Роль управленческого персонала в системе
обеспечения конкурентоспособности предприятия
Система обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия состоит из пересмотра традиционного взгляда на персонал, его новой классификации исходя из запросов времени.
В социалистический период существовало три категории промышленной группы персонала: основные рабочие, вспомогательные рабочие и инженерно-технические работники (далее ИТР). Со сменой формации с социалистической на капиталистическую управление персоналом строилось уже на классификации, отличающейся тем, что произошло разделение категории ИТР на специалистов и руководителей, что не изменило существенно системы управления персоналом, так как не осуществило главный принцип построения хозяйственных образований - это гибкость. Именно гибкость позволяет, исходя из рыночного характера экономической системы, ориентировать персонал на внешнее взаимодействие, на формирование конкурентоспособного предприятия.
Итак, в чем же концептуальная разница рыночной и плановой системы управления персоналом? Конкурентоспособность как категория рыночная неважно какого экономического объекта (работника, рабочего места, продукции или предприятия) недостижима без построения общей системы взаимодействия этих элементов. Ниже предложен тот подход, который уже долгое время фигурирует в научной литературе последних лет, но отрывочно у разных исследователей в узком направлении, без объединения всех этих элементов в единое целое.
Дифференциация персонала по категориям
Так разделение персонала на основной, вспомогательный и управленческий необходимо с целью формирования системы обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия. Важно отметить, что вспомогательный персонал и вспомогательные рабочие не тождественные категории, равно как и основной персонал и основные рабочие. Произведено разделение специалистов на основной и вспомогательный персонал. Специалисты основной службы, которые оказывают влияние непосредственно на конкурентоспособность продукции, в частности к ним относятся:
экономисты, в части экономии издержек и управлением ценообразованием;
специалисты службы технического контроля и управления ввода и гарантийного надзора, в части качества продукции;
конструктора, в части новизны изделия, технологи, в части новизны продукции, и специалисты по сбыту, в части новизны товара (категории "изделие", "продукция" и "товар" отличны друг от друга стадиями разработки, освоения в производстве и продвижения на рынке).
/-------------------------------------------------\
| Конкурентоспособность промышленного предприятия | ---\
\-------------------------------------------------/ |
|
| /---------------------------------------\ |
| | Конкурентоспособность продукции, ее | |
| |преимущества (качество, цена и новизна)| |
| \---------------------------------------/ |
| |
/-------------------------\ /-------------------------------\ |
|Конкурентоспособность | |Конкурентоспособность основно-| |
|управленческого персонала| - - |го персонала (основные рабочие| |
| | | и специалисты) | |
\-------------------------/ \-------------------------------/ |
| |
|/---------------------------------------------------------------------\
|Конкурентоспособность рабочих мест - трудовой потенциал работо-|
||дателя |
\---------------------------------------------------------------------/
|
| /-------------------------------------------------------\
|Конкурентоспособность вспомогательного персонала (вспо-|
\ - - |могательные рабочие и специалисты) |
\-------------------------------------------------------/
Рис. 1. Концепция трудовой теории конкурентоспособности промышленного предприятия (сплошная линия отражает влияние объектов друг на друга, пунктирная линия - влияние категорий персонала)
Вспомогательный персонал в свою очередь относится по части тех потерь рабочего времени основного персонала, рисков управленческого персонала к разнообразным помехам на рабочем месте, конкурентоспособность которого они формируют. Конкурентоспособность всех рабочих мест формируют службы, занимающиеся аттестацией рабочих мест, научной организацией и охраной труда. Конкурентоспособность рабочих мест основных рабочих формируют в свою очередь:
специалисты по снабжению, своевременно обеспечивающие производство покупными материалами;
мастера, специалисты службы диспетчеризации и управления производством, в части качества планирования заданий рабочим;
инженеры по инструменту, метрологическая служба, инструментальное производство, в части своевременного обеспечения инструментом и оснасткой;
специалисты энерго-механического управления, в части своевременного проведения планово-предупредительного ремонта оборудования;
технологи, осуществляющие сопровождение текущего производства (в отличие от производства новых изделий), в части отсутствия нерешенных конструкторско-технологических вопросов по идущим изделиям.
Конкурентоспособность рабочих мест специалистов основной категории персонала сосредоточена в уровне развитости автоматизации рабочих мест и в качестве программного продукта, с помощью которого осуществляется обработка информации. Так все эти функции сосредоточены в юрисдикции управления информационных технологий.
