Нарушение организацией срока постановки
на учет в налоговом органе
Согласно ст. 83 НК РФ организация должна встать на учет в налоговых органах по месту своего нахождения, по месту нахождения ее обособленных подразделений, принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ. Если она своевременно не подала заявление о постановке на учет по какому-либо основанию, предусмотренному НК РФ, а также если осуществляла деятельность без постановки на учет в налоговых органах, налоговики могут привлечь ее к налоговой ответственности по ст. 116, 117 НК РФ.
Согласно ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок не более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб., на срок более 90 календарных дней - в размере 10 000 руб. В статье рассмотрено применение этой нормы в случае несвоевременной постановки организации на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения
обособленных подразделений
Пункт 1 ст. 83 НК РФ требует, чтобы организации вставали на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений. Рассмотрим понятие "обособленное подразделение", которое в гражданском и налоговом законодательстве расшифровывается по-разному. Статья 55 ГК РФ к обособленным подразделениям относит филиалы и представительства, которые должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Для целей налогового законодательства используется более широкое понимание обособленного подразделения. Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено (например, является филиалом или представительством) (ст. 11 НК РФ).
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Из буквального прочтения этой нормы следует, что по месту обособленного подразделения должно быть более одного стационарного рабочего места. Но в письмах Минфина РФ от 02.06.2005 N 03-02-07/1-132, МНС РФ от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 уточнено, что обособленным подразделением должно признаваться любое территориально обособленное от организации подразделение, обладающее хотя бы одним рабочим стационарным местом. Статья 209 ТК РФ признает рабочим место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Налоговый кодекс считает рабочее место стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Местом нахождения обособленного подразделения является место осуществления деятельности организации через это обособленное подразделение.
Порядок регистрации
Порядок регистрации организации в налоговых органах зависит от того, стоит ли она на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение. Если не стоит, то в течение месяца со дня создания этого подразделения организация должна подать в налоговый орган по месту его нахождения Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения в РФ (ф. 1-2-Учет*(1)).
К заявлению прикладывают нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения и копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Согласно п. 2.1.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц*(2) в качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании. При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.
Налоговый орган в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов ставит ее на учет по месту нахождения обособленного подразделения и выдает ей уведомление о постановке на учет (ф. 1-3-Учет), в котором указан КПП. Получив уведомление, организация согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ обязана подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ (ф. С-09-3*(3)).
Если организация открыла на территории одного муниципального образования несколько обособленных подразделений, подведомственных разным налоговым инспекциям, то она может встать на учет в налоговом органе по месту одного из этих обособленных подразделений, выбранного ею самостоятельно. В Письме Минфина РФ от 22.05.2007 N 03-02-07/1-244 разъяснено, что организация информирует о выборе обособленного подразделения соответствующий налоговый орган путем подачи заявления в произвольной форме.
Момент начала течения срока подачи заявления о постановке на учет
Момент, начиная с которого отсчитывается срок подачи организацией заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, законодателем точно не установлен, что приводит к спорам. Фискальные ведомства не высказали официальной позиции в отношении такой ситуации. Налоговые инспекции к рассмотрению этого вопроса часто подходят формально, не обращая внимания на буквальную трактовку законодательства. Суды не поддерживают такой подход. Ниже представлена позиция судей, из которой налогоплательщики смогут сделать выводы, позволяющие минимизировать налоговый риск.
ФАС ВСО в Постановлении от 06.09.2004 N А19-20716/03-36-Ф02-3541/04-С1 рассмотрел ситуацию, когда приказ организации о создании обособленных подразделений был датирован 26.02.2003, поэтому, по мнению налоговой инспекции, организация до 26.03.2003 должна была представить заявление о постановке на учет, которое было подано только 28.05.2003. Суд указал, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии стационарных рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации, а также ведении деятельности через это подразделение. Он обратил внимание на то, что налоговая инспекция не представила доказательств, что 26.02.2003 в организации фактически были созданы стационарные рабочие места по адресам, указанным в приказе об их создании, и организация вела деятельность через эти подразделения.
