, она не может быть зарегистрирована в качестве резидента этой зоны, т.к. имеет филиал за ее пределами. А в соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны.
Таким образом, ООО "Бета" должна исчислить и уплатить налог на имущество в соответствии с установленным порядком.
Указанная организация имеет на своем балансе имущество, остаточная стоимость за II квартал 2007 года которого составила:
Дата | Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб. | |
по головному офису | по филиалу | |
На 01.01.2007 На 01.02.2007 На 01.03.2007 На 01.04.2007 |
8800,0 8626,0 8460,0 8290,0 |
5500,0 5400,0 5300,0 5200,0 |
В соответствии со статьей 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Средняя стоимость имущества за I квартал 2007 г. составила:
- по месту нахождения организации (головного офиса): 8544,0 тыс. руб. [(8800,0 + 8626,0 + 8460,0 + 8290,0) : 4];
- по месту нахождения филиала: 5350,0 тыс. руб. [(5500,0 + 5400,0 + 5300,0 + 5200,0) : 4]
Исходя из этого, организация должна перечислить следующие суммы авансовых платежей (с учетом того, что на территории регионов, где располагаются головной офис и филиал, действуют одинаковые ставки налога в размере 2%):
- в бюджет по месту нахождения организации 42,7 тыс. руб. (8544,0 х 2% : 4);
- в бюджет по месту нахождения офиса 26,8 тыс. руб. (5350,0 х 2% : 4).
Вариант 2:
ООО "Бета" до сентября 2007 года имела головной офис и филиал, расположенные на территории разных субъектов Российской Федерации. При этом головной офис располагался на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая промышленно-производственной экономическая зона.
С целью усиления своей промышленно-производственной деятельности на территории ОЭЗ организация упразднила свой филиал, а его имущество перевела на свой баланс. После этого ООО "Бета" была зарегистрирована 1 мая 2007 г. в качестве резидента ОЭЗ, а ее имущество было признано, как созданное в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ. Таким образом, в соответствии с пунктом 17 статьи 381 НК РФ с момента постановки на учет указанного имущества организация освобождена от уплаты налога на имущество в течение пяти лет, т.е. с мая 2007 года по май 2012 года.
От обложения земельным налогом освобождаются организации-резиденты ОЭЗ сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ любого типа (п. 9 ст. 395 НК РФ).
Кроме того, Закон об ОЭЗ предусматривает так называемую "дедушкину" оговорку, которой вправе воспользоваться резиденты ОЭЗ и под которой понимается гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Иными словами, акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности (см. ст. 38 Закона об ОЭЗ).
О портовых экономических зонах в России. Федеральный закон от 30.10.2007 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 240-ФЗ) был принят в целях создания правовых условий для образования и функционирования на территории Российской Федерации нового вида особых экономических зон - портовых особых экономических зон.
Актуальность принятия этого закона обусловлена усилением зависимости темпов экономического роста в Российской Федерации от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора экономики.
Так, при обсуждении этого закона в Совете Федерации заместитель председателя комитета промышленной политике В. Слуцкер отметил, что сейчас российские порты серьезно проигрывают зарубежным гаваням. Он привел пример грузооборот Шанхайского порта, который превысил в прошлом году 400 млн. тонн, а грузооборот всех российских торговых портов составил всего 420 млн. тонн. Значительное количество мировых грузопотоков, движется, по его словам, в обход России и бюджет недополучает сотни миллионов рублей.
Поэтому основной целью создания этих зон является стимулирование развития портового хозяйства и развития портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
По мнению экспертов, учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, создание портовых особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.
Закон N 240-ФЗ устанавливает, что портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) создаются: на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов; территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные и воздушные перевозки; на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта и аэропорта. ПОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу, и площадь которых составляет не более чем 50 км2. В отличие от других видов особых экономических зон ПОЭЗ создаются на 49 лет.
Данный закон определяет: понятие и правовой статус резидента ПОЭЗ; содержание и виды портовой деятельности; подробно регламентирует порядок заключения соглашения о деятельности ПОЭЗ, а также порядок изменения условий, прекращения и расторжения соглашения.
Принципиальную роль для решения задач, применительно к портовому хозяйству, играют внешнеторговые преференции, предусматривающие введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций через порты, аэропорты, и снижение издержек, связанных с оказанием портовых услуг. Кроме того, важное значение имеют налоговые и таможенные льготы, снижающие издержки бизнеса и стимулирующие расширение налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской и инвестиционной активности. Так, статьей 3 Закона N 240-ФЗ предусмотрено внесение ряда изменений в НК РФ.
Укажем некоторые из этих льгот.