Конкурентоспособность рабочих мест управленческого персонала заключается отчасти в транзакционных издержках, а также юридических рисках принятия тех или иных управленческих решений. Специалисты юридической службы ответственны за юридические риски руководства.
Итак, практическая необходимость вынужденно разделила категорию "специалисты" на основной и вспомогательный персонал.
Конкурентоспособность управленческого персонала
Управленческий персонал, как отмечено на рисунке, играет главенствующую роль по управлению конкурентоспособностью рабочих мест и продукции, через конкурентоспособность основного и вспомогательного персонала. Итак, раскроем само понятие "управленческий персонал", определим главный критерий эффективности его работы и попытаемся провести анализ существующих подходов. Конкурентоспособность управленческого персонала - это научная и социальная категория, характеризующая уровень предприимчивости, которая как движущая сила способна преобразовать характер конкурентоспособности всех экономических субъектов (рабочего места, работника, товара или услуги, предприятия и всей экономики).
Однако кто и как определяет категории: предпринимательство и предприимчивость? В экономической науке с момента ее зарождения сформировалась широкая методологическая база определения данного понятия, которое трансформировалось с ходом практических и исторических изменений приложения предпринимательской активности. Россия с ее самобытной историей внесла некоторые особенности в определение предприимчивости. Так предстоит провести понятийный анализ не только в части научных подходов, но и учесть исторический аспект его развития и особенности российской практики в этой области.
Меркантилисты и их экономическая школа первоначально трактовали предпринимателя как купца, в силу важности теории торгового баланса именно эта фигура характеризовали наиболее передовую часть тогдашнего общества, так купца-предпринимателя в тогдашней литературе противопоставлялся финансисту-ростовщику. А. Смит с ходом зарождения политэкономии писал о предпринимательском доходе как о результате производительного труда. Ричард Кантильон понимал под предпринимателем "человека, действующего в условиях риска" [2], то есть действующего самостоятельно, отдающего себе отчет в тех рисках, с которыми столкнется. Значительно позже Дэвид Макклеланд писал: "предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска" [2]. Степень риска определяется внешними факторами, развитием законодательной базы, отсутствием политической неопределенности, очевидно, что в 1725 году по мнению Р. Кантильона рисков было гораздо больше, в сравнении с 1964 годом во время Д. Макклеланда, поэтому важно было указать именно этот аспект предприимчивости. Риски, в особенности предпринимательские - это те помехи, с которыми активный предприимчивый управленческий персонал сталкивается повсеместно, преодоление этих рисков возможно либо с помощью юридической службы предприятия, либо наличия транзакционных издержек, внешних издержек предприятия. Наиболее законным и легитимным является применение способностей юридической службы по решению разного рода коллизий, так на помехи рабочих мест управленческого персонала и их потенциал предпринимательской активности оказывают влияние юристы, их опыт, знания и умения по решению разного рода спорных ситуаций.
Помимо риска, как неотъемлемой составляющей предприимчивости, во времена зарождения политэкономии предприниматель уже понимался не как купец, который в условиях высоких рисков, можно сказать, действует авантюристично, он уже понимался как глава предприятия, некоего дела. Так немецкий исследователь Лейтнер считал, что "предприниматель - авторитетный глава предприятия, он по праву и фактически является хозяином средств производства, организует их в частнохозяйственном интересе, определяет общие основания дела, заботится об изыскании денежных средств и выборе сотрудников" [2]. Другой исследователь в 1797 году Карно Бодо утверждал, что "предприниматель - это лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием" [2]. В данных определениях помимо "ответственности", как важности учета ранее упоминавшихся "рисков", как результата самостоятельности предпринимателя, есть общее определение предпринимателя как владельца и основателя своего дела, предприятия, его организатора, который планирует, контролирует, подбирает сотрудников, изыскивает средства. Итак, помимо самостоятельности появился второй критерий, отличающий предпринимателя от прочих лиц, - это организаторские способности.
Но целый ряд исследователей разделяли владение капиталом и получение прибыли от его владения и предпринимательский доход. В частности, Батист Сей и Френсис Уокер. Первый считал, что доход от капитала отличается от предпринимательского дохода, а второй утверждал, что следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это процент, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. Так сложилось потому, что наследники крупных промышленных предприятий часто не обладали той предпринимательской жилкой, которой владели в совершенстве их отцы, а потому доверяли управление более квалифицированным специалистам. Капиталы в XIX веке стали скапливаться в банках, которые устанавливали процент за кредит, который давали предпринимателю для самостоятельной организации своего дела. Это разделение существовало и при ростовщичестве, в период меркантилизма, когда предпринимателем считался купец, а банком - ростовщик. Так их роли изменялись исторически.
