г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А42-4352/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца: Смирнов Д.В. (доверенность от 25.12.2013 г.)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-х лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25355/2013) Правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.10.2013А42-4352/2013 (судья Востряков К.А.), принятое
по иску ИП Кондратюка Петра Васильевича
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений г. Мурманска, 2) Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кондратюк Петр Васильевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003187:22, в размере рыночной стоимости 6 093 725 руб. 64 коп.
Определением от 11.07.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) и Правительство Мурманской области (далее - Правительство).
Решением от 11.10.2013 г. иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе, поданной Правительством, третье лицо просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в нарушение положений ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135 - ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заказчиком оценки выступает арендатор земельного участка, а не орган местного самоуправления, который осуществляет распоряжение спорным земельным участком, в связи с чем Правительство считает отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка недействительным.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Другие участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Предпринимателя и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Предприниматель по договору аренды от 26.12.2006 N 9018, с учетом дополнения N 1 от 18.10.2007, владеет земельным участком с кадастровым номером 51:20:0003187:22, предоставленным под здание-магазин и автостоянку.
На земельном участке расположено здание-магазин, общая площадь 264,8 кв.м, принадлежащее Кондратюку П.В. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 05.05.2008.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области по состоянию на 01.01.2011.
По итогам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003187:22 составила 56 507 040,04 рублей.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003187:22 внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены в публичной кадастровой карте.
По результатам независимой оценки, выполненной ЗАО "Многопрофильный деловой центр", и представленной в отчете N с7794 от 13.05.2013 г., рыночная стоимость земельного участка (объекта оценки), определена по состоянию на 01.01.2011, которая для земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003187:22, составила 6 093 725,64 руб.
Предприниматель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском, указав на зависимость размера арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 7 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в Кадастр.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Кадастр кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
По правилам ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 68 Арбитражного процессуального РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Предприниматель в обоснование исковых требований представил в материалы дела отчет N с7794 от 13.05.2013 г., об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г.
Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключение N 0055-НП/13-13 от 21.05.2013 НП "Саморегулируемая организация Ассоциации Российский Магистров Оценки", составленным в порядке статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
При рассмотрении дела ответчик (третьи лица) не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчёта N с7794 от 13.05.2013 г.
Доводы подателя жалобы об отсутствии полномочий у арендатора на заключение договора на проведение оценки со ссылкой на положения ст. 10 Закона об оценочной деятельности, отклонены апелляционным судом.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли соответствующие платежи (земельный налог, арендную плату).
В силу п. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Таким образом, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные ст. 40 Земельного кодекса РФ, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (подпункт 4 пункта 1).
Поэтому арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки наряду с собственником земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.10.2013 г. по делу N А42-4352/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4352/2013
Истец: ИП Кондратюк Петр Васильевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области