г. Челябинск |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А47-6898/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2013 года по делу N А47-6898/2013 (судья Третьяков Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
08.07.2013 общество с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 75" (далее - заявитель, общество, ООО "ЦРА N 75") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Оренбургской области (далее - учреждение, Фонд) о признании недействительным решения N 06620713 РК 0003574 от 27.06.2013 о привлечении к ответственности по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) и начисления штрафов - 5 674,86 руб., пени - 643, 60 руб., страховых взносов - 20 381,57 руб. и взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов и применения штрафных санкций послужил вывод фонда о неправомерном применении пониженного тарифа в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу всех сотрудников аптечной организации.
Решение незаконно, аптечная организация, вправе применять пониженный тариф страховых взносов в отношении всех сотрудников аптечной организации, в том числе, осуществляющих вспомогательную деятельность (т. 1 л.д. 3-5).
Фонд требования общества не признал, сослался на результаты проведенной и проверки и выводы решения по ее результатам. В отзыве указал, что к работникам, осуществляющим фармацевтическую деятельность, относятся, в частности, лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста. К иным работникам, которые, несмотря на работу в данной аптечной организации, самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность пониженный тариф страховых взносов применяться не должен.
Законодатель, определяя льготный режим исчисления страховых взносов, предусматривал конкретную специфику фармацевтической деятельности, которая по тем или иным причинам нуждается в государственной поддержке. Лица же, занятые в указанной сфере, но осуществляющие вспомогательные функции (бухгалтер, провизор, обслуживающий персонал и т.д.) к льготной категории не относятся (т.1, л.д.102-113).
Решением суда от 27.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Сделан вывод, что фармацевтическую деятельность осуществляет аптечная организация в целом, в ней участвуют как сертифицированные работники, непосредственно оказывающие фармацевтические услуги, включенные в соответствующий перечень (провизоры), так и управленческий, вспомогательный и обслуживающий персонал, который также занят в фармацевтической деятельности хозяйствующего субъекта, труд которого необходим для обеспечения деятельности аптеки.
Выплаты работникам управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала аптечного учреждения производятся из дохода от осуществления фармацевтической деятельности. Работники аптечного учреждения, непосредственно не оказывающие фармацевтические услуги, а исполняющие иные функции, направленные на обеспечение нормальной работы данного учреждения, также участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности. Соответственно, производимые выплаты в пользу таких лиц также подлежат обложению по пониженным тарифам страховых взносов. В данном случае, понятие "занятие фармацевтической деятельностью", определенное в пункте 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ, не является тождественным понятию "осуществление фармацевтической деятельности", предусмотренному в пункте 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ. Термин "осуществление фармацевтической деятельности" шире термина "занятие фармацевтической деятельностью" по своему значению.
Также суд удовлетворил требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в полном объеме (л.д.194-199).
29.10.2013 от Фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения, в связи с неправильным применением закона.
По мнению фонда, пониженный тариф страховых взносов применяется только в отношении категории работников имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью и не должен применяться к другим категориям работников аптек (т.2, л.д.5-8).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) - в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
ООО "ЦРА N 75" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 15.04.1998, состоит на учете в территориальном отделении пенсионного фонда, является плательщиком страховых взносов (т. 1, л.д. 9-22).
Фондом проведена камеральная проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов за первый квартал 2013 года, о чем составлен акт камеральной проверки от 05.06.2013 N 06620730002964 (т. 1, л.д. 159-162).
Принято решение от 27.06.2013 N 066 207 13 РК 000357о начислении страховых взносов - 20 381,57 руб. и штрафа по ст. 47 - 5 674,86 руб., пени - 643,60 руб. (т.1, л.д.37-43).
Установлено необоснованное применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат восьми работникам, не имеющим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и пунктов 2, 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 22.12.2011 N 1081 права на занятие фармацевтической деятельностью.
По мнению подателя апелляционной жалобы - фонда, общество необоснованно применяло пониженные страховые тарифы в отношении работников занимающих вспомогательные должности.
Суд пришел к выводу, что общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности аптеки.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В ст. 58 указанного закона установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество является фармацевтической организацией, осуществляет деятельность на основании соответствующей лицензии (т.1, л.д.43-44,55-60).
Из пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что аптечные организации отнесены к категории плательщиков страховых взносов, для которых установлены пониженные тарифы.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Из пункта 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" следует, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Поскольку общество является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, то право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическую деятельность осуществляет именно общество, а только не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Кроме того, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Следовательно, общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Следует отметить, что п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Закона N 61-ФЗ в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым критериям: имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста. Отсылочные нормы на положение Закона N 323-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не содержат.
Приведенная норма п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определяет понятие аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Законом N 61-ФЗ, но не содержит какого-либо ограничения применительно к физическим лицам, к заработной плате или к иному доходу которых подлежит применению понижающий тариф страховых взносов.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно неправомерности взыскания судебных издержек на оплату юридических услуг по первой инстанции в размере 10 000 руб., в связи с чем, оснований для переоценки выводов суда в указанной части не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2013 года по делу N А47-6898/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6898/2013
Истец: ООО "Центральная районная аптека N 75"
Ответчик: Государственное Учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Асекеевском районе
Третье лицо: Управление Пенсионного Фонда РФ в Асекеевском районе