Предприимчивость, таким образом, - есть реализация самостоятельных организаторских способностей, но и это определение недостаточно. То, чего так не хватает всем приведенным выше определениям, целый ряд исследователей уже ХХ века называют разными словами, но, в сущности, говорят об одном и том же. Йозеф Шумпетер под предпринимателями понимает "хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций, и которые выступают как его активный элемент" [8]. Питер Друкер в 1964 году писал, что "предприниматель - это человек, использующий новую возможность с максимальной выгодой". Позднее в 1975 году Альберт Шапиро понимал предпринимателя, как человека, проявляющего инициативу, организующего социально-экономические механизмы, действуя в условиях рынка, он несет полную ответственность за возможную неудачу. В 1983 году Гуффорд Пиншо отождествляет предпринимателя новой формации с антрепренером, который действует в условиях уже существующего предприятия в отличие от предпринимателя, создающего новое предприятие. Еще один исследователь Зомбарт видел в предпринимателе человека, заглядывающего в будущее, строящего планы. И новизна, и инициативность, и взгляд в будущее, его предчувствие - это и есть основа основ предпринимательской жилки, некоего чувства, ощущения того, что данный товар или услуга будет иметь спрос, либо данное дело или начинание будет иметь успех. Не иначе как предчувствие нового - это нельзя назвать.
Итак, конкурентоспособность управленческого персонала и его предприимчивость - это экономическая категория, характеризующая самостоятельные организаторские способности управленческого персонала по реализации предчувствия об успехе новых начинаний.
Хотя отечественный исследователь М. Шкаратан [7] считает, что термин "предприниматель" применительно к российской действительности еще не сложился, он формируется в ходе каждодневных наблюдений, сравнения разных вариантов смыслов друг с другом и с реальностью. Это мнение основано на недолгом периоде демократических преобразований в пореформенной России, но оно не учитывает той обширной социально-экономической практики, которая сформировалась со времен Древней Руси до советского периода. Вся история России пронизана примерами предприимчивости, которые имеют существенные национальные российские черты и особенности. Так утверждение, что российская предприимчивость недостаточно сформирована, не отвечает существующей действительности и многолетнему опыту формирования предпринимателей в России, как в дореволюционный, так и в послереволюционный период предприимчивость находила выражение на практике, принимая несколько видоизмененную форму, например, скрытых миллионеров, при этом не изменяя своей сущности. Главная сущность и исторически сложившаяся особенность российского предпринимательства и поведения управленческого персонала, которое характеризуется таким термином, как "предприимчивость", заключается в тесной связи предприимчивых людей с людьми власть имущими, будь-то князь, заключавший торговые соглашения, и купцы, роднившиеся с ним, во времена древней Руси. Например, в XI веке вся внешняя торговля славянских народов концентрировалась по Волжскому пути, который являлся ответвлением Великого шелкового пути [5]. Так происходило формирование торгово-ремесленных центров на Руси, которая ассоциировалась у тех же скандинавских народов со страной городов. Это уже в то далекое время явило нам активный предприимчивый дух русских людей, что еще в IX веке при князе Владимире городов было примерно 25, в XI веке - 89, а в начале XIII века на Руси до нашествия монгольских племен уже был 271 город [1]. Это ли не есть свидетельство наличия предпринимательской жилки русских людей, так, как же можно утверждать о наличии не до конца сформированного предпринимательства как явления социально-экономической практики, если уже тогда это формирование происходило самым активным образом.
Даже в устном народном творчестве того времени происходило тесное сплетение власти, как силы, и капитала, как предприимчивости, так в былине о Садко, который предстает в качестве странствующего купца-предпринимателя, с одной стороны, а также героя-богатыря, обладавшего силой и устремлениями, с другой. Народ давно ощутил и воплотил в своем творчестве эту черту российских предприимчивых людей.
В петровское и екатерининское время дворяне и их предприимчивые крепостные крестьяне, владельцы крупных мануфактур, стремившиеся быть ближе к престолу, - это тоже было свидетельством наличия данной особенности. Именно в этот период происходит зарождение богатейших и влиятельнейших целых поколений предпринимателей, таких как: Демидовы, Строгоновы. Их связь с престолом становилась залогом практически монополистического, но скорее олигополистического положения, а единственное что могло их ограничить - это только власть императора российского, как необходимое благо.
