Как сливать акционерные общества
Чуть более года действуют новые процедуры реорганизации акционерных обществ, введенные Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"" от 27 июля 2006 года N 146-ФЗ. Приобретенный в течение этого времени опыт проведения столь сложного корпоративного мероприятия позволяет определить преимущества и недостатки новой схемы реорганизации. При этом введенные для каждой из форм реорганизации (присоединение, слияние, выделение, разделение, преобразование) процедуры имеют как свои особенности, так и общие принципы, некоторые из которых будут рассмотрены в данной статье на примере процедуры реорганизации в форме слияния.
1. Процедура реорганизации
Процедура реорганизации регулируется прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 года N 208-ФЗ (далее по тексту - Закон), однако при ее проведении следует учитывать также требования ФСФР России, налоговых органов, антимонопольного законодательства.
Процедура слияния включает следующие основные этапы:
- Подготовка проекта договора о слиянии, определение коэффициентов конвертации.
- Советы директоров обществ, участвующих в слиянии, по вопросу о вынесении вопроса о реорганизации на общее собрание акционеров.
- Рассылка сообщений акционерам о собрании.
- Прием предложений от акционеров по кандидатурам в органы общества, создаваемого в результате слияния (далее по тексту - "Создаваемое общество").
- Советы директоров обществ, участвующих в слиянии, по вопросу о рассмотрении предложений акционеров по кандидатурам для избрания в органы создаваемого общества.
- Общие собрания акционеров реорганизуемых обществ по вопросу о реорганизации.
- Государственная регистрация создаваемого общества.
- Регистрация ФСФР России решения о выпуске и отчета об итогах выпуска ценных бумаг создаваемого общества.
Кроме того, следует учитывать необходимость получения согласия Федеральной антимонопольной службы на слияние реорганизуемых обществ или последующего его уведомления о создании нового общества в случаях, предусмотренных законом "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ.
Центральным моментом реорганизации является принятие акционерами решения о реорганизации в форме слияния. На собрание акционеров каждого реорганизуемого общества выносятся вопросы:
- О реорганизации общества в форме слияния.
- Об избрании членов совета директоров создаваемого общества*(1).
Решение о реорганизации, принимаемое каждым из обществ, участвующих в процедуре слияния (далее - Реорганизуемое общество), носит комплексный характер и включает в себя утверждение договора о слиянии передаточного акта общества, участвующего в слиянии, и устава создаваемого общества. Решение принимается большинством в 3/4 голосов участников собрания, привилегированные акции по данному вопросу являются голосующими.
В соответствии с предыдущей редакцией статьи 16 Закона формирование органов управления создаваемого общества осуществлялось на совместном общем собрании акционеров сливающихся обществ, процедура подготовки и проведения которого вызывала множество вопросов. Действующая редакция статьи предусматривает утверждение членов органов управления и контроля создаваемого общества непосредственно на собрании, принимающем решение о реорганизации. Особенности формирования этих органов рассматриваются ниже.
2. Формирование совета директоров
Как уже отмечалось, вопрос об избрании членов совета директоров создаваемого общества включается в повестку дня собрания, принимающего решение о реорганизации, отдельным вопросом. При этом договором о слиянии определяется количество членов совета директоров, избираемых акционерами каждого реорганизуемого общества, в соответствии с правилами, определенными Законом.
Введенная Законом формула нацелена на обеспечение пропорциональности представительства акционеров каждого реорганизуемого общества в составе совета директоров создаваемого общества: чем большую долю акций получат акционеры реорганизуемого общества в создаваемом обществе, тем большее количество членов совета директоров создаваемого общества они смогут избрать.
Рассмотрим определение количества избираемых членов совета директоров на примере слияния трех обществ с параметрами, указанными в Таблице 1
Таблица 1. Расчет количества избираемых членов совета директоров
Реорганизуе- мые общества |
Количество акций до ре- организации |
Номинал | Коэффициент конвертации |
Количество ак- ций создаваемо- го общества, подлежащих раз- мещению |
Доля в подлежа- щих размещению акциях создава- емого общества |
Количество избираемых членов СД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | 1 000 | 100 | 1 | 1 000 | 0,17 | 0 |
Б | 10 000 | 5 | 0,1 | 100 000 | 16,64 | 1 |
В | 5 000 | 0,2 | 0,01 | 500 000 | 83,19 | 4 |
Итого | 601 000 | 100,00 | 5 |
В соответствии с определенными договором о слиянии коэффициентами конвертации акций реорганизуемых обществ (графа 4 Таблицы 1) определяется количество акций, подлежащих размещению акционерами каждого реорганизуемого общества (графа 5) как частное от деления количества размещенных акций данного общества (графа 2) на коэффициент конвертации. Далее определяется количество членов совета директоров, избираемых акционерами каждого реорганизуемого общества по формуле:
Количество акций создаваемого общества,
подлежащих размещению акционерами i-го
реорганизуемого общества К Количество членов Сове-
i та директоров, опреде-
----------------------------------------------- = ленное уставом создава-
емого общества.
