г. Тула |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А23-5704/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в отсутствие от истца - городской Управы г. Калуги (г. Калуга, ИНН 4027017947, ОГРН 1024001179113), ответчика - индивидуального предпринимателя Фомичевой Анны Александровны (г. Калуга, ИНН 402800975106, ОГРНИП 304402734200262) и третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "СВД" (г. Калуга) и муниципального унитарного предприятия "Управление комплексного обслуживания населения" (г. Калуга), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фомичевой Анны Александровны на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.10.2013 по делу N А23-5704/2012 (судья Акимова М.М.), установил следующее.
Городская Управа города Калуги (далее - истец, управа) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к индивидуальному предпринимателю Фомичевой Анне Александровне (далее - ответчик, ИП Фомичева А.А., предприниматель) об освобождении земельного участка, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 13, от принадлежащего ей имущества.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СВД" и МУП "Управление комплексного обслуживания населения".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.10.2013 исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы ссылался на то, что ему передавалось торговое место в виде определенной площади земли, в связи с чем площадь торгового места равнозначна площади земельного участка. Считал, что в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Обращал внимание на то, что договор аренды торгового места заключенный с ответчиком является в настоящее время возобновленным на неопределённый срок, поскольку до окончания срока его действия ИП Фомичева А.А. выразила свою волю на заключение договора на тех же условиях. Считает незаконным заключение договора аренды спорного земельного участка от 10.12.2012 с ООО "СВД", нарушающим преимущественное право ответчика перед другими лицами на заключение договора аренды. Указывает на то, что доказательства расторжения договора аренды с Фомичевой А.А. в порядке, установленном законом (направление уведомления за 3 месяца при аренде недвижимого имущества) в материалах дела отсутствуют. По ее мнению, заключая договор с МУП "КМР" предприниматель получила в аренду не обустроенные специально для осуществления розничной торговли земельные участки (арендодателем не установлены палатки, прилавки, лотки и т.п.) и данная деятельность квалифицируется как передача во временное владение и (или) пользование земельных участков для организации на них торговых мест, а не как передача во временное владение и (или) пользование торговых мест.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что если ответчик считает ничтожным договор на участие в организации ярмарке, то невозможно сделать вывод о законном занятии спорного земельного участка и до 30.06.2013. Считает необоснованной ссылку ответчика на необходимость предупреждения об окончании договора от 01.04.2012, поскольку договор был заключен всего на 3 месяца. Обращает внимание на то, что в случае передачи в аренду части земельного участка она должна была быть индивидуализирована (указана площадь, границы, индивидуальные характеристики), а работы по разделению земельного участка площадью 1 065 кв. м не проводились. Считает, что в предмете договора не указано на предоставление определенной площади предпринимателю. По его мнению, заключенные МУП "КМР" с предпринимателем договоры не могут являться договорами субаренды, поскольку муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе сдавать такой участок в субаренду. Указывает на то, что арендатором по договору аренды земельного участка являлся МУП "КМР", поэтому только оно могло претендовать на преимущественное право заключение договора аренды. Обращает внимание на то, что факт законного предоставления земельного участка ООО "СВД" установлен решением Арбитражного суда Калужской области от 15.04.2013
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, распоряжением городского головы городского округа "Город Калуга" от 04.07.2007 N 6289-р "Об утверждении мест дислокации ярмарок на территории муниципального образования "Город Калуга" утвержден перечень мест дислокации ярмарок на территории г. Калуги.
В перечень мест дислокации включена постоянно действующая ярмарка по ул. Достоевского (т. 2, л. д. 57 - 65, 73 - 94).
На основании распоряжения городского головы г. Калуги от 28.10.2004 N 5291-р между управлением городского хозяйства города Калуги (арендодателем) и правопредшественником МУП "УКОН" - МУП "КМР" (арендатором) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 28.10.2004 N 584 с кадастровым номером 40:26:010515:0014 площадью 1 065 кв. м, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, для эксплуатации мини-рынка (в редакции дополнительных соглашений от 29.04.2005 N 669, 09.12.2005 N 2 в части срока действия договора, т. 1 л. д. 18 - 26).
Соглашением от 05.07.2012 N 258/12 между городской Управой города Калуги и МУП "КМР" договор от 28.10.2004 N 584 аренды земельного участка с кадастровым номером 40:26:010515:0014, предоставленный МУП "КМР" для организации мини-рынка, расторгнут (т. 1, л. д. 27).
Земельный участок возвращен арендатором по акту приема-передачи от 05.07.2012 (т. 1 л. д. 128).
01.04.2012 между МУП "Калужский мини-рынок" (организатором) и ИП Фомичевой А.А. (участником) подписан договор N 985-30/240-12 (т. 1, л. д. 129 - 131) на участие в ярмарке, расположенной по ул. Достоевского, 13, по условиям которого организатор на основании заявки и в соответствии со схемой размещения предоставляет предпринимателю на срок по 30.06.2012 торговое место для продажи товаров и оказывает ему услуги по обеспечению функционирования ярмарки (организация мест для продажи товаров): обеспечение твердого покрытия площадки для торговли; организацию временных автостоянок для парковки местного автотранспорта; установку мусорных контейнеров (урн); ежедневную уборку территории после закрытия ярмарок, а в зимний период времени уборку снега и льда; вывоз мусора; оснащение территории ярмарки биотуалетом или стационарным туалетом.
Указанный договор вступает в силу с 01.04.2012 и действует по 30.06.2012 (пункт 2.1. договора).