Даже в относительно новое время начала XX века становление крупных промышленников невозможно было без связей со столоначальниками того времени. В условиях социализма данная тенденция проявилась в том, что предприниматели не могли обойтись без покровительства партийных деятелей на местах, ведь осуществить незаметно скрытые "махинации" на предприятии, будь то организация производства, транспортировка, продажа и, соответственно, получение прибыли, без содействия чиновников было невозможно. До сих пор ключевым условием ведения дел в России является наличие связей с чиновниками, обеспечивающими безопасную деятельность предпринимателя. За долгие века ситуация не изменилась кардинально, те риски, а это, главным образом, не правовые, а политические риски, неприемлемым условием предпринимательской деятельности сделали связь административного и управленческого персонала, в которой административный персонал осуществлял защиту, а управленческий предпринимал те усилия, которые мы назвали предприимчивостью. Эта выработанная веками взаимосвязь - есть попытка преодоления политических рисков, одной из основных помех предпринимательской деятельности. Другой существенной социально-практической помехой являются риски при освоении новых сфер деятельности, разработка правовых способов преодоления этих помех - есть реалии современной социально-экономической практики предприимчивости.
Если продолжить мысль о наличии неких связей между административным персоналом (чиновничеством) и персоналом управленческим, то становится очевидна необходимость введения государственной собственности на крупные промышленные предприятия. При этом управленческий персонал этих предприятий, который их возглавляет, либо стоит во главе структурных подразделений, направлений деятельности, необходимо выбирать и назначать на должности исходя из показателя предприимчивости. В пользу этого принципа свидетельствует и современная тенденция развития теории конкурентоспособности [4]. Первый исторический этап развития конкуренции характеризовала модель Адама Смита "царство атомистических конкуренций", для которого характерно стихийное движение атомизированных агентов хозяйствования в условиях свободной конкуренции. Второй этап соответствовал периоду государственного монополистического капитализма как в развитых странах, так и в СССР, воплощенный в отраслевой системе управления, хотя этот этап преодолен, и окончательным его достижением стало признание необходимости конкурентной борьбы между дифференцированными хозяйственными образованиями, пусть даже и ограниченных в численности. Так настоящее развитие теории конкуренции воплотилось в конкуренции олигополий.
Итак, предприимчивость и конкурентоспособность управленческого персонала - это социально-экономическая практика преодоления помех, возникающих в ходе развития сферы деятельности за счет наличия связей с административным персоналом через государственную собственность на олигополии, и уровня развитости юридических знаний о данной сфере деятельности, за счет которых преодолеваются помехи правовым методом в рамках существующего законодательства.
Управленческий персонал в каждом конкретном структурном подразделении предприятия - это руководители, олицетворяющие работодателя для подчиненных им работников. Исходя из этого, отождествлять понятие "управленческий персонал" с понятием "работник" не вполне корректно. В большей степени конкурентоспособность управленческого персонала необходимо отождествлять с конкурентоспособностью работодателя, а в итоге с конкурентоспособностью всего промышленного предприятия, но последнее отождествление не вполне точно, так как в состав конкурентоспособности предприятия не может не входить конкурентоспособность рабочих мест и продукции.
Методы оценки конкурентоспособности управленческого персонала
Если рассматривать управленческий персонал в качестве отдельной категории, то и принципы оценки его конкурентоспособности должны соответствовать экономическому смыслу, который заложен в этом понятии. Самостоятельные организаторские способности управленческого персонала по реализации предчувствия об успехе новых начинаний на практике можно оценить через документооборот промышленного предприятия. Давно известно, что результатом труда специалистов является информация для принятия правильного управленческого решения, а где же зафиксировано это управленческое решение, как не в документах организационно-распорядительного характера - приказах, распоряжениях, совместных решениях, договорах, соглашениях.
Так документально-информационный метод применим для оценки уровня предприимчивости управленческого персонала. Теория информации и ее достижения в области расчета количества информации применимы и для оценки предприимчивости управленческого персонала, но существует несколько подходов, каждый из которых необходимо проанализировать и выбрать наиболее подходящий.
