город Ростов-на-Дону |
|
20 января 2014 г. |
дело N А53-36915/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.Р. Люлькиной
при участии:
от ООО "Пассажиртранс": представитель Аношкин С.А. по доверенности от 31.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Пассажиртранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2013 по делу N А53-36915/2012 о взыскании суммы страхового возмещения и расходов на проведение независимой оценки по иску ООО "Русский транзит-2"
(ОГРН 1046154008340, ИНН 6154091810)
к ответчику ООО "Пассажиртранс" (ОГРН 1086154005981, ИНН 6154556494);
ООО "Росгосстрах"
(ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703) принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русский транзит-2" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пассажиртранс" (далее - ответчик) о взыскании 128 714,01 руб. и к обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее - ответчик) о взыскании 53 625,50 руб. страхового возмещения, а также 5 000 руб. в возмещение расходов на проведение независимой оценки (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2013 по делу N А53-36915/2012 взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Русский транзит-2" 53 625,50 руб. в возмещение вреда, 5 000 руб. в возмещение расходов на проведение независимой оценки, а также 2 798,69 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Пассажиртранс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Русский транзит-2" 128 714,01 руб. в возмещение вреда, а также 3 920,97 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Пассажиртранс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" 2 915,45 руб. в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы.
Не согласившись с решением суда от 03.10.2013 по делу N А53-36915/2012 ООО "Пассажиртранс" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, взыскав с ООО "СК "Росгосстрах" 27030,08 руб. в счет возмещения вреда плюс судебные расходы, 2520,26 руб. в счет возмещения расходов на проведение судебной экспертизы, а также 1410,69 руб. в возмещение расходов на оплату госпошлины; с ООО "Пассажиртранс" 37788,22 руб. в счет возмещения вреда, а также сумму госпошлины в размере 1151,13 руб.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО "Пассажиртранс" необоснованно взыскана сумму ущерба без учета износа деталей. Суд первой инстанции не оценил, что в экспертном заключении имеется ряд неточностей и расхождений, в частности в акте, расчете и справке о ДТП ничего не говорится о повреждении правой боковой панели, которую эксперт считает нужной заменить. Видимые дефекты правой панели автомобиля, не имели отношения с рассматриваемому ДТП. В списке поврежденных деталей появился выпускной трубопровод, несколько фонарей, а вместо теплообменника масляного фильтра обозначен более дорогой воздушный фильтр в сборе. Часть фонарей могла быть повреждена в результате противоправных действий неизвестных лиц, а часть деталей заменены на неисправные. У истца отсутствуют достоверные доказательства того, что все повреждения, выявленные в ходе осмотра поврежденного автомобиля, и перечисленные в заключении эксперта являются следствием ДТП от 06.10.2012. Таким образом, из расчета должен быть исключен ряд деталей на сумму 222285, 74 руб. с учетом износа и стоимость работ по из замене. Кроме того, суд первой инстанции должен был учесть грубую неосторожность со стороны потерпевшего, приведшую к ДТП.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить в обжалумой части.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного разбирательства, извещены.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не заявлено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2013 по делу N А53-36915/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.10.2012 г. произошло дорожно-транспортное происшествие: водитель Дядюн А.А. управляя автомобилем Хундай НД, государственный регистрационный знак КЕ 153 61, принадлежащим ООО "Пассажиртранс", допустил столкновение с автобусом марки МАН, государственный регистрационный знак Т 114 ОХ 61, принадлежащим истцу.
В результате дорожно-транспортного происшествия автобусу марки МАН, государственный регистрационный знак Т 114 ОХ 61, причинены технические повреждения, зафиксированные в справке о дорожно-транспортном происшествии от 06.10.2012 г.
Факт участия указанных автотранспортных средств в ДТП и нарушение гражданином Дядюн А.А. п. 9.10 Правил дорожного движения РФ, послужившее причиной ДТП, подтверждается административным материалом, в том числе справкой о дорожно-транспортном происшествии от 06.10.2012 г. и постановлением по делу об административном правонарушении от 06.10.2012 г.
Гражданская ответственность владельца автомобиля Хундай НД, государственный регистрационный знак КЕ 153 61, на момент ДТП была застрахована у ответчика - ООО "Росгосстрах" (полис ОСАГО серии ВВВ N 0588770947). Согласно данному договору ответчик принял на себя обязательство при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором страховой суммы.