После окончания срока действия указанного договора, ИП Фомичева А.А. продолжает осуществлять торговлю на указанном земельном участке на торговых местах, что подтверждается подписанным ею актом от 07.03.2013 и не оспаривается ответчиком (т. 2, л. д. 99).
Представленными истцом актами осмотра от 29.10.2012, от 25.01.2013, от 07.03.2013 (т. 1, л. д. 56 - 60, 78 - 82, т. 2 л. д. 99) установлено, что предприниматель продолжает осуществлять торговую деятельность на спорном земельном участке в сборно-разборной палатке.
Ссылаясь на то, что ответчик осуществляет на спорном земельном участке торговую деятельность и использует его без законных оснований, истец обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у ИП Фомичевой А.А. отсутствуют законные основания использования спорного земельного участка с кадастровым номером 40:26:000309:196 для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статьям 304, 305 ГК РФ собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненно наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца (пункты 1, 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения").
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил наличие вещного права истца на спорный земельный участок; отсутствие у предпринимателя оснований занимать этот участок, а также то, что чинятся препятствия в осуществлении истцом прав землепользователя.
В силу абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Устава муниципального образования "город Калуга" к компетенции управы относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории Калуги, в пределах, установленных действующим законодательством и правовым актом Думы.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки городского округа "город Калуга", утвержденных решением городской думы г. Калуги от 14.12.2011 N 247, к компетенции управы отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение земельными участками, расположенными в границах Калуги, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Факт создания ответчиком препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 40:26:000309:196 (нахождении на нем имущества ответчика, ведение торговой деятельности) подтвержден актами осмотра от 29.10.2012, от 25.01.2013, от 07.03.2013 (т. 1, л. д. 56 - 60, 78 - 82, т. 2 л. д. 99).
При этом предпринимателем не отрицалось, что земельный участок используется им для осуществления торговли. В то же время, вопреки статье 65 АПК РФ, им не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок.
Имеющиеся в материалах дела договоры между ответчиком и МУП "КМР" не могут быть признаны такими доказательствами, поскольку с учетом положений статей 421, 431 ГК РФ являются договорами на предоставление торгового места на розничном рынке.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих данную деятельность, регламентируются специальным законодательством - Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ).
Согласно указанному Закону розничным рынком признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Статьей 15 Закона N 271-ФЗ определено, что торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Положения указанных норм позволяют сделать вывод о нетождественности договора на предоставление торгового места и договора аренды земельного участка.
В период возникновения настоящего спора действовало постановление правительства Калужской области от 30.08.2011 N 470 "Об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказание услуг) на них на территории Калужской области", которым утвержден порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Калужской области. Согласно пункту 1.1 приложения N 1 к постановлению организатор ярмарки - орган исполнительной власти Калужской области, орган местного самоуправления Калужской области, юридические лица и индивидуальные предприниматели; участники ярмарки - юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, граждане (в том числе граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством и животноводством), осуществляющие продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) и включенные организатором ярмарки в состав участников ярмарки; место для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке - палатка, лоток, стол, а также место для транспортного средства развозной торговли, используемые для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) (далее - место для продажи товаров). Ярмарки, организуемые органами исполнительной власти Калужской области, организуются в соответствии с правовым актом органа исполнительной власти Калужской области. Участие в ярмарке осуществляется на основании заявки, представляемой организатору ярмарки. Организатор ярмарки рассматривает поступившие заявки, разрабатывает и утверждает схему размещения мест для продажи товаров. Расположение мест для продажи товаров на ярмарке должно обеспечивать свободное продвижение по ярмарке, в том числе в проходах между торговыми рядами. За пределами территории организации ярмарки расположения предоставляются в соответствии со схемой размещения мест для продажи товаров.
В соответствии с указанным порядком организатор ярмарки - МУП "КМР" заключило на основании заявления предпринимателя договор на участие в ярмарке от 01.04.2012, срок действия которого истек 30.06.2012.
Кроме того, ни из одного из представленных предпринимателем договоров с МУП "КМР" не следует, что их предметом являлся земельный участок (его часть), в то время как в соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условия об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно пункту 2 статьи 6, статье 22, пункту 2 статьи 34, статье 37 ЗК РФ объектом аренды могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, так как при процедуре кадастрового учета определяются уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие отграничить его на местности.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается. Однако судам надлежит принять во внимание, что арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка.
В данном случае МУП "КМР" и предпринимателем условие о передаче в субаренду части земельного участка не согласовывалось.
По изложенным основаниям ссылки заявителя на нормы гражданского законодательства об аренде земельных участков, в том числе на наличие преимущественного права на заключение договора на новый срок, направления уведомления о возобновлении договора на новый срок, не имеют правового значения для настоящего спора.
Нормы статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых предприниматель отождествляет торговое место с земельным участком, не применимы в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ.
Несостоятелен довод заявителя о злоупотреблении истцом правом на прекращение договора, поскольку он в обязательственных отношениях с управой не состоит. Кроме того, договор аренды между управлением городского хозяйства города Калуги и правопредшественником МУП "УКОН" - МУП "КМР" от 28.10.2004 считается заключенным на неопределенный срок и при его расторжении в силу пункта 1 статьи 618 ГК РФ прекращаются отношения по субаренде, даже если такие отношения имели место.
Судом области в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, отношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы, не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.10.2013 по делу N А23-5704/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5704/2012
Истец: Городская Управа г. Калуги
Ответчик: ИП Фомичева А. А., Фомичева Анна Александровна
Третье лицо: Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области, МУП "Управление комплексного обслуживания населения", МУП Управление Комплексного обслуживания населения г. Калуги, ООО "СВД", Богатырева А. Ю.