С точки зрения разнообразия тех решений, которые учитывает работодатель, когда необходимо принять всего одно самое верное из них, наиболее применим закон разнообразия и формула расчета сложности труда или уровня предприимчивости У.Р. Эшби. По формуле 1, выведенной Ю.С. Перевощиковым [6], сложность процесса труда человека отражается в разнообразии объектов внимания:
S = k х lnN, (1)
где
S - сложность процесса труда управленческого персонала, уровень предприимчивости работодателей;
k - коэффициент пропорциональности, установленный в ходе апробации формулы расчета;
N - количество разнообразия вариантов управленческих решений, подготовленных специалистами для принятия управленческого решения.
Однако применение такого рода уравнения на практике осложняется тем, что варианты принятия того или иного решения не известны в полной мере одному единственному исполнителю, о них знает часто только сам управленец (работодатель). Другим фактором, оказывающим отрицательный эффект на полноту отражения понятия "предприимчивость", является отсутствие учета последовательности принятых организационно-экономических решений, которые привели к реализации его организаторских способностей.
Другой разработчик К. Шеннон разработал вероятностное понятие "количество информации", по формуле 2:
H = - Сумма Pi x log2Pi, (2)
где
Н - количество информации;
Рi - вероятность i-го случайного события.
Данная формула расчета есть закономерный результат развития комбинаторного метода Р. Хартли. К. Шеннон с помощью формулы 2 определяет количество информации, содержащейся в сообщении о точном значении, которое ликвидирует имеющуюся неопределенность. Вероятность события отражала бы в нашем случае успех, который мог бы ожидать работодателя при принятии правильного управленческого решения.
Успех новых начинаний, вероятность наступления этого успеха на практике - достаточно сложно прогнозируемое явление, даже если применять вероятностный подход Шеннона.
Существует еще один метод расчета количества информации с применением алгоритмического подхода А.Н. Колмогорова. Он понимал под количеством информации минимальную длину (сложность) программы - l (p) получения Y из Х. Для того чтобы управленец (работодатель) реализовал свою предприимчивость, необходима поставленная перед ним задача, цель. В ходе реализации этой цели он должен принять и реализовать последовательность управленческих решений, тогда последовательность утвержденных организационно-распорядительных документов, их количество есть отражение "длины", сложности предприимчивости работодателя. Так практически и теоретически будет воплощено понятие "конкурентоспособность управленческого персонала", его самостоятельные организаторские способности по реализации предчувствия об успехе новых начинаний. То, насколько сложен данный процесс реализации предчувствий, определяется количеством организационно-распорядительных документов, которые работодатель принимает в ходе проявления своих организаторских способностей. Так фактически происходит учет всех документов, фигурирующих в ходе принятия решений, а также сам факт достижения успеха в начинании, отраженный в конечности данного процесса, определенности результата, необходимости определения его сложности.
В ходе анализа алгоритмического подхода А.Н. Колмогорова И.С. Фотин вывел экспоненциальный характер зависимости сложного труда от труда простого, а также теоретическую формулу расчета сложности труда (формула 3), наиболее применимую для целей настоящего исследования:
a(p - p0)
A(p) = A0 х e , (3)
где
А(р) - сложность труда управленческого персонала, уровень конкурентоспособности работодателя, его предприимчивости;
А0 - количество простого труда человека, может принимать разные значения для различных трудовых процессов;
а(р - р0) - длина программы совокупного трудового процесса управленца, где а - коэффициент вида или сферы деятельности управленческого персонала, (р - р0) - разница между достигнутым количеством и минимально необходимым количеством организационно-распорядительных документов (для начала и окончания деятельности, образования и ликвидации юридического лица, например, приказ о создании и ликвидации отдела).
Литература
1. 1000 лет российского предпринимательства / Сост. О. Платонов. - М.: Современник, 1995. с. 3.
2. Гинс Г. К. Предприниматель. - Посев, 1992. с. 220.
3. Ляшецкий А. Приоритет N 1 - богатые предприятия и их работники // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007 - N 7.
4. Некрасовский К.В. Евсеенко А.В. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики // Журнал ЭКО: экономика и организация производства. N 5-6. - 2007 - с. 15-30.
5. Никитина С.К. История российского предпринимательства. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". - 2001. - 303 с.
6. Перевощиков Ю.С. Экономическая метрология. Часть 2. Процесс труда - социальная "молекула". - М.: Издательство ВЦУЖ. - 1999. - 296 с.
7. Шкаратан М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. - М.: Институт экономики РАН, 1993. С. 59.
8. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. С. 169.
А. Степусь,
экономист отдела НОТ ОАО
"Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг"
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107