Не подлежат обложению НДС операции по проведению работ (оказание услуг) резидентами ПОЭЗ в портовой особой экономической зоне" (см. п/п 27 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Не уплачиваются акцизы при ввозе подакцизных товаров в ПОЭЗ с остальной части территории Российской Федерации (см. абз. 1 п/п 4 п. 1 ст. 183 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с новой редакцией пункт 3 статьи 183 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
Налогоплательщик также освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в ПОЭЗ при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в ПОЭЗ ну подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней (см. абзац 1 пункта 2 статьи 184 НК РФ в новой редакции).
Говоря о ближайших перспективах по созданию ПОЭЗ, следует отметить, что предполагается сформировать своеобразный "крест" портовых зон по четырем направлениям: Дальний Восток, Юг, Северо-запад и Север.
Очевидно, что стартовые преимущества будут у глубоководных портов, имеющих свободные участки для возведения необходимых объектов, с развитой инфраструктурой, в том числе подходными железнодорожными путями. Не менее важной является вовлеченность порта в существующие транспортные коридоры.
Если говорить о Дальнем Востоке, полным набором "плюсов" для создания портовых зон не обладает ни один порт, но наибольшие шансы имеют порт Восточный и Совгаванско-Ванинский транспортный узел. Именно здесь власти Приморского и Хабаровского краев намерены создать транспортно-логистические узлы (хабы), и эти планы находят поддержку Минтранса РФ.
О других налоговых льготах, связанных с осуществлением инновационной деятельности. В РосОЭЗ не раз отмечали, что бизнес-планы, представляемые на конкурс по соисканию статуса резидента ОЭЗ, часто имеют недостаточную глубину проработки, в них не подтверждены источники финансирования проектов, а также отсутствует инновационная составляющая проектов. На эту проблему было также обращено внимание и в ходе проведения Торгово-промышленной палатой Российской Федерации 25 мая 2007 года конференции, где рассматривались вопросы формирования промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. Многими участниками этой конференции отмечалось, что в первую очередь, именно для инновационных проектов и предназначены ОЭЗ.
Поэтому целесообразно отметить, что НК РФ, помимо отмеченных выше прямых льгот для резидентов ОЭЗ, содержит ряд других льгот в части налогообложения инновационной деятельности в России. Последние изменения в НК РФ по этой части были сделаны Федеральным законом от 19.07.2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности". Ниже указаны основные из этих льгот.
Льготы по НДС
Не подлежат обложению НДС операции по выполнению:
1. НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств фонда фундаментальных исследований, фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (см. п/п 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).
2. НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности (см. п/п 16.1 п.3 статьи 149 НК РФ):
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
Также не облагается НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
Льготы по налогу на прибыль
Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций:
- доходы в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"), по перечню, утверждаемому Правительством России (см. п/п 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- расходы в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений, предусмотренных пунктом 3 статьи 262 НК РФ (см. статью 270 НК РФ).
Кроме того:
- можно начислять амортизацию по основным средствам, используемым только в научно-технической деятельности, с применением повышающего коэффициента 3;
- можно признавать как расходы на НИОКР отчисления на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, в пределах 1,5 валовой выручки организации.
ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях. Указанные выше федеральные законы от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ, от 10.01.2006 г. N 16-ФЗ регулируют отношения, возникающие при создании и функционировании ОЭЗ, соответственно, в Магаданской и Калининградской областях, с учетом их специфического географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации и в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития указанных регионов. В связи с этим порядок налогообложения в указанных зонах отличается от установленного законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Так, статьей 5 Закона от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменениями и дополнениями) было предусмотрено, что при осуществлении хозяйственной деятельности на территории указанной зоны и в пределах Магаданской области участники экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Это положение действовало до 31 декабря 2006 года.
В период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 года участники этой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории указанной области. Данные льготы предоставляются в том случае, если участники зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и самой области.
В соответствии со статьей 17 закона от 10.01.2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в этой ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный статьями 288.1 и 385.1 НК РФ. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.
В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с 2007 года по 2012 год включительно ставка этого налога будет составлять 24%, а при условии, что будут соблюдены требования абзаца 2 и 3 пункта 1 статьи 284 НК РФ (т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся), - 12%. Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.
В случае если раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, не ведется, налогообложение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта, производится в соответствии с настоящей главой, начиная с того квартала, в котором было прекращено ведение такого раздельного учета.
При этом налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта признается денежное выражение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения настоящей главы.
Доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.
Постановлением Правительства России от 23.06.2006 г. N 391 утверждена методика расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядок установления (фиксации) факта увеличения этой величины. Так, резидент самостоятельно производит расчет величины совокупной налоговой нагрузки на основании раздельного бухгалтерского и налогового учета. День начала реализации резидентом инвестиционного проекта определяется на основании графика осуществления ежегодного объема инвестиций, предусмотренного инвестиционной декларацией. Увеличение величины совокупной налоговой нагрузки определяется резидентом методом сравнения ее величины за календарный год, в котором по его расчетам произошло это увеличение, с величиной за полный календарный год (если днем начала реализации резидентом инвестиционного проекта является 1 января этого календарного года) или за часть календарного года (время со дня начала реализации резидентом инвестиционного проекта до конца календарного года).
О развитии технопарков в России.
Далее отметим, что кроме создания ОЭЗ в целях экономического роста и модернизации отраслей отечественной экономики, в России принята отдельная государственная программа, направленная на поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий (см. распоряжение Правительства России от 10.03.2006 г. N 328-р). Эта программа предусматривает создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий.
По общепринятой терминологии, технопарк - это инновационный центр, главная задача которого - развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. По структуре технопарки - некий mixed-use, где в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости.
Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке - от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.
Первые технопарки возникли в США в 50-е годы. Тогда компании военно-промышленного комплекса активно искали производственные и офисные площади для выполнения правительственных заказов в области инновационных разработок. В течение тридцати лет высокотехнологичные компании-резиденты осваивали территорию в Калифорнии, названную Силиконовой Долиной (Silicon Valley), - промышленный район прославился феноменальными достижениями в наукоемких индустриальных отраслях. Сегодня инфраструктура Силиконовой Долины - это свыше 3 тысяч высокотехнологичных компаний, в деятельности которых заняты около 300 тысяч человек. Здесь расположена половина всех бизнес-структур планеты, оперирующих венчурным капиталом. Бум технопарков в США пришелся на 80-е годы прошлого века, и сегодня здесь насчитывается более 160 технопарков - это около трети от их общей численности в мире.
В свою очередь, развитие технопарков в Европе можно отметить двумя характерными чертами. Первая - научный парк имеет здание, предназначенное для размещения в нем малых фирм. Наличие такого здания способствует формированию малых и средних компаний, которые пользуются коллективными услугами. Вторая интересная черта европейской модели научного парка почти целиком относится к Франции, где разработана концепция "технопола". "Технопол" ассоциируется с городом и подразумевает научное и техническое сотрудничество между всеми образовательными и научными организациями с одной стороны и фирмами научного парка - с другой.
В Японии государством (почти половина бюджетных средств выделяется на научно-исследовательские работы) предусматривается строительство новых городов - технополисов, например, технополис Tsukuba включает 3 технопарка, больше 50 государственных исследовательских институтов. Активно развиваются технопарки также в Индии, Малайзии, Индонезии, Сингапуре, Южной Корее и на Тайване.
В целом следует отметить, что в России пока крайне малы затраты на научные исследования и разработки по сравнению с другими странами.
Следует отметить, что в федеральном бюджете на 2007 год на создание технопарков планируется выделить немногим свыше 2 млрд. руб. Эта сумма достаточно скромная даже для одного инвестиционного проекта. Однако эти деньги планируется направить сразу в семь пилотных проектов, что делает, по мнению экспертов, поддержку каждого технопарка достаточно символической. Хотя, как было заявлено Мининформсвязи России, в течение ближайших четырех лет из федерального бюджета на финансирование программы развития технопарков будет выделено 8 млрд. руб. Всего же государство планирует потратить на технопарки около 20 млрд. руб. При этом, как планирует указанное министерство, в восемь раз больше должны вложить частные инвесторы. Мининформсвязи России также считает, что технопарки должны привлекать резидентов и инвесторов экономией на аренде помещений, близостью к вузам и НИИ, а также дешевой рабочей силой в лице студентов и преподавателей. Планируется, что к 2011 году на базе технопарков может быть создано 75 тысяч новых рабочих мест, а стоимость совокупного объема произведенной компаниями-резидентами продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд. руб.
Напомним, что в отличие от особых экономических зон, для которых законодательно прописаны четкие налоговые и другие льготы, создатели технопарков могут заинтересовывать потенциальных инвесторов пока лишь возможностью предоставления юридических, финансовых, информационно-технологических и маркетинговых услуг. При обсуждении этого вопроса в Правительстве России было отмечено о необходимости установления дополнительных льгот для обеспечения привлечения серьезных компаний к работе в российский технопарках.
В этой связи целесообразно отметить, что Мининформсвязи России планирует до конца года подготовить проект федерального закона "О технопарках". В рамках этого законопроекта указанное министерство разрабатывает, в частности, предложения по государственной поддержке и льготам, в том числе налоговым, для участников технопарков по аналогии с льготами для участников особых экономических зон.
При этом, проводя аналогию между технопарками и создаваемыми в России особыми экономическими зонами, в Мининформсвязи России подчеркнули, что ОЭЗ не уделяют достаточного внимания технологическим отраслям, и готовящийся законопроект "О технопарках" не должен пересекаться с Законом "Об особых экономических зонах".
В целом же, реализация упомянутой выше российской Программы развития технопарков должна привести не только к обеспечению высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, но и к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней.
В.В. Петрунин,
Государственный советник Российской Федерации II класса
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427