Общее количество акций создаваемого общества,
подлежащих размещению акционерами всех ре-
организуемых обществ
Полученное количество членов совета директоров округляется до целого в соответствии с математическими правилами округления.
Количество членов совета директоров, избираемых каждым реорганизуемым обществом, рассчитанное по приведенной формуле, указано в графе 7 Таблицы 1.
В приведенном примере получилось, что акционеры общества С избирают 4 из 5 членов совета директоров, а акционеры общества А вообще не участвуют в их избрании.
Следует отметить, что пункт 8 статьи 53 Закона, определяющий порядок выдвижения кандидатов для избрания в совет директоров создаваемого общества, содержит явное несоответствие.
В первом абзаце данного пункта указано, что в сообщении о собрании, принимающем решение о реорганизации, в том числе в форме слияния, должно быть указано количество членов каждого органа управления создаваемого общества (в том числе совета директоров), которое акционеры вправе выдвинуть, в соответствии с уставом создаваемого общества. Во втором абзаце этого же пункта сделана оговорка, что при слиянии количество выдвигаемых акционером кандидатов в совет директоров не должно превышать их количества, указанного в сообщении о собрании в соответствии с договором о слиянии.
Поскольку из содержания п. 3 ст. 16 Закона однозначно следует право акционера выдвинуть только то количество кандидатов, которое определено в договоре о слиянии, представляется разумным при проведении реорганизации использовать положения абзаца второго п. 8 ст. 53 Закона. Тем не менее, следует отметить, что данное противоречие требует устранения путем внесения соответствующих изменений в Закон.
Законом установлено, что предложения по кандидатурам должны поступить в Общество не позднее, чем за 45 дней до собрания. Закон не содержит иных положений, определяющих порядок выдвижения кандидатов. В частности, отсутствуют требования к соответствующим заявлениям акционеров, процедура рассмотрения их советом директоров и порядок включения в бюллетени для голосования.
Поскольку пункт 1 ст. 66 Закона содержит положение о том, что избрание членов совета директоров общества, создаваемого путем реорганизации, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II Закона, можно сделать вывод, что в остальном процедура выдвижения и избрания членов совета директоров создаваемого общества идентична аналогичной процедуре для реорганизуемого общества. Таким образом, предложения акционеров по кандидатам должны отвечать требованиям ст. 53 Закона. После получения предложений акционеров (не позднее 5 дней после окончания срока их предоставления в реорганизуемое общество) совет директоров каждого реорганизуемого общества в обычном порядке, установленном его уставом, принимает решение о включении кандидатов в список кандидатур для голосования.
Выборы членов совета директоров создаваемого общества проводятся кумулятивным голосованием, при этом количество голосов, которое имеет каждый участник собрания, определяется, как произведение числа членов совета директоров, избираемых акционерами данного общества в соответствии с договором о слиянии, на количество принадлежащих акционеру голосующих акций реорганизуемого общества.
3. Содержание договора о слиянии
Законом установлены новые требования к договору о слиянии (ранее такие требования содержались в указе Президента Российской Федерации от 18.08.1996 года N 1210, в настоящее время утратившем силу). Все установленные Законом требования являются существенными условиями договора о слиянии, и если между реорганизуемыми обществами не будет достигнуто соглашение хотя бы по одному из них, договор может быть оспорен в судебном порядке.
Договор о слиянии должен содержать:
1. Данные о каждом обществе, реорганизуемом в форме слияния.
2. Данные о создаваемом обществе.
3. Данные об органах создаваемого общества.
4. Данные о регистраторе создаваемого общества, если в создаваемом обществе будет более 50 акционеров.
5. Порядок и условия слияния.
6. Порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.
