г. Владимир |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А38-2048/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.01.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар - Ола" (ИНН1215001969, ОГРН1021200756796), г. Йошкар- Ола,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.05.2013 по делу N А38-2048/2013, принятое судьей Лежниным В.В. в порядке упрощенного производства,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным и отмене постановления Управления Министерства внутренних дел по городу Йошкар-Оле от 20.03.2013 N 12 АМ827584.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом Управления Министерства внутренних дел России по городу Йошкар-Оле (далее по тексту - Управление) составлен акт от 02.03.2013 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а также возбуждено дело об административном правонарушении по факту формирования зимней скользкости в виде снежного наката на участке проезжей части дороги на перекрестке ул.Первомайской и ул.Красноармейской г. Йошкар-Олы (л.д. 42). К акту приложена фототаблица (л.д. 43).
Усмотрев в действиях муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее по тексту - Предприятие) признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 15.03.2013 составило в отношении Предприятия протокол об административном правонарушении N 12 АВ 000400 и вынесло постановление от 20.03.2013 N 12 АМ 827584 о привлечении Предприятия к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 31.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие указывает, что суд первой инстанции не проверил, была ли осуществлена фактическая передача муниципальных автомобильных дорог городского округа "Город Йошкар-Ола" в количестве 355 единиц в хозяйственное ведение Предприятия.
Заявитель апелляционной жалобы также считает, что при отсутствии указания на применяемые измерительные приборы - факт административного правонарушения не может быть признан.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из оспариваемого постановления, Предприятию вменяется неустранение зимней скользкости в виде снежного наката на участке проезжей части дороги на перекрестке ул. Первомайской и ул.Красноармейской г. Йошкар-Олы в установленный срок.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ).
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Из материалов дела усматривается, что на основании Постановления мэра г. Йошкар-Олы N 113 от 30.01.2007 "О муниципальных автомобильных дорогах городского округа "Город Йошкар-Ола" дороги по улице Первомайская и по улице Красноармейская отнесены к магистральным улицам регулируемого движения и находятся в собственности муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N 187 от 31.03.2009 "О приеме-передаче муниципального имущества" все муниципальные автомобильные дороги городского округа "Город Йошкар-Ола" в количестве 355 единиц переданы из казны муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в хозяйственное ведение Предприятия (л.д. 46, 47-51).
Таким образом, по правилам статьи 71 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции правомерно признал доказанным и не опровергнутым Предприятием факт, что участок дороги на перекрестке ул. Первомайская и ул. Красноармейская г.Йошкар-Олы находится на обслуживании Предприятия, в связи с чем обоснованно признал Предприятие лицом, на которое законом возложена обязанность по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Состав работ по зимнему содержанию дорог определен Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160. Так, в силу пункта 13 Классификации должны выполняться механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин, погрузка и вывоз снега.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
При этом в соответствии с частью 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Пункт 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 определяет срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. Для автомобильных дорог группы А сроки ликвидации зимней скользкости составляют 4 часа, для дорог группы Б - 5 часов, для дорог группы В - 6 часов. По утверждению заявителя, автодороги по улицам Первомайской и Красноармейской г. Йошкар-Олы отнесены к группе В.
Между тем материалами дела подтверждено, что Предприятие не устранило в установленные ГОСТом сроки зимнюю скользкость, при этом Предприятие предвидело возможность образования зимней скользкости вследствие снегопада, что следует из информации филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" Марийский ЦГСМ от 01.03.2013 (л.д. 12). По сведениям этого же органа снегопад 02.03.2013 продолжался в период с 00 часов до 08 часов 40 минут (л.д. 39). В остальное время осадков в этот день не было. Об образовании зимней скользкости в виде снежного наката предприятие было предупреждено 02.03.2013 в 9 часов 45 минут (л.д. 42). Следовательно, не позже указанного времени оно должно было знать об образовании зимней скользкости и ликвидировать её не позднее 15 часов 45 минут этого же дня.
Однако зимняя скользкость в виде снежного наката зафиксирована в акте от 02.03.2013, составленном в присутствии свидетелей в 21 час 40 минут, то есть спустя значительный период времени, предоставленный ГОСТом для её ликвидации (л.д. 42). Следовательно, предприятие нарушило нормативные сроки ликвидации зимней скользкости, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из системного толкования статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, содержания Постановления мэра г. Йошкар-Олы от 30.01.2007 N 113 "О муниципальных автомобильных дорогах городского округа "Город Йошкар-Ола", Распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 31.03.2009 N 187 следует, что надлежащее содержание дорог должно гарантировать безопасность дорожного движения, в связи с чем, на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог, законом возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Наличие зимней скользкости в виде снежного наката на участке проезжей части дороги на перекрестке ул. Первомайской и ул.Красноармейской г. Йошкар-Олы и отсутствие доказательств ее ликвидации в норматиные сроки подтверждены представленными в материалы дела доказательствами: актом выявленных недостатков в содержании дорог от 02.03.2013 (л.д. 42), фототаблицей (л.д. 43), протоколом об административном правонарушении от 15.03.2013 (л.д. 10, 36), постановлением по делу об административном правонарушении от 20.03.2013 (л.д. 11).
Вина юридического лица в случае нарушения правил содержания дорог определяется тем, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, наличие зимней скользкости в виде снежного наката на участке проезжей части дороги на перекрестке ул. Первомайской и ул. Красноармейской г. Йошкар-Олы 02.03.2013 свидетельствует о том, что Предприятие не предприняло достаточных мер для надлежащего содержания дорог. А именно, не обеспечило ликвидацию снежного наката в установленный законодательством срок на указанном участке дороги.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в деянии Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Судом апелляционной инстанции отклонён довод апелляционной жалобы о том, что административным органом в ходе проверки в нарушение пунктов 5.1 и 5.2 ГОСТ Р 50597-93 не применялись специальные приборы измерения скользкости, поскольку в материалы дела представлены фототаблица, и акт, составленный с участием свидетелей, подтверждающие наличие зимней скользкости в виде снежного наката на участке проезжей части дороги на перекрестке ул. Первомайской и ул. Красноармейской г. Йошкар-Олы (л.д. 43).
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.05.2012 по делу N А38-2048/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2048/2013
Истец: МУП "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола", МУП Город МО Город Йошкар-Ола
Ответчик: Управление внутренних дел по г. Йошкар-Оле
Третье лицо: УГИБДД МВД по РМЭ, Управление Министерства внутренних дел РФ по городу Йошкар-Оле