г. Москва |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А40-1858/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Закировым Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2013 г.
по делу N А40-1858/13, принятое судьей Зотовой Е.А.,
по иску Межрегиональной общественной организации "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" (ОГРН 1026300005071)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) и в порядке субсидиарной ответственности - к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Военного комиссариата Тульской области
о взыскании долга,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Заборин О.В., представитель по доверенности от 15.01.2014 г.;
ответчика: не явился, извещен;
третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная общественная организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Тульской области о взыскании задолженности в размере 1.417.050 руб. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по выплате компенсации расходов фактически понесенных с реализацией государственного контракта от 31.10.2008 г. по ВУС-837 категория "В,С" по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу в 2009 году.
Определением от 28 мая 2013 года суд принял отказ МОО "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" от иска к Военному комиссариату Тульской области и привлек последнего в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 25.10.2013, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2013 подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31 октября 2008 года между Межрегиональной общественной организации "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" (далее - исполнитель, истец) и Министерством обороны Российской Федерации (далее - ответчик, заказчик) были заключены государственные контракты на возмездное оказание услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов сержантов и старшин.
Согласно условиям контракта от 31.10.2008 года цена за одного подготовленного по ВУС-837 гражданина составляет 21 150 рублей.
Как усматривается из акта сдачи-приемки услуг истцом были подготовлены 149 специалистов по ВУС 837 "В,С". При этом, после подписания акта сдачи-приемки услуг, Военный Комиссариат продолжал направлять граждан на обучение, но услуга на 1 417 050 рублей, затраченных на подготовку еще 67 граждан, в государственный контракт не вошла. До настоящего времени оказанные услуги ответчиком не оплачены.
Вместе с тем, на направленные истцом ответчику счет N 202 от 09 ноября 2011 года, счет-фактуру 00000202 от 09 ноября 2011 г., акт выполненных работ 00000202 от 09 ноября 2011 года, акт сверки от ответчика мотивированных возражений по количеству, срокам и стоимости оказанных услуг не поступало.
В соответствии со с п. 3 ст. 15 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", мероприятия в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.
Механизм возмещения затрат, понесенных образовательными учреждениями общественных объединений, определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.1999 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 1.1 договора на подготовку в соответствии с заключенным государственным контрактом между ответчиком и истцом заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, предварительно отобранных для подготовки по военно-учетным специальностям военным комиссариатом города и района совместно с представителем образовательного учреждения исполнителя.
В соответствии с п.2.2. вышеназванного договора заказчик оплачивает исполнителю аванс в размере 30 % стоимости услуг после представления именных списков с указанием ВСУ и приказа о зачислении группы на обучение. Окончательный расчет производится после предоставления исполнителем следующих документов: оригинала акта ВЭК (военно-экзаменационной комиссии), оригинала протокола ГИБДД или экзаменационного протокола другого компетентного органа, подтверждающего присвоение надлежащей квалификации, акта сдачи-приема оказанных услуг.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как правильно установил суд первой инстанции, истцом обязательства по оказанию услуг по подготовке 67 специалистов в период с 10.09.2009 г.-10.12.2009 г., 21.09.2009 г. - 21.02.2010 г., 13.10.2009 г.- 22.01.2010 г. были исполнены надлежащим образом, что подтверждается договорами на обучение, приказами о зачислении и отчислении, списками граждан, проходивших обучение, актами и оценочными ведомостями профессиональных училищ, протоколами ГИБДД.
Ответчик, в нарушение действующего законодательства, обязательства по оплате расходов на обучение не исполнил ненадлежащим образом, что привело к образованию задолженности в размере 1.417.050 руб.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции при принятии судебного акта нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством РФ.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны РФ.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), согласно п. 7 ст. 1 которого 8 компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Федерального закона является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" мероприятия, устанавливаемые названной статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, также являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 704, в соответствии с п. 4 ч. 2 которых компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата. Согласно п. 3 Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 указанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.
Согласно п. 4 Правил - выплата компенсации осуществляется в отношении: расходов, указанных в подпунктах 4 и 6 пункта 2 Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному бюджетному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возложены на военные комиссариаты.
Согласно пункту 12 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 (далее - Инструкция), военные комиссары районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований, проводят мероприятия по отбору граждан, из числа подлежащих очередному призыву на военную службу, для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения; информируют военного комиссара субъекта Российской Федерации, командиров воинских частей о сроках проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, выделяют в состав военных экзаменационных комиссий своего представителя.