ФАС ЗСО в Постановлении от 06.02.2007 N Ф04-8807/2006 (29891-А45-19) рассмотрел ситуацию, когда, по мнению налоговой инспекции, месячный срок для постановки на налоговый учет должен был исчисляться со дня принятия решения о создании филиала на собрании акционеров (07.12.2005). Но суд обратил внимание на то, что приказом организации N 4 от 31.01.2006 с 01.02.2006 утверждено штатное расписание филиала, приказом N 12-лс от 01.02.2006 назначен директор филиала и с этой же даты принят на работу в названный филиал первый сотрудник. Поэтому месячный срок для постановки организации на налоговый учет по месту нахождения филиала исчисляется с 01.02.2006, то есть со дня создания стационарных рабочих мест.
ФАС УО в Постановлении от 10.01.2007 N Ф09-11609/06-С3 отметил, что по смыслу ст. 11, 83 НК РФ основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения является фактическое его функционирование или способность к такому функционированию. Инспекцией же не были представлены доказательства, подтверждающие функционирование обособленного подразделения.
ФАС ДВО в Постановлении от 11.08.2006 N Ф03-А51/06-2/2108 рассмотрел ситуацию, когда заявление организации от 18.05.2005 о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения подано по истечении 112 дней после принятия общим собранием учредителей решения о создании филиала организации (26.01.2005). Суд отметил: налоговым органом не доказано, что деятельность филиала началась ранее мая 2005 года, так же как и не представлено доказательств осуществления деятельности филиала с 26.01.2005 - даты принятия полномочным органом решения о создании филиала.
ФАС СЗО в Постановлении от 02.11.2007 N А26-11293/2005 поддержал налоговую инспекцию, посчитав, что она представила достаточно доказательств, свидетельствующих о создании организацией обособленных подразделений:
- договоры аренды нежилых помещений, использованных под офисы;
- свидетельские показания работника организации;
- протоколы осмотра арендованных помещений с участием работников организации;
- договоры на абонирование телефонной линии в городе, в котором открыто обособленное подразделение;
- приказы о приеме на работу в отдел организации специалистов, проживающих в городах, где открыты обособленные подразделения;
- договоры о полной материальной ответственности за сохранность переданного для осуществления деятельности имущества.
По нашему мнению, которое согласуется с арбитражной практикой, необходимо учесть следующее. Во-первых, из определения обособленного подразделения следует, что оно должно быть оборудовано стационарными рабочими местами. Таким образом, дата приказа о создании обособленного подразделения не может признаваться датой его создания, если на этот момент оно не оборудовано стационарными рабочими местами. Во-вторых, при осуществлении деятельности через обособленное подразделение организация обязана в течение месяца со дня его создания подать в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения этого подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Из этого следует, что факт создания обособленного подразделения не обязывает организацию вставать на учет в налоговых органах, если она не осуществляет через него деятельность.
Повторная постановка на учет по месту
нахождения обособленного подразделения
Если организация уже стоит на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение, то она не обязана подавать заявление о постановке на учет. Согласно п. 4 ст. 83 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ она должна в течение месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговые органы по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ.
В пунктах 39 и 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении ст. 116 НК РФ необходимо учитывать следующее: правила статьи 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
О необходимости применения данного положения указано в Письме МНС РФ от 08.08.2001 N ШС-6-14/613@. В Письме Минфина РФ от 25.08.2004 N 03-01-10/3-105 сказано, что организация, не представившая в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет, не может быть привлечена к ответственности, установленной ст. 116 НК РФ, если она стоит на учете в этом налоговом органе по иному основанию. Но в этом случае налоговый орган в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.3 КоАП РФ, и на основании ст. 23.1 КоАП РФ в сроки, установленные КоАП РФ, направляет протокол в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановка плательщика ЕНВД на учет по месту осуществления
предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД
Одной из обязанностей организации, признаваемой плательщиком ЕНВД, является постановка на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Необходимость в подаче заявления о постановке на учет в данном случае возникает у организации в следующих случаях:
- создана новая организация, деятельность которой в соответствующем муниципальном образовании подпадает под уплату ЕНВД;
- организация открыла новое обособленное подразделение, деятельность которого в соответствующем муниципальном образовании подпадает под уплату ЕНВД.
