город Омск |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А81-1551/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10316/2013) общества с ограниченной ответственностью "Строительство 21 век" в лице конкурсного управляющего Усакова Игоря Валентиновича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.09.2013 по делу N А81-1551/2013 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительство 21 век" в лице конкурсного управляющего Усакова Игоря Валентиновича
к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
об оспаривании приказа от 07.03.2013 N 311,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Кентавр",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительство 21 век" в лице конкурсного управляющего Усакова Игоря Валентиновича - Рыбалт Валерий Васильевич по доверенности N 084 от 25.06.2012 сроком действия до 03.06.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Кентавр" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Строительство 21 век" Усаков Игорь Валентинович (далее по тексту - заявитель, ООО "Строительство 21 век", Общество) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным приказа от 07.03.2013 N 311.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2013 к с участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кентавр" (далее - ООО "Кентавр").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.09.2013 по делу N А81-1551/2013 в удовлетворении заявленного ООО "Строительство 21 век" требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что приказ от 07.03.2013 N 311 о досрочном прекращении права пользования недрами с целью добычи строительного камня на месторождении Матпугольское для производства щебня в Приуральском районе ЯНАО, предоставленного ООО "Строительство 21 век" по лицензии от 07.07.2006 СЛХ 07164 ТЭ, был вынесен Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Строительство 21 век" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Строительство 21 век" были приведены следующие доводы: установленные судом первой инстанции обстоятельства относительно направления в адрес генерального директора ООО "Кентавр" Асатряна А.И. уведомления N 2701-17/12302 от 23.07.2012 об участии в заседании экспертной комиссии по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СЛ Х07164 ТЭ, выданной ООО "Строительство 21 век" (т.2 л.д. 99), не свидетельствуют о надлежащем уведомлении ООО "Строительство 21 век" о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении выданной ему лицензии; ссылка суда первой инстанции на то, что протоколом заседания экспертной комиссии по вопросам лицензирования от 31.07.2012 N 91 (т.2 л.д. 100-106) Департаменту рекомендовано перенести срок устранения нарушений на три месяца, является необоснованной, поскольку такая рекомендация не имеет отношения к ООО "Строительство 21 век"; уведомление о предстоящей проверке от 06.09.2012 N 2701-17/15269 (т.1 л.д. 30) было направлено в адрес директора ООО "Кентавр", что свидетельствует о том, что ООО "Строительство 21 век" не было уведомлено о данной проверке Департаментом; доверенность генеральному директору ООО "Кентавр" от имени ООО "Строительство 21 век" на представление его интересов в отношениях с Департаментом, заявителем не выдавалась; суд первой инстанции необоснованно не исключил из числа доказательств по делу дополнительного соглашения N 1 к лицензионному соглашению от 10.02.2012, поскольку оно подписано генеральным директором заявителя Асатряном И.С. и конкурсный управляющий ООО "Строительство 21 век" не знал о его существовании.
В письменном отзыве Департамент возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель ООО "Строительство 21 век" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Департамент, ООО "Кентавр", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ООО "Строительство 21 век", установил следующие обстоятельства.
Победителем аукциона на получение права пользования недрами для добычи камня строительного месторождения Матпугольское в Приуральском районе признано ООО "Строительство 21 век"; горноотводным актом N 351 от 07.07.2006 Департамент предоставил ООО "Строительство 21 век" горный отвод для промышленной разработки строительного камня месторождения Матпугольское, расположенного в 1,5 км к западу от 14-го км строящейся ж/д Обская-Бованенково в Приуральском районе площадью 15,0 га до глубины 45 м.
ООО "Строительство 21 век" выдана лицензия от 07.07.2006 серии СЛХ 07164 ТЭ на добычу строительного камня на месторождении Матпугольское для производства щебня, срок окончания действия лицензии - 31.12.2023 (т.1 л.д. 103-104).
Департаментом и генеральным директором ООО "Строительство 21 век" Асатрян Ишханом Самсоновичем было подписано лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для целей добычи строительного камня месторождения Матпугольское в Приуральском районе (т.1 л.д. 105-115), а также дополнительное соглашение N 1 к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для целей добычи строительного камня месторождения Матпугольское в Приуральском районе к лицензии СЛХ 07164 ТЭ от 07.07.2006, зарегистрированное 10.02.2012 (т.1 л.д. 122-126).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.07.2010 по делу N А81-5030/2009 ООО "Строительство 21 век" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим должника назначен Усаков И.В.
Конкурсный управляющий ООО "Строительство 21 век" Усаков И.В. доверенностью от 20.08.2010 N 4 уполномочил Асатряна Артура Ишхановича представлять интересы ООО "Строительство 21 век", в том числе, в Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО по всем вопросам, связанным с получением необходимых документов (актов, выписок, справок, разрешений, лицензий, сертификатов, согласований и т.д.) и по иным вопросам, связанным с осуществлением деятельности Общества (т.1 л.д.134).
30.12.2011 конкурсный управляющий ООО "Строительство 21 век" (заказчик) заключил с ООО "Кентавр" (подрядчик) договор подряда N 1-ДП, в соответствии с которым подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса горных работ в карьере месторождения Матпугольское 14 км ж.д. линии Обская- Бованенково, а также осуществляет добычу и переработку строительного камня в щебень в соответствии с разработанным и утвержденным "Рабочим проектом разработки и обустройства месторождения строительного камня "Матпугольское" под производственные мощности 400 тыс.кв.м ООО "Строительство 21 век" (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора подряда N 1-ДП заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по представлению интересов заказчика в органах государственной власти, разрабатывает, ведет и согласовывает проектную документацию, необходимую для проведения всего комплекса горны работ и сопутствующих мероприятий, предоставляет всю необходимую отчетность контролирующим органам и органам местного самоуправления на основании доверенности от заказчика и настоящего договора. Генеральным директором ООО "Кентавр" является Асатрян Артур Ишханович (т. 1 л.д. 130-133).
На основании приказа Департамента от 17.11.2011 N 1067 была образована Экспертная комиссия по вопросам лицензирования пользования недрами для целей геологического изучения, разведки, добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории ЯНАО (далее - Экспертная комиссия) (т.2 л.д. 79).
В соответствии с положением об Экспертной комиссии, являющимся приложением N 1 к приказу от 17.11.2011 N 1067, Экспертная комиссия в целях реализации возложенных на не задач правомочна приглашать на свои заседания представителей организаций - пользователей недр по вопросам лицензирования пользования недрами, а также экспертов, консультантов и соответствующих специалистов; запрашивать у структурных подразделений Департамента и его подведомственных организаций документы и информацию, необходимые для реализации ее задач; вносить предложения по вопросам совершенствования системы лицензирования пользования недрами для направления их соответствующим исполнительным органам государственной власти ЯНАО (т. 2 л.д. 81-83).
28-29 февраля 2012 года состоялось заседание Экспертного совета по недропользованию ЯНАО по вопросу выполнения недропользователями условий лицензионных соглашений при добыче общераспространенных полезных ископаемых, оформленное протоколом N 40 (т.2 л.д. 89-91).
На данном заседании было заслушано сообщение полномочного представителя ООО "Строительство 21 век" генерального директора ООО "Кентавр" Асатряна А.И. (доверенность N 4 от 29.08.2010) (т.2 л.д. 87-88).
По итогам заседания Экспертный совет пришел к выводам о том, что ООО "Строительство 21 век" не выполняются существенные условия лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 07164 ТЭ, ООО "Строительство 21 век" по лицензии СЛХ 07164 ТЭ имеет задолженность по оплате НДПИ и арендной плате за пользование земельным участком: представленная ООО "Строительство 21 век" информация не содержала сведений о цене реализации сторонним организациям общераспространенных полезных ископаемых за каждый отчетный период в 2011 году в разрезе лицензии с обоснованием уровня цены реализации и приложением копий подтверждающих документов.
