г. Челябинск |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А34-810/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Малышева М.Б., Костина В.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области по делу об административном правонарушении от 23.01.2013 N 7.
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Прибылев А.С. (доверенность от 06.12.2013 N 2),
Государственной жилищной инспекции Курганской области - Лиханова А.С. (доверенность от 21.05.2013 N 1).
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "Курганская генерирующая компания") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении от 23.01.2013 N 7 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2013 заявление ОАО "Курганская генерирующая компания" удовлетворено частично, постановление административного органа от 23.01.2013 N 7 признано незаконным и отменено в части привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ в части штрафа в размере 5000 рублей, в остальной части в удовлетворении заявления обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Курганская генерирующая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой указало, что суд первой инстанции, в нарушение условий ч. 1 ст. 1.5, ст. 2.1 КоАП РФ не исследовал вопрос о наличии вины ОАО "Курганская генерирующая компания" в совершении вмененного ему административного правонарушения, тогда как причинно-следственная связь отклонения температуры воздуха в квартирах от нормативной на 6 градусов Цельсия с действиями (бездействием) общества отсутствует, поскольку указанное отклонение связано, в том числе, с ненадлежащим выполнением обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Волна" (далее - ООО УО "Волна", управляющая организация) своих обязанностей как управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 решение Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2013 изменено, требования ОАО "Курганская генерирующая компания" удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 23.01.2013 N 7 по мотиву того, что ОАО "Курганская генерирующая компания" не является субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку исполнителем коммунальных услуг в силу действующего законодательства является управляющая организация, в данном случае ООО УО "Волна".
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.11.2013 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А34-810/2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в связи с тем, что апелляционным судом принято постановления о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
При этом суд кассационной инстанции указал, что изменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на недоказанность вины общества во вменяемом ему правонарушении, сославшись на то, что исполнителем коммунальных услуг в данной ситуации является ООО УО "Волна". Однако указанное общество к участию в деле судами не привлекалось.
При новом рассмотрении дела апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи со следующим.
Как разъяснено кассационным судом, рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на обстоятельства, из которых следует вывод о наличии состава вменяемого правонарушения в действиях лица, не привлечённого к участию в деле, а также высказываться относительно прав и обязанностей этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Как следует из материалов дела, 23.01.2013 административным органом вынесено постановление N 7 об административном правонарушении, согласно которому "ОАО "Курганская генерирующая компания" признана организацией, обеспечивающей население (жильцов дома N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане) коммунальной услугой по отоплению (т.1, л.д. 76).
ОАО "Курганская генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, в том числе, что не является исполнителем коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане, которыми избран способ управления многоквартирным домом.
Поскольку субъектом ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ может являться лишь исполнитель коммунальных услуг, вывод судов о наличии или отсутствии в действиях ОАО "Курганская генерирующая компания" состава данного правонарушения затрагивает интересы ООО УО "Волна", как управляющей компании многоквартирного дома N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане.
Из мотивировочной части обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции, признавая ОАО "Курганская генерирующая компания" исполнителем коммунальных услуг, тем самым высказался об объеме прав и обязанностей ООО УО "Волна", не привлеченного к участию в настоящем деле, что в силу п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения, арбитражного суда.
В связи с изложенным определением от 13.12.2013 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Волна" (далее - третье лицо, ООО УО "Волна", управляющая организация).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители ООО УО "Волна" не явились. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей жалобы от гражданина, зарегистрированного в доме N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане, в котором податель обращения указывал на то, что управляющей организацией "Волна" осуществляется ненадлежащее предоставление коммунальных услуг (отопления), в связи с чем не соблюдена нормативная температуры воздуха в квартире, Госжилинспекцией Курганской области 18.12.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.1, л.д. 81).
Госжилинспекцией 29.12.2012 составлен акт внепланового мероприятия по государственному контролю N 2718 (т.1, л.д. 79, 80) в присутствии представителей ОАО "Курганская генерирующая компания" и ООО УО "Волна".
В ходе внеплановых мероприятий установлено, что 20.12.2012 температурный режим в отапливаемых помещениях не соответствовал норме: температура воздуха в угловой жилой комнате в спорной квартире многоквартирного жилого дома N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане составляла 18 °С, что ниже нормативной на 6 °С (по норме температура воздуха в жилых угловых помещениях должна быть не ниже 22 °С), в другой жилой комнате температура воздуха составляла 16 град. С, что ниже нормативной на 4 °С (норма 20 °С).
При температуре наружного воздуха -26°С температура сетевой воды (теплоносителя) в подающем трубопроводе на вводе составляла 83°С, в обратном трубопроводе температура составляла 46°С что не соответствует "Температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии от источника теплоснабжения Курганской ТЭЦ через ЦТП ОАО "Курганская генерирующая компания" на отопительный период 2012 - 2013 г.г.".
По графику при температуре наружного воздуха минус 26 °С температура сетевой воды в подающем трубопроводе должна составлять 98,4 °С, в обратном - 62,6 °С, то есть фактически в дом тепловая энергия в горячей воде подается ниже на 11,8 °С в подающем трубопроводе и на 16,6 °С ниже в обратном трубопроводе.
Давление тепловой энергии в горячей воде в подающем трубопроводе системы отопления на вводе в жилой дом составило 5,6 Атм, в обратном трубопроводе - 4,6 Атм, соответственно, перепад давления в подающем и обратном трубопроводах системы отопления на вводе в жилой дом составлял 1 Атм.
В соответствии с п. 8.17 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", при определении напора сетевых насосов перепад давлений на вводе двухтрубных водяных тепловых сетей в здания (при элеваторном присоединении систем отопления) следует принимать равным расчетным потерям давления на вводе и в местной системе с коэффициентом 1,5 но не менее 0,15 МПа (1,5 Атм). То есть фактический перепад давления при замере оказался ниже нормативного на 0,5 Атм.
Административным органом сделан вывод, что из-за несоблюдения температурного графика и необходимого перепада давления теплоносителя (горячей воды) в подающем и обратном трубопроводах системы отопления на ввод в жилой дом у потребителей не обеспечена нормативная температура воздуха в отапливаемых помещениях жилых зданий, то есть не обеспечен нормативный уровень коммунальной услуги по отоплению - нарушены п. п. 4.12, 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", пп "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, Госжилинспекцией Курганской области 29.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Курганская генерирующая компания" (т.1, л.д. 77, 78).
Рассмотрев материалы проверки, Госжилинспекция Курганской области вынесла постановление по делу об административном правонарушении от 23.01.2013 N 7, которым ОАО "Курганская генерирующая компания" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей (л.д.76).
Не согласившись с данным постановлением, ОАО "Курганская генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не предоставляет населению коммунальные услуги, на отсутствие нарушения температурного графика в подающем трубопроводе на входе в дом, в связи с использованием административным органом неверного норматива, отсутствие вины в совершении правонарушения, поскольку административным органом не исследовалось состояние внутридомовых сетей.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Вопросы предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммунальных услуг урегулированы как нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, так и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, к каковым в настоящее время относятся:
постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг",
постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам",
постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами",
постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Так в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пунктам 149, 150 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7. 23 КоАП РФ может являться лишь лицо, признаваемое в соответствии с ЖК РФ и Правилами N 354 исполнителем коммунальных услуг.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
Согласно пункту 15 указанного Приложения обеспечение нормативной температуры воздуха должно соответствовать требованиям ГОСТ 51617-2000: в жилых помещениях - не ниже +18 єС (в угловых комнатах - + 20 єС), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 єС и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 єС (в угловых комнатах - +22 єС); в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Административным органом при проверке установлено, что температура воздуха в квартирах жилого дома N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане ниже нормативной. Кроме того, установлено, что температура сетевой воды (теплоносителя) на вводе в дом и обратном трубопроводе не соответствует температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии от источника теплоснабжения Курганской ТЭЦ через ЦТП ОАО "Курганская генерирующая компания" на отопительный период 2012 - 2013г.г.
При этом как следует из оспариваемого постановления и отзывов на заявление, административный орган считает, что ОАО "Курганская генерирующая компания", являясь одновременно исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, несет административную ответственность за несоблюдение нормативного уровня температуры воздуха в квартирах жилого дома.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает указанный вывод административного органа ошибочным по следующим основаниям.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 2,3 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, помимо прочего, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в силу п. 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе:
- заключением с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
- заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида,
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, указанными нормами жилищного законодательства прямо предусмотрено возложение на управляющую организацию обязанностей не только по содержанию общего имущества многоквартирного дома, но и по предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг.
Согласно п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
При этом в силу п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При этом период времени, в течение которого указанные лица, обязаны предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу п.п. 15, 19 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. Иная дата начала поставки коммунального ресурса может быть указана в договоре ресурсоснабжения.
В соответствии со статьей 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Исходя из содержания части 2 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, а также Правил N 354 избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, заключение с ней договора управления, а также заключение управляющей организацией договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией предполагает возникновение у управляющей организации обязанности предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Как следует из материалов дела, собственниками жилых помещений многоквартирного дома N 91 по ул. Пушкина г. Курган решением общего собрания участников избран способ управления управляющей организацией, заключены договоры управления многоквартирным домом с ООО УО "Волна".
ООО УО "Волна" 29.07.2008 заключен договор энергоснабжения N 4303 с ОАО "ЭнергоКурган", права и обязанности которого впоследствии соглашением от 01.10.2009 переданы ОАО "Курганская генерирующая компания".
В соответствии с условиями данного договора энергоснабжающая организация - ОАО "Курганская генерирующая компания" подает абоненту - ООО УО "Волна" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент принимает и оплачивает ее в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором. Договор заключен на энергоснабжение объектов, указанных в приложении N 1 к договору, в том числе на собственные нужды и нужды населения. В приложении N 1 отражен перечень отапливаемых зданий, в состав которого входит и жилой дом N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане.
Доказательств заключения заявителем (ОАО "Курганская генерирующая компания") в спорный период договоров энергоснабжения непосредственно с собственниками жилых помещений материалы дела не содержат.
Исходя из указанных выше норм жилищного законодательства, и, принимая во внимание, что собственники помещений в жилом доме на основании пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, следует вывод о наличии в силу закона у собственников помещений в многоквартирных домах, выбравших способ управления домом, обязанности по передаче всего комплекса полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации - в данном случае ООО УО "Волна".
В свою очередь, ООО УО "Волна", избранная жителями спорного дома в качестве управляющей организации, заключив договор энергоснабжения от 29.07.2008 N 4303 с ОАО "ЭнергоКурган" (а затем ОАО "Курганская генерирующая компания") взяло на себя обязательства по предоставлению жителям дома коммунальных услуг, в связи с чем подлежит признанию исполнителем коммунальных услуг.
При этом судом апелляционной инстанции отклоняются доводы административного органа, а также третьего лица о том, что договоры управления многоквартирным домом, заключенные между гражданами и ООО УО "Волна" не содержали положений о предоставлении управляющей организацией гражданам коммунальных услуг в силу следующего.
Согласно п. 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.
В частности, в силу п. "а" п. 9 Правил N 354 в случае выбора способа управления управляющей организацией предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Кроме того, как указано в абз. 2 п. 6 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Как предусмотрено в п. 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, учитывая сделанный ранее вывод о том, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, после заключения договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией автоматически приобретает статус исполнителя коммунальных услуг населению - жителям соответствующего многоквартирного дома, а также отсутствие у управляющей организации права отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг, отсутствие в договорах управления многоквартирным домом, заключенных между гражданами и ООО УО "Волна" условий о предоставлении управляющей организацией гражданам коммунальных услуг не освобождает управляющую организацию от соответствующих обязанностей, возложенных на нее в силу закона.
Соответственно, в этом случае договор о предоставлении коммунальных услуг (договор управления) между управляющей организацией и жителями многоквартирного дома, считается заключенным путем совершения потребителями конклюдентных действий (потреблением коммунальных услуг), на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов дома N 91 по ул. Пушкина в г. Кургане является управляющая организация - ООО УО "Волна".
ОАО "Курганская генерирующая компания", соответственно, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг - ООО УО "Волна".
Факт оплаты жильцами дома коммунальных услуг (отопление) непосредственно ресурсоснабжающей организации (ОАО "Курганская генерирующая компания) не является доказательством договорных отношений между ними, поскольку в силу п. 7.1. ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, в силу выше указанных положений законодательства ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в данном случае должна нести управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает только за поставки управляющей организации указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ОАО "Курганская генерирующая компания" в рассматриваемом случае не является субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг населению.
Более того, действия ОАО "Курганская генерирующая компания" не могут образовывать объективную сторону правонарушения по указанной статьей КоАП РФ, поскольку предоставление обществом коммунальных услуг жильцам дома (населению) в данном случае отсутствует, в виду поставки коммунального ресурса абоненту - ООО УО "Волна".
Учитывая, что ОАО "Курганская генерирующая компания" не является субъектом административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, и ее действия не образуют объективную сторону данного правонарушения, соответственно отсутствует состав административного правонарушения, доводы административного органа о нарушении ОАО "Курганская генерирующая компания" температурного графика регулирования отпуска тепловой энергии на отопительный период 2012 - 2013 гг. отклоняются апелляционным судом, как не имеющие правового значения.
Таким образом, действия (бездействие) ОАО "Курганская генерирующая компания" неправильно квалифицированы административным органом по статье 7.23 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности в действиях ОАО "Курганская генерирующая компания" состава вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований ОАО "Курганская генерирующая компания" о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2013 N 7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах требования ОАО "Курганская генерирующая компания" подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции Курганской области по делу об административном правонарушении от 23.01.2013 N 7 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2013 по делу N А34-810/2013 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Курганской области от 23.01.2013 N 7 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-810/2013
Истец: ОАО "Курганская генерирующая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10966/13
15.01.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12649/13
05.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10966/13
19.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10966/13
05.08.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6514/13
23.05.2013 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-810/13