30 декабря 2013 г. |
А43-13210/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖБК-Строй" (ОГРН 1045207823220, ИНН 5262131144, 603057, г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2013
по делу N А43-13210/2013,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖБК-Строй"
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 06.06.2013 по делу N 551-ФАС52-10/13,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖБК-Строй" - Голышковой Г.Д. по доверенности от 20.12.2013;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Калининой Д.В. по доверенности от 11.10.2013 N МТ-10/7251,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖБК-Строй" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 06.06.2013 по делу N 551-ФАС52-10/13.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены администрация г. Н. Новгорода (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" (далее - МКУ "Рекламная служба города Нижнего Новгорода").
Решением от 31.10.2013 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с постановлениями администрации от 14.03.2013 N 890 (с изменениями постановлением от 11.04.2013 N 1260), от 20.03.2013 N 934 МКУ "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" на сайте etr.roseltorg.ru размещена информация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в типовом исполнении на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, а также аукционная документация об аукционе в электронной форме.
Извещение о проведении аукциона и аукционная документация также были опубликованы на официальном сайте муниципального образования нижнийновгород.рф и в газете "День города Нижний Новгород" от 12.04.2013 N 30(764).
Согласно аукционной документации на аукцион выставлены лоты N N 2-52. Проведение аукциона по каждому из лотов является самостоятельной процедурой и соответствует отдельному аукциону. Дата проведения аукционов, дата начала/окончания приема заявок и документов от претендентов, дата окончания рассмотрения заявок и документов от претендентов определены по каждому из лотов в отдельности.
30.05.2013 Общество обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов, выраженные в нарушении порядка организации проведения аукциона в электронной форме.
В частности, по мнению заявителя, в лоты аукциона объединено одновременно несколько рекламных конструкций (от 1 до 25); из-за объединения в один лот нескольких рекламных конструкций завышена сумма задатка, что существенно ограничивает конкуренцию; отсутствует территориальный признак, по которому размещены рекламные конструкции; на сайте единой электронной площадки указан лот N 1, приложением к которому являются лоты с другим порядковым номером, что не позволяет однозначно определить, к какому из лотов относятся указанные данные.
По результатам рассмотрения в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) возбужденного на основании данной жалобы дела N 551-ФАС52-10/13 Управление приняло решение от 06.06.2013, которым жалоба Общества признана необоснованной.
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Частью 17 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В рассматриваемом случае проведение аукциона в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в типовом исполнении на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществлялось на основании Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденных решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119 (далее - Правила N 119) и разработанных в соответствии с Законом о рекламе.
Как установил суд первой инстанции, согласно названным Правилам и постановлению администрации города Нижнего Новгорода о проведении аукционов в электронной форме вся информация о проведении торгов была опубликована организатором в газете "День города Нижний Новгород" от 15.03.3013 N 22 (756); от 22.03.2013 N 24 (758); от 12.04.2013 N 30 (764), а также размещена на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет (нижнийновгород.рф).
В соответствии с аукционной документацией на аукцион выставлены лоты N N 2-52, включающие разное количество рекламных конструкций. Лоты, включающие в себя более одного рекламного места, сформированы таким образом, что адреса размещения рекламных конструкций находятся в различных частях и районах города Нижнего Новгорода.
Антимонопольным органом и судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что объединение рекламных мест в количестве двадцати в одном лоте является неправомерным, а также об отсутствии территориального признака, по которому размещены рекламные конструкции.
В силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.12.2012 N 206 "Об утверждении Схемы и адресного перечня установки рекламных конструкций", опубликованным в газете "День города Нижнего Новгорода" от 21.12.2012 N 103 (730), утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода, опубликованная в газете "День города Нижнего Новгорода" от 28.12.2012 N 107 (734).
Формирование лотов, выставляемых на аукцион, осуществлялось в соответствии с утвержденной Схемой.
При этом в лоты, включающие рекламные места от 1 до 25 рекламной конструкции вошли рекламные конструкции, расположенные в различных районах города, что, как правомерно посчитал антимонопольный орган, соответствует принципу максимально равномерного охвата территории города Нижнего Новгорода и обуславливает объединение в один лот более одного рекламного места.
При организации аукционов часть лотов сформирована таким образом, что содержит от 1 до 10-15 рекламных конструкций. Кроме того, 34 лота были сформированы по принципу 1 лот - 1 рекламное место, что дает возможность субъектам малого и среднего предпринимательства с ограниченными материальными возможностями участвовать в торгах.
Более того, Закон о рекламе не регламентирует порядок формирования лотов при проведении аукциона на право размещения наружной рекламы или величину таких лотов.
Органы местного самоуправления в силу полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", вправе решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы.
Представитель администрации в суде первой инстанции также пояснил, что Общество заявку на участие в аукционе в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в типовом исполнении на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, не подавало.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 30 % от начальной цены лота, что соответствует пункту 6.3 приложения N 2 Правил N 119.
Начальная цена лотов была сформирована на основании постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.03.2013 N 730 "Об утверждении Методики расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода".
Таким образом, сумма задатка в размере 30 % от начальной цены лота соответствует нормам, на основании которых производился расчет.
При этом в рамках проводимого аукциона большинство лотов содержат наименьшее количество рекламных мест, в связи с чем сумма задатка по таким лотам существенно ниже, что, как правомерно посчитал антимонопольный орган, дает возможность принять участие в аукционе представителям среднего и малого бизнеса в сфере наружной рекламы.
Довод заявителя о том, что на сайте электронной площадки по аукциону на 30.05.2013 указаны данные по лоту N 1, а в нижней части - приложением является лот N 15, в связи с чем невозможно однозначно определить, по какому лоту указаны данные на сайте, также признан несостоятельным.
Согласно письму открытого акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" от 03.06.2013 N 1711-Д/13 при создании извещения о проведении аукциона в электронной форме у организатора торгов существует возможность сформировать несколько лотов в данной процедуре. Сведения о заказчике, предмете лота, условия поставки, требования к заявителям и документация в отношении каждого лота заполняется, прикрепляется отдельно на соответствующей вкладке в извещении. Нумерация лотов на электронной площадке формируется автоматически в виде последовательности числовых значений в возрастающем порядке, начиная с единицы.
Кроме того, представитель МКУ "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" в антимонопольном органе и представитель администрации в суде первой инстанции пояснили, что с целью исключения введения в заблуждение возможных участников аукциона с организатором торгов с ЕЭТП достигнута договоренность об указании в дополнение к номеру торгов еще и номера лота, предусмотренного аукционной документацией.
Таким образом, указание на электронной площадке данных по лоту N 1, а в нижней части раздела указание, что приложением является лот N 15, технически обоснованно и обусловлено спецификой проведения торгов в электронной форме.
Общество не представило в материалы дела доказательств того, что приведенные им обстоятельства воспрепятствовали его участию в аукционе.
Следовательно, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях организатора торгов при организации открытого аукциона нарушения положений Закона о рекламе и Правил N 119.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В полном объеме исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции с учетом вышеназванных норм законодательства пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа принято в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Доводы Общества, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2013 по делу N А43-13210/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖБК-Строй" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13210/2013
Истец: ООО "ЖБК-Строй", ООО ЖБК-Строй г. Н.Новгород
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Администрация города Нижнего Новгорода, Муниципальное казенное учреждение Рекламная служба города Н. Новгород, Администрация г. Н. Новгорода, Муниципальное казенное учреждение "Рекламная служба города Нижнего Новгорода", Федеральная антимонопольная служба Управление по Нижегородской области