По результатам заседания Совет решил рекомендовать Департаменту направить ООО "Строительство 21 век" уведомление о невыполнении условий лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 07164 ТЭ, а также указать ООО "Строительство 21 век" на необходимость погасить имеющиеся задолженности по оплате НДПИ и арендной плате за пользование земельным участком, предоставить в срок не позднее 2 недель со дня получения протокола предоставить в Департамент информацию о цене реализации сторонним организациям общераспространенных полезных ископаемых за каждый отчетный период в 2011 году в разрезе лицензий с соответствующим обоснованием цены.
05.04.2012 Департамент направил в адрес ООО "Строительство 21 век" уведомление N 2701-17/5678 о том, что Общество, являясь владельцем лицензии СЛХ 07164 ТЭ, в нарушение п. 3.1 раздела 3 лицензионного соглашения к лицензии не уплачивает арендную плату за пользование земельным участком и налог на добычу полезных ископаемых; указанные нарушения являются основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, в связи с чем Обществу необходимо в течение 3 месяцев, устранить нарушения и представить в Департамент отчет об устранении нарушения (т.2 л.д.92).
Указанные выше требования решения Экспертного совета ООО "Строительство 21 век" выполнены не были, в связи с чем 23.07.2012 Департамент направил в адрес генерального директора ООО "Кентавр" Асатряна А.И. - полномочного представителя ООО "Строительство 21 век" уведомление N 2701-17/12302 об участии в заседании экспертной комиссии по вопросам лицензирования, на котором будет рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СЛХ 07164 ТЭ, выданной ООО "Строительство 21 век" (т.2 л.д.99).
Согласно протоколу заседания Экспертной комиссии по вопросам лицензирования пользования недрами для целей геологического изучения недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории ЯНАО от 31.07.2012 N 91 заседание состоялось при участии генерального директора ООО "Кентавр" Асатряна А.И. - полномочного представителя ООО "Строительство 21 век". В ходе заседания было установлено, что письмом от 27.07.22012 N 38 от ООО "Строительство 21 век" поступил отчет об устранении нарушений с приложением платежных поручений N5606421, N5606254 от 26.07.2012. По результатам заседания Совет решил рекомендовать Департаменту признать устраненным нарушение, указанное в уведомлении от 05.04.2012 N 2701-17/5678, руководству ООО "Строительство 21 век" обратить внимание на низкую исполнительную дисциплину сотрудников предприятия в вопросах устранения нарушений, указанных в уведомлениях о невыполнении условий лицензионных соглашений, а также в целом соблюдения условий лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых (т.2 л.д. 104).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) во исполнение приказа Департамента от 14.12.2011 N 1212 "Об утверждении плана проверок пользователей недр местного значения и осмотра лицензионных участков на территории ЯНАО на 2012 год" Департаментом издан приказ от 06.09.2012 N 917 о проведении в отношении ООО "Строительство 21 век" в период с 17.09.2012 по 25.09.2012 проверки на предмет соблюдения условий лицензии на пользование участками недр местного значения СЛХ 07164 ТЭ от 07.07.2006; приложением N 1 к приказу определен перечень документов, необходимых для представления Обществом. (т.1 л.д. 31-32, 33-35).
Уведомление от 06.09.2012 N 2701-17/15269 о предстоящей проверке и необходимости подготовить информацию с приложением подтверждающих документов направлено Департаментом в адрес генерального директора ООО "Кентавр" Асатряна А.И. с приложением приказа Департамента от 06.09.2012 N 917 (т.1 л.д.30).
В ходе проведения проверки Департаментом выявлены следующие нарушения ООО "Строительство 21 век":
- не были представлены следующие документы: устав Общества; приказы по предприятию об утверждении учетной политики для целей налогообложения на 2010, 2011 и 2012 гг.; расчеты стоимости добытых общераспространенных полезных ископаемых; документы, подтверждающие начисление и уплату платежей природно-ресурсного блока (налоговые декларации, акты сверок); справка о платежах в бюджетную систему за 2010, 2011 и за январь-июль 2012 года согласно установленной форме;
- незначительное нарушение установленных границ горного отвода;
- согласно информации МО Приуральский район задолженность Общества по арендной плате за пользование земельными участками по состоянию на 16.07.2012 составляла 6 870 881 руб. 56 коп., часть основного долга предприятие погасило (платежные поручения N 5606421 от 26.07.2012 и N 5879688 от 21.09.2012 на общую сумму 4 500 000 руб.); долг по оплате пени по состоянию на 26.04.2011 составлял 183 148 руб. 58 коп. Расчеты арендной платы на 2009, 2010 и 2012 годы недропользователем не представлены;
- ежеквартальная отчетная информация не соответствует информации, предоставляемой по итогам года и по форме 5-гр.;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2011 года, за 1 и 2 кварталы 2012 года в установленные сроки не произведены;
- не ведется учет образовавшихся отходов;
- отсутствуют планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (Обществом осуществляется хранение нефтепродуктов в стационарных емкостях);
- отсутствуют учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и документы, подтверждающие регулярность контроля норм токсичности (дымности) автотранспорта;
- отсутствует производственный экологический контроль;
- форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2011 год не предоставлялась в уполномоченный орган;
- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2011 год не предоставлялась;
- не разработан проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух;
- выброс загрязняющих веществ осуществляется без специального разрешения;
- форма статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) за 2011 год в уполномоченный орган не подавалась.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 25.09.2012 (т.1 л.д.78-91), который был направлен уполномоченному представителю ООО "Строительство 21 век" заместителю генерального директора ООО "Кентавр" Заян В.С. (приказ от 04.07.2012 N 07-П) в рамках исполнения договора подряда N 1-ДП от 30.12.2011.
11.10.2012 Департамент направил в адрес конкурсного управляющего ООО "Строительство 21 век" уведомление N 2701-17/17385 о необходимости устранения выявленных нарушений в течение 3 месяцев со дня получения уведомления (т.1 л.д.127-128).
Согласно протоколу заседания Экспертной комиссии по вопросам лицензирования пользования недрами для целей геологического изучения недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории ЯНАО от 05.02.2013 N 04/13 в связи с тем, что ООО "Кентавр" представило информацию о частичном устранении выявленных нарушений комиссией рекомендовано Департаменту перенести рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами на 27-28 февраля 2013 года (т.1 л.д.142-147).
Из протокола заседания Экспертного совета по недропользованию ЯНАО от 28.02.2013 N 10 (т.1 л.д.148-152) следует, что после рассмотрения всех представленных ООО "Кентавр" документов установлено, что большая часть нарушений существенных условий лицензии не устранена:
пункт 1.2 - нарушение установленных границ горного отвода; маркшейдерская съемка, представленная ООО "Кентавр", низкого качества без расчетов объемов добычи, незаверенная подписью и печатью;
подп. "г" пункта 2.1. - не осуществляется достоверный учет извлекаемых полезных ископаемых с ежеквартальным подтверждением их путем маркшейдерских замеров: представленные в разное время ООО "Кентавр" за ООО "Строительство 21 век" отчетные данные не совпадают;
пункт 2.4 - не ведется учет образовавшихся отходов. У предприятия отсутствуют планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (в целях устранения нарушения заключен договор подряда от 14.02.2013 N 00015/72-IIJIAPН/13 с ООО "ИКЦ "Промтехбезопасность" на разработку плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов); отчет 2-ТП (отходы) за 2011 год, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2011 не предоставлялись в уполномоченный орган; не разработан проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух (в целях устранения нарушения заключен договор от 30.01.2013 N 0913 с ООО "КБ Экорос" на устранение замечаний и недоработок, выявленных при согласовании проекта ПДВ; осуществляется выброс загрязняющих веществ без специального разрешения (в целях устранения нарушения представлено заявление о продлении разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух от 04.02.2013).