В октябре 2012 г. истец обратился в ООО "Росгосстрах" с заявлением о страховой выплате, в результате чего ЗАО "ТЕХНЭКСПРО" проведен осмотр транспортного средства (акт осмотра N 7091786 от 16.10.2013 г.), составлен расчет N 7091788 от 16.10.2013 г., ООО "Росгосстрах" утвержден акт о страховом случае 29.10.2012 г., а 07.11.2012 г. произведено возмещение истцу в сумме 8 315,82 руб., что подтверждается платежным поручением N 325 от 07.11.2012 г.
Не согласившись с суммой страхового возмещения, определенной страховщиком, истец обратился в ООО "Экспресс-центр оценки "ПрофЭкспертиза" для проведения независимой экспертизы. В соответствии с экспертным заключением N 575-10/2012 от 12.11.2012 г., составленным ООО "Экспресс-центр оценки "ПрофЭкспертиза", стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля марки МАН, государственный регистрационный знак Т 114 ОХ 61 с учетом износа составила 70 236 руб., а без учета износа 212 156 руб.
В связи с отказом страховой компании в выплате полной суммы страхового возмещения, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ООО "Росгосстрах" 61 920,18 руб., составляющей разницу между стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа 70 236 руб. и произведенной страховой выплатой - 8 315,82 руб., заявляя также о взыскании с ООО "Росгосстрах" расходов на оплату услуг независимого оценщика в размере 5 000 руб., а также о взыскании с собственника автомобиля Хундай НД, государственный регистрационный знак КЕ 153 61 - ООО "Пассажиртранс" 141 920 руб. в возмещение вреда, составляющей разницу между стоимостью восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учета износа 212 156 руб. и с учетом износа - 70 236 руб.
В процессе рассмотрения спора истец заявил об изменении уменьшении суммы исковых требований на основании произведенной судебной экспертизы, заявляя о взыскании с ООО "Пассажиртранс" 128 714,01 руб. в возмещение вреда, а с ООО "Росгосстрах" - 53 625,50 руб. страхового возмещения, а также 5 000 руб. в возмещение расходов на проведение независимой оценки.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, исходя из стоимости ущерба, установленного по результатам судебной экспертизы и соответствующих расходов, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно норме статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транс портных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии со статьей 931 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Пунктом 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (пункт 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что риск несения ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, может быть застрахован владельцем источника повышенной опасности.
В этом случае ответственность возлагается на страховщика (страховую организацию), но в пределах страховой суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 статьи 6 указанного закона.
Согласно статье 7 Закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего составляет не более 120 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 12 Закона размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Согласно пункту 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. N 263 (в редакции постановления Правительства РФ от 29.02.2008 г. N 131) размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов). При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.
Поскольку на момент наступления страхового случая положения Закона и Правил предусматривали ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда, причиненный истцу ущерб подлежит возмещению ответчиком - ООО "Росгосстрах", которым застрахована гражданская ответственность лица, виновного в совершении ДТП, исходя из стоимости восстановительного ремонта с учетом износа.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата и повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые о но ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование о взыскании с ООО "Росгосстрах" страхового возмещения в размере 61 920,18 руб., в обоснование чего представлено заключение N 575-10/2012 от 12.11.2012 г., составленное ООО "Экспресс-центр оценки "ПрофЭкспертиза". При этом истец определил сумму требований к ООО "Росгосстрах" разницей между стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа 70 236 руб. и произведенным ответчиком возмещением - 8 315,82 руб., а также суммы убытков - 141 920 руб. с ООО "Пассажиртранс".
В связи с тем, что возникли противоречия в стоимости восстановительного ремонта с учетом данных о стоимости восстановительного ремонта, определенной в заключении ООО "Экспресс-центр оценки "ПрофЭкспертиза" и расчете ЗАО "ТЕХНЭКСПРО", а также в связи с удовлетворением ходатайства ответчика - ООО "Росгосстрах" о проведении судебной автотовароведческой экспертизы, суд первой инстанции назначил в рамках дела судебную экспертизу. На разрешение эксперту поставлен вопрос: Определить рыночную стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 06.10.2012, транспортного средства MAN, регистрационный знак Т 114 ОХ 61, на дату совершения дорожно-транспортного происшествия с учетом и без учета износа.
В соответствии с представленным в материалы дела заключением ООО "Ростовский экспертно-технический центр" от 28.03.2013 г. N С-981, стоимость устранения дефектов транспортного средства MAN, государственный регистрационный знак Т 114 ОХ 61 с учетом износа составляет 61 941,32 руб., а без учета износа 190 655,33 руб.
Поскольку требования к ООО "Росгосстрах" заявлены исходя из разницы между стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа и произведенной оплатой, именно эта сумма признается значимой для определения размера исковых требований.