Кроме того, договор о слиянии может содержать данные об аудиторе создаваемого общества, о регистраторе (если в создаваемом обществе будет 50 или менее акционеров), другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.
Остановимся на некоторых из указанных пунктов более подробно.
Наиболее простыми и исчерпывающим образом зафиксированными в Законе являются требования к данным о каждом обществе, участвующем в реорганизации, и создаваемом обществе: по каждому из них указывается наименование и место нахождения. Рекомендуется также для каждого реорганизуемого общества указать основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
Место нахождения создаваемого общества может как совпадать с местом нахождения одного из реорганизуемых обществ, так и отличаться от них. В любом случае документы на государственную регистрацию создаваемого общества подаются по месту нахождения одного из реорганизуемых обществ, и договором о слиянии желательно предусмотреть, по месту нахождения какого именно общества это будет сделано. Соответствующая информация может быть включена в раздел "Порядок и условия слияния".
Закон не устанавливает, какие именно условия реорганизации должны содержаться в договоре о слиянии. Реорганизуемые общества определяют это самостоятельно. Например, в данный раздел может включаться дополнительная информация, регламентирующая процесс реорганизации:
а) В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, для слияния необходимо получение предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы. Соответствующее заявление подается одним из обществ, участвующих в слиянии, и договор о слиянии может возложить эту обязанность на конкретное реорганизуемое общество.
б) Договором могут быть предусмотрены возложение на одно из реорганизуемых обществ затрат, связанных с реорганизацией (оплата государственной пошлины, услуг консультантов и т.п.) или порядок распределения соответствующих затрат между сторонами.
в) В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона договором о слиянии может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения.
Данное ограничение направлено, прежде всего, на защиту интересов акционеров с тем, чтобы минимизировать риск вывода активов в период проведения реорганизационных процедур. Так, договором может быть предусмотрена необходимость одобрения сделок с активами определенного рода (например, с недвижимостью) или сделок, стоимость которых превышает определенную сумму, советами директоров всех обществ, участвующих в слиянии.
Целесообразно также предусмотреть запрет на совершение реорганизуемыми обществами сделок по приобретению у акционеров собственных акций, за исключением их выкупа по требованию акционеров в связи с принятием общими собраниями решений о реорганизации в форме слияния.
В соответствии с Законом сделка, совершенная с нарушением указанного особого порядка или запрета, может быть признана недействительной по иску реорганизуемого общества, а также акционера реорганизуемого общества, являвшегося таковым на момент совершения сделки.
В договор включается информация обо всех членах органов общества (за исключением совета директоров), аудиторе и регистраторе в порядке, который рассматривается ниже.
Уже при подготовке общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации в форме слияния реорганизуемым обществам приходится руководствоваться положениями, содержащимися в договоре о слиянии. Пункт 2 ст. 16 Закона устанавливает, что количество членов совета директоров, избираемых акционерами каждого общества, определяется проектом договора о слиянии. В то же время абзац 2 пункта 8 ст. 53 Закона устанавливает право акционеров выдвинуть кандидатов в совет директоров в количестве, указанном в договоре о слиянии.
В связи с этим возникает вопрос - на каком этапе процедуры реорганизации договор о слиянии считается заключенным?
В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В то же время ст. 157 ГК РФ предусматривает возможность совершения сделки под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. В процедуре реорганизации таким обстоятельством является решение общих собраний акционеров реорганизуемых обществ о слиянии, относительно которого заранее неизвестно, будет ли оно принято собраниями всех сливающихся обществ.
В связи с этим возможны различные подходы к подписанию договора о слиянии.
Договор может быть подписан непосредственно после принятия советами директоров всех реорганизуемых обществ решения о вынесении на общее собрание акционеров вопроса о реорганизации. В этом случае в него включаются условия о вступлении в силу отдельных разделов после утверждения договора общими собраниями акционеров реорганизуемых обществ. Однако в момент заключения такого договора он не может содержать всей информации, предусмотренной законом - акционеры не дали своих предложений по кандидатам в органы общества. Таким образом, после принятия советами директоров решения об избрании соответствующих кандидатов в договор придется вносить изменения.
Можно подписать договор после определения всех членов органов общества, информация о которых включается в него. В этом случае целесообразно подписать договор за 30 дней до собрания, чтобы знакомить акционеров с уже подписанным документом.
Следует отметить, что действующее законодательство не обязывает реорганизуемое общество предоставлять договор или проект договора о слиянии акционерами при подготовке к собранию. Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс, обязывает предоставлять акционерам только обоснование условий и порядка реорганизации. Представляется, что, тем не менее, договор (проект договора) о слиянии должен предоставляться акционерам за 30 дней до собрания наряду с прочими документами.
Договор может быть подписан также и после его утверждения последним общим собранием обществ, участвующих в слиянии.
4. Формирование контрольных и исполнительных органов
создаваемого общества
Как уже отмечалось, в договоре о слиянии фиксируется только количество членов совета директоров, избираемых акционерами каждого реорганизуемого общества, или в случае, если в создаваемом обществе будет менее 50 акционеров, указывается на то, что совет директоров в обществе не формируется, и его функции будут выполняться общим собранием акционеров. В отношении иных органов общества (ревизионной комиссии, коллегиального и единоличного исполнительных органов) предусмотрено, что в договоре о слиянии указываются фамилии членов соответствующих органов, а также в соответствии с пунктом 7 ст. 15 Закона - данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ). Таким образом, обеспечивается дееспособность общества с момента его государственной регистрации.
Следует также отметить, что список членов коллегиального исполнительного органа включается в договор только в случае, если формирование данного органа отнесено уставом создаваемого общества к компетенции общего собрания акционеров. Однако содержание в уставе положения о том, что совет директоров назначает генерального директора, не освобождает от необходимости указать данные генерального директора в договоре о слиянии.
Таким образом, утверждая договор о слиянии, акционеры реорганизуемых обществ тем самым утверждают и состав органов создаваемого общества. При этом п. 8 ст. 53 Закона установлена процедура, в соответствии с которой определяется список членов органов создаваемого общества, включаемых в договор о слиянии.
Акционеры каждого реорганизуемого общества, владеющие не менее чем 2 процентами его голосующих акций, вправе выдвинуть кандидатов в коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию в количестве, определенном проектом устава создаваемого общества для данного органа и кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и ревизора создаваемого общества. При этом кандидаты в состав коллегиального исполнительного органа выдвигаются только в том случае, если его формирование отнесено к компетенции общего собрания акционеров.
На данном этапе имеет место определенная диспропорция в правах акционеров создаваемого общества - процент акций, дающих право на выдвижение кандидата, определяется исходя из количества принадлежащих акционеру голосующих акций реорганизуемого общества, в результате порог количества подлежащих размещению голосующих акций создаваемого общества, предоставляющих право на выдвижение кандидатов, для каждого реорганизуемого общества будет свой. Так, в нашем примере (Таблица 1) право выдвинуть кандидатов будет иметь акционер общества А, который после окончания реорганизации получит не менее чем 0,003% голосующих акций создаваемого общества, и акционер общества В, который получит не менее 1,67% таких акций.
Представляется, что данная диспропорция не является существенной, так как после государственной регистрации создаваемого общества его органы могут быть переизбраны в установленном Законом порядке, в том числе по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10% его голосующих акций, а применение установленного Законом порядка выдвижения кандидатов позволяет существенно упросить соответствующую процедуру.
Вместе с тем проблема формирования органов создаваемого общества существует, и возникает она не на этапе выдвижения кандидатов акционерами реорганизуемых обществ, а на этапе принятия решения о включении этих кандидатов в договор о слиянии.
Пунктом 8 ст. 53 Закона введена процедура, в соответствии с которой полномочия по избранию членов органов (за исключением совета директоров) обществ, создаваемых в процессе реорганизации, переданы совету директоров.
Совет директоров большинством в 3/4 голосов своих членов избирает из числа кандидатов, предложенных акционерами по описанной выше процедуре, лиц, которые будут включены в решение о реорганизации в форме выделения или разделения или в договор о слиянии. Данная процедура работает в случае выделения или разделения, когда соответствующее решение принимается советом директоров единственного реорганизуемого общества. Однако законодатель не учел, что в случае слияния кандидаты выдвигаются акционерами каждого реорганизуемого общества, и соответственно их избрание осуществляется каждым советом директоров, в результате чего количество включенных в список членов органа создаваемого общества может в несколько раз превысить количественный состав соответствующего органа, зафиксированный в уставе.
Представляется, что в условиях, когда данная ситуация не урегулирована действующим законодательством, порядок избрания членов органов создаваемого общества советами директоров реорганизуемых обществ может быть зафиксирован в договоре о слиянии, при этом возможно несколько подходов к решению данной проблемы.