Объем предоставления образовательных услуг МРОО "ДОСВАМ", оказание услуг осуществлялось по заявке военного комиссариата Самарской области.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных актов.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе. Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является акт государственных органов (статья 8 ГК РФ).
Истцом представлены в материалах дела доказательства, подтверждающие, что объем предоставления услуг и их качество.
Факт направления призывников на обучение и их количество по каждой категории подтверждены именными списками граждан, отобранных военными комиссариатами, выписками из приказов военных комиссариатов Тульской области "О направление граждан на обучение".
В результате приема выпускных экзаменов закончили и получили свидетельства 149 курсантов.
В соответствии с п. 5.1. заключенных контрактов срок действия контракта определен как - с момента подписания по 31 декабря 2009 г.
Истечение срока действия контракта в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ прекращает исполнение обязательств, возникших из договора, только в случае, если это предусмотрено договором. Государственные контракты от 31.10.2008 г. такого условия не содержат. В отсутствие такого условия договор признается действующим до определенного им момента исполнения сторонами обязательства, то есть до прекращения обязательств сторон надлежащим исполнением (ст. 408 ГК РФ).
Истец свои обязательства по контрактам выполнил, что не прекращает обязательства, возникшего из контракта, в том числе обязательства заказчика оплатить результат фактически выполненных исполнителем услуг. Следовательно, обязательства сторон, возникшие из государственного контракта, не были прекращены по основаниям, предусмотренным ГК РФ, и государственный контракт своего действия не прекратил.
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не допускается односторонний отказ стороны контракта от его исполнения, государственный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон либо в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Обязанность Российской Федерации, в лице ее полномочных органов, по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления услуг по подготовке призывников, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В силу осуществления военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности казна является источником денежных средств, необходимых для обучения призывников по заявкам военкомата. Вопросы участия в гражданском обороте публично-правового образования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Проанализировав положения пунктов 17, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания названных расходов с публично-правового образования - Российской Федерации в лице ее казны.
Денежные средства для компенсации расходов истца на лицевой счет военного комиссариата Самарской области ни в спорный период, ни позднее не поступали. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
При этом в силу осуществления военным комиссариатом публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности казна является источником денежных средств, необходимых для проведения подготовки контингента военкомата, и компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений несет главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно подпункту 34 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 31 пункта 10 названного Указа министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 (далее - Положение о военных комиссариатах), установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота) (пункт 2), при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пункт 4).
Согласно подпункту 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах основными задачами военных комиссариатов является, в том числе организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
При этом материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Минобороны России обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Минобороны России на эти цели (пункт 18 Положения о военных комиссариатах).
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку в отношении комиссариата Минобороны России выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, денежные средства для организации комиссариатом работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, должны были быть выделены последнему за счет средств федерального бюджета Министерством обороны Российской Федерации.
При этом Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета в 2009 году выделялись денежные средства на компенсацию расходов для подготовки граждан по военно-учетным специальностям по КБК 187 0203 208 0200 в размере 2.290.739.400 рублей.
При этом Минобороны не представило доказательств исполнения обязанности по финансированию компенсационных расходов военкомата на организацию и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в спорный период.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал Минобороны России надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, на Минобороны России, а не на Минфин России в силу процессуального закона возложено бремя доказывания недостаточности бюджетного финансирования, выделенного на расходы, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям, и их целевого использования.
На Минфин России возлагалось бремя доказывания факта выделения бюджетного финансирования Министерству обороны Российской Федерации на указанные цели. Минфин России выполнило возложенные на него процессуальные обязанности, представив соответствующие доказательства выделения из федерального бюджета в 2009 году денежные средства на компенсацию расходов для подготовки граждан по военно-учетным специальностям по КБК 187 0203 208 0200 в размере 2.290.739.400 рублей.
Однако Минобороны России в свою очередь не обосновало, куда были направлены выделенные ему средства.
Произведя взыскание Российской Федерации в лице Министерства обороны России за счет казны Российской Федерации у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения к субсидиарной ответственности того же публично-правового образования в лице другого представителя - Министерства финансов Российской Федерации.
Поэтому в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2013 г. по делу N А40-1858/13 изменить и изложить в следующей редакции.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Межрегиональной общественной организации "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" задолженность в размере 1.417.050 (один миллион четыреста семнадцать тысяч пятьдесят) руб.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1858/2013
Истец: МОО ДОБРОВОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ВОЕННЫМ АВТОМОБИЛИСТАМ И МЕХАНИКАМ, МРОО "ДОСВАМ"
Ответчик: Военный комиссариат Тульской области, Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ, Российская Федерация и лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Военный комиссариат Тульской области