Также Экспертный совет указал, что согласно условиям лицензии от 07.07.2006 СЛХ 07164 ТЭ за исполнение обязательств, определенных лицензионным соглашением, ответственность несет недропользователь - ООО "Строительство 21 век", однако документация по устранению нарушений, указанных в уведомлении, оформлена и представлена ООО "Кентавр" и подписана генеральным директором ООО "Кентавр".
Установленные обстоятельства позволили Экспертному совету рекомендовать Департаменту досрочно прекратить право пользования недрами, предоставленное ООО "Строительство 21 век" по лицензии от 07.07.2006 СЛХ 07164 ТЭ, в связи с нарушением существенных условий лицензионного соглашения.
В заседании Экспертного совета по недропользованию ЯНАО 28.02.2013 принимал участие, в том числе конкурсный управляющий ООО "Строительство 21 век" Усаков И.В.
07.03.2013 Департамент на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, статьи 11 Закона ЯНАО от 26.06.2012 N 56-ЗАО "О недропользовании в ЯНАО", Положения о Департаменте, протокола заседания Экспертного совета по недропользованию ЯНАО от 28.02.2013 N 10 издал приказ N 311 о досрочном прекращении права пользования недрами с целью добычи строительного камня на месторождении Матпугольское для производства щебня в Приуральском районе ЯНАО, предоставленного ООО "Строительство 21 век" по лицензии от 07.07.2006 СЛХ 07164 ТЭ.
Не согласившись с указанным приказом, ООО "Строительство 21 век" обжаловало его в арбитражный суд.
19.09.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр регулируются Законом о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства по выполнению указанного договора. На основании части 1 статьи 11 Закона о недрах о такой договор является неотъемлемой частью лицензии.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1 (далее - Положение), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
Статья 20 Закона о недрах предусматривает основания для прекращения права пользования недрами.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о недрах основанием досрочного прекращения права пользования недрами является, в частности, нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами, а также если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2, 3, 5).
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Аналогичная процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена пунктом 15.4 Положения.
Таким образом, Законом о недрах установлен механизм, позволяющий недропользователю избежать негативных правовых последствий в виде досрочного прекращения права пользования недрами, устранив допущенные нарушения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для издания оспариваемого приказа о досрочном прекращении права пользования недрами послужили выводы Департамента о систематическом нарушении ООО "Строительство 21 век" пунктов 1.2 лицензионного соглашения, подпункта "г" пункта 2.1, пункт 2.4 дополнительного соглашения N 1 к лицензионному соглашению, и не устранении этих нарушений по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях.
В соответствии с пунктом 1.2 лицензионного соглашения участок недр включает в себя горный отвод - блок недр, в пространственных границах проектного карьера, площадью 15,0 га, с ограничением по глубине 45 м в границах, обозначенных угловыми точками.
Согласно подпункту "г" пункта 2.1 дополнительного соглашения N 1 к лицензионному соглашению по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь должен обеспечить уровни добычи полезного ископаемого в соответствии с проектными документами и с учетом общего разрешенного объема добычи в количестве не более 5160,0 тыс. куб.м.
Согласно пункту 2.4 дополнительного соглашения N 1 к лицензионному соглашению по охране окружающей природной среды недропользователь должен обеспечить: соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами РФ и ЯНАО в сфере охраны окружающей среды; соблюдение требований, установленных в соответствующих разделах проектных документов по разведке и добыче полезных ископаемых на лицензионном участке недр; оперативное извещение Департамента и уполномоченных органов обо всех авариях, связанных с загрязнением окружающей среды.