Во-первых, совету директоров каждого реорганизуемого общества может быть предоставлено право избрать членов соответствующего органа в количестве, пропорциональном доле акционеров данного реорганизуемого общества в уставном капитале создаваемого общества, по аналогии с предусмотренным Законом порядком избрания членов совета директоров создаваемого общества.
Во-вторых, может быть проведено совместное заседание советов директоров реорганизуемых обществ, при этом доля голосов, принадлежащих всем членам совета директоров каждого реорганизуемого общества пропорциональна доле акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров данного реорганизуемого общества, в общем количестве размещаемых акций создаваемого общества.
При применении первого варианта право утвердить кандидатуру лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа, ревизора создаваемого общества должен получить совет директоров только одного общества. При этом реорганизуемые общества не застрахованы от ситуации, когда доли участия акционеров в создаваемом обществе сложатся таким образом, что в результате округления право избрать соответствующую кандидатуру получат советы директоров нескольких реорганизуемых обществ или не получит ни один из них.
Риски второго варианта состоят в том, что если члены советов директоров не придут к согласию относительно списка кандидатов, включаемых в договор о слиянии, то решение необходимым числом голосов принято не будет. Возникновение данной ситуации говорит о недостаточной проработке договора о слиянии, так как для его заключения требуется согласие сторон по всем существенным условиям договора. Состав органов создаваемого общества относится к существенным условиям договора о слиянии и без консенсуса по данному вопросу крупнейших акционеров и членов советов директоров реорганизуемых обществ слияние состояться не может.
Таким образом, в части формирования органов создаваемого общества совет директоров принимает решения:
о включении лиц, выдвинутых акционерами реорганизуемого общества, в список кандидатов для избрания в совет директоров создаваемого общества;
о включении лиц, выдвинутых акционерами реорганизуемого общества кандидатами, в список членов коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии;
об утверждении ревизора;
об утверждении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа каждого общества.
Первое решение принимается в порядке, определенном уставом реорганизуемого общества для принятия аналогичных решений, остальные - большинством в три четверти голосов всех членов совета директоров.
Из текста пункта 8 ст. 53 Закона следует, что совет директоров также имеет право выдвигать кандидатов в органы создаваемого общества. Представляется, что для такого выдвижения должны применяться правила пункта 7 этой же статьи, то есть совет директоров вправе выдвигать кандидатов для избрания только в случае отсутствия предложений от акционеров или недостаточности количества кандидатов для формирования соответствующего органа.
В соответствии с Законом договор о слиянии должен содержать указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества. При этом таким лицом может являться как единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), так и управляющая организация. Из этого следует, что полномочия единоличного исполнительного органа создаваемого общества с момента его государственной регистрации могут быть переданы управляющей организации, отдельного решения общего собрания акционеров создаваемого общества для этого не требуется. Кандидатура управляющей организации предлагается советом директоров, акционеры не вправе давать соответствующие предложения.
Закон не содержит положений о порядке формирования счетной комиссии создаваемого общества. Так как счетная комиссия на момент проведения первого общего собрания акционеров создаваемого общества отсутствует, ее функции может выполнять регистратор общества.
Проблема также может быть решена путем предоставления акционерам права выдвинуть кандидатов в счетную комиссию, с последующим включением списка членов счетной комиссии в договор о слиянии в порядке, предусмотренном Законом для включения в него членов исполнительных и контрольных органов общества, поскольку Закон позволяет включать в договор о слиянии иные положения о реорганизации, помимо прямо им предусмотренных.
5.Коэффициенты конвертации
Акции реорганизуемых обществ конвертируются в акции создаваемого общества в соответствии с коэффициентами конвертации, определенными договором о слиянии.
В соответствии с пунктом 8.4.2 "Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденных Приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н (далее по тексту - "Стандарты эмиссии"), коэффициент конвертации определяется как количество ценных бумаг каждой категории (типа, серии) каждого участвующего в слиянии юридического лица, которые конвертируются в одну ценную бумагу юридического лица, создаваемого в результате слияния.
Действующее законодательство не содержит каких-либо указаний о порядке определения коэффициентов конвертации. Представляется, что наиболее справедливым по отношению к акционерам является расчет коэффициентов конвертации на основе рыночной стоимости акций реорганизуемых обществ. Для акций, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, рыночная стоимость может быть определена независимым оценщиком.