Срок подачи заявления в соответствии с п. 2 ст. 346.28 и ст. 6.1 НК РФ составляет пять рабочих дней с начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД. Приказом ФНС РФ от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@ утверждены формы заявлений о постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.
В главе 26.3 НК РФ не сказано, какие документы нужно представить в налоговый орган при подаче заявления о постановке на учет плательщика ЕНВД. В пунктах 3 и 4 Приказа МНС РФ от 19.12.2002 N БГ-3-09/722, который признан утратившим силу Приказом ФНС РФ от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@, приведен перечень таких документов. Некоторые из них уточнены в Письме Минфина РФ от 01.10.2007 N 03-11-02/249 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС РФ от 19.10.2007 N СК-6-09/798@).
В настоящее время законодательство по-прежнему не рассматривает вопрос о перечне документов, которые нужно представлять вместе с заявлением о постановке на учет плательщика ЕНВД, а приказ, которым этот перечень был утвержден, утратил силу. По нашему мнению, налогоплательщику при подаче заявления нужно будет обратить внимание на то, что налоговые органы до утверждения этого перечня документов, возможно, будут продолжать требовать те же самые документы, которые были определены в утратившем силу приказе. Перечень этих документов представлен в таблице.
Для организаций | Для индивидуальных предпринимателей |
Заверенная копия Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме 1-1-Учет* |
Заверенная копия Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме 2-1-Учет* |
Свидетельство о государственной регистрации юриди- ческого лица (ф. Р51001**) или Свидетельство о вне- сении записи в Единый государственный реестр юриди- ческих лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (ф. Р57001**) |
Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ф. Р61001**) или Свидетель- ство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зареги- стрированном до 1 января 2004 года (ф. Р67001**) |
Документ, удостоверяющий личность (например, паспорт) |
|
* Форма утверждена Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц". ** Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". |
Нестандартные ситуации, возникающие при постановке на учет
Если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории одного муниципального образования, обслуживаемого разными налоговыми инспекциями, то она может встать на налоговый учет в одном из налоговых органов по месту осуществления деятельности в данном муниципальном образовании (Письмо Минфина РФ от 24.04.2007 N 03-11-04/3/126).
Согласно письмам Минфина РФ от 06.02.2008 N 03-11-05/23, от 24.12.2007 N 03-11-04/3/508, от 16.11.2007 N 03-11-04/3/443, от 01.10.2007 N 03-11-02/249 постановка на учет организации в качестве плательщика ЕНВД:
- осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет;
- осуществляющего развозную или разносную торговлю, распространение и (или) размещение наружной рекламы, рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах, оказывающего автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации.
Повторная постановка на учет. В письмах Минфина РФ от 16.02.2006 N 03-11-02/41, от 24.04.2007 N 03-11-04/3/126, УФНС по г. Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/03906 сказано, что организации не обязаны вставать на налоговый учет в качестве плательщиков ЕНВД в тех налоговых органах, в которых они стоят на налоговом учете по иным основаниям. Поэтому если организация стоит на учете в налоговом органе, например, по месту нахождения обособленного подразделения, то при открытии в этом же муниципальном образовании нового обособленного подразделения, осуществляющего подпадающую под уплату ЕНВД деятельность, подавать заявление о постановке организации - плательщика ЕНВД на учет по месту осуществления предпринимательской деятельности не нужно. При этом организации необходимо письменно сообщить в налоговый орган как об открытии нового обособленного подразделения, так и о том, что оно осуществляет деятельность, подлежащую обложению ЕНВД.
Продолжение в следующем номере
О.В. Княжина,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 3, май-июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма утверждена Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц".
*(2) Приказ МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
*(3) Форма утверждена Приказом ФНС РФ от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"