Судом апелляционной инстанции оценены результаты указанной экспертизы, и признаны относимыми доказательствами по делу, имеющими предпочтение перед заключениями, представленными сторонами.
Сторонами, в том числе заявителем апелляционной жалобы, заключение эксперта не оспорено, сомнений в квалификации эксперта не высказано.
Ответчик частично компенсировал указанную сумму, поэтому требование истца к страховщику причинителя вреда в оставшейся части, с учетом износа, а также оплаченной ответчиком суммы обосновано и подтверждено материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "Росгосстрах" страховое возмещение в сумме 53 625,50 руб., составляющей разницу между суммой ущерба с учетом износа, определенной в результате проведения судебной экспертизы - 61 941,32 руб. и компенсированной ответчиком суммой - 8 315,82 руб.
В суде апелляционной инстанции ООО "Росгосстрах" не оспаривало решение суда в указанной части.
Кроме того истцом заявлено о взыскании с ООО "Росгосстрах" расходов на оплату услуг оценщика в размере 5 000 рублей.
В пункте 10 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и другие доказательства, подтверждающие заявленные суммы. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО о 24.12.2010 по делу N А53-29611/2009.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании 5 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг независимого оценщика, подтвержденных договором по оценке N 575-10/2012 от 25.10.2012 г., актом приема-сдачи выполненных работ к нему от 07.11.2012 г. и платежным поручением N 429 от 07.11.2012 г. на сумму 5 000 руб., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Указанные расходы обоснованно отнесены на ответчика - ООО "Росгосстрах" поскольку такие расходы истца на экспертизу подлежат включению в сумму страхового возмещения, направлены на определение размера его убытков и не относятся к обычной хозяйственной деятельности организации истца (п. 19 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.11.2003 N 75 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования").
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Как видно из материалов дела, владельцем источника повышенной опасности (автомобиля), в результате использования которого с нарушением действующих правил дорожного движения, произошел страховой случай, является ООО "Пассажиртранс", что подтверждается административным материалом и не оспаривается ответчиком, следовательно, последнее является надлежащим ответчиком по делу, что не оспаривается последним.
Исходя из положений статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации потерпевший вправе предъявить требование о возмещении вреда непосредственно к его причинителю.
Возмещение причиненных убытков, о котором просит истец, является одним из способов возмещения вреда (статья 1082, пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон) он действует в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу при использовании транспортных средств другими лицами, через систему обязательного страхования гражданской ответственности.
Таким образом, названные нормы Гражданского кодекса и Закона направлены на регулирование правоотношений в одной и той же сфере, поэтому предъявление требования вследствие причинения вреда возможно как к причинившему вред лицу, так и к страховщику его ответственности.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1 статьи 12 Закона N 40-ФЗ, введенного Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ (далее - Закон N 306-ФЗ), подлежащие возмещению убытки в случае повреждения имущества потерпевшего определяются в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (восстановительных расходов).
Такой же порядок определения восстановительных расходов с указанием на необходимость учета износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах, установлен пунктом 60 и подпунктом "б" пункта 63 Правил в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2008 N 131, к которым по вопросам о размере подлежащих возмещению убытков и осуществлении страховой выплаты отсылает подпункт "г" пункта 2 статьи 5 Закона N 40-ФЗ в редакции Закона N 306-ФЗ.
Между тем расходы, определенные с учетом износа, не всегда совпадают с реальными расходами, необходимыми для приведения транспортного средства в состояние, предшествовавшее повреждению и необходимое для дальнейшего использования владельцем, что дает потерпевшему лицу (страховщику его имущества), вопреки доводам жалобы, право потребовать возмещения вреда за счет виновного лица.
В отличие от законодательства об ОСАГО Гражданский кодекс провозглашает принцип полного возмещения вреда.
Этот принцип подлежит применению судом, однако, с исключением в каждом конкретном споре неосновательного значительного улучшения транспортного средства после восстановительного ремонта с установкой новых комплектующих изделий, влекущего увеличение его стоимости за счет причинившего вред лица.
В настоящем деле ответчик - ООО "Пассажиртранс" не доказало превышения требуемой суммы над необходимыми восстановительными расходами.
Ответчиком не подтверждено, что подлежащие замене запчасти и материалы могли быть приобретены на вторичном рынке, в том числе сохраняя при этом свои функциональные возможности с учетом принадлежности конкретной модели АТС. Вопреки доводам жалобы, не представлено доказательств тому, что повреждение деталей, которое оспаривает ответчик, произошло вследствие воздействия третьих лиц, а также замены на некачественные или изношенные.