Факт нарушения заявителем вышеуказанных условий лицензии подтверждаются материалами проверки, проведенной Департаментом в период с 17.09.2012 по 25.09.2012, а именно актом проверки от 25.09.2012 (т.1 л.д.78-91), протоколом заседания Экспертной комиссии по вопросам лицензирования пользования недрами для целей геологического изучения недр, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории ЯНАО от 05.02.2013 N 04/13 (т.1 л.д.142-147), протоколом заседания Экспертного совета по недропользованию ЯНАО от 28.02.2013 N 10 (т.1 л.д.148-152).
В соответствии со статьей 21 Закона о недрах 11.10.2012 Департамент направил в адрес конкурсного управляющего ООО "Строительство 21 век" уведомление N 2701-17/17385 о необходимости устранения выявленных нарушений в течение 3 месяцев со дня получения уведомления (т.1 л.д.127-128). В названном уведомлении Департамент указал на нарушение Обществом лицензионного соглашения; владелец лицензии предупрежден о том, что в случае неустранения нарушений в трехмесячный срок право пользования недрами будет прекращено досрочно.
Вместе с тем ООО "Строительство 21 век" не устранило в полном объеме нарушения, перечисленные в уведомлении.
При таких обстоятельствах процедура издания оспариваемого приказа после направления лицензиату соответствующего уведомления и истечения срока, установленного для устранения нарушений лицензионных требований, соответствует требованиям Закона о недрах и Положению о порядке лицензирования.
В апелляционной жалобе ООО "Строительство 21 век", не оспаривая по существу выявленные Департаментом нарушения условий лицензии, ссылается на нарушение процедуры проведения Департаментом проверки, в частности заявитель указывает на то, что он не был уведомлен о предстоящей в период с 17.09.2012 по 25.09.2012 проверке на предмет соблюдения условий лицензии на пользование участками недр местного значения СЛХ 07164 ТЭ; акт проверки ООО "Строительство 21 век" не направлялся, равно как и уведомление N 2701-17/12302 от 23.07.2012 об участии в заседании экспертной комиссии по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СЛ Х07164 ТЭ, выданной ООО "Строительство 21 век".
Между тем, данные доводы заявителя опровергаются фактическими обстоятельствами рассматриваемого спора и представленными в материалы дела доказательствами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что уведомление от 06.09.2012 N 2701-17/15269 о предстоящей проверке ООО "Строительство 21 век" и необходимости подготовить информацию с приложением подтверждающих документов, было направлено Департаментом в адрес генерального директора ООО "Кентавр" Асатряна А.И. с приложением приказа Департамента от 06.09.2012 N 917 (т.1 л.д.30).
При этом генеральный директор ООО "Кентавр" Асатрян А.И. в соответствии с доверенностью от 20.08.2010 N 4, выданной ему конкурсным управляющим ООО "Строительство 21 век" Усаковым И.В. со сроком до окончания конкурсного производства, является уполномоченным представителем ООО "Строительство 21 век" (т. 1 л.д. 134).
Материалами дела, в том числе протоколами заседания Экспертной комиссии N 40 (т.2 л.д. 89-91), от 31.07.2012 N 91 (т.2 л.д. 104) подтверждается, что Асатрян А.И. до начала проверки в период с 17.09.2012 по 25.09.2012 участвовал в заседаниях именно в качестве полномочного представителя ООО "Строительство 21 век", следовательно, оснований полагать, что ООО "Строительство 21 век" не знало о допущенных нарушениях лицензионных требований и необходимости их устранения, у суда апелляционной инстанции не имеется, равно как и оснований считать, что ООО "Строительство 21 век" не знало, что в отношении него проводилась плановая проверка.
Довод апелляционной жалобы о том, что доверенность генеральному директору ООО "Кентавр" от имени ООО "Строительство 21 век" на представление интересов заявителя в отношениях с Департаментом, конкурсным управляющим Усаковым И.В. не выдавалась, несостоятелен, и опровергается материалами дела (т. 1 л.д. 134). Доказательств того, что доверенность от 20.08.2010 N 4 признана недействительной либо была отозвана, материалы дела не содержат, апелляционному суду не представлено.
