г. Пермь |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А60-24385/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя - ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский" (ОГРН 1127422000408, ИНН 7422048733): не явились;
от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1096671010864, ИНН 6671294624): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2013 года
по делу N А60-24385/2013,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) от 10.06.2012 N АП-02/612-ЮЛ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Ссылается на то, что ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский" заведомо знало из первичных учетных документов об объемах поставки алкогольной продукции, однако не приняло меры по предоставлению декларации N 6 с достоверными сведениями.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, оснований для отмены судебного акта не усматривает, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" представлены декларации об объемах производства и оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - декларации) за отчетный период 1 квартал 2013 года в электронной форме.
По результатам анализа сведений, содержащихся в декларациях, представленных ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" за отчетный период 1 квартал 2013 года, и данных товарно-сопроводительных документов на закупку алкогольной продукции, произведенной ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский", представленных ООО "Озспиртпром" в ходе внеплановой выездной проверки, управлением установлено следующее.
В соответствии с представленными ООО "Озспиртпром" товарно-сопроводительными документами, в 1 квартале 2013 года ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" осуществило поставку алкогольной продукции в адрес ООО "АТОЛЛ", ИНН 1516618642, в объеме 59 940 дал., по следующим товарно- транспортным накладным (далее - ТТН): от 25.03.2013 N О0226, от 25.03.2013 N О0225, от 25.03.2013 N О0229, от 26.03.2013 N О0230, от 16.03.2013 N О0181, от 16.03.2013 N О0183 от 16.03.2013 N О0186, от 03.03.2013 N О0196, от 03.03.2013 N О0198, от 07.03.2013 N G0144, от 07.03.2013 N О0247, от 01.03.2013 N О0158, от 13.02.2013 N О0074, от 26.02.2013 N О0082, от 11.03.2013 N 000149, от 12.03.2013 N О0347, от 01.03.2013 N О0127, от 20.02.2013 N О0049, от 12.02.2013 N О0048, от 25.03.2013 N О0084, от 21.03.2013 N О0079, от 25.02.2013 N О0077, от 11.02.2013 N О0056, от 23.02.2013 N О0077, от 28.02.2013 N О0113, от 24.02.2013 N О0087, от 22.02.2013 N О0084, от 25.02.2013 N О0099, от 25.02.2013 N О0092, от 27.03.2013 N ООО 151, от 27.02.2013 N О0115, от 27.02.2013 N О0118, от 18.03.2013 N О0217, от 25.03.2013 N О0223, от 25.03.2013 N О0298, от 27.02.2013 N О0256, от 27.02.2013 N О0258, от 17.03.2013 N О0269, от 14.02.2013 N О0011, от 05.02.2013 N О0011, от 04.02.2013 N О008, от 18.02.2013 N О0022, от 04.03.2013 N О0171, от 11.03.2013 N О0022, от 12.02.2013 N О0013, от 29.01.2013 N О0004, от 04.02.2013 N О0007, от 11.02.2013 N О0011, от 12.03.2013 N ОО0018, от 11.03.2013 N О0024, от 11.03.2013 N О0016, от 11.03.2013 N О0029, от 25.03.2013 N О0224, от 18.02.2013 N О0068, от 20.02.2013 N О0076, от 08.02.2013 N О0040, от 07.02.2013 N О0035. от 08.02.2013 N О0037, от 04.02.2013 N О0034, от 21.02.2013 N О0081, от 25.03.2013 N О0220, от 26.03.2013 N О0221, от 20.02.2013 N О0078, от 08.02.2013 N О0037, от 11.02.2013 N О0041, от 11.02.2013 N О004З, от 08.02.2013 N О0036, от 12.02.2013 NО0060, от 18.02.2013 N О0061, от 11.02.2013 N О0053, от 11.02.2013 N О0052, от 18.02.2013 N О0057, от 19.03.2013 N О0056.
