По следам писем...
Доходы по акциям могут сократить убытки по основной деятельности
Организация имеет право при определении общей налоговой базы по налогу на прибыль уменьшить убыток от основной деятельности на сумму прибыли по операциям с ценными бумагами - указал Минфин России в письме от 01.02.2008 N 03-03-06/1/67.
Однако чиновники обращают внимание налогоплательщиков на то, что статьей 280 НК РФ предусмотрен особый порядок определения дохода от реализации, а также учета прибыли и убытка при совершении операций с ценными бумагами. Так, в соответствии с п. 10 ст. 280 НК РФ налогоплательщики, получившие убыток от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ.
Таким образом, НК РФ установлено ограничение, в соответствии с которым при определении налоговой базы прибыль от основной деятельности не может быть уменьшена на сумму убытка, полученного от операций с ценными бумагами.
Безвозмездно не значит даром
По мнению чиновников, высказанному в письме Минфина России от 04.02.2008 N 03-03-06/1/77, получение имущества в безвозмездное пользование для целей налогообложения прибыли следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права, доход от получения которого подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Сумма дохода определяется исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Порядок отнесения такого имущества к доходам не зависит от того, является такой договор срочным или бессрочным, подчеркивают чиновники.
Минфин не допускает никакой самодеятельности
Организации, осуществляющие наличные денежные расчеты без применения ККТ, при оказании услуг населению обязаны выдавать бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, а использование собственных бланков неправомерно - указали чиновники в своем письме от 04.02.2008 N 03-01-15/1-27.
Кроме того, в связи с изменениями в постановлении Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 июня 2008 года.
Кто заплатит за военные сборы сотрудника?
Минфин России в письме от 06.02.2008 N 03-04-06-02/8 пояснил порядок выплаты сотруднику его среднего заработка за время прохождения военных сборов и обложения его ЕСН.
В соответствии со статьей 170 ТК РФ, а также согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета.
Поэтому данные выплаты не будут являться объектом обложения ЕСН. Соответственно, когда организации направляют в военный комиссариат (согласно Правилам компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") сведения о фактических расходах (размере среднего заработка сотрудника), они уведомляют об отсутствии необходимости компенсировать им суммы ЕСН, так как каких-либо начислений налога в этих случаях производиться не должно.
Указатель направления не показал на ЕНВД
Минфин России в письме от 08.02.2008 N 03-11-04/3/51 рассмотрел часто встречающуюся ситуацию: организация установила рекламную конструкцию с наименованием организации и указанием направления движения к своему складу. По мнению чиновников, это не может рассматривать как деятельность, подпадающая под ЕНВД.
Деятельность организаций по самостоятельному размещению рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей установленному статьей 2 ГК РФ понятию "предпринимательская деятельность". Кроме того, чиновники напомнили, что исходя из норм статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992. N 2300-1 "О защите прав потребителей", устанавливающей обязанность организаций доводить информацию о наименовании, местонахождении, режиме работе и т.п. до сведения потребителей, такая информация не является рекламой.
Освобождение ТСЖ от налогообложения
Минфин России выпустил письмо от 12.02.2008 N 03-03-06/4/7, в котором рассказал о вопросе налогообложения средств, полученных ТСЖ от своих членов на оплату коммунальных и прочих услуг.
Средства ТСЖ, которое в соответствии со статьей 135 ЖК РФ является некоммерческой организацией, состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
Вступительные и членские взносы (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) в целях налогообложения прибыли признаются целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, то есть не являются доходом.
Другие обязательные платежи должны включаться в налоговую базу ТСЖ в общеустановленном порядке, за исключением таких платежей, как плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п., поскольку одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ они принимаются к вычету в составе расходов (так как должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и тем самым под налогообложение не подпадают.
Кроме того, новой редакцией пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, целевыми поступления признаются отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья.
Чиновники также указали на неправомерность применимости пп. 7 п. 2 ст. 251 НК РФ для отнесения отчислений к целевым поступлениям, поскольку ТСЖ не является учреждением.
Неучтенное ОС выгодно не продашь
Амортизационные отчисления по основным средствам (ОС), выявленным в результате инвентаризации, организация не вправе включить в состав расходов в целях налогообложения, считает Минфин России в письме от 15.02.2008 N 03-03-06/1/97.
По мнению чиновников, для того чтобы начислять амортизацию на ОС, необходимо определить его первоначальную стоимость. Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества установлен статьей 257 НК РФ, в которой установлено только два варианта: как сумма расходов на его приобретение (документально подтвержденных) и исходя из рыночных цен (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Поскольку при выявлении в результате инвентаризации ОС отсутствует передающая сторона, такие основные средства для целей налогообложения прибыли не признаются безвозмездно полученными. Таким образом, порядок определения первоначальной стоимости основных средств, выявленных при проведении инвентаризации, законодательством не установлен, а следовательно, отсутствует возможность амортизации таких ОС.
В случае продажи этих ОС, как отвечает Минфин России на второй вопрос налогоплательщика, доходы от реализации необходимо учитывать в обычном порядке, но они не могут быть уменьшены на рыночную стоимость ОС на дату их выявления.
За полученное возмещение из бюджета отчитываться не надо
Минфин России в письме от 15.02.2008 N 03-03-06/1/99 указал на то, что полученные организацией в качестве возмещения из бюджета средства за оказание услуг льготникам (бесплатно или по специальным льготным ценам) не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ).
По мнению чиновников, с которым согласны и судьи (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98), целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями. В этом случае организация не приобретает каких-либо товаров (услуг), для оплаты которых ей были бы необходимы целевые бюджетные средства, а сама оказывает услуги, поэтому получаемые из бюджета средства по экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
Положительным следствием для налогоплательщика является то, что эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. Следовательно, о расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться. С другой стороны, бюджетные деньги за компенсацию в связи с убытками при оказании услуг льготникам должны учитываться в составе внереализационных доходов.
Лицензия на исключительное право
Минфин России в письме от 21.02.2008 N 03-07-08/36 ответил на вопрос о порядке применения НДС при передаче исключительных и неисключительных прав на использование программного обеспечения (ПО): 1) на основании лицензии; 2) на основании наличия услуг по сопровождению лицензий; 3) посредством оптовой поставки ПО в товарной упаковке; 4) при распространении прав на использование ПО через посредника.
1. С 1 января 2008 года вступил в силу пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, который освобождает от уплаты НДС передачу исключительных прав на изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ и т.д., а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом местом реализации услуг должна быть РФ. Все вышесказанное в этом пункте относится и к договорам по сублицензии.
2. Услуги по сопровождению лицензий (обновление, техническая поддержка). На основании положений п. 1 ст. 146 НК РФ данные услуги признаются объектом налогообложения НДС, поскольку их освобождение от налога не предусмотрено.
3. В соответствии с п. 3 ст. 1286 ГК РФ допускается заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования ПО путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на упаковке приобретаемого экземпляра ПО (упаковочная лицензия). Начало использования таких программ или баз данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.
Однако чиновники считают, что для оптовой торговли этот вариант не подходит, поскольку фактически ПО не используется и, следовательно, договор не заключается. Поэтому при отсутствии лицензионного договора в письменной форме операции по передаче прав на использование ПО, которое содержит упаковочную лицензию, подлежат обложению НДС.
4. При распространении прав на использование ПО через посредника НДС не взимается, естественно, при наличии лицензионного договора.
"Советник бухгалтера", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060