Если рассчитать рыночную стоимость каждого реорганизуемого общества как произведение рыночной стоимости его акций на количество размещенных акций и предположить, что рыночная стоимость создаваемого общества будет равна сумме стоимостей реорганизуемых обществ, то доля акций создаваемого общества, которую должны получить акционеры каждого реорганизуемого общества, пропорциональна доле его рыночной стоимости в рыночной стоимости создаваемого общества.
Ниже приводится одна из возможных методик расчета коэффициента конвертации на основании рыночной стоимости акций реорганизуемых обществ.
Таблица 2. Расчет коэффициентов конвертации
Реоргани- зуемые общества |
Количество акций до ре- организации |
Уставный капитал, руб. |
Рыночная стоимость одной акции, руб. |
Рыночная стоимость общества, руб. |
Доля в общей рыночной стоимости, % |
Количество размещаемых акций |
Коэффици- ент кон- вертации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | 1 000 | 100 000 | 10 | 10 000 | 0,16639 | 1 000 | 1 |
Б | 10 000 | 50 000 | 100 | 1 000 000 | 16,63894 | 100 000 | 0,1 |
В | 5 000 | 1 000 | 1 000 | 5 000 000 | 83,19468 | 500 000 | 0,01 |
Итого | 151 000 | 6 010 000 | 100 | 601 000 |
В таблице 2 количество размещаемых акций каждого реорганизуемого общества вычисляется как произведение гр. 6 на общее количество размещаемых акций, деленное на 100. Общее количество размещаемых акций определено из расчета, что уставный капитал создаваемого общества (суммарная номинальная стоимость его акций) равен суммарной рыночной стоимости всех акций реорганизуемых обществ и номинал акции составляет 10 рублей. В этом случае общее количество размещаемых акций составит 601 000 штук.
Коэффициент конвертации определяется как отношение количества размещенных акций данного реорганизуемого общества к количеству акций, подлежащих размещению акционерам этого общества.
В результате расчетов, выполненных в соответствии с приведенной выше методикой на реальных данных, с большой степенью вероятности появятся дробные коэффициенты конвертации*(2), и соответственно при расчете количества акций, в которые будут конвертированы акции, принадлежащие акционеру реорганизуемого общества, будет получено дробное число акций. В этом случае в договоре о слиянии следует предусмотреть возможность округления расчетного количества акций до целого числа. При этом следует иметь в виду, что в случае, если расчетное количество акций, в которые конвертируются акции акционера, менее 1, такой акционер должен получить не менее одной акции создаваемого общества.
Следует отметить, что возможность использования дробных коэффициентов конвертации признается далеко не всеми. Считается, что округление количества размещаемых акций приводит либо к неосновательному обогащению акционера (в случае, если расчетное количество акций округляется в большую сторону), либо к ущемлению прав акционера (если количество акций округляется в меньшую сторону). По нашему опыту, региональные отделения ФСФР России также неоднозначно относятся к использованию дробных коэффициентов конвертации.
Альтернативой является использование коэффициентов конвертации, выраженных целыми числами. Однако следует отметить, что в случае расчета коэффициентов на основании рыночной стоимости акций в большинстве случаев будут получены их дробные значения, которые затем будут округлены до целых. В случае округления коэффициента в большую сторону акционеры соответствующего реорганизуемого общества получат относительно большую долю в общем количестве акций создаваемого общества, в ущерб тем акционерам, коэффициент конвертации акций которых был округлен в меньшую сторону. При этом потери акционеров могут быть гораздо существеннее, чем при округлении количества размещаемых акционеру акций в случае с дробными коэффициентами.
Таким образом, при размещении акций в процессе реорганизации всегда будет присутствовать небольшая погрешность относительно их "справедливого" количества. Единственным способом решения данной проблемы является введение возможности образования дробных акций в процессе реорганизации наряду с их образованием при реализации преимущественного права акционеров на приобретение размещаемых обществом акций и консолидацией.
6. Уставный капитал и размещение
акций создаваемого общества
Уставный капитал создаваемого общества может быть как больше, так и меньше суммы уставных капиталов реорганизуемых обществ.
В случае, если уставный капитал создаваемого общества будет меньше суммы уставных капиталов реорганизуемых обществ, принимать какие-либо решения об уменьшении уставных капиталов не надо, бухгалтер сделает необходимые проводки при формировании вступительного баланса создаваемого общества в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций".
Если уставный капитал создаваемого общества превышает сумму уставных капиталов реорганизуемых обществ, превышение может компенсироваться за счет источников их собственных средств: нераспределенной прибыли, добавочного капитала и прочих. При этом если размер собственных средств одного из обществ меньше произведения количества акций, размещаемых его акционерам на их номинальную стоимость, недостаток собственных средств может компенсироваться собственными средствами иных обществ, участвующих в слиянии.
При определении размера уставного капитала не следует забывать, что его размер равен произведению количества размещаемых акций на номинальную стоимость одной акции и правильно производить расчет величины уставного капитала.
Если при заданных коэффициентах конвертации есть необходимость уменьшения расчетной величины уставного капитала в n раз (например, в случае, если отсутствуют источники его формирования в планировавшемся размере), номинальная стоимость размещаемых акций также уменьшается в n раз. Аналогично размер уставного капитала может быть увеличен.
Размер уставного капитала создаваемого общества может быть также изменен путем кратного увеличения (уменьшения) коэффициентов конвертации. Например, вместо приведенных в Таблице 2 коэффициентов конвертации (1; 0,1; 0,01) могут использоваться коэффициенты 10; 1; 0,1. При этом первоначальная расчетная величина уставного капитала уменьшится в 10 раз.
Таким образом, уставный капитал создаваемого общества является гибкой величиной, размер которой можно "настроить" исходя из целей, которые ставятся участниками реорганизации. При этом должны соблюдаться требования статьи 26 Закона - уставный капитал открытого общества должен составлять не менее 1 000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации создаваемого общества, закрытого - не менее его 100-кратной суммы.
Акции размещаются после их государственной регистрации. Исключение из данного правила установлено ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в отношении акций, размещаемых при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение которых осуществляется до государственной регистрации их выпуска. Акции создаваемого общества считаются размещенными в дату его государственной регистрации, при этом акции реорганизуемых обществ погашаются (они конвертируются в акции создаваемого общества).
Акции создаваемого общества размещаются среди акционеров, зарегистрированных в реестрах акционеров реорганизуемых обществ на день государственной регистрации создаваемого общества. При этом конвертируются все размещенные акции, за исключением акций, принадлежащих другому реорганизуемому обществу, участвующему в слиянии, и собственных акций реорганизуемого общества, находящихся на его лицевом счете.
Соответственно не конвертируются находящиеся на лицевом счете общества акции, выкупленные у акционеров по их требованию в связи с принятием решения о реорганизации. Следует отметить, что "Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденные Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее "Стандарты эмиссии"), содержат положение о том, что не подлежат также конвертации акции, требования о выкупе которых предъявлены и которые должны быть выкуплены реорганизуемым обществом. Однако реализация данного положения создает ряд проблем как для регистратора, так и для создаваемого общества.
То, что акции не списаны со счетов акционеров, подавших требование, означает, что эти акции еще не оплачены реорганизуемым обществом. Более того, определить, подлежат ли данные акции выкупу (и соответственно оплате) можно только на основании отчета об итогах выкупа, утвержденного советом директоров реорганизуемого общества. Если конвертация происходит до даты утверждения такого отчета, заявленное акционером требование может быть отклонено, и акционер не получит ни акций создаваемого общества, ни денег. Кроме того, количество выкупаемых у акционеров акций может быть пересчитано в соответствии с пунктом 5 ст. 76 Закона, что приведет к тому же результату - нарушению прав акционеров.
Для исключения указанной ситуации рекомендуем осуществлять регистрацию создаваемого общества не ранее завершения всех процедур, связанных с выкупом акций реорганизуемого общества у акционеров по их требованию.
При определении размера уставного капитала создаваемого общества возникает серьезная проблема, связанная с тем, что на дату принятия решения о реорганизации, когда в уставе создаваемого общества фиксируется размер его уставного капитала, точно определить этот размер не представляется возможным в силу следующих причин:
- наличия у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций;
- при дробных коэффициентах конвертации - наличия погрешности округления.
Как уже отмечалось, акции, выкупленные у акционеров реорганизуемого общества по их требованию и находящиеся на лицевом счете реорганизуемых обществ, не конвертируются. Так как количество акций, которое будет предъявлено к выкупу, заранее неизвестно, неизвестно и количество акций, которое будет конвертировано в акции создаваемого общества и сформирует его уставный капитал.
Ранее, когда выкупленные акции должны были погашаться при выкупе, данная проблема была неразрешима, однако действующая редакция Закона позволяет не гасить выкупленные акции, а реализовать их до даты конвертации в акции создаваемого общества по рыночной цене, что позволяет сохранить указанный в договоре о слиянии и уставе размер уставного капитала создаваемого общества.
Возникающая при размещении акций погрешность округления является более серьезной проблемой. В случае, если коэффициент конвертации является дробным, при расчете количества принадлежащих акционеру акций осуществляется округление расчетного количества до целого числа, так как размещение дробных акций при реорганизации не предусмотрено Законом. При этом возможна ситуация, когда сумма размещаемых акционерам акций превысит количество акций создаваемого общества, определяемое непосредственно на основании коэффициентов конвертации по формуле:
N
К = сумма (А / К ),
i i
i=1
где
К - количество размещаемых акций создаваемого общества;
Аi - количество размещенных акций i-го реорганизуемого общества;
Кi - коэффициент конвертации акций i-го реорганизуемого общества в акции создаваемого общества;
N - количество реорганизуемых обществ, участвующих в слиянии.
По мнению автора, решить данную проблему можно путем фиксации в уставе создаваемого общества количества размещаемых акций несколько большего, чем рассчитанная выше величина К, что позволит получить излишек размещаемых акций, необходимый для покрытия образовавшейся погрешности округления. Фактическое количество размещенных акций будет при регистрации выпуска ценных бумаг зафиксировано в отчете об итогах выпуска акций. Изменения в устав создаваемого общества относительно количества размещенных акций и размера его уставного капитала будут внесены на основании отчета об итогах выпуска акций в порядке, определенном Законом.
Достаточно часто возникает ситуация, когда уже после даты прекращения деятельности реорганизуемых в форме слияния обществ их акционеры подают передаточные распоряжения регистратору на переход права собственности на принадлежащие им акции реорганизуемых обществ. Регистратор, не имея информации о факте реорганизации, такие операции проводит, а затем получает уведомление от создаваемого общества о том, что на дату проведения этих операций реорганизуемое общество уже прекратило свою деятельность. Так как список лиц, акции которых конвертируются в акции создаваемого общества, составляется на дату его государственной регистрации, новые владельцы акций в этот список не попадут. Как правило, в этом случае акционеров ждут неприятные, в том числе судебные разбирательства.
Во избежание данной ситуации следует неукоснительно выполнять требования Стандартов эмиссии - регистратор должен быть уведомлен реорганизуемым обществом о факте подачи документов на государственную регистрацию создаваемого общества в день такой подачи, и создаваемым обществом - о факте его государственной регистрации - в день такой регистрации.
Документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг создаваемого общества должны быть предоставлены не позднее одного месяца с даты его государственной регистрации. Регистрация выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме слияния, осуществляется одновременно с регистрацией отчета об итогах их выпуска.
До государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг запрещается обращение ценных бумаг, то есть заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
В статье рассмотрены отдельные проблемы, возникающие при проведении такой важной корпоративной процедуры, как реорганизация акционерного общества, и даны некоторые возможные пути их решения.
В силу отсутствия правовых актов, детализирующих соответствующие процедуры, подготовка каждой реорганизации является сложным и интересным творческим процессом. Вместе с тем следует помнить, что нарушение определенных Законом правил проведения слияния может повлечь целый ряд негативных для реорганизуемых обществ последствий - от отказа уполномоченных органов от регистрации утвержденных в ходе таких корпоративных действий документов до оспаривания их результатов в суде акционерами и иными лицами.
Е. Костикова,
начальник управления консалтинга
ОАО "Центральный Московский Депозитарий", к.э.н.
"Акционерный вестник", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В случае, если проектом устава создаваемого общества формирование совета директоров не предусмотрено, данный вопрос в повестку дня собрания не включается.
*(2) Здесь и далее под дробными коэффициентами конвертации подразумеваются коэффициенты, приводящие к появлению дробного расчетного количества акций создаваемого общества у акционера. В приведенном в таблице 2 примере коэффициенты не являются дробными, так как владелец одной акции реорганизуемого общества получит целое число (1, 10, 100) акций создаваемого общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как сливать акционерные общества
Автор
Е. Костикова - начальник управления консалтинга ОАО "Центральный Московский Депозитарий", к.э.н.
Практический журнал для руководителей и юристов "Акционерный вестник", 2008, N 3