Поскольку все уведомления, в том числе от 23.07.2012 N 2701-17/12302 об участии в заседании экспертной комиссии по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СЛ Х07164 ТЭ, выданной ООО "Строительство 21 век", от 06.09.2012 N 2701-17/15269 о предстоящей проверке и необходимости подготовить информацию с приложением подтверждающих документов, были направлены Асатряну А.И. генеральному директору ООО "Кентавр" - представителю по доверенности от 20.08.2010 N4 ООО "Строительство 21 век", доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Строительство 21 век" не направлялась документация, предшествовавшая вынесению Департаментом оспариваемого приказа, не состоятельны.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что акт проверки от 25.09.2012 (т.1 л.д.78-91) не был предоставлен ООО "Строительство 21 век".
Из материалов дела усматривается, что акт проверки был направлен заместителю генерального директора ООО "Кентавр" Заян В.С. в рамках исполнения договора подряда N 1-ДП от 30.12.2011, что подтверждается приказом от 04.07.2012 N 07-П и содержанием договора N 1-ДП от 30.12.2011.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности ссылки суда первой инстанции на то, что протоколом заседания экспертной комиссии по вопросам лицензирования от 31.07.2012 N 91 (т.2 л.д. 100-106) Департаменту рекомендовано перенести срок устранения нарушений на три месяца, не является основанием для отмены вынесенного судом первой инстанции решения, поскольку, несмотря на то, что данным протоколом Департаменту было рекомендовано признать устраненным нарушение, указанное в уведомлении N 2701-17/5678, ООО "Строительство 21 век" спустя почти 2 месяца вновь допустило нарушения лицензионных требований, что подтверждается актом проверки, и не устранило их.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил требование заявителя об исключении из числа доказательств по делу дополнительного соглашения N 1 к лицензионному соглашению от 10.02.2012, поскольку оно подписано генеральным директором ООО "Строительство 21 век" Асатряном И.С. и заявитель не знал о существовании подобного дополнительного соглашения.
В соответствии с пунктом 15.2 лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии от 07.07.2006 СЛХ 07164 ТЭ) уведомление о предстоящей ликвидации в качестве юридического лица и заявление о возвращении участка недр в нераспределенный фонд недр и прекращении права пользования недрами недропользователь направляет органам (Департамент) в течение 10 дней с даты принятия этого решения собственником либо с даты решения арбитражного суда об открытии конкурсного производства по отношению к недропользователю.
В силу пункта 4.4 лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии от 07.07.2006 СЛХ 07164 ТЭ) при выполнении работ по настоящему Соглашению недропользователь обязуется представлять в органы (Департамент) в течение срока действия настоящего Соглашения в месячный срок с момента государственной регистрации нотариально заверенные копии изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы организации - недропользователя.
11.05.2010 в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии судом решения о признании юридического лица ООО "Строительство 21 век" банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
Обязанность (условия лицензии) по направлению в Департамент в установленные сроки уведомления о предстоящей ликвидации и нотариально заверенных копий изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы недропользователя, ООО "Строительство 21 век" не выполнена, что также свидетельствует о нарушении существенного условия лицензии. Следовательно, на момент заключения спорного дополнительного соглашения N 1 к лицензионному соглашению Департамент не был поставлен в известность о внесенных в учредительные документы недропользователя изменений.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что отказав в удовлетворении заявленного ООО "Строительство 21 век" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Строительство 21 век" не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Строительство 21 век".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.09.2013 по делу N А81-1551/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1551/2013
Истец: ООО " Строительство 21 век", ООО "Строительство 21 век" в лице конкурсного управляющего Усакова Игоря Валентиновича
Ответчик: Департамент природно-ресурсного регулирования,лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: ООО " Строительство 21 век", ООО "Кентавр"
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2091/14
21.01.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10316/13
19.09.2013 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-1551/13
17.05.2013 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-1551/13
23.04.2013 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-1551/13