Суду первой инстанции экспертом даны пояснения по вопросам, возникшим по результатам рассмотрения заключения, из которых следует, что разница в суммах ущерба, указанных в заключениях связана с исключением из поврежденных агрегатов масляного насоса. Сами заключения составлены на основании актов осмотра и представленных фотоматериалов на оптическом носителе. Повреждение воздушного фильтра учтено не было ни в одном из актов. Степень повреждения названной детали установить в заседании по фотоматериалам не представляется возможным. Для установления наличия повреждения необходимо произвести демонтаж. Однако факт визуализации смещения и повреждения корпуса воздушного фильтра деформированной наружной панелью при осмотре фотоматериалов подтвержден.
Кроме того, в иске не заявляется к возмещению стоимость повреждения масляного фильтра, следовательно, включение его в пояснения эксперта не является значимым (даже если он поврежден).
В соответствии с актом судебной экспертизы - заключением ООО "Ростовский экспертно-технический центр" от 28.03.2013 г. N С-981 подтверждено повреждение воздушного фильтра. Кроме того, факт повреждения воздушного фильтра нашел свое подтверждение и в акте оценки N 575-10/2012 от 12.11.2012 г., составленном ООО "Экспресс-центр оценки "ПрофЭкспертиза", представленном истцом.
При этом повторные пояснения по экспертному заключению оценщика судом первой инстанции правильно оценены критически, так как имеют противоречия с первоначальным актом и проведены фактически в режиме самостоятельного исследования, на проведение которого эксперт судом не уполномачивался.
Противоречия устранены судом первой инстанции в судебном заседании, в котором, совместно с представителями истца и ответчика, а также эксперта суд дважды обозревал фотоматериалы, представленные эксперту, в результате чего пришел к выводу о том, что на фотоматериалах имеется визуализация смещения крышки фильтра относительно него и самого фильтра относительно места примыкания к рамке, а также вогнутость его корпуса в нижней части.
Доказательств тому, что видимые дефекты правой панели автомобиля, не имели отношения с рассматриваемому ДТП, ответчиком не представлено, основаны на предположении и опровергаются выводами двух экспертиз.
Кроме того, скрытые дефекты имеют первоначально не визуализируемую природу, однако могут быть выявлены при исследовании, в том числе и относительно элементов, находящихся с правовой стороны задней части АТС и за панелями обшивки, так как являются следствием общего ударного воздействия на единые внешние панели, от деформации которых происходит внутренняя деформация узлов, агрегатов и навесных элементов, в том числе в местах их креплений, соприкосновения с другими внутренними элементами или самой обшивкой, что может приводить как к их полному, так и частичному (но не позволяющему использование в дальнейшем) повреждению, например разрушение основания фонаря, не визуализированное при внешнем осмотре, но исключающее его функциональные возможности разгерметизацией его внутренней электрической части и невозможностью последующей инсталляции.
Ответчиком не представлены достоверные доказательства тому, что все повреждения, выявленные в ходе осмотра поврежденного автомобиля, и перечисленные в заключении эксперта не являются следствием ДТП от 06.10.2012.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод ответчика о грубой неосторожности со стороны потерпевшего, приведшую к ДТП, поскольку материалами административного дела указанный довод не подтвержден и опровергается привлечением виновного водителя ответчика к административной ответственности.
С учетом изложенного сумма 128 714,01 руб., составляющая разницу между стоимостью восстановительного ремонта транспортного средства - 190 655,33 руб., определенной в результате проведения судебной экспертизы и суммой подлежащей возмещению страховщиком - 61 941,32 руб. правомерно взыскана с владельца транспортного средства - ООО "Пассажиртранс", как убытки истца, связанными с восстановлением транспортного средства до полного возмещения реально причиненного ущерба, что не противоречит положению ст. 15 ГК РФ.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 6 719,66 руб. (платежное поручение N 460 от 20.12.2012 г.) по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отнесены на ответчиков, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в том числе 2 798,69 руб. на ООО "Росгосстрах" и 3 920,97 руб. на ООО "Пассажиртранс".
Кроме того, с ООО "Пассажиртранс" в пользу ООО "Росгосстрах" правомерно взыскано 2 915,45 руб. в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы, пропорционально размеру удовлетворенных по отношению к каждому из ответчиков требованию.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2013 по делу N А53-36915/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36915/2012
Истец: ООО "Русский транзит-2"
Ответчик: ООО "Пассажиртранс", ООО "Росгосстрах", ООО СК "Росгосстрах"
Третье лицо: ООО "Страховая компания "Росгосстрах", ООО "РЭТЦ"