г. Вологда |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А05-8852/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О,
при участии от гаражно-строительного кооператива "Якорь" Чекаловой Н.А. по доверенности от 31.05.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Якорь" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 октября 2013 года по делу N А05-8852/2013 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
гаражно-строительный кооператив "Якорь" (ОГРН 1032901007919; далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703; далее - Администрация) о признании незаконным отказа от 11.07.2013 N 01-03-17/1981 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта - "Коллективная автостоянка закрытого типа на ул. Первомайской" в районе ул. Первомайской, дом 38 (квартал 051); обязании Администрации выдать заявителю разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого строения - "Коллективная автостоянка закрытого типа на ул. Первомайской" в районе ул. Первомайской, дом 38 (квартал 051). К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция государственного строительного надзора Архангельской области (далее - Инспекция, Инспекция Госстройнадзора Архангельской области).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Кооператив в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что ответ Администрации от 11.07.2013 со ссылкой на письмо от 26.04.2013 незаконен, поскольку 01.07.2013 были представлены другие документы, которые ранее не представлялись (проектная документация объекта с разбивкой на этапы); строительство гаражей соответствует градостроительному плану земельного участка и проектной документации, что подтверждено экспертным заключением предпринимателя Журавлева М.Н.; к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора; государственный строительный надзор введён с момента вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), то есть с 30.12.2004; Положение о государственном строительном надзоре в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, и до этой даты данный вид деятельности не осуществлялся; в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьёй 49 ГрК РФ либо является типовой или её модификацией; ГрК РФ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие; проектная документация Кооператива разработана до введения в действие ГрК РФ, поэтому государственный строительный надзор не должен осуществляться; судом не дана оценка экспертному заключению предпринимателя Журавлева М.Н.; Кооперативу не требовалось получение разрешения на строительство в силу пункта 2 статьи 56 Правил землепользования и застройки Северодвинска, утверждённых решением Совета депутатов Северодвинска от 31.10.2007 N 147; изменения в проект согласованы в соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ; требование о получении разрешения на выполнение строительно-монтажных работ противоречит части 3 статьи 55 ГрК РФ, устанавливающей перечень требуемых документов.
Администрация и Инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, гаражно-строительному кооперативу "Якорь" на основании договора аренды земельного участка N 11537000 от 17.06.2004 предоставлен земельный участок площадью 48 043 кв. м для строительства коллективных гаражей - стоянок. Договор аренды заключён на срок до 14.07.2007. После истечения срока действия договора он продлён на неопределённый срок в связи с отсутствием возражений сторон, что подтверждается представленным в дело письмом администрации муниципального образования "Северодвинск" от 15.03.2012 N 11-09-002/1511.
В соответствии с заданием на проектирование, утверждённым на заседании правления ГСК "Якорь" 12.03.2004, архитектурно-планировочным заданием от 02.03.2004 N 1886 ПКБ ФГУП "ПО "Севмаш", разработана проектная документация.
Северодвинский территориальный отдел Областной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора письмом от 22.09.2004 N 12.09 (том 2, лист 7) сообщил Кооперативу о том, что Инспекция Госархстройнадзора не возражает против строительства объекта, одновременно до ГСК "Якорь" доведена информация о том, что в соответствии с Областным законом N 191-24-ОЗ от 07.10.2003 до начала работ необходимо получить разрешение на строительство в органах местного самоуправления, получить разрешение на выполнение строительно-монтажных работ в Инспекции Госархстройнадзора.
Администрацией Северодвинска выдано разрешение на строительство объекта недвижимости N 1 от 22.09.2004 (том 1, лист 18), в котором ГСК "Якорь" разрешено строительство коллективной автостоянки закрытого типа на земельном участке в районе ул. Первомайской, 38 (кв.051), с кадастровым номером 29:28:106051:0020 согласно проектной документации, разработанной ПКБ ФГУП "ПО "Севмаш", срок действия разрешения установлен до 22.09.2007.
За получением разрешения в Инспекцию Госархстройнадзора ГСК "Якорь" не обращался, о начале работ и об окончании строительства объекта Инспекции Госархстройнадзора не сообщил, вследствие чего разрешение на выполнение строительно-монтажных работ не было получено, и при строительстве объекта не осуществлялся государственный строительный надзор.
ГСК "Якорь" (инвестор) и ООО "Судстройкомплект" (подрядчик) заключили договор подряда на строительство от 22.09.2004, согласно которому подрядчик принял на себя генеральный подряд на строительство гаражей, срок сдачи готового объекта согласно договору установлен 22.09.2007.
По окончании строительства составлен акт приёмки законченного строительством объекта от 26.10.2007 (том 1, листы 20 - 22).
Кооператив 19.12.2012 обратился в администрацию г. Северодвинска с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта - гаражно-строительного кооператива "Якорь" в эксплуатацию (том 2. Лист 45).
Администрация письмом от 28.12.2012 N 01-03-17/3896 отказала в выдаче разрешения, указав на несоблюдение требований законодательства, а именно: истечение срока действия разрешения на строительство и отсутствие обращения Кооператива с заявлением о продлении срока его действия; непредставление органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
ГСК "Якорь" 24.01.2013 обратился в Инспекцию Госстройнадзора Архангельской области с заявлением о выдаче заключения строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Инспекция Госстройнадзора Архангельской области письмом от 28.01.2013 N 01-16С/4 сообщила об отсутствии у неё права на выдачу требуемого заключения в связи с тем, что Кооператив не сообщил о начале строительства, и строительный надзор не осуществлялся.
ГСК "Якорь" 17.04.2013 обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменения в разрешение на строительство от 22.09.2004 N 1 и вводе этого объекта в эксплуатацию.
Администрация в письме от 26.04.2013 N 01-03-17/1197 сообщила об отсутствии оснований для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указав, что при выполнении контрольно-геодезической съёмки специалистами отдела геодезии и геоинформационных систем Управления строительства и архитектуры выявлено отклонение построенного объекта от утверждённой проектной документации, изменения в проектную документацию (разделение объекта строительства на пусковые комплексы) в установленном порядке не вносились, строительный надзор по объекту не проводился.
Кооператив 01.07.2013 повторно обратился с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта (том 2, лист 44).
Письмом от 11.07.2013 N 01-0317/1981 (том 1, лист 12) Администрация сообщила Кооперативу о том, что по вопросу о возможности ввода в эксплуатацию объекта "Коллективная автостоянка закрытого типа на ул. Первомайской" (гаражно-строительный кооператив "Якорь") в квартале 051 г. Северодвинска в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации администрацией Северодвинска был направлен исчерпывающий ответ от 26.04.2013 N 01-03-17/1197.
Не согласившись с отказом, Кооператив обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о соответствии отказа в выдаче разрешения на строительство нормам статьи 55 ГрК РФ, установив, что ГСК "Якорь" не было получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, орган государственного строительного надзора не был уведомлен о начале строительно-монтажных работ, не был осуществлён строительный надзор, объект капитального строительства построен с отклонениями от утверждённой проектной документации.
Апелляционный суд считает указанные выводы суд правильными и основанными на законе и материалах дела.
В соответствии со статьёй 55 ГрК РФ, введённого в действие 30.12.2004, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
На момент обращения Кооператива в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию срок действия разрешения на строительство от 22.09.2004 истёк, с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство ГСК "Якорь" не обращался.
Из письма Управления строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Северодвинск" от 09.09.2013 N 04-01-08/1887 с приложением выкопировки с топоплана от 06.09.2013 (том 2 листы 41 - 43) следует, и не оспаривается заявителем, что к вводу в эксплуатацию был предъявлен построенный объект, параметры которого не соответствовали проектной документации, а именно:
- площадь застройки в соответствии с проектом - 24 583,44 кв.м (лист 7 проекта 046.1/822.00.ПЗ), фактически - 25 522 кв.м (согласно справке Северодвинского отделения Архангельского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" от 13.12.2012 N 09-01-05/1776);
- блок-секция на 10 автомобилей (поз.9Б): площадь застройки по проекту - 400 кв.м, фактически - 682 кв.м;
- блок-секция на 32 автомобиля (поз.8б): площадь застройки по проекту - 1280 кв.м, фактически (по выкопировке) - 1369 кв.м;
- блок-секция на 18 автомобилей (поз.1а): площадь застройки по проекту - 720,16 кв.м, фактически (по выкопировке) - 585 кв.м;
- построены дополнительные блок-секции 1г и 10а, не предусмотренные проектом, в результате построено 21 блок-секция вместо 19 запроектированных.
В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГСК "Якорь" утверждённая в установленным порядке проектная документация после внесения в неё изменений не представлена.
В соответствии с частью 12 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, действовавшего в момент выдачи ГСК "Якорь" разрешения на строительство объекта, контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагался на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, в связи с чем отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что до момента вступления в силу ГрК РФ - 30.12.2004 государственный строительный надзор не осуществлялся.
Частью 12 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ установлено, что контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
Областная инспекция государственного архитектурного строительного надзора не была уведомлена о начале строительства, не был осуществлён строительный надзор в нарушение указанной выше нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, статьи 13 Градостроительного кодекса Архангельской области от 07.10.2003 N 191-24-ОЗ, постановления Главы администрации Архангельской области от 19.01.2004 N 6 "Об областной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора".
Пунктом 2 статьи 13 Градостроительного кодекса Архангельской области от 07.10.2003 N 191-24-ОЗ установлено, что областная инспекция государственного архитектурно - строительного надзора выдает в пределах своей компетенции разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах недвижимости на территории Архангельской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 8 стать 52 Градостроительного кодекса Архангельской области от 07.10.2003 N 191-24-ОЗ разрешение на строительство является основанием для получения заказчиком (застройщиком) в установленном порядке в областной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.
На основании указанных норм отклоняется довод Кооператива об отсутствии у него обязанности получить разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.
Объект построен и эксплуатируется без разрешения на ввод его в эксплуатацию, часть гаражных боксов зарегистрирована на праве собственности за отдельными физическими лицами, что подтверждено копиями свидетельств о праве собственности на гаражные боксы.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконным отказа Администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют.
Наличие экспертного заключения предпринимателя Журавлева М.Н. не имеет правового значения, поскольку не влияет на установленный порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Кооперативу не требовалось получение разрешения на строительство в силу пункта 2 статьи 56 Правил землепользования и застройки Северодвинска, утверждённых решением Совета депутатов Северодвинска от 31.10.2007 N 147, противоречит названной норме, поскольку ни один из предусмотренных в ней случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, в рассматриваемой ситуации не присутствует.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 октября 2013 года по делу N А05-8852/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Якорь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8852/2013
Истец: гаражно-строительный кооператив "Якорь", ГСК "Якорь"
Ответчик: администрация муниципального образования "Северодвинск"
Третье лицо: Инспекция государственного строительного надзора Архангельской области