Вместе с тем в соответствии с данными об объёме поставки алкогольной продукции, указанными в декларации об объёме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно приложению N 6 к Правилам (далее - декларация N 6), представленной ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" за отчетный период 1 квартал 2013 года, ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" в 1 квартале 2013 года не осуществляло поставок алкогольной продукции в адрес ООО "АТОЛЛ", ИНН 1516618642.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО 10.06.2013 в отношении ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.15.13 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования, о чем вынесено соответствующее определение.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2013 N АП-02/612-ЮЛ.
Названным протоколом зафиксировано нарушение заявителем требований Федерального закона от 22.11.95г. N 171-ФЗ, п.8.2 вышеуказанного Положения, а именно: заявитель не включил в декларацию N 6 сведения о поставках алкогольной продукции в адрес ООО "АТОЛЛ" ИНН 1516618642 в объеме 59 940 дал.
На основании протокола проверяющим органом вынесено постановление от 10.06.2013 N АП-02/612-ЮЛ о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Диспозиция ст.15.13 КоАП РФ содержит три самостоятельных деяния: непредставление декларации, несвоевременное представление декларации и включение в декларацию заведомо ложных искаженных данных, каждое из которых образует самостоятельный состав правонарушения.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно ст.14 Федерального закона от 22.11.95г. N171-ФЗ "О государственном регулировании сферы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны представлять также декларации об использовании этилового спирта. Порядок представления указанных деклараций определяется Правительством Российской Федерации, в частности Положением о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.05.99г. N 564, а с 01.01.06г. - Постановлением Правительства РФ от 31.12.05г. N 858.
Пунктом 3 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.05г. N 858, установлено, что организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5.
Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7. Организации представляют отдельные декларации по каждому виду продукции.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что декларации представляются в территориальные органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно п.5 Положения организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации.
Декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном федеральной налоговой службой формате (п.6 Положения).
В целях обеспечения законности при применении мер административного принуждения в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в его совершении.
На основании ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности на административный орган, принявший оспариваемое решение, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7 ст. 210 АПК РФ).
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Привлекая заявителя к административной ответственности, заинтересованное лицо исходило из того, что ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" в нарушение пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок заполнения деклараций), не включило в декларацию N 6 сведения о поставках алкогольной продукции в адрес ООО "АТОЛЛ" ИНН 1516618642 в объеме 59 940 дал.
В подтверждение данного факта контролирующим органом представлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2013 N АП-02/612-ЮЛ., в котором указано, что ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский" не включило в декларацию N 6 сведения о поставках алкогольной продукции в адрес ООО "АТОЛЛ" ИНН 1516618642 в объеме 59 940 дал.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, управлением не проведен анализ фактического наличия спирта у заявителя, изготовленной продукции, возможного количества изготовления алкогольной продукции из имеющегося спирта, фактически реализованной и хранящейся на складе.
Выводы контролирующего органа, опровергающие доводы заявителя, в материалах дела отсутствуют. Подлинные документы, подтверждающие реализацию товара, не представлены.
Кроме того, как следует из акта проверки ООО "ЭлитаАлко" N У5-а282/04-08, управление сделало вывод о том, что товарно-сопроводительные документы, полученные от ООО "Озспиртпром" на закупку у ООО "Вина Ставрополья" алкогольной продукции производства ООО "ЮУВЗ "Казак Уральский", не удостоверяют легальность производства и оборота данной алкогольной продукции в общем объеме 49926,4 дал. Однако соответствующих доказательств и объяснений в материалах дела не имеется.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Поскольку событие административного правонарушения административным органом не доказано, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене. Заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что применительно к обстоятельствам настоящего дела отклонение административным органом ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении повлекло необъективную оценку действий общества, квалифицированных как административное правонарушение, и привело к обоснованному признанию судом первой инстанции оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии с положениями ст. 270 АПК РФ отмену или изменение решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2013 года по делу N А60-24385/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24385/2013
Истец: ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу