г. Москва |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А41-49874/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Тучковский": Сорокин Б.В. - по доверенности от 06.08.2013 г.,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: представители не явились, извещены,
от администрации Рузского муниципального района Московской области: представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тучковский" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 года по делу N А41-49874/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению открытого акционерного общества "Тучковский" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица администрации Рузского муниципального района Московской области, о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тучковский" (далее - ОАО "Тучковский", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 10.10.2012 N МО-12/РКФ-323679 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 13990 кв.м., находящегося в д. Нестерово сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области в границах кадастрового квартала 50:19:00040405, в отношении которого было подано заявление N 50-0-1-59/3001/2012-7222 от 21.09.2012 и межевой план, зарегистрированный органом кадастрового учета 21.09.2012 за N 50-01-59/3001/2012-7222, об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 13990 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 года заявленные ОАО "Тучковский" требования удовлетворены частично: решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 10.10.2012 N МО-12/РКФ-323679 признано незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (том 2, л.д. 122-128).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части отказа в удовлетворении требования о обязании заинтересованное лицо поставить на кадастровый учет спорный земельный участок, ОАО "Тучковский" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значении для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 2, л.д. 136-140).
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки арбитражным апелляционным судом законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой обществом части от заинтересованного лица не поступало.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьей 266, частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных в Московской области, Рузском р-н, д. Нестерово, а именно:
- склад для хранения газовых баллонов, 1-этажный, площадь 28,60 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2005 серии 50 АЖ N 872719 (том 1, л.д. 78);
- склад для запчастей, 1-этажный, площадь 358,90 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2005 серии 50 АЖ N 819993 (том 1, л.д. 79);
- здание РММ, 1-этажное, площадь 487,90 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.06.2005 серии НА N 0024238 (том 1, л.д. 80).
31.05.2010 года Главой Рузского муниципального района Московской области принято Постановление N 1513 "Об утверждении ОАО "Тучковский" схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории сельскохозяйственного производства, д. Нестерово, сельское поселение Старорузское Рузского муниципального района Московской области" (том 1, л.д. 18).
Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, площадью 13990 кв.м., для сельскохозяйственного производства, из земель государственной неразграниченной собственности, находящихся в д. Нестерово, сельское поселение Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Законность постановления Главы Рузского муниципального района Московской области от 31.05.2010 N 1511 была предметом рассмотрения в рамках дела N А41-1762/12 об оспаривании Постановления Главы администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.09.2011 N 4086 об отмене, в том числе, рассматриваемого постановления.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.04.2012 признано недействительным Постановление Главы администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.09.2011 N 4086 "Об отмене постановлений Главы администрации Рузского муниципального района" (в редакции постановления администрации Рузского муниципального района от 21.11.2011 N 5079).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 решение суда первой инстанции в данной части оставлено без изменения.
На основании постановления Главы Рузского муниципального района Московской области от 31.05.2010 N 1513 ОАО "Тучковский" был подготовлен межевой план земельного участка площадью 13990 кв.м.
21.09.2012 ОАО "Тучковский" обратилось в ФГБУ "Федеральная палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением N 50-0-1-59/3001/2012-7222 о постановке земельного участка, схема расположения которого утверждена постановлением от 31.05.2010 N 1513, на государственный кадастровый учет (том 2, л.д. 12).
10.10.2012 ФГБУ "Федеральная палата Росреестра" по Московской области вынесено решение N МО-12/РКФ-323679 об отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, ссылаясь на то, что представленный для государственного кадастрового учета объекта недвижимости межевой план выполнен с нарушениями требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 412 от 24.11.2010 г., а именно: на представленной для кадастрового учета Схеме расположения земельного участка отсутствует исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ земельного участка, совпадающее с их отображением в межевом плане (том 2, л.д. 13).
Полагая, что вышеуказанное решение заинтересованного лица нарушает законные интересы и права ОАО "Тучковский", заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования заявителя об обязании заинтересованное лицо осуществить постановку на государственный кадастровый учет спорного земельного участка суд области, указал на то обстоятельство, что ОАО "Тучковский" не представило доказательств согласования границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно статье 1 названного Федерального закона, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными указанным Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Согласно пункту 1 статьи 16 названного Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым согласно статье 7 Закона о кадастре относится и описание местоположения границ земельного участка.
Из анализа положений подпункта 2 пункта 1 статьи 22, пункта 3 статьи 38 и пунктов 1-3 статьи 39 указанного Закона, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть предоставлен межевой план, содержащий сведения о согласовании местоположения границ смежных земельных участков либо копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании границ земельного участка в установленном законом порядке.
Если при кадастровом учете земельного участка или при уточнении его границ нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с указанным Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (статья 27 Закона о кадастре).
Статьей 39 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В пункте 3 статьи 39 данного Закона перечислены лица, с которыми предусмотрено согласование границ земельного участка, лица, обладающие смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
Согласно частям 1, 2 статьи 40 Закона о кадастре, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц, или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Главы Рузского муниципального района Московской области от 31.05.2010 N 1513 ОАО "Тучковский" был подготовлен межевой план спорного земельного участка от 11 июля 2012 года (том 1, л.д. 60-74). На оборотной стороне листа 12 указанного межевого плата находится акт согласования местоположения границ, содержащий сведения о смежных землепользователях, сведения о согласовании границ (том 1, л.д. 72).
Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка было опубликовано в газете "Красное Знамя" N 22 от 07 июня 2012 года, в котором сообщалось, что кадастровым инженером Иванушкиной Викторией Константиновной, в отношении земельного участка (кадастровый квартал 50:19:0040405), расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, Старорузское с.п., д. Нестерово, площадью 14090 кв.м., выполняются кадастровые работы по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; заказчиком кадастровых работ является ОАО "Тучковский"; на собрание приглашались все заинтересованные лица по поводу согласования местоположения границ земельного участка 11 июля 2012 года с 12.00 до 14.00 (том 2, л.д. 93).
В сроки, указанные в извещении, каких-либо возражений от заинтересованных лиц не поступало.
Таким образом, суд апелляционной приходит к выводу, что заявителем представлены в материалы дела доказательства согласования границ земельного участка площадью 13990 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, с.п. Старорузское, д. Нестерово, в границах кадастрового квартала 50:19:0040405 в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание представленные в материалы дела документы, с учетом пояснений представителя заявителя данных в судебном заседании, судебная коллегия апелляционной инстанции полагает, что требование ОАО "Тучковский" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 13990 кв.м. подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 г. по делу N А41-49874/12 в обжалуемой части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 г. по делу N А41-49874/12 в обжалуемой части отменить.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области осуществить на постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 13 990 кв.м., расположенный по адресу Московская область, Рузский район, сельское поселение Старорузское, д. Нестерово в границах кадастрового квартала 50:19:0040405.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49874/2012
Истец: ОАО "Тучковский"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области"
Третье лицо: Администрация Рузского муниципального района Московской области, Админстрация Рузского муниципального района, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области