г. Санкт-Петербург |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А26-73/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25396/2013) Администрации Сортавальского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2013 по делу N А26-73/2013 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Администрации Сортавальского муниципального района
к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия
3-е лицо: ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ"
о признании недействительным соглашения
установил:
Администрация Сортавальского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство) о признании недействительным соглашения по вопросу погашения кредиторской задолженности МУЗ "Сортавальская центральная районная больница".
Решением от 01.10.2013 Арбитражный суд Республики Карелия в иске отказал.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда от 01.10.2013 отменить, иск удовлетворить. По мнению заявителя, соглашение, заключенное между Министерством и Администрацией, ничтожно, поскольку противоречит статьям 78.1, 38.1, части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2013 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании Решения Совета Сортавальского муниципального района от 02.11.2011 N 209 "Об утверждении перечня муниципальных учреждений как имущественных комплексов и перечня имущества, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Карелия" Правительством Республики Карелия принято распоряжение от 30.12.2011 N 826р-П (далее - Распоряжение N 826р-П).
Пунктом 1 Распоряжения N 826-р-П утвержден перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности Сортавальского района в государственную собственность Республики Карелия, согласно приложению N 1. В указанный перечень включено муниципальное учреждение "Центральная районная больница" Сортавальского муниципального района.
Право государственной собственности Республики Карелия на передаваемое имущество, возникает с даты подписания передаточного акта (пункт 3 Распоряжения N 826р-П).
Согласно пункту 4 названного распоряжения муниципальное учреждение "Центральная районная больница" Сортавальского муниципального района переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Сортавальская центральная районная больница" (далее - Учреждение).
Министерству предписано совместно с Администрацией подписать передаточный акт и соглашение, в котором должны быть предусмотрены обязательства Администрации по погашению просроченной кредиторской задолженности больницы по состоянию на 01.01.2012, а также по перечислению на лицевые счета Учреждения, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия доходов, полученных больницей в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в срок не позднее 10 рабочих дней с даты подписания передаточного акта.
В соответствии с пунктом 6 Распоряжения N 826р-П между Министерством и администрацией было заключено Соглашение (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 Соглашения размер просроченной кредиторской задолженности Учреждения по состоянию на 01.01.2012 определяется актом сверки просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2012 (далее - Акт сверки), формирование которого осуществляется на основании актов сверок Учреждения и его кредиторов по состоянию от 01.01.2012, стороны обязуются подписать Акт сверки не позднее 31.01.2012.
Пунктом 2 Соглашения прямо предусмотрено, что Администрация несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, возникшим до момента передачи Учреждения из муниципальной собственности муниципального района в государственную собственность республики Карелия.
В соответствии с пунктом 3 Соглашения при наличии у Учреждения по состоянию на 01.01.2012 года просроченной кредиторской задолженности Администрация обязуется предусмотреть в бюджете муниципального района на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов и обеспечить предоставление не позднее 01.09.2012 Учреждению субсидий на иные цели в размере просроченной кредиторской задолженности Учреждения, определяемой в соответствии с пунктом 1 Соглашения.
Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств, принятых на себя в соответствии с Соглашением.
Согласно Акту сверки, подписанному Министерством и Администрацией, размер просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2012, подлежащей оплате за счет средств бюджета Сортавальского муниципального района, составляет 5 134 рубля 50 копеек.
Актом от 01.01.2012 Сортавальская больница передана из муниципальной собственности Сортавальского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия, в связи с чем на основании пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ с указанной даты у Республики Карелия возникло право государственной собственности на Учреждение и прекратилось право муниципальной собственности.
Администрация полагает, что заключенное соглашение является ничтожным, финансовые притязания Министерства не обоснованными.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Исходя из вышеперечисленных норм законодательных актов, суд первой инстанции правильно указал, что в период нахождения в муниципальной собственности Учреждение по типу организационно-правовой формы являлось бюджетным.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) введена в действие статья 9.2 Закона N 7-ФЗ, действующая на момент перехода права собственности Учреждения из муниципальной в государственную.
Пунктом 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ предусмотрен переходный период - с 01.01.2011 по 01.07.2012.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ деятельность муниципального бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (пункт 7 Закона N 83-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Порядок финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений для выполнения ими муниципального задания путем предоставления им субсидий из местного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания, установлен пунктом 6 статьи 33 Закона N 83-ФЗ.
На переходный период форма финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 33 Закона N 83-ФЗ устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных частью 19 настоящей статьи.
По смыслу подпункта 1 пункта 19 статьи 33 Закона N 83-ФЗ в переходный период муниципальным бюджетным учреждениям из муниципального бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) и на иные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм, деятельность Учреждения до передачи его в государственную собственность Республики Карелия должна была финансироваться собственником имущества Учреждения - Сортавальским муниципальным районом.
Доводы подателя жалобы о том, что подписанные между Учреждением и его кредиторами акты сверки задолженности, не являются доказательством наличия кредиторской задолженности Администрации перед Учреждением, отклоняются, поскольку на основе указанных актов между Министерством и Администрацией и было заключено Соглашение.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, заключая Соглашение, Администрация фактически признала факт ненадлежащего исполнения финансовых обязательств, возникших вследствие недофинансирования Учреждения в период, когда оно находилось в муниципальной собственности.
Ссылка Администрации на то, что суды не применили статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть принята во внимание.
Правоотношения, в рамках которого образовалась спорная задолженность, возникли из Соглашения, заключенного между Министерством и Администрацией.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2013 по делу N А26-73/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-73/2013
Истец: Администрация Сортавальского муниципального района
Ответчик: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия